Использование игр и игровых упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по математике на тему
Теоретическая часть.
1.Роль игры во всестороннем развитии детей дошкольного возраста.
2.Классификация игр.
3.Дидактические игры, их разнообразие , структура .
4.Специфика игр математического содержания.
5.Приемы организации и руководства дидактическими играми в детском саду в индивидуальной работе с детьми.
Экспериментальная часть.
1.Методы и приемы формирования у детей средней группы детского сада представлений о геометрических фигурах.
2.Констатирующий этап.
3.Формирующий этап.
Выполнение: а) составление плана использования дидактических игр математического содержания в свободное от занятий время с подгруппами детей и индивидуально;
б) проведение игр по плану с февраля по май.
4.Контрольный этап. Проведение контрольных опытов в середине обучающего эксперимента и в конце.
5.Вывод и методические рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование игр с математическим содержанием | 86.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр и игровых упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста.
Литература.
1.Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду.
(«Умственное воспитание дошкольников» под редакцией Поддъякова Н. Н.,М.,1972г.).
2.Венгер Л.А.,Пилюгина Э.Т., Венгер И.Б. « Воспитание сенсорной культуры ребенка». М.,1988г.
3.Леушина А.М. «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». М.,1974г.
4.Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре». М.,1982г.
5.Метлина Л.С. «Математика в детском саду». М.,1984г.
6.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М.1985г.
7.СмоленцеваА.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». М.,1987г.
8.Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». М.,1982г.
9. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», под редакцией Столяра А.А. М.,1988г.
10. «Программа воспитания и обучения в детском саду». М.,1987г.
План.
Теоретическая часть.
1.Роль игры во всестороннем развитии детей дошкольного возраста.
2.Классификация игр.
3.Дидактические игры, их разнообразие , структура .
4.Специфика игр математического содержания.
5.Приемы организации и руководства дидактическими играми в детском саду в индивидуальной работе с детьми.
Экспериментальная часть.
1.Методы и приемы формирования у детей средней группы детского сада представлений о геометрических фигурах.
2.Констатирующий этап.
3.Формирующий этап.
Выполнение: а) составление плана использования дидактических игр математического содержания в свободное от занятий время с подгруппами детей и индивидуально;
б) проведение игр по плану с февраля по май.
4.Контрольный этап. Проведение контрольных опытов в середине обучающего эксперимента и в конце.
5.Вывод и методические рекомендации.
.
Теоретическая часть.
Предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду , является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно - образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен прежде всего на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.
В процессе предматематической подготовки обучающие, воспитательные и развивающие задачи решаются в тесном единстве и взаимосвязи друг с другом.
Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.
Система знаний и первоначальных представлений о множествах, отношениях, числах ,величинах и формах ,хотя и весьма ограничена рамками возможностей обучения дошкольников, является значимой для дальнейшего овладения понятиями школьной математики.
Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их с помощью разнообразных средств.
Заниженный уровень знаний и представлений детей дошкольного возраста обусловлен отнюдь не их психолого-физиологическими возможностями, а в значительной мере объясняется несовершенством форм и методов обучения.
Многие советские психологи и педагоги (П.Я.Гальперин, А.М.Леушина, Т.В.Тарунтаева и др.) считают, что формирование у ребят математических представлений должно
Опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, т.е. приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
Главное же место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством , временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом – обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по – иному, чем взрослыми: ребенок – « новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре делает «открытия того, что давно известно взрослому».
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей.
Развивая мысль о необходимости широко использовать игру как средство воспитания, А.С. Макаренко также обращал внимание родителей на то, что «воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой , но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина.»
Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре , их взаимоотношения , воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка : на сознание, чувства , волю , отношения , поступки и поведение в целом . Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том ,что оказывая воздействие на коллектив играющих детей , педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.
Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми « науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут усвоить причины , связи .Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром , воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления , которые ценны для расширения круга представлений . И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой , педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать , искать , проявлять усилие и находить , обогащает духовный мир детей . А это все содействует умственному и общему развитию .
2. Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.
Основу классификации игр, которая была принята в советской педагогике, заложил П.Ф.Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. П.Ф.Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры , создал систему подвижных игр , разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.
В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н.К.Крупской. В своих статьях она выделяет игры , которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие) , и организованные, с готовыми правилами .
В современной педагогической литературе и в практике игры, которые создаются самими детьми, называются «творческими» или «сюжетно-ролевыми». Первое название представляется нам наиболее точным , так как сюжет и роли имеются и во многих играх с правилами .
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых , событий общественной жизни); по организации , количеству участников (индивидуальные , групповые , коллективные) ; по виду (игры , сюжет которых придумывают сами дети ; игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов ; строительные) .
При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты : дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли , подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию , сохраняя при этом самодеятельность .
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы – подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.
Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.
Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил.
3. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся игры «Фанты», «Краски» и др.
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф.Фребелем. Он высоко ценил игру, считая ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.
В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И.Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Е.И.Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.
В советской дошкольной педагогике изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются многие специалисты (А.П.Усова, В.Н.Аванесова, А.Н.Сорокина, Е.И.Удальцова). Причем некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы (В.Н.Аванесова). Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед школой и детским садом: не только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развивать активность, самостоятельность мышления. Дидактическая игра таит в себе большие возможности в этом плане.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу , как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.
В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним: 1)каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания; 2) в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи , решение которой требует умственного усилия , преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С.Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра»; 3) дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Прежде чем предложить игру детям, воспитатель должен сам хорошо знать ее структуру, определить: какие дидактические задачи можно решить в процессе ее проведения. Доступна ли поставленная задача детям возрастной группы? Где она будет проводиться? Какая им нужна будет помощь? Где ее организовать? Воспитатель должен почитать литературу, сходить с детьми на экскурсию, провести беседу, занятия.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Каждая дидактическая игра состоит из нескольких элементов, а именно: 1)содержания; 2)обучающей задачи; 3)правил игры; 4)игровых действий.
Познавательное содержание дидактических игр разнообразно, оно черпается из «Программы воспитания и обучения в детском саду».
Зная уровень развития детей своей группы, воспитатель заранее может предположить, как развернется игра. Если содержание игры трудное, лучше такую игру не проводить, а подождать, когда у детей будет накоплен соответствующий опыт и знания, необходимые в этой игре.
Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка , возбуждает желание и потребность решить ее , активизирует игровые действия.
Дидактические задачи, поставленные в играх, могут быть различными, например, по математике: упражнять в счете, закрепить умение различать и называть геометрические фигуры, упражнять в использовании временных терминов, развивать ориентировку в пространстве, совершенствовать умения детей сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте) и т.д.
Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
В дидактической игре правила являются заданными. Они являются организующим элементом игры, определяют, что и как надо делать по ходу той или другой игры, указывают путь к достижению цели.
Для воспитания целенаправленного мышления и поведения детей в ходе игры большое значение имеют запрещающие правила. Эти правила воспитывают у детей умение сдерживаться управлять своим поведением, приучают к дисциплине. Так, например, ребенку, который по ходу игры получил маленькие карточки (закрывашки), хочется первому закрыть ими клетки большой карты и считать, что он выиграл, а правила заставляют его внимательно следить за карточками, которые показывает ведущий, и называть их только тогда, когда есть ответ на большой карте. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Нужно ставить детей в такие условия, при которых они получат радость от выполнения правил. Дети сами сознают свой рост, выраженный в оценке воспитателя, поощрение их усилий и достижений.
