«Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей»
консультация по математике (старшая группа) на тему

Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны, интересны загадки и задачи-шутки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_detey.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

 «Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей»

Консультация для педагогов дошкольных учреждений

Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны, интересны загадки и задачи-шутки.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения:

  1. Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)
  2. Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)
  3. Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.)
  4. Стоит Антошка на одной ножке.
  5. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух.)
  6. Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.)
  7. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
  8. В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз.)
  9. Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные.
  10. Отгадай, кто мы. (Дни недели.)
  11. В году у дедушки 4 имени.
  12. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.)
  13. 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)
  14. Кто в году 4 раза переодевается? (Земля.)
  15. Много рук, а нога одна. (Дерево.)
  16. Пять мальчиков, пять чуланчиков,
  17. Разошлись мальчики в темные чуланчики. (Пальцы в перчатке.)
  18. Чтоб не мерзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица.)
  19. Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)

Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскировано внешними условиями, второстепенными (ниже приводятся задачи-шутки для детей 6-7 лет).

  1. Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)
  2. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)
  3. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6.)
  4. На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее? (Переложить крайнюю.)
  5. Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.)
  6. Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км.)
  7. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет, стоять на 2 ногах? (2 кг.)
  8. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)
  9. Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)
  10. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного.На березах яблоки не растут.)
  11. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может.Ночь разделяет дни.)
  12. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4.)
  13. Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой; "У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра". (7.)
  14. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца.)
  15. Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит.)

Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, т. е. в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация.

Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению "математических знаний и зависимостей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки,задачи - шутки, занимательные вопросы в обучении детей

Формирование у детей логического мышления через задачи, загадки, шутки....

Загадки, задачи - шутки, занимательные вопросы в обучении детей элементарной математике.

Из многообразия математических игр и равлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачки -шутки. Назначение загадок, занимательных вопросов, задач-шуток состо...

Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей математики.

Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны и интересны загадки и задачи-шутки.В загадках математического содержания анализируется предмет  с количествен...

Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей 5-6 летнего возраста.

Цель использования занимательного материала (загадок, задач-шуток, занимательных вопросов): способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к м...

Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении математики для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)

Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношен...