Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста.
материал по математике (подготовительная группа) на тему

Баянова Елена Павловна

Диагностика по ФЭМП в подготовительной группе на конец года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_konets_goda.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

             ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  

                           ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

          Авторы составители: М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева и др.

     Формирование элементарных математических представлений.

                    Подготовительная группа (на конец года)

                                        Количество.

Цель: Обследовать умение детей считать в пределах 10 в обратном порядке, знать состав числа первого десятка из отдельных единиц и состав чисел первого пятка из двух меньших: выявить умение самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).

Задание 1: Количественный счет. Обратный счет.

Упражнение проводится без наглядной опоры,

Педагог. Посчитай от 10 до 1, а теперь от 8 до 3  и т. д.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет предложенное задание, не допуская ошибок.

2 балла – ребенок правильно считает в обратном порядке от 10 до 1, но затрудняется в счете от заданного числа, справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.

1 балл – ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2: Состав числа в пределах 10.

Материал: Геометрические фигуры, (круги разного цвета)

Педагог предъявляет ребенку набор кругов разного цвета и предлагает составить из них число 8.

- Как ты составил число 8? (Я взял один красный, один синий кружок и т. д)

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание по составу числа, не допуская ошибок.

2 балла – ребенок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.

1 балл - ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 3: Состав числа из двух меньших.

Игровое упражнение «Математический домик».

Материал: Карточка в виде домика с парными окошками, набор карточек с цифрами.

В верхнем окошке (на крыше) педагог выставляет заданное число (например, число5)

- Разбей число 5 на части разными способами. Из каких двух меньших чисел можно составить число 5?

- Поставь цифры парами в окошки домика.

Оценка: 3 балла - ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание, не допуская ошибок.

2 балла – ребенок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, при составе числа не использует все возможные варианты, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.

1 балл - ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 4: Решение задач.

Материал: Карточки с готовым нарисованным условием задачи, набор карточек с цифрами и арифметическими знаками.

Педагог предлагает ребенку составить по карточке задачу, решить ее и «записать», т. е выложить из карточек действия с цифрами и арифметическими знаками.

Вначале педагог предлагает карточку, из которой составляется задача на сложение, а затем на вычитание.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно справился со всеми предложенными заданиями, правильно ставит вопрос в задаче и объясняет решение.

2 балла – ребенок при решении задачи затрудняется в правильной постановке вопроса пи словесном объяснении решения.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

                                   Величина

Цель: выявить умение детей делить предмет на 2, 4 равные части, сравнивать, целый предмет с его частями; сравнивать, измерять длину предметов с помощью условной  меры.

Задание 1: Деление предметов на части.

Материал: Квадрат и круг.

Ребенку предлагается выполнить задание: - Раздели круг на 2 равные части.

- Что ты сделал? Как ты разделил круг на 2 равные части? (Я сложил круг пополам)

- Как называется каждая часть? (Половина)

- Сколько половинок в целом круге? (В круге 2 половинки)

- Что больше: целое или половина? (Целое больше, чем половина)

- Раздели квадрат на 4 равные части.

- Как ты это сделал? (Я сложил квадрат пополам и еще раз пополам)

- Как называется каждая часть? (четвертина)

- Сколько четвертин в целом квадрате? (4)

- Что больше: целое или четвертина? (целое больше, чем четвертина)

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задания по делению предметов на части.

2 балла – ребенок делит предметы на части, но затрудняется в назывании частей.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2. Сравнение и измерение длины предметов с помощью условной мерки.

Материал: сюжетная картинка (две дорожки разной длины и сказочные персонажи)

Ребенку предлагается карточка и условная мерка.

- Измерь дорожки и ты узнаешь, кто быстрее придет к домику бабушки: Волк или Красная шапочка.

- Сколько условных мерок уместилось на дорожке волка?

- А сколько условных мерок уместилось на дорожке Красной шапочки?

- Кто из них придет быстрее? (Волк)

- Почему ты так решил? (Потому что дорожка волка короче, чем дорожка Красной шапочки)

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание по измерению и сравнению предметов по длине с помощью условной меры.

2 балла – ребенок проводит сравнение длины предметов (с помощью условной меры) с помощью педагога.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

               Ориентировка в окружающем пространстве и на листе бумаги.

Цель: выявить навыки детей передвигаться в пространстве, используя схему маршрута, и умения детей располагать предметы или их изображение на листе бумаги (левее, правее, левый верхний угол, в центре и т. д)

Задание 1. Ориентировка на листе бумаги.

Упражнение: «Расставь мебель в комнате»

Материал: лист картона (комната), мелкие предметы, картинки с изображением мебели.

Педагог дает ребенку карточку и набор картинок.

Педагог. Обставим комнату мебелью.

- В центр комнаты поставь стол.

- В правый верхний угол поставь диван и т. д

- Что находится в левом верхнем углу?

- Что находится в правом верхнем углу? и т. д.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно ориентируется на листе бумаги и обозначает словами пространственное местоположение предметов.

