Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный математик»
рабочая программа (средняя группа)

Жанна Владимировна Матвеева

Программа «Юный математик» является модифицированной, содержательной основой для ее создания послужила программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2014, а так же методические пособия Е. В. Колесниковой «Математика для детей 4-5 лет» и В. П. Новиковой «Математика в детском саду»

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Во время занятий широко используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

Адресат программы. Дети 4-5 лет, ведущей деятельностью которых является игра. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей.

Объём и срок освоения программы.

Программа рассчитана на один год обучения: 72 часа в год.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 20 минут.

Форма обучения – очная.   Состав группы – постоянный.

Занятие по программе «Юный математик» проводятся в форме игры, викторины, игры-путешествие, эксперимента, игры-сказки, игры-драматизации, опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_yunyy_matematik_4-5let.doc420.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования города Уварово

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотая рыбка»

Рассмотрено и рекомендовано на заседании        Утверждаю:

педагогического Совета        Заведующий МБДОУ

от         «Детский сад «Золотая рыбка»

Протокол №


           Г. Н. Сёмина Приказ от

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Юный математик»

Возраст учащихся 4-5 лет

 Срок реализации: 1 год

Автор составитель: Матвеева Жанна Владимировна,

воспитатель

г. Уварово, 2021

Информационная карта

1.

Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Золотая рыбка»

2.

Полное название программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Юный математик»

3.

Ф.И.О. педагога

Матвеева Жанна Владимировна,  воспитатель

4.

Сведения о программе

4.1

Нормативная база

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 №41 г. Москва Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". С изменениями и дополнениями от: 20 июля, 27 августа 2015 г.
  • Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.  № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4.2

Образовательная область

Дополнительная, образовательная

4.3

Направленность деятельности

Социально-педагогическая

4.4

Вид программы

Модифицированная

4.5

Тип программы

Общеразвивающая

4.6

Возраст

4-5

4.7

Продолжительность

1 год

4.8

Форма реализации

Групповая

4.9

Уровень реализации

Дошкольное образование

4.10

Уровень освоения

Ознакомительный

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

  1. Пояснительная записка.

Направление программы – социально-педагогическая.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет уровень освоения – ознакомительный.

Актуальность программы заключается в том, что занятия по математике успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе. В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира. Содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуально, но и эмоциональную сферу ребенка. Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.

         Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Программа «Юный математик» является модифицированной, содержательной основой для ее создания послужила программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2014, а так же методические пособия Е. В. Колесниковой «Математика для детей 4-5 лет» и В. П. Новиковой «Математика в детском саду»

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Во время занятий широко используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

Адресат программы. Дети 4-5 лет, ведущей деятельностью которых является игра. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — наглядно-образное мышление.

Особенности возраста:

1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение

3. Повышенная познавательная активность.

4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником

5.  Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом

отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.

7. Появление осознанности собственных действий.

Все эти особенности являются сенситивными периодом и дают возможность выявить у детей различные интересы и одаренности. Значит, этот возраст детей является благоприятным периодом для реализации программы «Занимательная математика».

Для обучения принимаются все желающие. Набор на обучение по заявлению родителей (законных представителей). В группе до 10 учащихся.

Объём и срок освоения программы.

Программа рассчитана на один год обучения: 72 часа в год.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 20 минут.

Форма обучения – очная.   Состав группы – постоянный.

Занятие по программе «Юный математик» проводятся в форме игры, викторины, игры-путешествие, эксперимента, игры-сказки, игры-драматизации, опыт.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для развития математической одаренности у детей, расширения кругозора их математических

Задачи программы

1. Развить логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;

2.Сформировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;

3. Выработать привычку максимально полно включаться в процесс обучения,

что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.

4. Привить любовь к конкретному предмету – математике.

Мониторинг: отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Психолого-педагогическая диагностика проводится 2 раза в год:  начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.

Работа с родителями

 - родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.

Форма работы:  консультации, папки-передвижки, индивидуальная беседа.

В конце учебного года руководитель кружка проводит опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний за время обучения

                                                     

                                                    1.3 Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

 

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Начальная диагностика

1.

Количество и счет.

22

7

15

 Тематический контроль

1.1

Числа 1 и 2, соотнесение множества по количеству предметов

4,5

1,5

3

 

1.2

Числа 3 и 4, счет в пределах 4

4,5

1,5

3

 

1.3

Сравнение группы предметов на основе счета

3

1

2

1.4

Количественный и порядковый счет

4,5

1,5

3

 

1.5

Число 5, счет в пределах 5

4,5

1,5

3

1.6

Повторение пройденного материала

1

-

1

2.

Определение величины

10

3

7

Тематический контроль

2.1

«Сравнение предметов»

3

1

2

2.2

«Сравнение предметов по величине»

3

1

2

2.3

«Сравнение по высоте»

3

1

2

2.4

Повторение пройденного материала

1

-

1

3.

Ориентировка во времени, пространстве.

13

4

9

Тематический контроль

3.1

Части суток

3

1

2

3.2

Ориентировка на листе бумаги

3

1

2

3.3

Понятия «вечера, сегодня, завтра»

3

1

2

3.2

Времена года

3

1

2

3.3

Повторение пройденного материала

1

1

4.

Решение логических задач.

14

4,5

9,5

Тематический контроль

4.1

Графический диктант

3

1

2

4.2

Знаки - действия: (>), (<), (=), (≠)

3

1

2

4.3

Дорисуй фигуру по клеточкам

3

1

2

 

4.4

Веселые задачки

4

1,5

2,5

4.5

Повторение пройденного материала

1

-

1

5.

Геометрические фигуры

11

4

7

Тематический контроль

5.1

«Геометрические фигуры»

2,5

1

1,5

5.2

«Прямоугольник»

2,5

1

1,5

5.3

Объёмные геометрические фигуры: – шар, куб

2,5

1

1,5

5.4

«Треугольник»

2,5

1

1,5

5.5

Повторение пройденного материала

1

-

1

 

Итоговое занятие

1

-

1

Итоговая диагностика

 Итого

72

23

49

Содержание учебного плана.

