Познавательно-исследовательская деятельность. Кружок " Всезнайка"
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Аникутина Ирина Леонидовна

Дополнительная развивающая  программа по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детсад комбинированного вида «Цветик-семицветик»

Дополнительная

 общеразвивающая программа

Кружок « Всезнайка»

                         ( возраст 5-6 лет)

                       Количество часов в год-

                                              Автор: воспитатель высшей категории

       Аникутина И.Л.

                                                Дмитров 2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Виды и направления программы

Актуальность

Новизна программы

Цели и задачи программы

Принципы и подходы к формированию программы

Целевые ориентиры

Индивидуализация процесса

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Условия реализации программы

Планируемые результаты освоения программы

Формы организации занятий

         Тематическое планирование

Планируемые результаты освоения курса

Литература

Интернет ресурсы

                               

                               Пояснительная записка

Говоря о познавательно – исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

В период дошкольного детства «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно – исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия, мышления, речи).

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Знания, которые получены опытным путём, легче всего постигаются детьми и фиксируются долгосрочной памятью. У старших дошкольников сформированы элементарные исследовательские навыки, они переходят к самостоятельному планированию экспериментирования и способны различными методами (в т. ч. при помощи необходимых инструментов) проверять правильность своих предположений. Занятия исследовательской направленности в старшей группе ДОУ становятся насыщеннее и информативнее.

развития поисково-познавательной деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. Задачи программы: 1. Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей. 2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей). 3. Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия. 4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношению к миру

Виды и направления программы

Можно выделить два вида такой деятельности.

1 Ребенок сам является источником деятельности, ставит цель и различными способами достигает ее

2взрослый организует исследовательский процесс, в результате которого ребенок учится, как нужно действовать.

                                       

                                       Актуальность

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностного - ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. В детском саду это можно достичь через познавательно – исследовательскую деятельность, так как – этот вид деятельности направлен на получение новых и объективных знаний дошкольниками. Эта проблематика активно разрабатывается в специальных научных изысканиях психологов (Дыбина О.В., Поддьяков А.Н., Поддьяков Н.Н., Савенков А.И.). Замечено, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, но особенно ребенок-дошкольник усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и то, что делает сам. В связи с этим познавательно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в нашем детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых (педагогов и родителей).


                                   

                         Новизна программы

  развитие познавательно-исследовательской деятельности детей осуществляется в интеграции учебно-воспитательного процесса и кружковой работы;

 особое внимание уделяется развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию познавательных действий на основе поисково-исследовательской деятельности;

 занятия проводятся эмоционально в игровой форме посредством использования опытов и экспериментов;

 содержание программы сориентировано на создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей, собственного познавательного опыта каждого ребенка.

                                   

                                               Цели и задачи программы

 Развития поисково-познавательной деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

                                         Задачи программы:

1. Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношению к миру

                   

                                             Принципы и приемы,формы.

Обучение детей осуществляется различными методами. Мы с вами знаем, что методы обучения – это способы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а так же развитие их познавательных способностей. Каждый метод состоит из определенных приемов. Прием в отличии от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. В процессе обучения совместная деятельность педагога и детей осуществляется в определенном порядке и установленном режиме, другими словами облечена в конкретную форму. Исторически сложилось три формы обучения: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой). Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства. 

                             Целевые ориентиры.

 проявление ребенком любознательности,

 интерес к причинно – следственным связям,

 задавать вопросы взрослым и сверстникам,

 самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы,

 склонность к наблюдениям,

 экспериментированию,

 активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

 соблюдать правила безопасного поведения.

                               Индивидуализация процесса

Для обеспечения индивидуализации необходимо, чтобы ребенок:

- имел возможность выбора

- получал опыт осознания того, что его свобода от других состоит в его способности

- получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок

        Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

При организации совместной с семьями необходимо придерживается следующих принципов:

- открытость для семьи;

- сотрудничество с родителями детей;

- обеспечение единые подходов к развитию личности ребенка;

- главный принцип - не навредить.

                Условия реализации программы

  • Экспериментирование;
  • Совместная экспериментально-исследовательская деятельность
  • Проектная деятельность;
  • Познавательные беседы;
  • Чтение рассказов, легенд, историй;
  • Просмотр фильмов, презентаций, мультфильмов;
  • Прогулка, поход;
  • Проблемная ситуация;
  • Продуктивная деятельность;
  • Викторины
  • Решение ситуационных задач, др.

Формы организации занятий

 Наблюдение

Беседа

Опыты

Просмотр слайдов

проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;

исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.

индуктивные методы, дедуктивные методы;

конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.

                                              Тематическое планирование

                  Перспективное планирование

                 опытно – экспериментальной деятельности

в старшей группе

  1. Неделя

    Название опыта

Цель опыта

Проведение опыта

СЕНТЯБРЬ

  1. 1

«Откуда берётся песок»

Закрепить представления детей о    песке

  1. Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
  2. Как вы думаете, что это сыплется?
  3. Возьмите лупы, рассмотрите это.
  4. Как мы получили песок?
  5. Как в природе появляется песок?
  6. Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
  1. 2
  1. «Из чего состоит песок»
  1. Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
  2. Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  3. Как выглядят песчинки?
  4. Похожи ли песчинки одна на другую?
  5. Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
  6. Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
  1. 3
  1.  «Лепим из песка»
  1. Показать, что мокрый песок  может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить.
  1. Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания
  2. Что происходит с поделками из песка           после высыхания?
  3. Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
  1. 4
  1. «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

  1. Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
  2. Какие фигурки получились?
  3. Из какого песка удалось сделать фигурки?
  4. Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
  1. ОКТЯБРЬ
  1. 1
  1. Какие бывают камни?
  1. Сформировать представление о разнообразии камней, познакомить со свойствами камня, учить классифицировать по различным признакам.
  1. Рассматривание камней через лупу (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.) Определение характера поверхности (гладкие, шершавые, пористые, плотные и т. д. Камни по цвету и форме бывают разные.  Камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
  1. 2
  1. Твердый камень.
  1. Сформировать представление о твердости камня.
  1. Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином.
  2. Вывод: Пластилин смялся, а камешек нет, потому что он твердый.
  3. Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница?
  4. Вывод: Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно, а двумя камешками – слышно, потому что камешки твердые, а пластилин мягкий.
  1. 3
  1. Тонет – не тонет
  1. Сформировать представление о свойствах камня.
  1.  Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.)
  2. Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.
  1. 4
  1. Рисующие камни
  1. Сформировать представление о свойствах камня.
  1. Дети рисуют на асфальте мелом и углем. Чем рисовать лучше? Почему?
  2. Вывод: Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый.
  1. НОЯБРЬ
  1. 1
  1. Воздух – невидимка

  1. Познакомить со свойством воздуха – прозрачностью
  1. Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
  1. 2
  1. Воздух есть внутри пустых предметов
  1. Помочь  определить, что воздух занимает место.
  1. Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.
  1. 3
  1. Воздух легче воды
  1. Доказать, что воздух легче воды
  1. Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом. Почему они не тонут?
  2. Вывод: Воздух легче воды, поэтому игрушки не тонут.
  1. 4
  1. Кораблики
  1. Показать, что ветер – это движение воздуха.
  1.  Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру. 
  1. ДЕКАБРЬ
  1. 1
  1. Что притягивает
  2. ся?
  1. Познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы.
  1.  Подготовим предметы и игрушки из разных материалов: пластмасса, железо, стекло, резина, бумага и пр. По очереди подносим к магниту разные предметы и проверяем, что притягивается, а что нет.
  2. Вывод: не все  предметы притягиваются.
  3. Притягивается только железо!
  1. 2
  1. Как достать скрепки из воды, не замочив руки?
  1. Показать свойство магнита – действовать на расстоянии.

Берем мисочку с водой. Опускаем в мисочку несколько скрепок. Берем магнит, подносим к поверхности воды, не касаясь воды. Наблюдаем, как скрепки “выпрыгивают” из воды и прилипают к нашему магниту.

Вывод: Магнит притягивает железные скрепки.

  1. 3
  1.  Скрепочная веревка
  1. Доказать, что магниты умеют передавать свои свойства другим предметам.

Берем магнит, и прикладываем к нему одну скрепку. Не касаясь магнита, к 1-ой скрепке аккуратно прикладываем 2-ую скрепку. Обнаруживаем, что она не падает! Ко 2-ой скрепке прикладываем 3-ью… Получается забавная скрепочная лестница…  Проверьте, сколько скрепок у вас получится соединить друг с другом таким образом? А если магнит убрать? Да, наша скрепочная веревочка рассыпется… Но! Попробуйте поднести 1-ую скрепку с другим.. они притянутся!..Вывод:  наша 1-ая скрепка, побывав в магнитном поле магнита, сама стала магнитом..

  1. 4
  1.  Шарик-магнит
  1. Наглядно продемонстрировать существование статического электричества
  1. Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик! Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.
  2. Вывод: шарик наэлектризовался и притягивает к себе другие предметы.
  1. ЯНВАРЬ
  1. 1
  1. Откуда берётся иней?
  1. Выявление механизма образования инея.
  1. Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.
  2. Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней.
  1. 2
  1. Нужен ли растениям снег?
  1. Доказать, что снег сохраняет тепло.
  1. Берем две ёмкости с водой.
  2. Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время. В первой ёмкости вода не замерзла, а во второй – замерзла.
  3. Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло.
  1. 3
  1. Снег и лёд – это тоже вода
  1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды.
  1. Принести снег и лед в помещение, через некоторое время они растают.
  2. Вывод: Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении.
  1. 4
  1. Таяние льда в воде
  1. Показать взаимосвязь количества и качества от размера
  1. Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины».  Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
  2. Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
  1. ФЕВРАЛЬ
  1. 1
  1. Имеет ли вода форму?
  1. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
  1. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
  2. Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
  1. 2
  1. Вкус воды
  1. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
  2. Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
  1. 3
  1. Запах воды
  1.  Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
  2. Вывод:Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
  1. 4
  1. Цвет воды.
  1.  Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
  2. Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
  1. МАРТ
  1. 1
  1. Соль растворяется в воде
  1. Познакомить детей со свойствами соли.
  1. В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»?  Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода?
  2. Вывод: Она растворилась.
  1. 2
  1. Соль выпаривается и кристаллизуется
  1. В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли.
  2. Вывод: Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках.
  1. 3
  1. Что растворяется в воде?
  1. Показать, что не всё растворяется в воде.
  1. Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке соли, сахара, гречки и масла. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте за реакциями. Сахар и соль растворились, крупинки гречки опустились на дно, а масло осталось плавать на поверхности.
  2. Вывод: сахар и соль растворяются в воде.
  1. 4
  1. Сортировка
  1. Выяснить – возможно ли разделить перемешанные перец и соль?
  1. Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте на него соль и перец. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец.
  2. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной шарф. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца.
  3. Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
  4. Вывод: соль не электризуется.
  1. АПРЕЛЬ
  1. 1
  1. Живая вода
  1. Познакомить детей с животворным свойством воды.
  1. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними  на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.
  2. Вывод: Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.
  1. 2
  1. Для чего корешки?
  1. Показать, что растения питаются через корни.
  1. Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растению ( корни закрепляю растение в земле), забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой ( воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками.
  2. Вывод: Корешок растения всасывает воду.
  1. 3
  1. Как питаются растения?
  1. Показать сокодвижение в стебле растения.
  1. Налить воду подкрашенную пищевым красителем в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.
  2. Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.
  1. 4
  1. На свету и в темноте
  1. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
  1.  Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.
  2. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел)
  3. Вывод: свет необходим для роста и развития растений.
  1. МАЙ
  1. 1
  1. Свет и тень 
  1.  Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.
  1. Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра.
    Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень.
  1. 2
  1. Таинственные стекла
  1. Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
  1. Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки).
    Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.
  1. 3
  1. Знакомство с лупой
  1. Познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением.
  1. 1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло.
    2.Свободное исследование.
    Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.
  1. 4
  1. Солнечные зайчики
  1. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков.
  1. Поймать луч света зеркалом и блестящими предметами, и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.
  2. Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.)

                 Планируемые  результаты освоения программы

развитие познавательной инициативы ребенка, любознательности;

 · освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

· освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

· развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

 · расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире).

                                             Литература

Баталина Т.С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях / Т.С. Баталина // Дошкольная педагогика – 2012. – №1. – С15.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина – М.: ТЦ «Сфера», 2002 – 192с.

 Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста/ О.В. Дыбина. – Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образования», 2002. – 131с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...