Конспект интегрированной ОД «Какие растения помогают освоить азы математики» Старшая группа
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Цель. Формировать понятие «ком­натные растения»; учить сравнивать растения; делать выводы на основе сравнения; продолжать учить сравни­вать предметы по величине, устанав­ливать отношения «больше», «мень­ше», «равно»; формировать умение различать   геометрические   фигуры (круг, треугольник, овал, четырех­угольник, прямоугольник, квадрат);

развивать речь, развивать логи­ческое мышление и коммуникативные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной ОД

«Какие растения помогают освоить азы математики»

Старшая группа

(с использованием экспериментально-исследовательских технологий)

Воспитатель Голядинец Г.И.

Цель. Формировать понятие «комнатные растения»; учить сравнивать растения; делать выводы на основе сравнения; продолжать учить сравнивать предметы по величине, устанавливать отношения «больше», «меньше», «равно»; формировать умение различать   геометрические   фигуры (круг, треугольник, овал, четырехугольник, прямоугольник, квадрат);

развивать речь, развивать логическое мышление и коммуникативные способности.

Материал и оборудование.

Демонстрационный материал: комнатные растения (бальзамин, герань),

графические модели для составления рассказа о комнатном растении, метр, веревки разного цвета, бумажные ленты, маленькая чашка, ведро с водой, палочки для рыхления земли.

Раздаточный материал (на каждого ребенка): графические модели – карточки,  полоски бумаги, веревочки, геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги, овалы; лупы.

Ход занятия 1-я часть. Сравнение комнатных растений

На столе стоят бальзамин и герань.

П. Как называются эти комнатные растения?

Д. Бальзамин и герань.

П. Чем вам нравятся бальзамин v герань?

Д. Они очень красиво цветут.

П. Сколько стеблей у герани? У бальзамина? Посчитайте.

Д. У герани один стебель, а у бальзамина... четыре.

П. Отложите слева столько полосок бумаги, сколько стеблей у бальзамина, а справа столько полосок, сколько стеблей у герани. (Дети выполняют задание.) У какого растения стеблей больше и на сколько? Расскажите, как это можно определить.

Дети берут по одной полоске слева и справа и считают, сколько осталось справа. Могут выложить одни полоски под другими.

П. Какого цвета стебли герани и бальзамина?

Д. У бальзамина стебель светло-зеленый, а у герани стебель снизу темный, а выше зеленый.

П. Что находится на стебле?

Д. На стебле находятся листья, цветки, бутоны, веточки.

П. Сравните по форме листья герани и бальзамина. Обведите их пальцами и подберите к ним соответствующие модели.

Д. У бальзамина листья овальной формы, а у герани — круглые.

П. Как определить, какая поверхность у листьев?

Д. Надо осторожно погладить листья.

Дети гладят листья. Определяют, какая поверхность у листьев герани и бальзамина. Выбирают соответствующие модели.

Д. У герани лист шершавый. У бальзамина лист гладкий.

Педагог предлагает внимательно рассмотреть лист герани в лупу.

Д. Лист у герани покрыт маленькими волосками, поэтому он и шершавый.

П. Посмотрите внимательно на края листьев герани и бальзамина. Потрогайте их осторожно, обведите пальцем. Палец скользит или цепляется?

Д. Цепляется. Края листьев неровные.

П. Скажите, чем все-таки отличаются края листьев у огонька и у герани?

Педагог вместе с детьми уточняет форму края листа у герани (волнистый) и бальзамина (зубчики), а также самого листа: лист бальзамина похож на огурец, на яйцо, он овальный; лист герани похож на круг, на зонтик.

П. Понюхайте растения и определите, у какого растения листья имеют запах.

Дети осторожно трогают листья, принюхиваются, определяют, что листья герани имеют сильный запах.

П. Сравните цветки герани и бальзамина. Посчитайте количество лепестков у цветков герани и у бальзамина. Осторожно погладьте их, ощутите бархатистость, нежность лепестков.

Д. У герани пять лепестков, у бальзамина тоже пять лепестков.

П. Чем же цветки этих растений отличаются?

Д. Они разные по цвету: у герани они красные, у бальзамина — розовые, ярко-розовые. Они разные по форме. У бальзамина они похожи на маленькую чашечку, а у герани маленькие цветочки образуют один большой цветок-«шар», как помпончик у шапки.

2-я часть. Спор растений

П. Растения все время спорят: какое из них выше? Какое ниже? У какого лист больше? У какого меньше? Поможем растениям разрешить спор. (Ответы.) Какое растение выше: герань или огонек? Как это можно узнать?

Д. Надо поставить растения рядом.

Педагог ставит на стол бальзамин, а рядом на куб — герань (провокация).

П. Какое растение выше?

Д. Надо поставить растения рядом.

Дети снимают герань с куба и ставят на стол рядом с бальзамином. Сравнивают растения. Герань выше бальзамина.

П. А я не уверен, что герань выше. Кто догадается, почему я не уверен?

Д. У бальзамина горшок небольшой, а у герани высокий, большой.

П. Верно. Как же узнать, какое растение выше? Что для этого можно использовать?

Обращает внимание на предметы, разложенные на столе.

Д. Можно взять метр, линейку, веревку, полоску бумаги.

Педагог предлагает взять веревку и измерить высоту растений. Дети измеряют длину главного стебля бальзамина

и длину стебля герани. А затем сравнивают веревочки по длине.

Д. Герань выше, чем бальзамин.

П. А какие по форме стебли у растений? Как можно определить?

Д. Надо обвести пальцем, посмотреть: есть ли на нем выступы, ребра. У герани и бальзамина стебли круглые.

П. Сравните листья у герани и бальзамина, выясните, у какого растения лист длиннее. Что для этого надо сделать?

Д. Надо измерить их полосками бумаги.

Дети осторожно измеряют длину листьев бальзамина и герани. Сравнивают полоски.

П. Как по-другому можно сравнить листья по длине?

Д. Надо положить на лист герани лист бальзамина.

Педагог предлагает поискать на растениях листья, которые начали желтеть, сохнуть. Дети находят такие листья и сравнивают путем наложения.

П. Посмотрите внимательно на герань и бальзамин. Все ли листья одинаковые по величине у растений?

Д. Нет, вверху у растений листья мельче, меньше, внизу крупнее, больше.

П. Почему вверху у растений листья мельче, чем внизу?

Д. Внизу листья уже не растут, а вверху еще продолжают расти.

П. А у какого растения лист шире, у какого уже?

Д. У бальзамина лист уже, чем у герани. У герани лист шире, чем у бальзамина.

П. Измерьте листья и докажите это. Дети измеряют ширину листьев полосками бумаги, сравнивают. Сравнивают путем наложения. Делают окончательный вывод.

3-я часть. Уход за растениями

П. Какие условия необходимы, чтобы растения хорошо росли?

Д. Растениям нужны солнце, вода, тепло, земля.

Педагог рядом ставит, например, два бальзамина: одно растение большое, а другое маленькое.

П. Какому из них требуется больше воды для поливки, а какому меньше? Давайте определим.

Педагог дает одному ребенку маленькую кружку и предлагает полить маленькое растение. Дети считают, сколько кружек он выльет, откладывая слева от растений фишки (например, треугольники). Педагог другому ребенку предлагает полить большое растение. Дает ему кружку большого размера. Дети считают, сколько кружек он выльет, откладывая справа другие фишки (например, квадраты). (Растения поливают до тех пор, пока в поддоне не появится вода.)

В нашем случае получилось, что для поливки обоих растений потребовалось по две кружки. На вопрос: «Одинаковое ли количество кружек?» дети ответили: «Да».

П. Какому растению потребовалось больше воды для поливки?

Д. Большему. Большое растение поливали большей кружкой.

П. Верно. А как узнать, на сколько больше воды потребовалось?

Дети высказывают самые разные суждения, завязывается спор, в результате дети приходят к выводу, что нужно было поливать из одинаковых кружек, чтобы можно было сравнить.

П. Как же узнать, сколько раз маленькой кружкой нужно отмерить воды, если большой отмерили два раза?

Д. Надо в большую кружку налить воду маленькой кружкой.

Дети наливают воду в маленькую кружку и переливают в большую. Убеждаются, что в большой воды столько, сколько в двух маленьких кружках.

П. Чем же можно заменить один квадрат?

Д. Надо положить вместо квадрата два треугольника.

В результате слева оказываются два треугольника, а справа - четыре треугольника.

П. На сколько же больше потребовалось воды для поливки большого растения?

Д. На две маленькие кружки больше.

П. Верно. А теперь вспомним: что еще нужно растениям, чтобы они хорошо росли?

Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, педагог предлагает им зажать свой нос.

П. Почему вам хочется открыть рот? Что вам необходимо?

Д. Воздух. Растениям нужен воздух.

П. А как вы думаете, корни у растения дышат или нет?

Д. Они тоже дышат.

П. Да, они дышат. Поэтому после поливки надо прорыхлить землю, чтобы воздуху легче было попасть туда. Вечером мы с вами проверим, в какой земле больше воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как растения помогают освоить азы математики

конспект занятия во 2-й млад.гр. по математике...

КАК РАСТЕНИЯ ПОМОГАЮТ ОСВОИТЬ АЗЫ МАТЕМАТИКИ. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

Учить детей рассматривать растения в определенной последовательности, работать с сенсорными эталонами и графическими моделями. Формировать заботливое отношение к комнатным растениям. Закрепить с...

Конспект занятия в старшей группе «Как растения помогают освоить азы математики»

Конспект занятия в старшей группе «Как растения помогают освоить азы математики»...

Конспект дидактической игры «Комнатные растения» по развитию речи в старшей группе

Цель: расширить знания детей о уменьшительно-ласкательных суффиксах.Задачи:Образовательные: закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.Развивающие: р...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе " Путешествие в королевство математики"

НСП ДЕТСКИЙ САД «ЧУДО-ОСТРОВ», МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД № 10 «СОЛНЫШКО»       Конспект...