Познавательно-исследовательская деятельность. Кружок " Всезнайка"
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная развивающая программа по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_razvivayushchaya_proramma-_kruzhok_vseznayka.odt | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детсад комбинированного вида «Цветик-семицветик»
Дополнительная
общеразвивающая программа
Кружок « Всезнайка»
( возраст 5-6 лет)
Количество часов в год-
Автор: воспитатель высшей категории
Аникутина И.Л.
Дмитров 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Виды и направления программы
Актуальность
Новизна программы
Цели и задачи программы
Принципы и подходы к формированию программы
Целевые ориентиры
Индивидуализация процесса
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Условия реализации программы
Планируемые результаты освоения программы
Формы организации занятий
Тематическое планирование
Планируемые результаты освоения курса
Литература
Интернет ресурсы
Пояснительная записка
Говоря о познавательно – исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
В период дошкольного детства «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно – исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия, мышления, речи).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Знания, которые получены опытным путём, легче всего постигаются детьми и фиксируются долгосрочной памятью. У старших дошкольников сформированы элементарные исследовательские навыки, они переходят к самостоятельному планированию экспериментирования и способны различными методами (в т. ч. при помощи необходимых инструментов) проверять правильность своих предположений. Занятия исследовательской направленности в старшей группе ДОУ становятся насыщеннее и информативнее.
развития поисково-познавательной деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. Задачи программы: 1. Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей. 2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей). 3. Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия. 4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношению к миру
Виды и направления программы
Можно выделить два вида такой деятельности.
1 Ребенок сам является источником деятельности, ставит цель и различными способами достигает ее
2взрослый организует исследовательский процесс, в результате которого ребенок учится, как нужно действовать.
Актуальность
В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностного - ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. В детском саду это можно достичь через познавательно – исследовательскую деятельность, так как – этот вид деятельности направлен на получение новых и объективных знаний дошкольниками. Эта проблематика активно разрабатывается в специальных научных изысканиях психологов (Дыбина О.В., Поддьяков А.Н., Поддьяков Н.Н., Савенков А.И.). Замечено, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, но особенно ребенок-дошкольник усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и то, что делает сам. В связи с этим познавательно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в нашем детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых (педагогов и родителей).
Новизна программы
развитие познавательно-исследовательской деятельности детей осуществляется в интеграции учебно-воспитательного процесса и кружковой работы;
особое внимание уделяется развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию познавательных действий на основе поисково-исследовательской деятельности;
занятия проводятся эмоционально в игровой форме посредством использования опытов и экспериментов;
содержание программы сориентировано на создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей, собственного познавательного опыта каждого ребенка.
Цели и задачи программы
Развития поисково-познавательной деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Задачи программы:
1. Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
3. Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношению к миру
Принципы и приемы,формы.
Обучение детей осуществляется различными методами. Мы с вами знаем, что методы обучения – это способы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а так же развитие их познавательных способностей. Каждый метод состоит из определенных приемов. Прием в отличии от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. В процессе обучения совместная деятельность педагога и детей осуществляется в определенном порядке и установленном режиме, другими словами облечена в конкретную форму. Исторически сложилось три формы обучения: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой). Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.
Целевые ориентиры.
проявление ребенком любознательности,
интерес к причинно – следственным связям,
задавать вопросы взрослым и сверстникам,
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы,
склонность к наблюдениям,
экспериментированию,
активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
соблюдать правила безопасного поведения.
Индивидуализация процесса
Для обеспечения индивидуализации необходимо, чтобы ребенок:
- имел возможность выбора
- получал опыт осознания того, что его свобода от других состоит в его способности
- получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
При организации совместной с семьями необходимо придерживается следующих принципов:
- открытость для семьи;
- сотрудничество с родителями детей;
- обеспечение единые подходов к развитию личности ребенка;
- главный принцип - не навредить.
Условия реализации программы
- Экспериментирование;
- Совместная экспериментально-исследовательская деятельность
- Проектная деятельность;
- Познавательные беседы;
- Чтение рассказов, легенд, историй;
- Просмотр фильмов, презентаций, мультфильмов;
- Прогулка, поход;
- Проблемная ситуация;
- Продуктивная деятельность;
- Викторины
- Решение ситуационных задач, др.
Формы организации занятий
Наблюдение
Беседа
Опыты
Просмотр слайдов
проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.
индуктивные методы, дедуктивные методы;
конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
Тематическое планирование
Перспективное планирование
опытно – экспериментальной деятельности
в старшей группе
| Название опыта | Цель опыта | Проведение опыта |
СЕНТЯБРЬ | |||
| «Откуда берётся песок» | Закрепить представления детей о песке |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| Берем мисочку с водой. Опускаем в мисочку несколько скрепок. Берем магнит, подносим к поверхности воды, не касаясь воды. Наблюдаем, как скрепки “выпрыгивают” из воды и прилипают к нашему магниту. Вывод: Магнит притягивает железные скрепки. |
|
|
| Берем магнит, и прикладываем к нему одну скрепку. Не касаясь магнита, к 1-ой скрепке аккуратно прикладываем 2-ую скрепку. Обнаруживаем, что она не падает! Ко 2-ой скрепке прикладываем 3-ью… Получается забавная скрепочная лестница… Проверьте, сколько скрепок у вас получится соединить друг с другом таким образом? А если магнит убрать? Да, наша скрепочная веревочка рассыпется… Но! Попробуйте поднести 1-ую скрепку с другим.. они притянутся!..Вывод: наша 1-ая скрепка, побывав в магнитном поле магнита, сама стала магнитом.. |
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
| |||
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Планируемые результаты освоения программы
развитие познавательной инициативы ребенка, любознательности;
· освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
· освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
· развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
· расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире).
Литература
Баталина Т.С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях / Т.С. Баталина // Дошкольная педагогика – 2012. – №1. – С15.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина – М.: ТЦ «Сфера», 2002 – 192с.
Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста/ О.В. Дыбина. – Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образования», 2002. – 131с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...