Конспект занятия по математике для старшей группы "Большое путешествие"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Маркова Елена Сергеевна

Конспект занятия для по ФЭМП в старшей группе "Боольшое путешествие"

Программное содержание:

Ø  Учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов;

Ø   закреплять умение сравнивать группы предметов;

Ø   закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10;

Ø  закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяцы, время года;

Ø  уточнять представления детей о геометрических фигурах;

Ø  развивать зрительно-двигательную координацию, переключаемость и распределение внимания. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; развивать внимание, наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику рук;

Ø  воспитывать у детей желание оказывать окружающим посильную помощь;

Ø   воспитывать уважительное отношение к окружающей природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_femp.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ФЭМП для старшей группы

«Большое путешествие»

Программное содержание:

  • Учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов;
  •  закреплять умение сравнивать группы предметов;
  •  закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10;
  • закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяцы, время года;
  • уточнять представления детей о геометрических фигурах;
  • развивать зрительно-двигательную координацию, переключаемость и распределение внимания. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; развивать внимание, наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику рук;
  • воспитывать у детей желание оказывать окружающим посильную помощь;
  •  воспитывать уважительное отношение к окружающей природе.

Методы  и приемы:

Наглядные: иллюстрации; показ; демонстрационный материал; индивидуальные карточки для детей.

Словесные: беседа; инструкция; вопросы; объяснения.

Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: занимательные ситуации; познавательные игры; поощрения.

Демонстрационный материал:

мягкие игрушки животных жарких стран, плакат с изображением животных из мультфильма «38 Попугаев», мартышка; якорь; бутылочка с письмом; чудесный мешочек; (животные жарких стран 10 штук, пальмы 8 штук, обезьяны 8 штук).

Раздаточный материал:

карточки с изображением животных жарких стран, на каждого ребенка; карточки с цифрами от 1 до 10, на каждого ребенка; полоски разной длинны; счетные палочки; карточка для соединения точек с цифрой; билеты с геометрической фигурой.

Ход занятия:

Воспитатель: Давайте, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

  • Дети вы любите путешествовать?
  • А узнавать и открывать что-то новое, вы любите?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а куда мы с вами отправимся, вы угадайте. Я  сейчас загадаю загадку, а вы внимательно послушайте, куда же мы отправимся?

Загадка

Добрый доктор Айболит, он торопится, спешит.

Там слоны и обезьяны, там пустыня есть Сахара,

Крокодилы и река. Что же это?

Дети:  Африка.

Воспитатель: Я вас приглашаю отправиться в удивительное путешествие на материк, который называется Африка. Там круглый год жарко, никогда не бывает холода. А чтобы туда добраться, нам надо выполнить ряд заданий. Готоы к приключениям?

Ответы детей.

1-е задание

Воспитатель: Ребята, а на чем мы с вами можем отправиться в путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель: А чтобы узнать, на чем мы с вами отправимся в путешествие, у меня есть для вас интересное задание. Вот такая интересная карточка, на ней нарисованы точки, возле каждой точки цифра. Вам нужно соединить точки по порядку от 1 до 10, и отгадать на чем мы с вами отправимся в путешествие.

(Дети соединяют точки, закончив работу, приходят к выводу, что получился контур корабля).

Воспитатель: Да, ребята плывем мы в Африку на корабле.

2-е задание

Воспитатель: ребята, но прежде чем отправимся в путешествие нам необходимо сделать запись в дневнике. Мы там отметим время нашего отплытия в Африку.

- Кому я дам морскую звездочку, тот и отвечает на мои вопросы.

Итак, ребята, в какое время года мы отправляемся в путешествие? (педагог дает ребенку морскую звездочку, тот отвечает)

Ребенок: Осенью.

Воспитатель: А какие вы знаете осенние месяца?

Ребенок: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: А какой сегодня день недели?

Ребенок: сегодня среда.

Воспитатель: Вспомните сколько рабочих дней в неделе?

Ребенок: пять.

Воспитатель: Сколько выходных дней?

Ребенок: два.

Воспитатель: Молодцы, наше путешествие происходит осенью, в ноябре месяце, в среду. (Воспитатель подводит итог, записываем в дневник)

-Эта запись пригодится, если, с нами в путешествии что-нибудь случится.

3-е задание

Воспитатель: Наш корабль скоро отплывает, и поэтому прошу вас подняться на палубу. Ребята, но чтобы нам всем занять свои места, посмотрите на свои билеты. Там нарисованы геометрические фигуры, вы должны назвать, какая геометрическая фигура нарисована и каким цветом, и найти свое место на корабле.

Дети занимают свои места на корабле.

Воспитатель: Ребята, наш корабль не сможет отправиться без капитана, нам нужно его выбрать. У меня есть «чудесный мешочек» вы складываете туда свои билеты, я перемешиваю их, чей билет достану тот и будет капитаном. (Выбор капитана)

Воспитатель: Капитан! Поднять якорь! Мы отправляемся к отплытию. Использование ТСО (шум моря)

Воспитатель: Ребята, чтобы найти нужный нам остров нужно долго и внимательно смотреть в бинокль, давайте подготовим наши глазки.

«Тренировка» (зрительная гимнастика)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Раз – налево, два – направо,                   Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Три – наверх, четыре - вниз.                    Посмотреть вверх. Посмотреть вниз.

А теперь по кругу смотрим,                     Круговые движения глазами.

Чтобы лучше видеть мир.                       Налево – вверх – направо – вниз.

Взгляд  направим ближе,                        Дальше, вправо – вверх – влево – вниз.

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,                    Поднять взгляд  вверх.

Убедитесь вы сейчас!                              Опустить взгляд вниз.

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,                        Быстро поморгать.

Чтоб усилить в тыщу раз!

Воспитатель: Молодцы, а вот теперь посмотрите, вдаль! (Смотрим в бинокли)

Что-то там за бортом корабля виднеется. Ой, ребята, что же это такое? Какая

красивая бутылочка. Давайте мы ее выловим. (Капитан достает бутылочку, в ней письмо)

Воспитатель: Да, это же письмо. Давайте мы его прочитаем.

Письмо.

                             Дорогие ребята!

Нам нужна ваша помощь. Удав уже несколько дней не ест, не спит, не гуляет, не играет, а только и думает о том, как бы ему измерить свой рост. Ребята помогите нам.

                                                Животные Африки. Мартышка, Слоненок, Попугай.

Воспитатель: Ребята, поможем удаву измерить его рост? (ответы детей)

Воспитатель: Капитан, бросай якорь в воду.

Вот мы и приплыли в Африку.  Выходим из корабля.

4-задание

Воспитатель: Вот так Африка! Ребята, посмотрите как здесь красиво, все зеленое, как здесь тепло, и как много разных животных Африки. Ой, а кто же нам машет. Нас встречает   Мартышка. Она очень любит играть, мартышка предлагает с ней поиграть в игру.

Игра « Больше - меньше»

Воспитатель: На двух рядом стоящих столах разложены карточки с цифрами, и карточки с животными. Вам нужно взять одну карточку с цифрой, другую карточку с животными, и подсчитать количество животных, и поместить между карточками соответствующий знак, больше, меньше, или равно.

(Дети выкладывают, подсчитывают)

Проверяем, правильно ли они выполнили задание.

Комментарии детей о своем выборе.

Воспитатель: Молодцы.

-Ребята, посмотрите, а кто же нас здесь дожидается?

-Какая веселая компания, Мартышка, Слоненок, Попугай.

-они все очень озабочены состоянием здоровья Удава.

Посмотрите, какой он грустный. Он думает, как измерить ему свой рост.

Воспитатель: Ребята, давайте мы ему поможем.

5- задание

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь полоски разной длинны и цвета. Что мы можем сказать об их длине?

Дети: Они все разные.

Воспитатель: Разложите эти полоски от самой длинной до самой короткой.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Какая полоска самая длинная?

Дети: Коричневая.

Воспитатель: А зеленая какая?

Дети: Самая короткая.

Воспитатель: Представьте, коричневая полоска - это удав, серая – это

слоненок, желтая - это мартышка, а зеленая - это попугай.

Ребята, чтобы нам измерить удаву его длину, нам понадобится условная мерка. Этой условной меркой мы и будем измерять нашего удава, а как, я сейчас вас научу, но сначала подготовим ваши руки для работы с условной меркой.

Пальчиковая гимнастика:

Я в путешествие попал.

И в жарких странах побывал,

И увидел там шакала,

Страуса, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

Крокодила и слона.

Хорошо живется им –

Не бывает снежных зим.

Воспитатель: Берем, условную мерку накладываем ее на край коричневой полоски, и проводим черту. Теперь от этого места, где отметили, наложили край условной мерки и снова отметили, и так до конца.

(Воспитатель показывает, дети смотрят) 

После объяснения воспитателя дети выполняют задания самостоятельно.

Воспитатель: Сколько мерок вы отметили?

Дети: четыре.

Воспитатель: Итак, какая длина удава?

Дети: Длина удава состоит из четырех условных мерок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой стал удав довольный, веселый. Он очень рад, что вы ему помогли измерить его длину.

-Ребята, нас мартышка зовет немножко отдохнуть.

Использование ТСО (Чунга-Чанга)

Физкультминутка "Обезьянки"

Рано утром на полянке                  (ходьба по кругу)

Так резвятся обезьянки                 (обезьянки)

Левой ножкой: топ-топ!                (движения по кругу)

Правой ножкой: топ-топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз - и покружились,

А потом - остановились.

Обезьянки быстро скачут,

Словно мой любимый мячик.

А теперь мы отдохнем,

Снова дальше поплывем.

6 - задание

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь много животных? - Давайте мы их сосчитаем!

Воспитатель: Сколько всего животных? (Десять)

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте обратно посчитаем от 10 до 1. (Ребенок считает)

Воспитатель: Который по счету стоит лев? (Пятый)

Воспитатель: Который по счету стоит жираф? (Первый) и т.д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, обезьянки скачут на пальмах. Давайте, каждый про себя посчитает сколько обезьян? (Семь)

Воспитатель: Посчитай...

Ребенок: Одна обезьяна, две обезьяны пять обезьян и т.д.

Воспитатель: Молодцы! А сколько пальм?

Ребенок: восемь. Одна пальма, две пальмы и т.д.

Воспитатель: Молодцы! А как сделать, чтобы обезьян стало столько же, сколько и пальм?

Ребенок: Нужно добавить одну обезьяну

Воспитатель: Сколько их стало?

Дети: Поровну. Пальм восемь, и обезьян восемь.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.

Садимся на корабль. (Использование ТСО)

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, когда вы придете, сегодня домой, обязательно расскажите своим родителям, как вы путешествовали.

- В какую страну мы с вами плавали на корабле? (В Африку).

-Кто просил у нас о помощи? (Удав хотел измерить, свой рост). 

-Чему мы научились новому в путешествии? (Измерять длину с помощью условной мерки)

- Теперь мы с вами можем измерять условной меркой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе "Путешествие на остров Математики"

Конспект занятия по математике в старшей  группе , тема занятия "Путешествие на остров Математики"...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство математики».

Программное содержание:Данный конспект занятий направлен на, выявление, полученных знаний, умений, полученных на занятиях по математике. Также в ходе занятия дети учатся развивать внимание, умение ори...

Конспект занятия по математике в старшей группе: « Путешествие со сказочными героями в мир математики».

В математике важным является не качество предметов, а их количество.И мы можем учить ребенка счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать.Данный ...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики» «Путешествие в страну Математик...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

Конспект занятия по математике в старшей группе«Путешествие в страну Математики»Подготовила воспитательI квалификационной категорииКоренева Ольга Анатольевна...