Описание опыта работы «Использование развивающих игр и упражнений на занятиях по формированию элементарных математических представлений с учётом индивидуальных особенностей ребенка»
материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
«Использование развивающих игр и упражнений на занятиях по формированию элементарных математических представлений с учётом индивидуальных особенностей ребенка»
Олейникова Оксана Владимировна,
МБДОУ ДС №125
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта воспитанника играет математическое развитие. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Проанализировав свою работу с дошкольниками, определила, что недостаточно уделяла внимание проблеме развития математических способностей. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям воспитанников, их восприятию, мышлению, памяти.
Это же и определило тему моей работы: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Целью работы стало изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Для реализации поставленной цели, мною были определены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
- теоретические (анализ научной литературы и педагогического опыта);
- эмпирические (эксперимент, наблюдения);
- методы математической обработки.
Для этого использую современные образовательные технологии:
Здоровье развивающие (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, релаксация, сказкотерапия, двигательная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, звукотерапия);
личностно-ориентированные (игры, занятия, упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность);
социоигровые (коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться, игры с правилами, методы создания проблемных ситуаций, приемы социально направленные на создание ситуаций успеха и комфортности);
Работу над этой темой я начала с воспитанниками со старшей группы и продолжила в подготовительной. Проводя непрерывную образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все воспитанники ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.
Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести наблюдения, с помощью которых смогла выявить воспитанников, особо нуждающихся в моей помощи. Воспитанники допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные игровые приемы, дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у воспитанников по математике. Я стала углубленно работать над данной темой.
В целях обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку педагогический процесс я организовывала с учетом здоровья воспитанников, гибкого режима дня, изучения интересов каждого ребенка, а, следовательно, проектирования самостоятельной деятельности воспитанников с их учетом, использование психологических разгрузок, обсуждение дел в течение дня со всем детским коллективом.
Для наиболее эффективного проведения занятий мною соблюдались следующие условия:
Учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей воспитанников;
Создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);
Широкое использование игровой мотивации;
Интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;
Смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью воспитанников;
Развивающий характер заданий.
В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.
Работу по развитию у воспитанников элементарных математических представлений я организую на занятиях и вне занятий 2 – 3 раза в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или "пальчиковая гимнастика", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии воспитанники выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических знаний.
На своих занятиях использую методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы воспитанников, образец, показ реальных предметов, картин, действия с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры и упражнения, подвижные игры и др.)
При подготовки к проведению непрерывной образовательной деятельности, ориентируюсь на то, что наши воспитанники не только любознательны, но и очень активны, их внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Чтобы освоение новых знаний приносило результаты, провожу занятия с применением ТСО. Это разнообразные презентации, показ слайдов, музыкальное сопровождение, различный занимательный материал по математике.
По моему мнению, ФЭМП у воспитанников дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей воспитанников и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать воспитанников, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Из многообразия математических игр и развлечений доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи – шутки. Я их использую как в процессе НОД, так и в процессе разговоров, бесед, наблюдений с воспитанниками за какими – либо явлениями, т.е. в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Работая в этом направлении использую игру «Танграм».
В работе мне помогают такие приемы мотивации, как, общение с игровыми (сказочными) персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях воспитанники из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение. Помогая сказочному герою, ребенок вовлекается в решение задач на сообразительность, где необходимо применять математические знания.
Например, в сказке «Гуси – лебеди» воспитанники прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь в наших сказках все связано с математикой и значит яблонька тоже необыкновенная – загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить загадку, попутно воспитанники закрепляют знания цифр. Задаю вопросы: «Сорви яблоко с цифрой 7» или « Сорви любое яблоко. Какая цифра на нем изображена?».
Чтобы помочь сказочному персонажу перебраться через речку нужно сложить мостик из камешков.
«Речка, речка глубока
Не видать нигде мостка
Чтобы дальше нам пойти
Нужно камни разложить».
Воспитанники выполняют дидактическое упражнение «Разложи цифры по порядку, упражняются в счете до 10»
Использую произведения художественной литературы и для отработки порядковых отношений.
Наибольшее применение среди занимательного материала находят дидактические игры.
Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:
1. Игры с числами и цифрами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Однако, в таких играх и упражнениях воспитанники имеют возможность отрабатывать и закреплять лишь отдельные навыки. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Кто первый назовет, какой игрушки не стало?» Игра «Считай не ошибись!», помогают усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре использую мяч.
При ознакомлении воспитанников с днями недели использую следующие игры: «Назови скорее, дни недели», «Назови пропущенную цифру», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Живая неделя», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев.
В моей картотеке имеется множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у воспитанников: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие игры.
Для развития логического мышления использую задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомства с таким заданием начинаю с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей.
Используя различные дидактические игры в работе с воспитанниками, я убедилась в том, что играя, воспитанники лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы.
Непринужденный разговор с воспитанниками, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – все это создает у воспитанников хороший эмоциональный настрой. Знакомя воспитанников с цифрами, я даю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Воспитанники учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и один раз отрежь», «2 жадных медвежонка» и т.д.). Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь воспитанники могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию воспитанников. Детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Воспитанники показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке. Прямому, обратному, счёту, счёту вразнобой воспитанники учатся в играх «Весёлый счёт», «Весёлая зарядка», « Мои первые цифры».