Вводное занятие.

Теория. Цель и задачи программы. Техника безопасности на занятии.

Практика. Начальная диагностика. (Диагностика познавательных умений в математической деятельности, Диагностика математических умений)

Раздел 1. Количество и счет.

Цель: Закреплять умение считать в пределах 5 , пользуясь правильными приемами счета(называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд).

Согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе.

Знакомить :

- с цифрами от 1 до 5

- со стихами, загадками, считалками в которых присутствуют числа.

Учить:

- писать цифры по точкам;

- соотносить цифры с количеством предметов;

- понимать отношение между числами в пределах 5;

- отгадывать математические загадки;

- порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?»;

- устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.

Дети закрепляют понятия один и много, упражняются в сравнении двух групп предметов, учатся устанавливать равенство и неравенство, считать по образцу и названному числу.

Выполняя различные задания, дети учатся понимать независимость числа от пространственного расположения предметов, их величины.

Раздел 2. Величина

Цель:

Учить :

- сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

- употреблять в речи результаты сравнений («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький»;

- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку;

Для закрепления полученных знаний используются игровые упражнения «Найди такой же», «Построй ворота».

Раздел 3 Ориентировка во времени и пространстве

Цель:

Закреплять:

- умение различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;

- времена года: осень, зима, весна, лето

Учить:

- отгадывать загадки о частях суток, временах года предлагаются более ;

- различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами;

- различать понятия : быстро и медленно.

Детей учат устанавливать последовательность частей суток, с этой целью используется иллюстративный материал. Такая же работа проводится по уточнению и закреплению знаний о временах года.

Проводятся словесные игры « Что сначала, что потом?», «Закончи предложение».

Ориентировка в пространстве

Продолжать учить

- различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо;

- обозначать словами положение предмета относительно себя;

- ориентироваться на листе бумаги.

Программные задачи по ориентировке в пространстве решаются в единстве с другими задачами. Взаимообратные обозначения пространственных отношений, направлений, расстояний всегда предлагаются  детям попарно и одновременно.

 На прогулках и физкультурных занятиях дети закрепляют полученные знания в игровых упражнениях.

Раздел 4 Логические задачи

Детям средней группы предлагаются более сложные задачи на сравнение, установление закономерностей, последовательности событий, анализ и синтез, чем детям младшей.

Например, в задании «Дорисуй недостающую фигуру» дети должны установить, какой фигуры нет, ориентируясь на верхний ряд, в котором все фигуры нарисованы

Дети учатся устанавливать последовательность событий, когда картинки с изображением частей суток, времен года расположены не по порядку.

Раздел 5 Геометрические фигуры

Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Знакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Формировать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.

Учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.

Дошкольники учатся находить заданную фигуру среди множества других. В середине года детям предлагаются задания на развитие умения зрительно расчленять форму изображения предмета на части. К этому они подготовлены играми с мозаиками, занятиями по аппликации, на которых из геометрических фигур наклеивали предметы: домик, машину, елку, неваляшку.

Детям предлагаются символическое изображение предмета и геометрические фигуры; нужно закрасить только те фигуры, из которых состоит заданный предмет.

                     

                     

                Содержание программы

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Программное содержание

НОД

Методическое обеспечение НОД

СЕНТЯБРЬ

Диагностика с целью определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.

Игротренинг Цель:  помочь каждому участнику развить свои коммуникативные навыки, а также внимание, память, фантазию, наблюдательность и многое другое.

 

ОКТЯБРЬ

1

«Вселенная математики»

         «Цифранета» – познакомить с цифрами, закрепить знакомые, умение считать вслух до 10;

         «Геометрика» - познакомить с геометрическими фигурами, повторить знакомые, ввести понятие многоугольник;

         «Время» - познакомить с календарём, повторить части суток, времена года;

         «Чёрная дыра» - познакомить с ориентировкой в пространстве, закрепить «Лево» и право».

ДЗ: Придумать и нарисовать корабль для путешествия по вселенной математики.

 

2

«Волшебные превращения геометрических фигур»

         закрепить умение вырезать фигуры по контуру;

         формировать умение из квадрата делать круг;

         формировать умение сгибать пополам и разрезать, получая новые фигуры.

ДЗ: Нарисовать рисунок, используя только геометрические фигуры

3

«Один – много, круг»

       закрепить умение сравнивать группы предметов, различать, где один, а где много;

       формировать умение сравнивать предметы методом наложения и приложения;

       закрепить понятия «большой» и «маленький», раскладывать в порядке возрастания, убывания;

       считать предметы в пределах двух слева направо, согласовывая числительные с существительными в роде, числе и падеже;

       закрепить знания геометрической фигуры круг, формировать понятие, что круги бывают разных размеров.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.18

Колесникова Е.В раб. Тетрадь – с.2

ДЗ: соедини предметы, начиная с самого большого.

4

«Сказка о листе бумаги»

       познакомить с листом бумаги, формировать умение находить нужную сторону: правую, левую. верхнюю, нижнюю;

       формировать умение ориентироваться в пространстве, следуя указаниям: налево, вперёд, назад.

ДЗ: Ориентировка на листе бумаги.

5

«Сравнение предметов»

       формировать умение считать предметы в пределах 4;

       обозначать словами положение предмета по отношению к себе;

       закрепить умение сравнивать группы предметов, используя метод наложения и приложения;

       считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов;

       совершенствовать знание о времени года - осень.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.21

Колесникова Е.В раб. Тетрадь – с.4

ДЗ: Ориентировка на листе бумаги.

6

«Весы»

       закрепить умение сравнивать две группы предметов, используя различные способы;

       формировать умение уравнивать две группы предметов, добавляя или убирая один предмет;

       формировать умение отсчитывать от группы столько предметов, сколько нужно;

       познакомить с весами.

