Организованная образовательная деятельность по ФЭМП для детей старшей группы «Загадки бабушки Яги, путешествие по городу»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Шаврина Любовь Николаевна

Познакомить с числом «9». Учить счигать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольняк, прямоугольаик), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрмеских фигур, формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских), продолжать формировать временные представления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ООД по ФЭМП для детей старшей группы «Загадки бабушки Яги, путешествие по городу»

Цель:

Познакомить с числом «9». Учить счигать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольняк, прямоугольаик), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрмеских фигур, формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских), продолжать формировать временные представления.

Демонстрационный материал. Письмо с заданиями, магнитная доска, плоскостные изображения (дома и люди(по 9 штук); предметы, имеющие форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника (по 3—4 штуки), кукла.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки,  математические наборы,  геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;; по 3-4 штуки для каждого ребенка), прямоугольные салфетки, ножницы, листы бумаги, простой карандаш.

Ход:

 Игровая ситуация. Приход Бабы Яги, которая сообщает, что заколдовала город, в котором дети живут и если вовремя не снять чары, то все кировградцы будут ей помогать совершать пакости.

Воспитатель: Дети, что мы можем сделать? (подводит к решению, снять колдовство)

Баба Яга: Я очень умная, чтобы вы меня победили, надо разгадать все мои загадки! А загадки такие трудные, что ответы на них я  уже забыла.

Воспитатель  находит  на метле у Б.Я, свернутый в рулон лист бумаги с заданиями и сообщает детям,

о разминке, которая поможет нам передвигаться по улицам города.

  • Какое сейчас время года?
  • Перечислите все зимние месяцы.
  • Какой сейчас месяц?
  • Какой месяц будет после февраля?
  • Какой день недели сегодня?
  • Если сегодня среда, то какой день недели будет завтра?
  • Какой день недели был вчера?
  •  Сейчас утро или вечер?
  • Помогите сосчитать до десяти  2, 3,4 ….
  • Какие цифры буду дальше 9, 8, 7…

 Первое задание. На верхней полоске  двух полосных карточек отсчитать 8 домов, а на нижней полоске — 8 человек, (на магнитной доске со всеми детьми)

Воспитатель вместе с детьми с помощью вопросов устанавливает, что домов и людей поровну, по восемь: «Каким числом можно обозначить количество домов (людей)? Что можно сказать о количестве домов и людей?»

Вызванный ребенок вместе с воспитателем добавляет одного человека, считает. Воспитатель спрашивает: «Сколько у нас людей? Какое число мы получили? Как мы получили число девять? Какое число больше: девять или восемь? Какое число меньше: восемь или девять? Как сделать таку каждого человечка был дом?  чтобы их стало поровну?»

Дети устанавливают равенство двумя способами и вместе с воспитателем поясняют образование числа. Уточняют, как поставить между числами 8 и 9 знаки неравенства.

Рассматривают число 9. Выясняют на что похоже, в воздухе пишут число.

Аналогичная работа выполняется на раздаточном материале с использованием кругов и квадратов.

Воспитатель: Молодцы, дети! Расколдовали дома и людей в Кировграде.

Второе задание. Математические загадки вороны Б.Я – «Математическая  молчанка». Это задание снимет колдовство с детских садов, со школ, с предприятий, где работают ваши родители (уточнить. название детского сада, школ: музыкальная, художественная, предприятий)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто будет задавать вам загадки из этого конверта? Это помощница Б.Я черная ворона. Она хочет с вами сыграть в математическую молчанку. Самое главное условие – ответы говорить вслух нельзя, можно только показывать цифру.

  • Сколько пальцев на левой  руке?
  • Сколько пальцев на правой руке?
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько углов у треугольника?
  • Сколько хвостов у двух котов?
  • Сколько раз в году бывает день рождения?
  • Сколько ушей у двух мышей
  • Сколько носов у трех котов?
  • Сколько монет дал Буратино Карабас Барабас?

Физминутка.

Воспитатель: Я немного устала, а вы? Давайте отдохнем.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.    (дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)

Третье задание «Салфетки для кукол». Ребята. Покажем бабушке Яге, что у нас умелые руки. Мы и с этим заданием справимся и поможем жителям города быть всегда дружными, помогать друг другу.

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас по одной салфетке.

- Какой формы салфетка? (прямоугольник)

- Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки? (Нужно сложить ее пополам так, чтобы короткие стороны совпали, и разрезать по линии сгиба).

Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам.

- Как проверить равенство салфеток? (Наложением или приложением.)

Дети проверяют равенство салфеток наложением.

-Одинаковые получились салфетки?

-Сколько частей получилось?

-Как можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.)

- Что больше: целое или часть?

-Что меньше: часть или целое?

Четвертое задание. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы». В нашем городе много предметов, которые похожи на геометрические формы. В групповой комнате заранее расположены предметы, имеющие  форму круга, квадрата, треугольника и прямоугольника. Воспитатель называет описания геометрических фигур. Дети отгадывают загадки, берут карточки с изображениями соответствующих геометрических фигур и ищут в группе предметы такой же формы. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания и предлагает детям объяснигь свой выбор. (Например: «Я выбрал салфетку, она похожа на квадрат, у нее четыре угла и четыре стороны».)

Пятое, последнее задание.   Игровое упражнение « Расшифруй код».

Воспитатель предлагает детям разгадать  тайный зашифрованный код для окончательной победы над бабушкой Ягой.

Чтобы его разгадать, нам нужно пальчики размять.

Пальчиковая гимнастика:

На моей руке пять пальцев,  (повороты ладоней вверх-вниз)

Пять хватальцев,

Пять держальцев.        

Чтоб строгать и чтоб пилить,    (имитируют движения)

Чтобы брать и чтоб дарить.        ( сжимают и разжимают кулачки)

Их нетрудно сосчитать:               (пальцы – в замок)

Раз, два, три, четыре, пять!          (выбрасывают пальцы из кулачков)

Воспитатель: 

-А с кем у нас дружит прямоугольник? (С кругом, квадратам, овалом, треугольником.)

- Давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой. Тайный код записываем на полоске бумаги простым карандашом.

Воспитатель: ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ПОДУШКА.

Воспитатель: 

- Какие фигуры у вас получились? Назовите их.

- Как их можно назвать одним словом?

- Сколько всего фигур?

Рефлексия: Б.Я плачет, жалуется, что её никто не любит, и колдовать она разучилась, потому что дети справились со всеми загадками. Воспитатель успокаивает Б.Я., это наши дети такие умные.  А загадки, действительно, были очень трудные. Ребята, какое задание было самым трудным, что нового вы узнали, что ещё хотите узнать. Какие добрые слова можно сказать Б.Я, чтобы успокоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная организованная образовательная деятельность родителей и детей старшей группы "Корзина цветов"

Совместная организованная образовательная деятельность детей и родителей старшей группы с  целью развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной работе в технике...

Конспект организованной образовательной деятельности по для детей старшей группы Тема: «Радужное письмо»

Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект занятие по ФЭМП для детей старшей группы на тему: "Космическое путешествие"

Программное содержание: закрепить математические знания, умения и навыки, полученные в течении учебного года; знания о космосе, космических полетах, космонавтах.Задачи:Образовательные:Закрепить м...

Конспект НОД (ФЭМП) для детей старшей группы (5-6 лет) «Путешествие по математическим тропинкам».

Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы детсадов и педагогам дополнительного образования.Занятие направлено на развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений....

Конспект квест-игры для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «Путешествие в город Правильной речи»

Конспект квест-игры для детей старшей группы компенсирующей направленности  тема «Путешествие в город Правильной речи»...

Конспект занятие по ФЭМП для детей старшей группы на тему: "Космическое путешествие"

Программное содержание: закрепить математические знания, умения и навыки, полученные в течении учебного года; знания о космосе, космических полетах, космонавтах....