2 балла – ребенок ориентируется в пространстве, но путает местоположение геометрических фигур на листе бумаги: после словесного уточнения правильно выполняет задание.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2. Движение в заданном направлении по схеме.

Педагог предлагает ребенку план групповой комнаты.

Педагог. Давай поиграем в игру «Секрет». Посмотри, крестиком обозначенно место, где спрятан секрет. Ты должен, пользуясь схемой нашей комнаты, найти его.

Ребенок выполняет задание.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно ориентируется с помощью схемы в пространстве.

2 балла – ориентируется в пространстве, но требуется стимулирующая помощь педагога («Посмотри, это на схеме – вот этот шкаф…»), после словесного уточнения правильно выполняет задание.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

                                        Ориентировка во времени.

Цель: выявить знания детей о последовательности месяцев года, умение определять время по часам с точностью до 1 часа.

Задание 1. Месяцы.

- Сколько месяцев в году? (12)

- Назови первый месяц. (Январь)

- Назови последний месяц (Декабрь)

- Вспомни и назови все месяцы, начиная с первого месяца.

- Назови все месяцы года, начиная с весеннего и т. д.

Задание 2. Часы.

Материал: макет часов.

Игровое упражнение «Поставь правильно часы»

- Медвежонок ест мед в 2 часа – поставь на часах это время.

- Заяц поливает огород в 10 часов и т. д

Оценка: 3 года – ребенок правильно и самостоятельно называет месяцы года, начиная с первого месяца, называет все месяцы, начиная с первого весеннего месяца и т. д, определяет время по часам с точностью до часа.

2 балла – ребенок называет все месяцы года, начиная с первого месяца, но затрудняется в названии месяцев, начиная с весеннего и т. д месяца.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

                                           Логическое мышление.

Задание 1. «Что сначала, что потом?»

Цель: выявить умение детей устанавливать связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных закономерностей.

Педагог предлагает ребенку набор картинок (например, хлебные изделия: мука – колосья, стриженная шерсть – шерстяные носки, клубки шерсти и т. д.)

- Подумай и скажи, что было сначала, а что потом. Объясни свое решение.

Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно устанавливает логические связи между предметами, аргументирует свой ответ.

2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога, испытывает затруднение при объяснении.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2. Сравни пары предметов.

Цель: обследовать умение детей устанавливать сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Ребенку предлагаются пары картинок, имеющих сходные и различные признаки. Например: заяц – кот, самолет – птица и т. д.

Сравни пары предметов и назови их признаки, сходства и различия.

Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно и правильно выполняет задания, называет все возможные признаки сходства и различия.

2 балла – ребенок выполняет задания с помощью педагога. При выделении признаков сходства пи различия называет один наиболее характерный признак.

1 – ребенок затрудняется при выполнении задания, не может выделить признаки различия.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 3. Логические задачи.

Цель: выявить умение детей делать логические умозаключения на основе нескольких суждений.

а) Росли три дерева: береза, тополь, и сосна. Береза ниже тополя, а тополь ниже сосны.

- Какое дерево самое высокое, а какое – самое низкое?

б) Жили три поросенка: Фунтик, Хрюша и Пятачок. Фунтик толще, чем Хрюша, а Хрюша толще, чем Пятачок.

- Кто из поросят самый толстый, а кто самый худой?

Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно делает логические умозаключения на основе нескольких суждений. Правильно строит свой ответ, доказывая объективность суждений.

2 балла – ребенок пользуется незначительной помощью педагога (наводящие, стимулирующие вопросы), может справиться с заданием, имея наглядную основу.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий, выполняет только с помощью взрослого, с подробным объяснением (рассуждениями) педагога и только с наглядной опорой.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Пособие содержит краткое описание речи детей дошкольного возраста, а также диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струни...

Протоколы диагностики познавательного развития детей дошкольного возраста

Для планирования и проведения развивающих занятий с дошколятами, для консультирования их родителей и воспитателей, 2 раза в год (15 сентября - 15 октября и 15 марта - 15 апреля) я провожу диагностику ...

Консультация для воспитателей "Диагностика уровня подготовки детей дошкольного возраста к безопасному поведению на дорогах "

Спецификой овладения нормами и правилами поведения человека на дороге является то, что они впитываются, усваиваются и реализуются в процессе всей его жизнедеятельности с момента первого выхода на улиц...

Диагностика полоролевого развития детей дошкольного возраста

lПолоролевое воспитание – система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких знаний, отношений, свойств лич...

Система стандартизированного педагогического мониторинга, отражающего соответствие уровня развития детей дошкольного возраста

Оценка промежуточных результатов на протяжении всего периода освоения образовательной программы ДОУ....

Методики диагностики социального развития детей дошкольного возраста.

         Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, активности, инициативности, ...

Статья_Диагностика уровня подготовки детей дошкольного возраста

Статья_Диагностика уровня подготовки детей дошкольного возраста...