ДЗ: Уравнивание двух групп предметов.

7

«Счёт в пределах 5»

       формировать умение устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;

       выделять признаки сходства предметов и объединять их по этому признаку;

       закрепить умение считать предметы в пределах 5;

       формировать умение сравнивать несколько предметов по величине, используя слова: маленький, большой;

       закрепить знания геометрической фигуры квадрат;

       формировать представление, что квадраты бывают разного размера.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.23

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.6

ДЗ: Посчитай количество предметов и закрась столько же квадратиков.

8

«Логические блоки»

         формировать представление о плоских и объёмных геометрических фигурах;

         познакомить с геометрическим телом шар;

         формировать умение находить предметы, похожие на шар в окружающей обстановке;

         познакомить с логическими блоками Дьенеша;

         закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий»;

         развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

Дид. Игра «Найди».

ДЗ: Математическая раскраска.

НОЯБРЬ

9

«Сравнение чисел 4 – 5, части суток»

         продолжать считать предметы (в пределах 5);

         упражнять в сравнении двух групп предметов;

         закрепить умение добавлять к меньшей группе недостающий предмет;

         формировать умение устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов;

         закреплять представления о частях суток;

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.25

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.8

ДЗ: Найди одинаковое количество предметов и соедини их.

10

«Треугольник, квадрат, сравнение предметов по длине»

         закрепить геометрические фигуры треугольник и квадрат;

         формировать умение находить предметы названной формы;

         формировать умение из квадрата делать два треугольника, разрезая по диагонали;

         составлять домик из четырёх треугольников;

         формировать умение сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения (короткий, длиннее, …, самый длинный);

         развивать познавательный интерес;

         воспитывать стремление говорить правильно.

Дид. игра «Чудесный мешочек»

Дид. игра «Найди свой домик»

ДЗ: Закрепить понятие длинный - короткий

11

«Цифра 1»

         формировать умение отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

         познакомить с цифрой 1 как знаком числа 1;

         формировать умение писать цифру 1, используя образец;

         находить цифру 1 среди множества других цифр;

         закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине);

         формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.28

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.10

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с цифрами» солн. ступеньки - цифра 1

12

«Количественный и порядковый счёт»

         развивать умение различать вопросы: «Сколько? Который по счёту? На котором месте стоит?»;

         учить порядковому счёту (до 5); соотносить числительное с каждым из предметов;

         формировать умение раскладывать предметы правой рукой слева направо, считать слева направо;

         закрепить знание частей суток.

Дид. игра «Волшебная радуга»

Дид. игра «Что вы делали утром (днём, …)»

ДЗ: Нарисуй свою любимую часть суток.

13

«Цифра1, сравнение по размеру»

         закрепить знание о цифре 1;

         учить соотносить цифру с количеством предметов;

         учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

         закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), объединять предметы по этому признаку;

         закрепить знания о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других;

         формировать представление, что треугольники могут быть разного размера;

         учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.29

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.12

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами» К.В.Шевелёв – с.3 -4

14

«Ориентировка на листе, знакомство с клеткой, куб»

         закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;

         познакомить с тетрадкой в клетку;

         формировать умение видеть границы клетки, обводить, не выходя за границы;

         закрепить понятие плоских и объёмных геометрических фигур, познакомить с геометрическим телом – куб;

         формировать умение находить предметы, похожие на куб в окружающей обстановке;

         формировать умение определять фигуры на ощупь, по описанию.

Дид. игра «Что находится сверху (снизу, ….)»

Дид. игра «Чудесный мешочек»

Дид. игра «Угадай, что это»

ДЗ: В тетради в клетку – обведи клеточки.

15

«Цифра 2»

         познакомить с цифрой 2;

         учить писать цифру

         учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра»;

         учить различать понятия «далеко», «близко»;

         учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

         формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.31

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.14

ДЗ: Рабочая тетрадь «Знакомство с цифрами» солн. ступеньки -цифра 2

16

«Прямоугольник и овал»

         познакомить с геометрическими фигурами прямоугольник и овал;

         формировать умение различать прямоугольник и квадрат, круг и овал;

         закрепить умение из квадрата делать круг;

         формировать умение из прямоугольника делать овал;

Дид. игра «Разложи фигуры»

Дид. игра «Найди свой домик»

ДЗ: Рабочая тетрадь «Знакомство с геометрией» солн. Ступеньки – с.5 – 6

ДЕКАБРЬ

17

«Цифра 2, сравнение по длине и размеру»

      закрепить знания о цифре 2;

      учить соотносить цифру с количеством предметов;

      учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

      закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности (длинный, короткий);

      закрепить знания о геометрической фигуре овал, находить его среди множества фигур;

      формировать представление, что овалы могут быть разного размера;

      формировать умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.33

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.16

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами» К.В.Шевелёв – с.7 – 8.

18

«Плоские и объёмные фигуры, цилиндр»

      закрепить понятие плоских и объёмных фигур;

      познакомить с геометрическим телом цилиндр;

      формировать умение находить предметы, похожие на цилиндр в окружающей обстановке;

      продолжать знакомить с логическими блоками;

      формировать умение находить фигуру, похожую по цвету (форме, размеру)

      формировать умение находить фигуру, не такую по цвету (форме, размеру)

Дид. игра «Покажи такую же»

Дид. игра «Покажи не такую»

ДЗ: Закрепить знание объёмных фигур: шар, куб, цилиндр.

19

«Цифра 3»

      познакомить с цифрой 3 как знаком числа 3;

      учить писать цифру 3 по точкам;

      находить цифру 3 среди множества других цифр;

      продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством предметов;

      закрепить знания детей о времени года (осень);

      учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

      формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.35

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.18

ДЗ: Рабочая тетрадь «Знакомство с цифрами» солн. ступеньки -цифра 3

20

«Сравнение по длине, размеру, ширине»

           закрепить умение сравнивать предметы по длине и размеру, отражать в речи результат сравнения;

           развивать умение анализировать и осуществлять сериацию;

           познакомить со сравнением предметов по ширине, отмечая в речи результат сравнения, располагать от самого узкого до самого широкого.