При изучении геометрических фигур воспитанники любят играть в игру: «Пара слов». Например: я говорю детям: круг – воспитанники называют предмет, похожий на круг – руль, тарелка; прямоугольник – картина, дверь; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а воспитанники называют форму. Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» - здесь воспитанники не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит, почему лишняя. (Например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная). Также использую такие игры: «Закрой двери в домиках», «Подбери заплатку», Воспитанники выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры
использую игры: «Геометрическое лото», «Найди и назови», « Кто, где живёт», « Аппликация», «Только одно свойство». Для развития зрительного внимания играли в игру: «Сосчитай сколько треугольников, кругов».
Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками «Составление геометрических фигур из счётных палочек». Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).
В дошкольном возрасте у воспитанников начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений , которые влияют на развитие творческих способностей у воспитанников, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у воспитанников. С целью развития у воспитанников мышления, я использую различные игры «Предметные парочки», «Ассоциации» и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Такие игры помогают развивать у воспитанников умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.
В группе я создала центр «Занимательная математика». В нее вошли развивающие игры, которые помогли развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами.
В центре разместила разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из воспитанников мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре «Занимательная математика» провожу с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Предлагаю ребенку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно – волевого развития, проявления активности, вовлекая в игры малоактивных, пассивных воспитанников, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. В течение года по мере освоения игр воспитанниками разноображу их виды, ввожу более сложные игры с новым занимательным материалом. «Уголок» - это не только возможность обеспечения воспитанников материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
В своей работе использую разные формы организации воспитанников. Около 75% работы веду в повседневных бытовых ситуациях. С подгруппами воспитанников и индивидуально на прогулке, во время одевания на прогулку, во время одевания и раздевания, подготовки к приему пищи, а также в свободное время в течение дня.
Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора воспитанников. Прогулки провожу регулярно, в соответствии с программой образовательного учреждения. В содержание прогулок включаю: наблюдение, художественное слово, подвижную игру, трудовую деятельность, исследовательскую деятельность, индивидуальную работу и игры на асфальте в летний период. Во время прогулок по территории детского сада, на своем участке обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; назови три предмета разной длины, ширины, высоты; объясни, где строится новый дом, сколько этажей; какой формы листья березы?)
Я учу воспитанников применять математические знания в различных ситуациях, создаю условия, в которых воспитанники осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать поставленную задачу.
Свою работу по данной теме осуществляю в тесном контакте с родителями. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Своей задачей считаю, донести до родителей, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике.
Для решения данной проблемы я знакомлю родителей с математической игротекой, провожу консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, оформляю папки – передвижки, привлекаю родителей к пополнению центра «занимательная математика», мною был разработан перспективный план по работе с родителями.
В результате проделанной работы воспитанники стали более активны на занятиях, дают полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, воспитанники стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У воспитанников развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.
Анализируя свой опыт работы, пришла к ряду убеждений:
- воспитатель должен хотеть и уметь работать с воспитанниками, каждая минутка рядом с ними должна быть мостиком к решению детских проблем;
- нельзя достигнуть хороших результатов, не имея единомышленников, то есть, нужна система взаимодействия всех, кто соприкасается с воспитанниками;
- главная роль в развитии ребенка, всё же принадлежит родителям, отсюда необходимость сотрудничества с родителями.
Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений, можно получить хороший результат. Благодаря системы работы по ФЭМП сравнительный анализ результатов наблюдений показал положительную динамику развития математических представлений у воспитанников.
Тщательная система наблюдений математического развития воспитанников, создание предметно-развивающей среды, проведение коллективных занятий, математических праздников и досугов, дидактических игр и упражнений, демонстрационных опытов, использование русских и литературных сказок, тесное сотрудничество с родителями, а также индивидуальная работа с воспитанниками позволили сделать выводы об эффективности системы работы по данной теме.
Распахивая перед воспитанниками двери в сказочную страну, я не только знакомлю их с математикой, но и учу их доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, любознательности, умению преодолевать трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр "Путешествие в сказку" (подготовительная группа)
Конспект занятия по математике для закрепления материала по теме "Количество и счёт". Занятие помогает закрепить: знания детей о порядковом счёте; умение увеличивать и уменьшать числа в пределах перво...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающего пособия «Логико малыш» в подготовительной к школе группе "На помощь Буратино"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "На помощь Буратино" . На этом занятии используется методическое пособие Логика-малыш....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средствами развивающих игр и упражнений «Ракета летит к звездам»
Продолжать учить детей решать задачи на сложение и вычитание разнообразного содержания....
«Использование развивающего игрового пособия «Геоконт» В. Воскобовича при формировании элементарно математических представлений у детей»
повышение профессионального умения педагогов по развитию интеллектуальной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности....
Опыт работы «Использование современных информационных технологий у детей ЗПР по формированию элементарных математических представлений»
Применение информационных компьютерных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятель...
Индивидуальное занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии "Нумикон"
Индивидуальное занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии "Нумикон"...
Комплекс дидактических игр и упражнений к занятиям по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика» для детей от 5 до 6 лет
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра...