Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей младшего возраста»
консультация (младшая группа)
Формирование временных представлений начинается со второй младшей группы. Детям, уже в дошкольном возрасте, необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_1.docx | 43.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей младшего возраста»
Формирование временных представлений начинается со второй младшей группы. Детям, уже в дошкольном возрасте, необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Психологи отмечают трудности в восприятии времени и относительно позднее развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. К причинам, обуславливающим эти трудности, относят специфические особенности времени как объективной реальности: его текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце, его необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее, время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному восприятию. Все это в значительной степени усложняет восприятие времени детьми.
Наглядно-образное мышление и воображение являются ведущими у детейчетвертого года жизни, следовательно, образная подача материала обеспечивает наибольшую эффективность его запоминания и возможность самостоятельного мышления. Особенно важно учитывать тот факт, что процесс восприятия связан с эмоциями, поэтому дети воспринимают только то, что несет положительные эмоции, то, что приятно, интересно, ново, забавно. Использование принципа одушевления и сюжетной подачи материала помогает добиться атмосферы общей заинтересованности и привлекательности в детском коллективе.
У детей младшего возраста еще сохраняется эгоцентризм, они считают себя центром вселенной, поэтому использование фотографий обеспечит наибольшую эффективность понимания и запоминания материала. В силу наглядно-действенного характера мышления, необходимо опираться не только на наглядность, но и на личный опыт ребенка в процессе проведения режимных моментов.
Таким образом, развитие представлений о времени у детей четвертого года теснейшим образом связано с их конкретным житейским опытом, с их эмоциональными переживаниями.
Время воспринимается ребенком опосредованно, через его собственную деятельность и ту деятельность, которая носит постоянный характер. В этом возрасте формируют представления о частях суток: утро, день, вечер, ночь. Показать эти виды деятельности, связать время их протекания с определенным названием частей суток является задачей для данного возраста. Для этой цели нужно показывать эту деятельность:
- на картинках;
- можно ввести единый персонаж (куклу Таня, с которой дети вместе обыгрывают показательные виды деятельности, при этом особое внимании уделять внимание правильному произношению названию частей суток.
- Для лучшего запоминания части суток можно «прохлопать»,
«протопать».
- Названия частей суток можно вводить в игры-драматизации (сказка «Колобок»: «Утром бабка слепила колобок….», «Днем колобок покатился по тропинке»; сказка «Курочка –Ряба»: «Вечером прибежала мышка, …»).
- В сюжетно-ролевые игры: «Приводим детей в детский сад», «Идем на прогулку», и т. д.
Для закрепления знаний о частях суток можно использовать
- отрывки из рассказов, стихов, в которых описываются характерные для суток практические действия;
- игры с моделью «Части суток», где изображены показательные виды деятельности каждой части суток и объективный показатель:
«Что сначала, что потом», «Покажи, что назову», «Когда это бывает?», «Найди ошибку».
Если на первом этапе знакомства детей с частями суток, используется деятельность максимально приближенная к опыту самих детей, то на втором, показывают, что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые, животные, растения. С этой целью необходимо использовать картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, девочка утром поливает цветы, старший брат днем гуляет с собакой, цветы вечером закрывают лепестки и т. д. Работу можно проводить по частям: сначала предложить детям из всех картинок выбрать те, на которых нарисовано то, что бывает утором, затем днем и т. д.
Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используются дидактические игры:
«Когда это бывает?»
«Найди лишнюю картинку» (слово).
«Найди пару».
«Бывает – не бывает».
«Придумай-ка предложение» (рассказ).
«Угадай о какой части суток говорится в загадке» (стихотворении).
«Найди соседа» (определяют соседей каждого вида деятельности)
Игры инсценировки: «Утром бабочка проснулась».
«Утром солнышко встает».
После того, как дети научились определять части суток, необходимо познакомить их с объективными показателями, которые символизируют время: обращают внимание на положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба. С этой целью необходимо организовать ежедневные наблюдения на прогулках, сопровождая их отрывками из стихотворений, произведений устного народного творчества. Поскольку восход и закат солнца можно видеть не каждый день, нужно использовать иллюстрации с изображением неба и положения солнца. Незаменимой в данном случае является модель «Части суток», «Что покажет солнышко»:
На 1 части изображения – утро: голубое небо, внизу видна часть круга с лучами;
на 2 части – день: желтое небо, круг солнца, с расходящимися лучами;
на 3 части – вечер: синее небо в нижней части круг солнца с короткими лучами:
на 4 части – ночь: черное небо с месяцем и звездами.
В процессе работы с моделью дети выполняют различные задания:
- угадывают, о какой части суток говорится в стихотворении;
- подбирают к символу соответствующую картинку, изображающий какой-либо вид деятельности;
- в игре «Когда это бывает» - дети стрелочкой указывают символ названный воспитателем.
Вышеперечисленные игры дают возможность увидеть преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого – в дневные, синего – в вечернее и черного – в ночное время. Признак цвета становится показателем различных частей суток, появляется возможность использовать цветные знаки как символ признака частей суток. В дальнейшем предлагаются только цветные знаки как раздаточный материал. На данном этапе целесообразно познакомить детей со значением слова сутки, не раскрывая количественную и порядковую характеристику. Оно должно выступать как обобщение, т. е сутки состоят из 4 частей – день, вечер, ночь, утро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста" с использованием ТРИЗ технологии
С древних времён человечество пыталось определить, что такое «время». Уже с трёх - четырёхлетнего возраста дети начинают осознавать то, что живут во времени. Они привыкают к последовательности событий...
Консультация для воспитателей "Формирование временных представлений у детей"
Готовность ребёнка к школьному обучению, помимо интеллектуальной готовности включает в себя и другие важные составляющие: крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокую поз...
Консультация для воспитателей "Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности"
В консультации содержится материал об актуальности и необходимости формирования представлений о времени у дошкольников....
Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений в дошкольном возрасте»
Работа по формированию временных представлений должна включаться в деятельность дошкольников на протяжении всего дня....
Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений в дошкольном возрасте»
Временные представления – наиболее трудная категория для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание. Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, д...
Консультация для воспитателей «Игры для формирования временных представлений у детей дошкольного возраста».
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность, менять темп и рит...
Консультация для педагогов «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов дошкольного образования на тему:«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»Специфические особенности времени как объективной реальности з...