Дид. упражнение «У кого длиннее»

Дид. упражнение «разложи полотенца в разные стопки»

ДЗ: Сравнение предметов по длине и ширине

21

«Цифра 3, сравнение по высоте»

           закрепить знания о числе и цифре 3;

           продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;

           закреплять умение писать цифры 1, 2, 3;

           закреплять умение сравнивать знакомые предметы по высоте (высокий, низкий), объединять предметы по этому признаку;

           развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков;

           формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.37

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.20

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами» К.В.Шевелёв – с.11 - 12

22

«Цифры 1, 2, 3, логические блоки»

           закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 5, знание цифр 1,2,3;

           продолжать знакомить с клеткой;

           формировать умение обводить клетки через одну;

           развивать аккуратность при работе в тетради;

           продолжать знакомить с логическим блоками, формировать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества.

Дид. игра «Покажи столько же»

Дид. игра «Сколько»

Дид. игра «Игра с одним обручем»

ДЗ: Тетрадь в клетку.

 

23

«Равенство и неравенство групп предметов, сравнение предметов»

           учить отгадывать математические загадки;

           продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;

           упражнять в сравнении двух групп предметов;

           развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов;

           закреплять умение сравнивать знакомые предметы по ширине (широкий, узкий);

           закреплять знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других;

           формировать представление, что прямоугольники могут быть разного размера;

           учить понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;

           формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.38

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.22

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами» К.В.Шевелёв – с.13 -14

24

«Игры с логическими блоками Дьенеша»

           развивать логическое мышление;

           формировать умение группировать геометрические фигуры по общему признаку, находить лишний;

           развивать наглядно- образное мышление;

           закрепить умение определять фигуру по описанию;

           закрепить умение определять направление относительно себя вперёд (назад, влево, вправо);

           закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, находить верхнюю (нижнюю, левую правую) сторону.

Дид. игра «Что лишнее»

Дид. игра «На что похоже»

Под. Игра «Робот»

Дид. игра «Укрась платок»

ДЗ: Тетрадь в клетку.

 

ЯНВАРЬ

25

«Равенство и неравенство групп предметов, счёт по образцу»

           учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно (в круге, квадрате);

           учить отсчитывать предметы по образцу;

           учить устанавливать равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга;

           продолжать учить определять положение предметов по отношению к себе;

           развивать зрительное внимание;

           учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

           формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.41

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.24

ДЗ: Сравнение количества предметов.

26

«Неделя, сутки, год»

           познакомить с понятием «неделя», «сутки», «год»;

           формировать представления о последовательности дней недели, частей суток;

           учить различать и называть части суток;

           развивать речь, мышление, память, внимание;

 

Дид. пособие «Часы – неделя»

Дид. пособие «Часы – сутки»

Дид. игра «Когда это бывает»

ДЗ: Нарисуй часы будущего.

27

«Цифра 4»

           познакомить с цифрой 4 как знаком числа 4;

           учить обводить цифру 4 по точкам;

           находить цифру 4 среди множества других цифр;

           учить соотносить предметы между собой по величине, используя в

           речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький»;

           способствовать развитию зрительного внимания;

           учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

           формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.43

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.26

ДЗ: Рабочая тетрадь «Знакомство с цифрами» солн. ступеньки -цифра 4

28

«Сравнение предметов по нескольким признакам»

           закрепить умение сравнивать предметы по размеру, длине, высоте, ширине;

           развивать умение анализировать и осуществлять сериацию;

           отмечать в речи результат сравнения, располагать от самого узкого до самого широкого (от маленького до самого большого и т.д.);

Дид. игры и упражнения на закрепление сравнения предметов по размеру, длине, высоте, ширине.

29

«Цифра 4, ориентировка в пространстве»

            закрепить знания о числе и цифре 4;

            продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3, 4 с количеством предметов;

            закрепить знания о геометрических фигурах треугольник, прямоугольник;

            учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;

            учить определять и обозначать словами положение предмет относительно себя (влево, вправо);

            формировать умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;

            формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.44

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.28

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с цифрами и числами», К.В.Шевелёв – с.15 – 16.

30

«Счёт предметов в пределах 5, ориентировка во времени»

            развивать умение считать предметы с помощью различных анализаторов;

            закреплять умение отсчитывать определённое число предметов по образцу и названному числу в пределах 5);

            закрепить знание частей суток, умение называть по порядку;

            закрепить знание о временах года – осень, зима;

            формировать знание о том, что зима наступает сразу после осени и все времена года идут друг за другом;

            в дидактической игре «Четвёртый лишний» учить исключать лишний предмет (признак зимы или осени) из ряда, объяснять принцип исключения.

Дид. игра «Где сколько»

Дид. игра «Когда это бывает»

Дид. игра «Четвёртый лишний»

Дид. игра «В какое время года нужны эти предметы?»

ДЗ: Закрепить знания признаков времён года.

31

«Число, цифра, количество предметов»

           учить считать по образцу и названному числу;

           учить понимать отношения между числами (3—4);

           учить отгадывать загадки, в которых присутствуют числа;

           учить соотносить цифру с количеством предметов;

           формировать пространственные представления (далеко, близко);

           закреплять представления о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник;

           учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;

           формировать умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

           формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.46

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.30

ДЗ: Закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов.

32

«Игры с логическими блоками Дьенеша»

           продолжать знакомить с логическими блоками;

           закрепить знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине;

           формировать умение находить фигуры, похожие по цвету (форме, размеру, толщине);

           формировать умение группировать в пары фигуры по схожему признаку: по цвету, по форме и т.д.:

           развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножеств производить логическую операцию «не»;

           развивать логическое мышление;

Дид. игра «Продолжи ряд»

Дид. игра «Найди пару»

Дид. игра «Игра с одним обручем»

ДЗ: нарисуй фигуру, которая отличается по форме (цвету, размеру, толщине).

ФЕВРАЛЬ

33

«Число, цифра, количество предметов, ориентировка в пространстве»

           учить соотносить цифру с количеством предметов;

           формировать представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверху, перед, посередине);

           закреплять знания о геометрических фигурах;

           закреплять знания о временах года (зима, весна, лето, осень).

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.48

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.32

ДЗ: Закрепить цифры 1, 2, 3, 4.

34

«Ориентировка на листе бумаге, геометрические фигуры»

           продолжать знакомить с тетрадью в клетку;

           совершенствовать умение ориентироваться в странице тетради (верх, низ, слева, справа, середина); обводить заданное количество клеток;

           закрепить умение сгибать пополам, получая новые геометрические фигуры;

           формировать умение из счётных палочек составлять геометрические фигуры;

           развивать память, логическое мышление.

Дид. игра «Фигуры из палочек»

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами», К.В.Шевелёв – с.17 - 18

 

35

«Цифра 5»

           учить отгадывать математические загадки;

           познакомить с цифрой 5;

           учить писать цифру 5 по точкам;

           учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, спереди, сзади);

           закрепить знания о времени года (зима);

           формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

           формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.50

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.34

ДЗ: Рабочая тетрадь «Знакомство с цифрами» солн. ступеньки -цифра 5

36

«Плоские и объёмные геометрические фигуры, вчера, сегодня, завтра»

           развивать временные представления, воображение, память;

           закрепить знание цифры 5;

           совершенствовать знания о плоских и объёмных геометрических фигурах;

           закрепить представление о сходстве и различии шара и круга, квадрата и куба;

           упражнять в различении значения слов: вчера, сегодня, завтра;

           воспитывать любознательность, активность.

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами», К.В.Шевелёв – с.19 - 20

37

«Цифра 5, быстро, медленно»

           закреплять умение считать в пределах 5;

           учить соотносить цифру с количеством предметов;

           учить устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии;

           учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов;

           раскрыть на конкретном примере понятия «быстро», «медленно».

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.52

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.36

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами», К.В.Шевелёв – с.21 - 22

38

«Количественный и порядковый счёт в пределах 5, далеко, близко

           упражнять в счёте в пределах 5;

           закрепить умение сравнивать несколько предметов по высоте, длине, ширине и размеру;

           познакомить с понятиями далеко – близко, высоко – низко;

           продолжать учить различать количественный счёт и порядковый счёт;

           развивать глазомер, наблюдательность, мышление, представления о межчисловых отношениях;

           воспитывать любознательность, стремление к хорошему результату.

Упражнение «Какой по порядку»

Дид. игра «Посчитай – ка»

ДЗ: Раскраска.

39

«Цифра 5, счёт в пределах 5»

           учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

           учить ориентироваться на листе бумаги;

           учить видеть геометрические фигуры в предметах;

           формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

           формировать навык самооценки и самоконтроля.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.53

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.38

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами», К.В.Шевелёв – с.23 – 24

40

«Трапеция, ориентировка в тетради в клетку»

           закрепить знания о плоских и объёмных геометрических фигурах;

           познакомить с геометрической фигурой трапеция;

           формировать умение находить предметы, похожие на трапецию в окружающей обстановке;

           формировать умение находить отличия прямоугольника от трапеции;

           формировать умение ориентироваться на странице в тетради, отсчитывать нужное количество клеток в заданном направлении, получая рисунок.

ДЗ: Рабочая тетрадь «Знакомство с геометрией» солн. Ступеньки – с.19 – 20.

МАРТ

41

«Порядковый и количественный счёт, математические загадки"

           продолжать учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

           совершенствовать умение отгадывать математические загадки;

           учить понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

           учить соотносить количество предметов с цифрой;

           учить видеть геометрические фигуры в контурах предметов;

           продолжать учить сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький).

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.55

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.40

ДЗ: Тетрадь в клетку - продолжи рисунок.

42

«Дни недели, части суток»

           учить называть дни недели по порядку, используя дид. пособие «Часы – дни недели»;

           формировать умение соотносить день недели с конкретным цветом;

           закрепить умение ориентироваться на странице в тетради, познакомить с созданием рисунков по клеточкам;

Дид игра «Разноцветная неделька»

Дид. упражнение «Домик»

ДЗ: Тетрадь в клетку – повтори рисунок.

43

«Счёт, сравнение предметов по ширине»

           продолжать учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

           учить понимать независимость числа от величины предметов;

           формировать умение устанавливать последовательность событий (части суток);

           закрепить понятия «широкий», «поуже», «еще поуже» «самый узкий».

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.58

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.42

ДЗ: Найди закономерность и нарисуй пропущенные фигуры

44

«Игры с логическими блоками»

           развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку;

           умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не»;

           развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Дид. игра «Второй ряд»

Дид. игра «Игра с одним обручем»

Дид. игра «Игра с двумя обручами»

ДЗ: Закрепление геометрических фигур.

45

«Цифры 1, 2, 3, 4, 5, объёмные геометрические фигуры»

           закрепить знание о цифрах 1, 2, 3, 4, 5;

           закрепить умение соотносить цифры с числом;

           закрепить знание понятий - Вчера, сегодня, завтра;

           совершенствовать знания об объёмных геометрических фигурах - Шар, куб, цилиндр.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.60

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.44

ДЗ: Плоские и объёмные геометрические фигуры.

46

«Сутки, распорядок дня, год»

            закрепить понятие - сутки, формировать умение называть части суток по порядку, соотносить с распорядком дня;

            закрепить понятие – год, формировать умение называть времена года по порядку, выделять признаки, соответствующие каждому времени года.

Дид. игра «Когда это бывает»

Дид. игра «Времена года»

Дид. игра «Когда это можно надеть»

ДЗ: Составь свой распорядок дня (рисунок).

47

«Число, цифра, количество предметов"

           продолжать учить порядковому счету (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

           учить соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов;

           закреплять знания о плоских геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

           формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.62

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.46

ДЗ: Соедини цифру с количеством предметов.

 

48

«Логические задачи»

           познакомить с логическими задачками в стихах;

           формировать умение слушать, правильно отвечать на поставленный вопрос;

           развивать логическое мышление, память;

           воспитывать умение не выкрикивать, отвечать на поставленный вопрос чётко и ясно.

Картотека «Логические задачки в стихах»

ДЗ: Задания на логику.

АПРЕЛЬ

49

«Ориентировка на листе бумаге, счёт в пределах 5»

           учить соотносить цифру с количеством предметов;

           учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги (слева, справа, в середине);

           способствовать развитию зрительного внимания;

           формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

           формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.64

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.48

ДЗ: Ориентировка на листе бумаге.

 

50

«Рисунок по клеточкам»

           закрепить умение ориентироваться на листе, в тетради в клетку;

           формировать умение продолжать рисунок по клеточкам;

           развивать умение внимательно слушать и точно выполнять указания педагога.

Дид. упражнение «Продолжи рисунок»

ДЗ: Тетрадь в клетку – продолжи рисунок.

51

«ориентировка в пространстве, цифры 1, 2, 3, 4, 5»

           закрепить навыки порядкового счета (в пределах 5), умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

           учить соотносить количество предметов с цифрой;

           продолжать учить различать понятия «влево», «вправо»;

           учить устанавливать последовательность событий;

           формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

           формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.66

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.50

 ДЗ: Обозначь цифрами порядок расположения картинок, чтобы по ним можно было составить рассказ.

 

52

«Геометрические фигуры и тела, отличия»

           закрепить знания знакомых плоских (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция) и объёмных (шар, цилиндр, куб) геометрических фигур;

           познакомить с геометрической фигурой ромб, ввести понятие многоугольники;

           формировать умение называть отличительные черты многоугольников;

           совершенствовать умение строить геометрические фигуры из счётных палочек;

           закрепить умение находить предметы, похожие на знакомые геометрические фигуры в окружающей обстановке.

Дид. игра «Чудесный мешочек»

Дид. игра «На что похоже»

Дид. упражнение «Что я загадала?»

ДЗ: Многоугольники.

53

«Число, цифра, количество предметов, счёт в пределах 5»

           учить соотносить цифру с количеством предметов;

           учить устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения;

           учить отгадывать математические загадки;

           учить сравнивать предметы разных размеров по величине;

           учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять

           их по этому признаку;

           учить решать логические задачи на установление закономерностей.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.68

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.52

ДЗ: Логические квадраты.

 

54

«Порядковый о количественный счёт, времена года»

           закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

           учить решать логическую задачу на установление последовательности событий;

           закреплять умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе;

           закреплять умение различать и называть времена года (весна, лето, осень, зима);

           формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.69

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.54

ДЗ: Логические задачи.

 

55

«Сравнение чисел 4 и 5, цифра и количество предметов»

          закреплять умение считать (в пределах 5);

          закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов;

          учить сравнивать числа 4 и 5, развивать представления о равенстве и неравенстве групп предметов;

          учить решать логическую задачу на сравнение;

          формировать умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;

          формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.71

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.56

ДЗ: Счёт в пределах 5.

 

56

«Цифры от 1 до 5, счёт в пределах 5»

           закрепить знания о цифрах от 1 до 5;

           продолжать учить порядковому счету до 5, правильно отвечать на вопрос: «сколько?», «какой по счету?»;

           закреплять умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях;

           закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

            

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.73

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.58

ДЗ: Найди на картинке все геометрические фигуры.

 

МАЙ

57

«Число, количество, счёт в пределах 5»

           закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов;

           закреплять умение видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела;

           способствовать развитию зрительного внимания;

           формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

           формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.75

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.60

ДЗ: Решаем задачи.

58

«Число, количество, счёт в пределах 5»

           продолжать учить соотносить цифру и количество предметов;

           учить отгадывать математические загадки;

           продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя;

           учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;

           формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

           формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.76

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.62

ДЗ: Решаем задачи.

59

«Число, количество, счёт в пределах 5»

           продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;

           продолжать учить отгадывать математические загадки;

           закрепить умение понимать отношения между числами;

           закрепить на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно»;

           продолжать учить сравнивать предметы по ширине;

           продолжать учить решать логические задачи;

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.78

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.64

ДЗ: Составь задачу.

60

«Цифры от 1 до 5»

           закрепить умение считать в пределах 5;

           закрепить умение узнавать цифры в пределах 5;

           закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов;

           закрепить умение сравнивать две группы предметов, отмечая словами больше, меньше, поровну;

           закрепить умение уравнивать две группы предметов, добавляя или убирая нужное количество предметов в пределах 5.

Дид. игры и упражнения на закрепление знания цифр в пределах 5.

61

«Геометрические фигуры, геометрические тела»

           закрепить знание плоских геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, треугольник, многоугольник;

           закрепить знание объёмных геометрических фигур: шар, куб, цилиндр, называть их правильно – геометрические тела;

           закрепить знание отличительных признаков каждой фигуры;

           закрепить умение самостоятельно строить из счётных палочек геометрические фигуры;

           закрепить умение с помощью ножниц превращать геометрические фигуры в другие (из квадрата - 2 треугольника, из прямоугольника – овал и т.д);

           закрепить умение находить нужную фигуру по заданным признакам из предложенных.

Дид. игры и упражнения на закрепление плоских и объёмных геометрических фигур

62

«Ориентировка во времени, пространстве, на листе бумаги»

           закрепить понятие «сутки», последовательность частей суток;

           закрепить понятие «год», последовательность времён года;

           закрепить понятие «неделя», последовательность дней недели;

           закрепить умение ориентироваться в пространстве, умение определять направление (вверх, влево, вправо, вниз) от себя;

           закрепить умение ориентироваться на листе бумаге, определять углы листа (верхний и нижний правый, верхний и нижний левый) и стороны (верхняя, нижняя, левая, правая);

           закрепить умение продолжать рисунок по клеточкам в тетради.

Дид. игры и упражнения на закрепление ориентировки во времени и пространстве.

63

«Я знаю…»

Диагностика математического развития.

Приложение.

64

«Мои достижения»

Итоговое развлечение, награждение по итогам года.

Дипломы и грамоты для награждения.

 


                              1.4 Планируемые результаты

Итоговые результаты освоения программы:

К концу учебного года при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка 4 – 5 лет:

·        самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов);

·        устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью);

·         находит части целого множества и целое по известным частям;

·        считает до 5 и дальше (количественный, порядковый счет);

·        называет числа в прямом (обратном) порядке до 5, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 5);

·        соотносит цифру (1 – 5) и количество предметов;

·        различает размер, длину, ширину, толщину и способы их измерения (наложение, приложение);

·        умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его часть;

·        различает и называет: круг (овал), многоугольники (треугольники, прямоугольники, квадраты), шар, куб, цилиндр проводит их сравнение;

·        ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.);

·        умеет определять временные отношения (вчера, сегодня, завтра), называть части суток, времена года и знать их основные признаки;

·        знает состав чисел в ряду 1 - 5 (из отдельных единиц).

  1. Комплекс организационно-педагогических условий реализации     дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

2.1 Календарный учебный график.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» (ознакомительный уровень) рассчитана на детей 4-5 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество учебных недель составляет – 36. Начало занятий групп с 1 сентября, окончание занятий 31 мая.

2.2 Условия реализации программы.

Занятия проводятся в учебной группе.

Учебное помещение оборудовано

Оснащение учебного кабинета: учебная мебель (каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом с учетом его роста, маркерная доска цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого), рабочий стол, приставка для демонстрационного оборудования и технических средств обучения, шкафы для хранения наглядных пособий.)

Кадровое обеспечение. Педагог должен иметь высшее или средне – специальное педагогическое образование «Педагогика и психология дошкольная».

Материально-техническое оснащение:

ноутбук;

проектор;

игры Воскобовича (геоконт, графический тренажёр, игровизоры, шнур-затейник, прозрачный квадрат, чудо-крестик);

интерактивная доска

Геометрическая мозаика («Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор».)

геометрические фигуры и тела;

набор разрезных картинок;

полоски, ленты разной длины и ширины;

набор карточек с цифрами 0 до 10;

игрушки;

предметные картинки;

геометрические мозаики и головоломки

головоломки: («Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)

знаки – символы.

Учебный комплект на каждого учащегося: тетрадь в клетку, рабочая тетрадь, карандаш, цветные карандаши, счетные палочки.

Дидактико-методическое обеспечение

  • Игры на составление плоскостных изображений предметов
  • Обучающие настольно-печатные игры по математике
  • Диагностические методики (Приложение 2)
  • Занимательные книги по математике
  • Картотека математических игр и упражнений (Приложение 3)

  1. . Формы контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальная диагностика

В начале учебного года

Выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.

Беседа, педагогическое наблюдение, создание игровых ситуаций

Тематический контроль

По окончании каждого раздела

Определение готовности к восприятию нового материала. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Определение степени усвоения учащимися учебного материала.

Педагогическое наблюдение, создание игровых ситуаций, анализ детских работ, решение проблемных задач, выполнение творческих заданий

Итоговая диагностика

В конце учебного года

Определение результатов обучения

Педагогическое наблюдение, создание игровых ситуаций, анализ детских работ, решение проблемных задач, выполнение творческих заданий

  1. . Оценочный материал.

Отслеживание и фиксация образовательных результатов проходят в форме готовой работы ребенка, журнала посещаемости, материалов диагностики.

Начальная диагностика .

  1. «Поиск лишнего предмета».
  2. «Нарисуй картинку по клеточкам». (Бабочка)
  3. Веселый счет

Итоговая диагностика 

  1. Поиск лишнего предмета
  2. Нарисуй по клеточкам (Замок).
  3. Веселый счет
  4. Выявление умений решать задачи на сложение и вычитание

Задание «Рукавичка» (межпредметная).

Цель: изучение умений детей договариваться на совместную деятельность со сверстниками

Методические материалы

Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Занимательная математика» осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей постоянного состава группы, принципов построения учебно-образовательного процесса ДОУ, педагогических условий.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Формы проведения занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, тематическое занятие, занятие – викторина, занятие-эксперимент, занятие-исследование, повторение пройденного материала.

Технологии, методы и приемы обучения:

Педагогические технологии:

технология группового обучения;

технология развивающего обучения;

технология проблемного обучения;

технология игровой деятельности;

коммуникативная технология обучения;

здоровье сберегающая технология.

Методы воспитания:

стимулирование, мотивация.

Методы обучения:

словесные (объяснение, беседа, совет, пояснение, вопросы, поощрение);

 практические (упражнение, задачи, взаимопомощь)

 наглядные (рисунок, иллюстрация, образцы, игровые персонажи, игровые пособия);

 игровые (проблемные игровые ситуации, дидактическая игра, игры-путешествия).

Формы организации занятий:

групповые (учащиеся делятся на группы, которые выполняют различные задания);

фронтальная (работа учащихся по одинаковым заданиям);

индивидуальные (самостоятельная работа учащихся, в индивидуальном темпе по дифференцированным заданиям, самоконтроль.);

парные (учащиеся работают парами, «проблемные» задание, взаимоконтроль, наблюдение, коррекция);

коллективные (разные задачи распределение труда, кооперация, взаимоконтроль, взаимоответственность.).