Внимание ребенка в игре направлено на развертывание игры, игрового действия и в процессе игры, увлеченный игровой ситуацией, он незаметно решает дидактическую задачу. Благодаря наличию игровых действий и правил дидактические игры, используемые на занятиях, делают обучение более интересным, развивают произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению программным содержанием.
В играх детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатить разноцветные шары в ворота такого же цвета; разобрать и собрать матрешки, башенки; отгадать по голосу, кто позвал мишку; достать предметы из «чудесного мешочка». Ребенка почти не интересует результат игры, его пока увлекает действие с предметами: катать, собирать, складывать и т.д.
Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (покупатель, продавец, отгадчик и т.д.) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать воображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.
Проводя с детьми различные дидактические игры, было обнаружено, что некоторыми играми дети не интересуются, несмотря на все усилия воспитателя. Оказывается, в таких так называемых играх нет игрового действия, а есть действия, направленные только на решение дидактической задачи. Вот, например, игра «Считай правильно». В игре дети складывают в определенном порядке карточки с числами один+два; два+три, затем проверяют произведенное действие на палочках. Здесь нет игрового элемента, а есть упражнение в арифметических действиях. Перед детьми выступает не игра, а обучающая задача - решить, сколько будет один+два.
После решения этого действия ребенок сидит и ждет, что делать дальше, так как индивидуальное задание он выполнил.
В этой игре нет игрового действия, игровой ситуации, которые увлекли бы детей, создали бы у них интерес к правилам и дидактической задаче.
Дидактические игры, в которых отсутствует игровое действие и дети действуют только в обучающих целях, не должны называться играми, - это просто упражнения с дидактическим материалом.
В игре «Воротца» прослеживается тесная взаимосвязь и взаимозависимость между игровым действием, правилами и обучающей задачей, что отличает ее от упражнения. На воротах, сделанных из фанеры, прикреплена картонка с определенным количеством кружков. Допустим их десять. Расположение кружков любое. У каждого ребенка на маленькой картонке , прикрепленной на груди , тоже кружочки числом от 1 до 10.
Содержание этой игры может быть различно, в зависимости от возраста детей и тех программных задач, которые стоят перед учебным процессом в данный отрезок времени. Возьмем подготовительную группу. Дидактические задачи игры: закрепление порядкового счета до 10, воспитание внимания, сообразительности, дисциплинированности. Игровое действие: взять себе в пару участника игры и пробежать с ним в воротца. Правила игры: брать в пару только того ребенка, с которым в общей сложности получилось 10 кружков (1и9; 2и8; 3и7; 4и6; т.д.).
Все элементы игры связаны между собой и дополняют друг друга. Если мы уберем правило, дети пробегут в ворота раз, другой и не будут знать, что им делать дальше.
Отсутствие дидактической задачи сделает игру бесцельной, и она не заинтересует детей. Вот почему необходимо наличие всех перечисленных выше элементов в игре. В зависимости от возраста детей и от того, какая программная задача стоит на данном отрезке времени на занятиях, дидактическая задача этой же игры может быть усложнена, а именно: когда дети овладеют ее структурой, можно вместе с закреплением счета поставить дидактическую задачу – закрепление цвета (кружочки рисовать разного цвета) или усвоение начертания различных геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).
Дидактические игры – обучающие игры, поэтому воспитатели должны подбирать их к определенному программному содержанию, а не просто проводить те игры, которые знает воспитатель или какие есть (настольно – печатные) в группе. Например, в средней группе воспитатель провела занятие с программными задачами: «учить детей считать до трех, называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные к предметам, указывая на предметы по порядку, соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе».
Во второй части занятия была проведена подвижная игра «Автомобили и гаражи». Дидактическая задача: закрепление счета до трех. Игровое действие: исполнение роли водителя автомобиля. Правила игры: по сигналу воспитателя ехать в тот гараж, на номере которого столько же треугольников , сколько кружков на номере машины.
Игра «Автомобили и гаражи» с указанной дидактической задачей может быть проведена как вторая часть занятия, а может быть проведена и через 2 -3 дня. Этот вопрос может решить воспитатель, исходя из развития детей группы, в которой работает.
Игра «Автомобили и гаражи» может быть проведена повторно с усложнением этой дидактической задачи.
Подбирать дидактические игры к программному содержанию надо умело, так, чтобы в ходе игры ребенок ставился перед необходимостью что-то вспомнить, сравнить, применить те знания, которые он получил ранее. Нельзя давать слишком легкие или слишком трудные задачи. Воспитатель должна быть уверена, что дети выполнят дидактическую задачу игры, но им придется напрячь свои умственные способности, волю. Если же дидактическая задача в игре слишком легкая, она не будет вызывать и возбуждать умственную активность детей и пройдет неинтересно.
Руководя дидактической игрой, воспитатель заботится о сохранении игровой ситуацией, но в то же время направляет детей в игре на выполнение дидактической задачи.
Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того , в часы, отведенные для игр, в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами , а иногда и всем коллективом.
В плане предусматривается подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.
4-5. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает.
В дидактических играх, как и на занятиях, применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим.
В игре неуместны требования, не связанные с ее задачей и правилами. Например, в игре «Наоборот» совсем не нужно, чтобы дети давали полный ответ, поднимали руку, как это делается на занятиях. Но в этой игре свои строгие правила: отвечают только тот, кого спрашивают, отвечает быстро, одним словом; подсказывать нельзя; если ошибся, спрашивают другого. Роль водящего обычно выполняет воспитатель, детям это трудно.
Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. Например, в игре «Что изменилось?» можно вызывать детей по очереди, но в таком случае активной умственной работой будет занят только один из играющих, остальные будут лишь наблюдать. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если та же задача предлагается всем играющим: они должны внимательно рассмотреть и запомнить расположение геометрических фигур на столе (полке), затем воспитатель закрывает фигуры ширмой или предлагает ребятам закрыть глаза и переставляет геометрические фигуры.
Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах имеет некоторые особенности. В младших группах воспитатель сам играет с детьми; объясняя им правила игры, он сам первый узнает предмет на ощупь, описывает картинку. В старших группах дети до начала игры должны уяснить ее задачу и правила. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность.
В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития, поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом.
Дидактическая игра, несомненно, является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей.
Эти трудности возникают по разным причинам. Проявляются они в различном уровне знаний и навыков детей, в отставании некоторых детей от группы. Этот факт вызывает значительные недостатки в учебно – воспитательной работе, препятствует равномерному умственному развитию детей всей группы.
Поэтому дидактические игры, включаясь в занятия и в повседневную жизнь детей, выполняют при этом разные функции: выявления, закрепления знаний, умений, способов действий, сообщения новых знаний.
Например, при проведении в средней группе игры «Что я вижу?» педагог выясняет знания детей о признаках величины предметов (высокий, низкий, длинный, короткий, узкий, широкий и т.п.), об их пространственном расположении (вверху, внизу, слева, справа). Организуя игру «Чудесный мешочек» со старшими дошкольниками , воспитатель уточняет знания ребят о геометрических фигурах, с которыми их знакомили в предыдущей возрастной группе. В ходе учебной деятельности у дошкольников формируются математические представления, которые закрепляются в дидактических играх «Найди свой дом» , «Подбери колеса к поезду», «Каждого жучка на свой листок», «Три медведя», «Одень куклу на прогулку», «Построим лесенку» и т.д.. Такие игры как «Подбери ключ к замку», «Найди ремешок к часам», «Составь фигуру», «Найди пару» могут служить средством сообщения новых знаний.
Есть дети, которые испытывают трудности при усвоении таких разделов программы формирования элементарных математических представлений, как «Ориентировка в пространстве», «Величина». Дети часто путают левую и правую стороны, не всегда четко могут представить и воспроизвести в речи путь своего движения, в активном словаре используют неточные определения соотношений предметов по размерам. В результате недостаточно ясных представлений о числе ребенок, хотя и умеет назвать числа до 5 , делает это на основе словесных ассоциаций, тогда как в действительности при постепенном отборе предметов не умеет назвать их число.
Такое положение может создаться тогда, когда некоторые необходимые звенья отсутствуют, не формируются вовремя.
В таком случае дидактическая игра помогает вскрыть этот пробел. Например, проверка представлений о величине предметов показала, что у ребенка отсутствуют понятия, которые обозначают длину, высоту, величину предметов, и что для всех этих понятий он пользуется одним выражением «большой – маленький». Воспитатель может быстро устранить этот недостаток, если научит ребенка посредством индивидуальной игры различать парные выражения: «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Для формирования этих понятий требуется соответствующий материал (вкладывающиеся друг в друга матрешки, кубики, песочницы, пирамиды, строительные кубики, палочки, диски разной величины и пр.).
Индивидуальная игра, которую организует воспитатель, создает благоприятные условия для непосредственного контакта между нею и ребенком, помогает глубже выяснить причины отставания ребенка, способствует более активному упражнению в учебном материале. Постепенно ребенок достигает темпа группы и включается в ее работу.
Одной из причин некачественного усвоения знаний является слабая организация работы вне занятий, в частности отсутствие системы по закреплению полученных представлений через дидактические игры математического содержания.
Поэтому с детьми, пропустившими более одного занятия, следует заниматься индивидуально, чтобы не допустить их отставания от остальных ребят.
Особое внимание уделяют индивидуальным занятиям с теми детьми, которые в силу особенностей развития не могут усваивать на занятии новые знания наравне со всеми. С ними ведут работу с некоторым опережением, чтобы подготовить к работе на занятиях.
Таким образом, в индивидуальной работе с дошкольниками создаются условия для более целенаправленного воздействия на детей (одних он упражняет в назывании геометрических фигур, в использовании их в качестве эталона формы, других упражняет в порядковом счете, третьих – в решении задач).
В одном случае педагог лишь наблюдает, частично корректирует деятельность детей, в другом оказывает более активное воздействие, планирует и осуществляет нужную работу , обеспечивает решение поставленных задач. (Но не превращает эти игры в занятия).
Успешность усвоения и закрепления математических представлений в процессе игры зависит и от правильного руководства воспитателем. Темп, продолжительность игры, оценка детских ответов, спокойная, деловая, доброжелательная реакция на ошибки детей, правильное использование математических терминов контролируются и направляются педагогом.
Дидактические игры могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование различного наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.
Особенностью работы по развитию элементарных математических представлений у детей является то, что игры и упражнения должны представлять собой определенную систему. Игры разбиваются на группы в соответствии с задачами сенсорного воспитания детей того или иного возраста. Внутри этих групп игры и упражнения должны быть расположены в строгой последовательности: каждая следующая игра основана на знаниях и умениях, полученных детьми в предшествующих играх, и вносит нечто новое, расширяя и углубляя эти знания и умения.
Применение системы даст положительные результаты только в случае, если воспитатель достаточно глубоко освоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом.
Так, например, в младшей группе можно запланировать для индивидуальной работы с детьми по математике ряд игр на закрепление знаний о форме, величине, количестве предметов, полученных в ходе занятий: «Помоги сказать», «Угадай, что у меня в руке?» , « Cделай так, как я скажу», «Подними цветочки».
Игры типа «Подбери грибок», «Найди пару», игры с вкладышами предусматривают уточнение таких способов действий, как наложение, приложение, способствуют развитию умения сравнивать.
В средней группе такие игры, как «У кого столько же?», «Будем считать», помогут воспитателю в закреплении у детей навыков счета в пределах пяти, а также в уточнении их расположения; а игры – «Каждого жучка на свой листок», «Найди полоску такой же длины», «Какую лесенку выбрать» организовываются для развития глазомера при установлении отношений между предметами по величине.
Игру «Угадай, что где находится?» можно запланировать после занятия, на котором детей учили определять положение предметов по отношению к себе. Некоторые игры направлены на закрепление представлений о геометрических фигурах («Домино», «Найди пару», «Построй домик»).
Рекомендуется ряд дидактических игр, требующих достаточной площади и высокой двигательной активности детей, организовывать на участке детского учреждения: «Автомобили и гаражи», «Найди свой дом», «Кто больше увидит?», «Найди пару». Также можно предложить педагогам использовать на прогулках и игры природоведческого содержания типа «Найди листок такой же формы».
В 1960 – 1980 годах был осуществлен педагогический эксперимент, направленный на выявление более эффективных методов математического развития детей дошкольного возраста, определение содержания обучения. Педагогические исследования (Р.Л.Березина, Р.Л.Непомнящая, Т.Д.Рихтерман, В.В.Данилова, Т.В.Тарунтаева, Т.А.Мусейибова и др.) были вызваны непосредственно результатами экспериментов в области возрастной и педагогической психологии и методики математики.
Методы и приемы педагогического руководства математическим развитием детей с помощью игры разработаны З.А. Грачевой, Т.Н. Игнатовой, А.А. Смоленцевой, И.И. Щербининой.
В 1987 году вышла книга для воспитателя детского сада А.А. Смоленцевой «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием». В пособии представлена система оригинальных игр, которые раскрывают особенности труда людей разных профессий. В занимательной дидактической форме строится работа по элементарной педагогической подготовке детей 5 -6 лет к школе, по практическому применению дошкольниками знаний о счете и измерении в быту.
В данном пособии автор показывает роль сюжетно – дидактической игры, помогающей старшим дошкольникам овладеть элементарными математическими знаниями и умениями, развивать новые познавательные мотивы.
Система сюжетно – дидактических игр, изложенная на страницах книги, выстроена с учетом последовательности и усложнения программных задач по разделу «Количество и счет». Каждая игра основана на практическом применении счетно – измерительных действий, освоенных детьми 5 -6 лет на занятиях по математике, что обеспечивает тесную взаимосвязь двух основных видов деятельности – занятий и последующей игры.
Автор указывает и на то, что результаты окажутся успешными лишь в том случае, если воспитатель будет соблюдать принципы организации сюжетно – дидактических игр, включающих счет и измерение, учитывать особенности методики педагогического руководства ими и творчески относиться к процессу обучения началам математики детей старшего дошкольного возраста.
Разработка серии сюжетно – дидактических игр велась на основе современных педагогических и психологических исследований об умственном, в частности математическом, развитии ребенка, об игре как ведущей деятельности дошкольника.
Материал книги А.А. Смоленцевой оказывает помощь всем педагогическим работникам в подготовке детей к школе и в ознакомлении их с основными трудовыми профессиями.
Большую помощь в работе практическим работникам оказывает и пособие для воспитателя детского сада З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников» вышедшее в 1985 году. В нем приведен занимательный материал математического содержания (игры, задачи, головоломки и др.) для работы с детьми 4 – 7 лет. Материал представлен в определенной системе, что важно для повышения уровня общего умственного развития ребят, подготовки их к усвоению курса математики в школе, для творческого труда в будущем.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В истории развития методики обучения детей математике накоплено довольно много подобного материала, часть его доступна и дошкольникам.
Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирования временных представлений и т.д. В самом начале занятия в старшей и подготовительной к школе группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики».
Во внеучебное время занимательные математические игры наряду с другими воспитатель может использовать для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Формы организации ребят разнообразны: игры проводятся со всем коллективом воспитанников, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.
В содержании пособия З.А. Михайловой включены игры, апробированные в работе с детьми дошкольного возраста в условиях общественного и семейного воспитания. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.
В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он ни трудился.
Занимательный материал, имеющийся в данном пособии, заимствован с незначительными изменениями из отечественных и зарубежных изданий. Некоторые игры и упражнения разработаны автором.
Дидактическая игра в педагогическом процессе выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что и определяет характер руководства ею. Воспитатель осуществляет подбор дидактических игр и игрушек, отвечающих воспитательно – образовательным задачам и возможностям детей, знакомит их с различными способами проведения игры, правилами и контролирует выполнение этих правил (особенно в младшей и средней группах).
В группах детей раннего и младшего дошкольного возраста для ознакомления малышей со свойствами и качествами предметов и вещей способами их использования, для формирования представлений о форме предметов, их величине, цвете и т.д. воспитатель использует игры с народной дидактической игрушкой, разрезные картинки и складные кубики (разделенные на 2 – 6 частей) с изображением знакомых предметов. Для уточнения представления о предметах, развития умений сравнивать используют парные картинки и лото.
Игры и игрушки даются детям для свободного и самостоятельного использования. Воспитатель знакомит их с различными способами действий и правилами игры.
Каждая из дидактических игр представляет для ребенка ряд игровых задач: моторных, сенсорных и мыслительных. Например, составляя «пирамидку» (башенку) из колец, ребёнок должен различать величину их, убывающую или возрастающую, нанизывать и т.д. Однако дети не сразу усваивают показанные взрослым способы действия, поэтому следует давать игровые задачи с большой постепенностью, а складывающиеся умения длительно упражнять и закреплять. Обучение детей раннего и младшего дошкольного возраста дидактической игре происходит в самой игре. По ходу её воспитатель поясняет правила. При повторных играх он добивается выполнения правил каждым ребёнком. По мере усвоения содержания и правил воспитатель предоставляет возможность детям играть самостоятельно, наблюдает за игрой и вмешивается лишь в случае возникновения затруднений.
В содержании дидактических игр для детей средней и старшей групп учитываются их возрастающий опыт, новые задачи ознакомления с окружающей жизнью (с разнообразным трудом взрослых, с сезонными изменениями в природе и т.д.) и развития их умственной деятельности. Детей этого возраста привлекают винтовые токарные игрушки, уже более сложные по конструкции, игры в «бирюльки», в которых надо проявить выдержку, усидчивость, терпение, разрезные картинки и складные кубики, разделенные на большее, чем раньше, количество частей.
Знакомя детей среднего и старшего возраста с дидактической игрой, воспитатель раскрывает им одно – два существенных правила. Остальные правила и отдельные игровые действия он уточняет в ходе игры.
Детей подготовительной группы в дидактических играх привлекает возможность добиться результата, подумать, проявить сообразительность, смекалку, ловкость и выдержку. Этому служат игры типа «Лабиринт», многие народные игры («Черное и белое», «Молчок», «Телефон») (и др.). В подготовительной группе многие дети учатся играть в шашки, шахматы.
С содержанием и правилами игры детей подготовительной группы знакомят до начала её, при этом воспитатель вместе с детьми анализирует правила, разъясняет их значение. Наблюдая за играми, он следит за выполнением правил отдельными детьми, иногда помогает робким и неуверенным, при необходимости включается в возникающие споры.
Дети дошкольного возраста самостоятельно не могут использовать все возможности игры или игрушки. Когда данный вариант игры с игрушкой освоен, интерес к ней угасает. В этих случаях воспитатель должен показать новый вариант игры или вместе со старшими детьми придумать его.
2. Экспериментальная часть.
В экспериментальной работе в основном были использованы игры и игровые упражнения, разработанные Л.А. Венгер, Э. Г. Пилюгиной, Н.Б. Венгер, опубликованные в книге «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М. , П. 1988г., Л.С. Метлиной в книге «Математика в детском саду» М. П. 1984г.. В некоторые из них внесены небольшие изменения с целью приблизить их содержание к поставленной в эксперименте задаче («Магазин», «Автомобили и гаражи» и др.). Кроме этого одни и те же игры использовались с усложнениями (см. приложение, таблица №1). Некоторые используемые в работе игры описаны в приложении (дидактическая задача, материал, руководство, усложнение).
Эксперимент проводился в средней группе детского сада, в котором принимали участие 10 детей пяти лет.
Данная работа ограничивается одним разделом « Программы воспитания и обучения в детском саду» - «Геометрические фигуры».
Развитие у детей восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, в том числе и о форме, составляет воспитание сенсорной культуры ребёнка. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. В качестве эталонов формы выступают геометрические фигуры.
Ознакомление с формой, величиной и цветом составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это, естественно, так как именно эти свойства имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» предусмотрено знакомство детей с простейшими геометрическими фигурами, некоторыми их признаками. На занятиях по математике дошкольники учатся анализировать и оценивать форму предметов на основе сравнения её с геометрическими эталонами.
У детей постепенно формируется обобщенное представление о геометрических фигурах и предметов, что является необходимой предпосылкой для усвоения в школе таких предметов как геометрия, черчение и др.
Воспитатель в детском саду организует осязательно – двигательное и зрительное обследование формы предметов. Результаты обследования закрепляются в словах: круглый, прямоугольный и т.д.
Дети рассматривают и воспроизводят в рисунке, лепке и др. предметы простой и более сложной формы, состоящие из двух – пяти частей, форма этих частей пока еще близка к геометрическим эталонам (это могут быть неваляшка, кружка, цыплёнок и т.п.).
Первые сведения о геометрических образцах дети получают в играх, в труде, в повседневной жизни. Подражая педагогу, они называют те или иные фигуры, входящие в комплекты мозаик и строительных материалов. Практически знакомятся с их свойствами. На занятиях по математике кружки, треугольники и т.д. используются в качестве наглядного материала при обучении счету. Дети, определяя количество фигур, называют их. Постепенно дети узнают о том, что фигуры могут быть разного цвета, размера.
После того как дети научатся считать, их знакомят с элементами фигур: наличием сторон и углов, их количеством.
Воспитатели стараются строить упражнения так, чтобы дети самостоятельно искали и находили ответ на поставленный вопрос, обследуя фигуры, действуя с ними.
Для упражнений в различении и назывании фигур используются на занятиях и в индивидуальной работе с детьми дидактические игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Домино фигур», «Покажи такую же фигуру», «Найди свой домик», «Найди пару» и др..
Затем детей начинают учить сравнивать формы предметов с геометрическими формами. Для чего используются специальные упражнения в форме игр: «Найди предмет такой же формы», «Найди то, что я скажу», «Поручение» и др.
Постепенно от группы к группе происходит усложнение и расширение знаний дошкольников о геометрических фигурах и их свойствах.
Эксперимент проводился с февраля по май. Исследование проходило в три этапа:
1 – проведение констатирующего опыта.
2 – организация обучающего эксперимента.
3 – контролирующие опыты.
Изучение вопроса – «использование игр и игровых упражнений с математическим содержанием в повседневной жизни» легло в основу данной работы.
Цель: определение влияния игр и игровых упражнений на повышение познавательной активности и прочности усвоения воспитанниками средней группы детского сада математических знаний, предусмотренных программой в разделе «Геометрические фигуры»:
- познакомить детей с прямоугольником, учить узнавать и называть его;
- продолжать учить узнавать и называть круг, квадрат, треугольник.
Кроме этого были включены в эксперимент и объёмные геометрические тела: шар и куб.
1 этап. Констатирующие опыты.
Задача констатирующего опыта:
Выяснить знания детей средней группы детского сада о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб).
В первый день, когда детям было предложено лишь найти и показать названную педагогом геометрическую фигуру, справились с заданием почти все дети, кроме двух испытуемых. Один ребенок не показал треугольник, а второй – треугольник и прямоугольник.
Констатирующие опыты.
Задача. Выявить знания детей средней группы детского сада о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, шаре, кубе);
а) запас слов – названий геометрических фигур в пассивном и активном словаре детей;
б) с чем связывает название той или другой геометрической фигуры (количество углов, сторон);
в) умение ребенком объяснить, чем отличается одна фигура от другой (например, прямоугольник от квадрата, круг от квадрата, квадрат от треугольника);
г) какие геометрические фигуры усвоены детьми лучше: плоские или объёмные.
Задания и вопросы к детям в констатирующем опыте.
- Найди и покажи названную геометрическую фигуру.
- Назови данную геометрическую фигуру.
- Как ты узнал, что это круг (квадрат и т.д.) ?
(Дети в основном указывали на количество углов, но показывали не угол, а его вершину, или их отсутствие у круга, шара).
- Чем отличается (похож) квадрат от прямоугольника, квадрат от треугольника?
Через два дня каждому ребенку в отдельности было предложено назвать выложенные на столе геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб).
Итог этого опыта следующий: из десяти человек четверо назвали все геометрические фигуры правильно. Один ребенок не назвал квадрат , один – треугольник. Трое не смогли правильно назвать прямоугольник. Двое детей назвали куб квадратом, а шар назвали кружком и мячом шесть человек.
Результаты констатирующих опытов позволили сделать следующие выводы: 1) в пассивном словаре у детей имеется большой запас слов – названий геометрических фигур, чем в активном;
2) данные показывают, что лучше дети усвоили плоские формы, несколько хуже – объёмные. Меньший процент детей, правильно называющих геометрические тела, можно объяснить тем, что на занятиях по математике объёмным формам уделяется значительно меньше внимания, чем плоским, а в повседневной жизни, по - видимому, дети редко слышат и не приучаются употреблять их названия, несмотря на то, что постоянно встречаются с объёмными телами в строительных наборах;
3) при различении и назывании геометрических фигур и тел дети допустили следующие ошибки: а) название одних фигур заменили названиями других;
б) название фигуры заменяли названием тела и, наоборот, чаще название тела – названием фигуры.
Это свидетельствует о том, что дети не дифференцируют либо близкие по строению формы: квадрат – прямоугольник, либо плоские и объёмные формы: куб – квадрат, шар – круг;
4) несколько детей опредмечивали фигуры (т.е. не зная названия фигуры, сравнивали её с каким – то предметом: например, шар – мяч). Это говорит о том, что они не знают соответствующих названий;
5) проверка показала, что большинство детей связывает название треугольника с количеством углов, лишь один – с количеством углов и сторон.
Некоторые дети не связывают названия треугольника с его особенностями или совсем отказываются отвечать.
Знания детей об особенностях квадрата и прямоугольника находятся на более низком уровне.
Объяснение того, чем квадрат отличается от прямоугольника, не дал ни один ребёнок. Не смогли они показать и противоположные стороны фигур.
Двое детей, утверждая равенство сторон квадрата, ничего не сказали о сторонах прямоугольника, хотя об этом на прошедших занятиях по математике говорилось.
Из всего вышесказанного следует, что ошибки детей обуславливаются формальным характером знаний.
Таким образом, после анализа результатов констатирующих опытов легко было определить задачу обучающего эксперимента: используя игры и игровые упражнения с математическим содержанием в повседневной жизни закреплять и расширять знания детей средней группы о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб), их свойствах.
Обучающий эксперимент.
Работа была начата с составления перспективного плана проведения с детьми средней группы детского сада дидактических игр и упражнений с математическим содержанием в повседневной жизни (см. приложение: таблица №1).
Игры проводились строго по плану, в определенной последовательности, с постепенным усложнением дидактической задачи.
Используемый наглядный материал систематически обновлялся, менялся, что также поддерживало интерес к этим играм и упражнениям.
Задача обучающего эксперимента. Используя игры и игровые упражнения с математическим содержанием закреплять и расширять знания детей средней группы о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, шаре, кубе), их свойствах: а) знание слов – названий геометрических фигур в активном словаре детей; б) умение связывать название геометрической фигуры с количеством углов и сторон; в) умение объяснить, чем отличается одна геометрическая фигура от другой (круг от квадрата, квадрат от треугольника, квадрат от прямоугольника); г) знать, что свойства геометрической фигуры не зависят от её величины, цвета, положения; д) определять ту или иную геометрическую фигуру на ощупь и называть её; е) учить подбирать предметы к геометрическим образцам; ё) учить воспроизводить геометрические фигуры.
Дополнение к анализу материалов обучающего эксперимента.
Учитывая то, что шесть человек из десяти детей средней группы детского сада, участвующие в эксперименте, не смогли назвать хотя бы одну геометрическую фигуру (квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб), мы решили начать обучающий эксперимент с игр и упражнений, в которых бы дети упражнялись в назывании геометрических фигур (шар, квадрат, круг, куб, треугольник, прямоугольник) – упражнение «Подбери фигуру», «Домино фигур» (1 вариант), «Найди пару» (1 вариант), «Чудесный мешочек» (1 вариант). Предлагая детям спрыгивать с кубов, катать разноцветные шары друг другу, между кубами, побуждали их своим примером к многократному называнию геометрических тел («Катись красный шарик к Серёже»; « Спрыгну с первого кубика (синего), со второго кубика (красного, желтого) . . . и т.п.).
В процессе игр и упражнений «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Подбери фигуру», «Фигуры из палочек» и др. постоянно предлагалось детям ответить на вопросы: как ты узнал, что это круг (квадрат и т.д.)? Чем отличается круг от квадрата? (квадрат от прямоугольника и т.п.). Покажи противоположные стороны у квадрата, прямоугольника, покажи углы у треугольника и т.д.
Дети довольно быстро стали без ошибок называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб). Как указывалось выше, в середине эксперимента лишь двое детей не смогли назвать прямоугольник.
Трое детей тяжело усваивали понятие о противоположных сторонах прямоугольника. Двое воспитанников ошиблись, когда им было в первый раз предложено самостоятельно подобрать одну фигуру к другой, отличающиеся и величиной и цветом.
Для всех детей оказалось сложным воспроизводить геометрические фигуры. С каждым ребенком, участвующим в эксперименте, индивидуально была проведена работа по обучению их составлять геометрические фигуры из палочек. В дальнейшем дети с удовольствием выполняли данное упражнение. Вскоре, два воспитанника, проявив инициативу, начали составлять из палочек не только фигуры, а и картинки (домик, ёлочку, флажок), что свидетельствует об активизации у детей мышления.
Приведу пример, как для углубления представлений о геометрических фигурах у дошкольников нами использовалась широко известная игра «Найди пару», состоящая из 8 – 10 карт, разделенных на два ряда клеток; в верхних нарисованы разные геометрические фигуры, нижние – пустые; кроме того, дается набор маленьких карточек, на которых изображены такие же фигуры. Правила игры требуют подобрать к фигурам, нарисованным в верхнем ряду, соответствующие фигуры, изображенные на маленьких карточках, и разложить их в нижнем ряду.
Игра имела несколько вариантов: подбирались фигуры одного вида, но другого цвета; другого размера, но одинакового цвета и т.д.
Обучение игре осуществлялось поэтапно: 1)усвоение игры, её правил; 2)правила взаимодействия в игре с другими детьми.
Каждому ребёнку давали 1 – 2 большие карты и соответствующие маленькие карточки. Воспитатель: «Сегодня мы будем учиться играть в игру «Найди пару». Рассмотрите, что нарисовано на больших и маленьких карточках. (Дети рассматривают и называют). Положите перед собой большую карту, а под ней в ряд – маленькие карточки. (Педагог выложил большую и маленькую карточки на фланелеграфе). Играть в эту игру нужно так: посмотрите, какая фигура нарисована на самой крайней (слева) клетке большой карты, найдите такую же на маленькой карточке, назовите её и положите в пустую клетку под фигурой большой карты. (Показывает). Выигрывает тот, кто все фигуры разложит по парам правильно». После игра предоставлялась детям в свободное пользование.
На следующем этапе воспитатель сообщала, что дети будут учиться играть в эту же игру вдвоём. Объясняла правила взаимодействия в игре: один ребёнок подбирает пару для первой фигуры большой карты, называет её и выкладывает в пустую клетку, второй ребёнок подбирает пару для следующей фигуры. Так по очереди нужно подобрать пары для всех фигур большой карты. (Показывает вариант игры). Затем педагог предлагает детям договориться, кто начнёт игру. Отмечает партнёров, действующих согласованно.
Педагог поощряет самостоятельные игры детей вдвоём в свободное время (вечером, утром, на прогулке). Когда дошкольники усвоили правила игры вдвоём, воспитатель объясняет правила игры с участием ведущего. При этом игру усложняют: дают маленькие карточки, на которых нарисованы фигуры меньшего, чем на большой карте размера. Детей рассаживают по трое. Рассматривают карточки. Педагог обращает их внимание на то, что на маленьких карточках нарисованы фигуры меньшего размера, и объясняет правила взаимодействия в игре: большие карты находятся у ведущего, маленькие поровну разделены между играющими. Первый играющий находит пару для первой фигуры большой карты, называет её и выкладывает в пустую клетку, затем второй играющий подбирает пару для следующей фигуры большой карты и т.д. Ведущий следит за выполнением правил: если играющий ошибается, он забирает у него карточку и клетка остаётся пустой. Выигрывает тот, кто все фигуры подберёт правильно. После объяснения и показа правил игры педагог предлагает детям договориться, кто будет ведущим и кто начнёт игру. Поощряет детей, действующих согласованно.
Затем детям предлагают второй вариант игры (участвовали 4 – 5 детей): ведущий раздаёт большие карты играющим, а маленькие оставляет у себя. Показывает маленькую карточку и спрашивает: «У кого есть такая же фигура?». Тот у кого она есть, должен дать её словесное описание, например: «У меня есть маленький красный треугольник». После этого ведущий отдаёт ему маленькую карточку. Если ребёнок неточно описывает фигуру, маленькая карточка остаётся у ведущего. Выигрывает тот, кто правильно подобрал все фигуры для своей карты.
При ознакомлении с правилами игры пассивных, замкнутых, отстающих от других детей сажали рядом с теми ребятами, которые отличаются большим запасом знаний, умений и навыков.
В своей работе нами были использованы и другие дидактические игры и упражнения, которые помогли решить определенные дидактические задачи в обучении детей, закреплении у них знаний.
Упражнение «Подбери фигуру» помогло закрепить представление детей о геометрических формах, поупражнять в назывании фигур. У детей закрепили навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания. Научили подбирать фигуру по образцу.
Катание дошкольниками разноцветных шаров между кубами и многократное называние геометрических тел послужило закреплению их названий в памяти и в активном словаре у дошкольников.
На прогулках весело проходили подвижные игры «Самолеты», «Автомобили и гаражи», через которые воспитатели углубляли представления у детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). При повторном проведении игры усложнялись тем, что увеличивались размеры геометрических фигур, но дети быстро научились различать геометрические фигуры, когда они представлены моделями больших размеров.
Игра «Чудесный мешочек» проводилась с детьми в двух вариантах. В первом – дидактической задачей было: научить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Позднее детям был предложен второй вариант: зрительно находить фигуру по осязательно воспринимаемому образцу. Игра отличается от предыдущей обратным порядком обследования форм. Сначала дети определяют геометрическую фигуру на ощупь, а затем находят такую же на столе.
Такие игры и упражнения с математическим содержанием, используемые нами в эксперименте, как «Домино фигур», «Магазин», «Назови геометрическую фигуру», «Найди свой автобус» подробно описаны в приложении.
Уже в начале эксперимента дети стали дисциплинированнее, заметно усилился интерес и к другим играм («Мозаика», «Лото», «Домино» и т.п.). Воспитанники группы начали обращать на порядок в уголке настольно – печатных игр, следить за тем, в каком состоянии игры и игрушки.
Называние детьми геометрических форм наблюдалось в сюжетно – ролевых играх «Магазин», «Семья», «Детский сад», а также в других видах деятельности: изобразительной, на физкультурных занятиях («Мы сегодня по кубам шагать будем?»; «Мячи прыгают, а шары нет, только катаются» и т.п.). Это свидетельствует о пополнении активного словаря детей.
В середине обучающего эксперимента был проведён контрольный опыт.
Задачей его было: установить, влияют ли проводимые с детьми дидактические игры и упражнения с математическим содержанием на формирование у дошкольников представлений о геометрических фигурах.
Проанализировав результаты опыта, сделан вывод: наблюдается значительное улучшение в различении и назывании детьми геометрических фигур. После систематического проведения дидактических игр и упражнений лишь двое детей из десяти участвующих в обучающем эксперименте не смогли назвать прямоугольник.
В конце эксперимента были проведены контрольные опыты с детьми для подведения итога работы.
Контрольные опыты.
Задача контрольного опыта: выяснить какое влияние на знания детей средней группы о геометрических фигурах оказало в работе с детьми средней группы детского сада использование игр и игровых упражнений на занятиях и в повседневной жизни.
Были обследованы те же десять детей средней группы детского сада, которые участвовали в констатирующем опыте.
За детьми наблюдали на занятиях, в повседневной жизни во время во время индивидуальных, групповых и коллективных игр, а также и в другие режимные моменты (на прогулке, при общении со сверстниками, взрослыми, при выполнении обязанностей дежурных по столовой, уголку природы и т.д.).
Кроме этого каждому ребёнку индивидуально предложили назвать указанную воспитателем геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб).
При подведении итогов получили следующие данные: дети, которые набрали в констатирующем опыте низкое количество баллов в обучающем эксперименте, улучшили свои знания. После проведённой работы все дети в группе стали различать и правильно называть геометрические фигуры. Заметно улучшение уровня знаний детей, о чем свидетельствуют ответы воспитанников детского сада на вопросы воспитателя о геометрических фигурах и их свойствах.
Усвоение знаний о форме сыграло большое значение не только для математического развития детей, но и для развития многих видов их деятельности. Улучшилось качество рисунков, поделок из пластилина, аппликации, (конструкций) построек из строительных материалов (их симметричность, четкость изображения формы частей предметов). Дети стали осмысленнее воспринимать объяснения педагога на занятиях (например, по изодеятельности, особенно в предметном рисовании).
К концу года дети стали не только различать и называть простые геометрические фигуры, но и ориентироваться на некоторые их признаки. Мы начали учить детей сравнивать формы предметов с геометрическими формами. С этой целью использовали специальные упражнения. Например, воспитатель кладёт на столы геометрическую фигуру – дети подбирают предметы соответствующей формы. Или геометрическая фигура – образец даётся отдельным детям, и они, выполнив задание показывают фигуру и выбранный ими предмет.
После проведения дидактических игр и упражнений у детей средней группы обогатилось содержание сюжетно – ролевых игр: «Магазин», «Семья»; улучшилась дисциплина, отношения между детьми. У детей заметно повысился интерес к занятиям по математике.
Наблюдения и опыты позволили сделать вывод о том, что проведение дидактических игр и упражнений с математическим содержанием дало нам возможность в игровой форме закрепить и уточнить знания, которые дошкольники получили на других занятиях, активизировать умственные процессы и воспитать некоторые нравственные качества личности.
Задача контрольного опыта: выяснить какое влияние на знания детей средней группы о геометрических фигурах и их свойствах оказало в работе использование игр и игровых упражнений математического содержания на занятиях и в повседневной жизни: а) называют ли дети предложенные им геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб); б) умеют ли определить и назвать геометрическую фигуру на ощупь; в) различают ли геометрические фигуры, когда они представлены моделями больших размеров; г) умеют ли различать фигуры, ориентируясь одновременно на форму, цвет, величину; д) могут ли подбирать фигуры по образцу; е) умеют ли подбирать предметы простой формы (печенье, вафли, косынка, носовой платок, мяч, т.п.) к геометрическим образцам; ё) умеют ли воспроизводить геометрические фигуры; объяснить, чем отличается одна геометрическая фигура от другой (например, круг от квадрата, квадрат от прямоугольника, треугольник от квадрата).
Задания и вопросы к детям в контрольном опыте:
1.Назови данную геометрическую фигуру. 2.Умение выбирать фигуры на ощупь по зрительному образцу, зрительно находить фигуру по осязательно воспринимаемому образцу. (Игра «Чудесный мешочек» 1 и 2 варианты). 3.Умение различать фигуры, когда они представлены моделями, больших размеров (Игра «Самолёты»). 4.Подбирать фигуры одного вида, но другого цвета и размера (игра «Найди пару», «Домино фигур»). 5.Умение воспроизводить геометрические фигуры (упражнение «Фигуры из палочек»); объяснить, чем отличается одна геометрическая фигура от другой; умение правильно показать противоположные стороны прямоугольника, углы фигуры.
Вопросы: где противоположные стороны у прямоугольника? Покажи углы у треугольника (квадрата и др.). Как называются эти стороны у прямоугольника (показывает противоположные стороны)?
Педагогические выводы и методические рекомендации.
В результате проведённых опытов мы пришли к выводу, что только при постоянной, целенаправленной и планомерной работе можно добиться положительных результатов в воспитании и обучении дошкольников.
Хотя дидактические игры – обучающие игры, однако это игровое обучение. Перед ребёнком на первом месте стоит игра, игровое действие. А мы знаем, что еще К.Д. Ушинский говорил, что если всё обучение до школы превратить в игру, то детям будет казаться, что в жизни всего можно достичь играючи. А когда дети в школе встретятся с учебными трудностями, они не смогут их преодолеть.
В связи с задачами, которые поставлены перед дошкольными работниками по всестороннему воспитанию детей, необходимо широко использовать и игровую форму обучения (дидактические игры).
Мы должны рассматривать игру не просто как один из методов обучения и закрепления знаний, а как основной метод обучения детей 4 – 6 лет, в дальнейшем постепенно уступающий свои позиции другим методам обучения.
Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для самых маленьких, способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно ни физически. Очевидно, что интерес к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. интерес к математике.
Поддерживаемый же интерес к изучению математики с самого раннего возраста снимает многие из трудностей, возникающих на пути усвоения математических знаний. Устойчивый интерес к изучению математики должен поддерживаться различными методами на всех этапах обучения. Для детей 4 – 6 лет специальная система дидактических игр и упражнений – наиболее приемлемый метод обучения и закрепления умений, знаний, навыков.
Использование интересных, доступных и полезных дидактических игр разного характера позволяет воспитателю обеспечить решение не только образовательных, сенсорных задач (улучшает восприятие формы, учит различать цвета, закрепляет счет и т.д.), но и воспитывать поведение и взаимоотношения детей.
Успешное руководство дидактическими играми и упражнениями во многом зависит от оборудования педагогического процесса, наличия и правильного использования широкого арсенала дидактических средств и пособий.
В календарных планах должна быть отражена повторность, усложнение проводимых игр в зависимости от усвоения ребятами правил игровых действий, дидактической задачи.
Проведённая нами работа убедительно доказала, что в условиях специально построенного обучения дети достигают значительно более высокого уровня развития. Низкий уровень знаний детей – результат серьёзных упущений в воспитательной работе.
Таким образом, использование игр и игровых упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста обогащает знания воспитанников детского сада, ускоряет процесс накопления математических знаний, представлений, помогает решить и многие другие проблемы воспитания и обучения (нравственные, трудовые, эстетические, физические).
Приложение.
Упражнение «Назови геометрическую фигуру».
Дидактическая задача. Учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Материал: таблицы с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) на каждой таблице контурные изображения двух – трёх фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.
Руководство: упражнение проводится с подгруппами (5 -6 детей). Воспитатель достаёт из конвертов таблицы и предлагает детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, называет их, просит детей повторить название. (Продолжительность 10 – 15 минут).
Игровое упражнение «Найди свой автобус».
Дидактическая задача. Закрепить умение различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Руководство: воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели круга, квадрата, треугольника, прямоугольника (марки автобусов). Дети садятся в «автобусы» (становятся в 3 колонны за стульями). Педагог – кондуктор раздаёт им билеты. На каждом билете такая же фигура, как на « автобусе». На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет местами модели фигур. На сигнал «В автобус!» дети находят свой автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2 – 3 раза.
Усложнение. Закрепить умение различать фигуры, ориентируясь одновременно на форму и цвет.
Дидактическая игра «Домино фигур».
Дидактическая задача. Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть её. Игра закрепляет знания о геометрических фигурах.
Материал: 11 карточек, на каждой половинке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). На карточках – «дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.
Руководство: в игре принимают участие 2 ребёнка. Карточки выкладываются на стол фигурами вниз. Воспитатель знакомит детей с материалом игры, объясняет правила игры. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль – пустое». Как и в обычном домино, за один ход ребёнок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если ребёнок не назовёт фигуру, то не имеет права на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек. Если у играющего нет на карточке требуемой фигуры, он подыскивает карточку с этой фигурой из общего числа карточек на столе (при условии, когда играющих двое). В ходе игры воспитатель даёт дополнительные указания, пояснения. Игра проводится 3 раза, продолжительность игры 15 минут.
Усложнение. Закрепить умение различать фигуры, ориентируясь одновременно на форму и цвет.
Дидактическая игра «Магазин».
Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы к геометрическим образцам. Закрепить знание названий форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Материал. У каждого ребёнка 2 карточки (сочетание различное: треугольник и круг, квадрат и круг и т.д.), товар (вырезан из картона, фанеры) – вафли, фигурное печенье в форме круга, квадрата, треугольника (форма товара соответствует имеющимся у детей карточкам).
Руководство: воспитатель: «Дети, сейчас мы будем играть в «Магазин». Все вы будете продавцами, а я покупателем. Каждый продавец старается разложить товар в порядке, чтобы легко было найти нужное, когда приходит покупатель. Положите перед собой слева одну геометрическую фигуру, а справа другую. Всё печенье круглой формы разложите под кругом, квадратной – под квадратом и т.д., чтобы все товары были на виду. Воспитатель проверяет, всё ли правильно разложено, в случае ошибки предлагает ребёнку обвести рисунок пальцем, уточнить форму и положить карточки правильно. «Я взяла сумку и иду в магазин. Продавцы, внимательно слушайте, какой товар я попрошу. Дайте мне всё, что у вас есть круглой формы (обходит ряды, собирает (геометрические фигуры) – «печенье», отобранное детьми; если фигура выбрана неправильно, отказывается её брать). Дети, которые «продали» весь товар, считаются выигравшими. При повторной игре покупателями могут быть по очереди дети.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Вариант 1.
Дидактическая задача. Учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.
Материал: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, кубики, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники, круги). Один набор фигур – в мешочке, другой на столе.
Руководство: воспитатель заранее расставляет на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. «Дети, сейчас мы с вами поиграем, но для этого надо отыскать в группе мешочек. Давайте его найдем», - говорит воспитатель. Когда мешочек будет найден, дети рассядутся на своих местах, взрослый достает из него несколько фигур, дети называют их. Затем воспитатель показывает геометрические фигуры, которые находятся на столе, и объясняет правила игры. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке такую же фигуру, какая лежит на столе, называет её. Воспитанники отмечают правильность выполнения задания. Если ребёнок не может найти соответствующую фигуру, то воспитатель еще раз напоминает способы её обследования. При повторном проведении игры фигуры меняются, постепенно увеличивается их количество.
Игра заканчивается, когда дети найдут все фигуры в мешочке.
Вариант 2.
Дидактическая задача. Учить детей зрительно находить фигуру по осязательно воспринимаемому образцу. Игра отличается от предыдущей обратным порядком обследования форм. Сначала дети определяют геометрическую фигуру на ощупь, а затем находят такую же на столе.
Материал: набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник шар, куб). Он раскладывается на столе, другой такой же набор – у воспитателя. По своему усмотрению он вкладывает одну из фигур в мешочек.
Руководство: воспитатель показывает детям мешочек с одной фигурой: «Мешочек называется чудесным, он не раскроется, пока вы на ощупь не определите, что там находится, и не найдёте такой же предмет на столе». Дети поочередно выполняют задание. Если ребёнок правильно назвал фигуру и нашел её на столе, воспитатель раскрывает мешочек. Ребёнок достает фигуру и помещает её рядом с такой же на столе. Дети оценивают выполнение задания.
Игра заканчивается, когда все найдут предлагаемые им фигуры.
Упражнение «Подбери фигуру».
Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.
Руководство: воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: круг, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет.
«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать её на начерченную фигуру и только при полном совпадении – класть. В конце воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник».
Подвижная игра «Автомобили и гаражи».
Дидактическая задача. Закрепить умение различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Материал. Карточки – номера машин, на которых изображены геометрические фигуры – на каждого ребёнка, карточки для «гаражей».
Руководство: воспитатель раздаёт детям по одной карточке с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Мы поиграем в игру «Автомобили гаражи». Я построила гаражи. На каждый гараж прикрепила номер. Я скажу: «Машины в гараж!» - всем надо ехать в свой гараж, на номере которого такая же геометрическая фигура, какая на номере вашей машины. Какая геометрическая фигура на номере твоей машины? К какому гаражу ты поедешь?» - спрашивает педагог детей. Игра повторяется 2 – 3 раза. Каждый раз дети обмениваются карточками.
Усложнение. Закрепить умение различать фигуры, когда они представлены моделями больших размеров.
Материал. Используются цветные шнуры.
Подвижная игра «Самолеты».
Дидактическая задача. Закрепить умение различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, когда они представлены моделями больших размеров.
Материал: цветные шнуры (4 шт.), пропеллеры (в центре каждого пропеллера нарисована одна из геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Руководство: детям раздают пропеллеры. На сигнал «Старт!» самолёты поднимаются в воздух и летают. (Дети бегают по комнате с разведенными в стороны руками). На сигнал «На аэродром!» каждый самолёт приземляется на свой аэродром. Дети меняются пропеллерами. Игра повторяется 3 – 4 раза.
Усложнение. При повторном её проведении увеличивают размер аэродромов.
Дидактическая игра «Найди пару».
Дидактическая задача. Углублять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) у дошкольников.
Материал. 8 -10 карт, разделённых на два ряда клеток: в верхних нарисованы разные геометрические фигуры, нижние – пустые; кроме того даётся набор маленьких карточек, на которых изображены такие же фигуры.
Правила: подобрать к фигурам, нарисованным в верхнем ряду, соответствующие фигуры, изображенные на маленьких карточках и разложить их в нижнем ряду (1 вариант).
Усложнение. 2 вариант: подбирать фигуры одного вида, но другого цвета.
3 вариант: подбирать фигуры другого размера, но одинакового цвета.
4 вариант: подбирать фигуры одного вида, но другого цвета и размера.
Упражнение «Фигуры из палочек».
Дидактическая задача. Закреплять знания о прямолинейных геометрических формах (квадрате, треугольнике, прямоугольнике) и об округлых (круге). Учить воспроизводить геометрические фигуры.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, крупные картонные фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, одна толстая шерстяная нитка, палочки (полоски).
Раздаточный: палочки (можно использовать спички с отрезанными головками), окрашенные в яркий цвет (15 – 20 на стол), кусочки тонкой проволоки (лучше всего использовать медную проволоку – в оплетке или без неё) или толстых шерстяных ниток; листы бумаги или фланелеграфы.
Руководство. Воспитатель поочерёдно показывает детям геометрические фигуры, ребята вспоминают их названия, обводят в воздухе пальцем контуры. Затем он приглашает одного – двух детей, которые на большом фланелеграфе выкладывают из палочек эти фигуры. Если воспитанники затрудняются в выполнении задания, вызывает других детей. Когда принцип изготовления фигур станет ясен, ребята начинают выкладывать знакомые фигуры из палочек на своих листах бумаги или фланелеграфах. Дети, сидящие рядом помогают друг другу.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей дошкольного возраста
Комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста...
Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)
Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....
Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (подготовительная группа)
Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в подготовительной группе....
Консультация для родителей: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».
Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, ...
Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений.
...