Структура занятия

  1. Вводная часть
  2. Основная (задание, игровое упражнение, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, работа в тетради)
  3. Заключительная часть
  4. Рефлексия

В структуре каждого занятия предусмотрены физкультминутки – для снятия умственного и психоэмоционального напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание педагог определяет самостоятельно, ориентируясь на состояние детей и на план данного занятия. Это может быть динамические упражнения с речевым сопровождением, пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения на релаксацию.

Методические условия реализации программы

Разделы программы

Формы организации занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, ТСО

Формы контроля

Введение в программу

Занятие-путешествие

Наглядный, словесный, практический.

Карточки с заданиями

Начальная диагностика

Раздел 1. Количество и счет

Занятие-игра

Словесный, наглядный

Карточки с заданиями, предметные картинки

Тематический контроль

Игра-сказка

Словесный

(объяснения),

практический

(упражнение, игра)

Карточки с заданиями, предметные картинки, иллюстрации

Занятие - викторина

Словесный, практический

Карточки с заданиями на каждого ребенка.

Повторение пройденного материала

Словесный, наглядный

Карточки с заданиями, предметные картинки

Раздел 2. Определение величины.

Занятие-путешествие

Словесный, практический, демонстрация

Карточки с заданиями, предметные картинки.

Тематический контроль

Занятие-эксперимент

Практический, наглядный.

Карточки с заданием,

предметные

картинки, иллюстрации

Тематическое занятие

Практический, словесный, демонстрационный

Иллюстрации, предметные картинки,

Повторение пройденного материала

Словесный

практический

(упражнения, игры в

парах, в подгруппах)

Карточки с заданиями на каждого ребенка.

Раздел 3. Ориентировка во времени, пространстве.

Занятие-путешествие

Словесный, практический, наглядный

Набор карточек с заданиями, лист в клеточку

Тематический контроль

Занятие-игра

Словесный, наглядный

Карточки на каждого ребенка, рабочие тетради

Тематическое занятие

Практический

Иллюстрации, набор карточек

Повторение пройденного материала

Словесный, практический, наглядный

Карточки на каждого ребенка.

Раздел 4. Решение логических задач

Занятие-игра

Словесный,

практический

(упражнения, игры в

парах, в подгруппах)

Карточки с заданиями, счетный материал

Тематический контроль

Задание-игра

Словесный,

практический

Карточки для работы в группах, карточки с математическими знаками,

Занятие-путешествие

Словесный

(объяснения,

инструкция),

практический

(упражнения, игра)

Карточки с заданиями, медальки для каждого учащегося.

Повторение пройденного материала

Словесный, практический, наглядный

Карточки для работы в группах, карточки с математическими знаками,

Раздел 5. Геометрические фигуры

Занятие-викторина

Словесный

(объяснения),

практический

(упражнения, игра)

Карточки, иллюстрации,

набор

геометрических

фигур, мешочек

Тематический контроль

Занятие-игра

Словесный

(объяснения),

практический

(упражнение, игра)

Карточка с заданием, набор геометрических фигур.

Викторина

Словесный, практический

Карточки с заданиями на каждого ребенка.

Занятие –

исследование

Словесный

(объяснения),

практический

(упражнения, игра)

Карточки,

набор

геометрических

фигур.

Повторение пройденного материала

Словесный

(объяснения),

практический

(упражнение, игра)

Карточка с заданием, набор геометрических фигур.

Итоговое занятие

Занятие-путешествие

Словесный

(объяснения,

инструкция),

практический

(упражнения, игра)

Карточки с заданиями, медальки для каждого учащегося.

Итоговая диагностика

2.5 Список литературы

Для педагогов

  1. Алябьева, Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет / Е.А. Алябьева – Москва. – Сфера, 2018.
  2. Арапова-Пискарева, Н.А.        Формирование элементарных математических представлений. / Н.А. Арапова-Пискарева. Мозаика – Синтез, 2010.
  3. Вераксы, Н.Е, Комаровой, Т.С, Васильевой, М.А От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Т.С. Васильева – Москва – Мозаика-Синтез, 2014
  4. Колесникова, Е.В. Кб0 «Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников.» [Текст] / Е.В. Колесникова — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2016.
  5. Крашенинников, Е.Е, Холодова, О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников (5-7 лет) [Текст] / Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова – М. Мозаика-синтез, 2016 г.
  6. Новикова В.П. «Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» [Текст] / В.П. Новикова – Москва – Мозаика – Синтез, 2012.
  7. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. Пособие [Текст]  / Е. И. Щербакова – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.

Для детей

  1. Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.
  2. Колесникова, Е.В. «Я считаю до 5» Рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге «Математика для детей 4-5 лет»/ Е.В. Колесникова – 4-е издание перераб. И доп., - Москва – ТЦ Сфера, 2019, стр. 64
  3. Занимательные задачи-шутки на развитие логического мышления у детей старшего и подготовительного к школе возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/zanimatelnye-zadachi-shutki-na-razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-detei-starshego-i-podgotovitelnogo-k-shkole-vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"

Данная  программа  является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание  детей с ОВЗ во внеурочное  вр...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Развивай-ка"

Дополнительная образовательная программа "Развивай-ка", созданная на основе уникальной методики раннего развития детей Марии Монтессори, призвана оказать помощь педагогу в организации игровы...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука дорожного движения»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«Азбука дорожного движения" Возраст обучающихся: от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Юный патриот»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально- педагогической направленности «Юный патриот»Возраст обучающихся: 5-6 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука экономики для дошколят»

Данная программа комплексно направлена на изучения специального предмета. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области э...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Юный патриот»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально- педагогической направленности «Юный патриот»Возраст обучающихся: 6-7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников «Юные финансисты»

Программа «Финансовая грамотность» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №30&raq...