Техлогические карты комплексных игровых занятий
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Образовательная область, направление: «Познавательное развитие»; формирование элементарных математических представлений.
Педагогические цели: Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_kartochki.docx | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: НОД №1
Образовательная область, направление: «Познавательное развитие»; формирование элементарных математических представлений.
Педагогические цели: Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь
Целевые ориентиры: считает в пределах 8; правильно пользуется порядковыми числительными (в пределах 8)\ в дидактической игре оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, коммуникативная.
Средства реализации: Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.
Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.
Организационная структура игрового занятия
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 | 2 | 3 |
Мотиваци онно-побу дительный | Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино». На столе разложены геометрические фигуры. Мальвина дает Буратино задание: «Назови и покажи знакомые геометрические фигуры». (Кубы, цилиндры, шары.) Буратино выполняет задание с помощью детей. Затем Мальвина предлагает отсчитать 4 куба и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же цилиндров и поставить их парами с кубами так, чтобы было видно, что фигур равное количество. «Что можно сказать о количестве кубов и цилиндров? — спрашивает Мальвина. — По сколько кубов и цилиндров? Как сделать так, чтобы кубов стало пять?» Дети помогают Буратино выполнить задания. «Сколько стало кубов? — выясняет Мальвина. (Дети пересчитывают кубы.) Как вы получили число пять? (К четырем добавили один.) Сколько кубов? Сколько цилиндров? Пять кубов и четыре цилиндра — сравните, что больше? Четыре цилиндра и пять кубов — сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?» Мальвина предлагает Буратино установить равенство двумя способами. (Дети помогают Буратино выполнить задание.) Буратино считает неправильно: пропускает предметы, считает предмет дважды, дает неправильный ответ. Мальвина уточняет правила счета вместе с детьми и выясняет, сколько стало фигур и как получилось новое число. | Познавательно –исследовательская: называют знакомые геометрические фигуры. Коммуникативная : отвечают на вопросы. Игровая : выполняют задания |
Организа ционно поисковый | Игровое упражнение «Сосчитай фигуры». Буратино дает детям задания: «Отсчитайте четыре квадрата и расположите их на верхней полоске карточки. Отсчитайте пять прямоугольников и расположите их на нижней полоске карточки. Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? Пять прямоугольников и четыре квадрата — сравните, что больше? Четыре квадрата и пять прямоугольников — сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну». Дети выполняют задание любым способом и объясняют свои действия. Физкультминутка Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения. Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. Потянулись на носочках Столько раз, Ровно столько, сколько пальцев На руке у нас!Раз, два, три, четыре, пять.Раз, два, три, четыре, пять, Топаем ногами. Раз, два, три, четыре, пять ,Хлопаем руками. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру». Мальвина предлагает детям рассмотреть рисунки-таблички, определить, каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность своих решений. После обсуждения задания Мальвина показывает пути его решения. Проверка осуществляется с помощью чередования геометрических фигур и определения их количества (их должно быть по 3). Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки». Буратино вместе с детьми рассматривает картинки и спрашивает: «Кто нарисовал картинки? Что делают изображенные персонажи? Когда это бывает?» Затем предлагает разложить картинки по порядку и назвать части суток. | Коммуникативная: отвечают на вопросы воспитателя. Познавательно – исследовательская : сравнивают кол- во предметов Коммуникативная: отвечают на вопросы Двигательная: активно выполняют основные виды движений, игровые упражнения. Игровая: выполняют упражнение. Речевая: обсуждение задания Игровая: выполняют упражнение. |
Рефлексив- но-корри- гирующий | - Чем мы сегодня занимались? Что было трудным? Кто сегодня был самым внимательным? Благодарит за активное участие в занятии. Побуждает детей к уборке демонстрационного и раздаточного материала с рабочих мест | Коммуникативная :выражают свои эмоции. Самообслуживание и элементарный бытовой труд: самостоятельно убирают свое место |
Тема: НОД №2
Образовательная область, направление: «Познавательное развитие»; формирование элементарных математических представлений.
Педагогические цели: Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»),
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.
Целевые ориентиры: считает в пределах 8; правильно пользуется порядковыми числительными (в пределах 8)\ в дидактической игре оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, коммуникативная.
Средства реализации: Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 неваляшек, 6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная — длинная и широкая, зеленая — короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.
Раздаточный материал. Рабочие тетради (с. 1, задание Б), цветные карандаши.
Организационная структура игрового занятия
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 | 2 | 3 |
Мотиваци онно-побу дительный | Игровое упражнение «Отсчитай столько же». Воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько неваляшек, сколько ударов в барабан он услышит. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. «Сколько неваляшек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько неваляшек?» — спрашивает воспитатель. Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов. Затем воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько пирамидок, сколько пуговиц на карточке (карточка с нашитыми пуговицами находится в чехле). Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько пирамидок вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом пирамидок на ступеньке счетной лесенки.) | Игровая: выполняют упражнение Познавательно- исследовательская: сравнивают кол- во неваляшек и кол-во ударов в барабан Познавательно- исследовательская: сравнивают кол- во пирамидок и кол-во пуговиц на карточке. Коммуникативная: отвечают на вопросы |
Организа ционно поисковый | Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики». Воспитатель обращает внимание детей на ленты, расположенные на фланелеграфе: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент? (Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной?» (Воспитатель дает образец ответа: «Красная лента длиннее зеленой ленты».) «Что можно сказать о ширине лент? (Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.) Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной? Покажите широкую (узкую) ленту. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдет для бантика большой кукле?» Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента длинная и широкая». Воспитатель предлагает детям рассказать о размере зеленого бантика. Игровое упражнение «Правильно пойдешь — клад найдешь». «Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти», — говорит детям воспитатель. При помощи считалки выбирается ведущий. Кады-бады, Налей воды, Корове пить, Тебе водить. Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает направо и делает еще три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки (звучит музыка). | Игровая: выполняют упражнение Познавательно –исследовательская: сравнивают ленты по длинне Коммуникативная: отвечают на вопросы Познавательно –исследовательская: сравнивают ленты по ширене. Речевая: обсуждение задания Игровая: выполняют упражнение. Двигательная: активно выполняют основные виды движений, игровые упражнения |
Рефлексив- но-корри- гирующий | - Чем мы сегодня занимались? Что было трудным? Кто сегодня был самым внимательным? Благодарит за активное участие в занятии. Побуждает детей к уборке демонстрационного и раздаточного материала с рабочих мест | Коммуникативная :выражают свои эмоции. Самообслуживание и элементарный бытовой труд: самостоятельно убирают свое место |
Тема: НОД №3
Образовательная область, направление: «Познавательное развитие»; формирование элементарных математических представлений.
Педагогические цели: Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).
Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче... самый короткий (и наоборот).
Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.
Целевые ориентиры: считает в пределах 8; правильно пользуется порядковыми числительными (в пределах 8)\ в дидактической игре оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, коммуникативная.
Средства реализации: Демонстрационный материал. Магнитная доска, квадраты и треугольники одного цвета (по 4 штуки), большие красные и маленькие зеленые круги (по 6 штук), матрешка, 5 разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины.
Раздаточный материал. Разноцветные полоски разной длины и одинаковой ширины (по 5 штук для каждого ребенка).
Организационная структура игрового занятия
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 | 2 | 3 |
Мотиваци онно-побу дительный | Игровое упражнение «Поручение» (проводится на демонстрационном материале). Воспитатель предлагает детям расположить в ряд на магнитной доске 4 квадрата и 4 треугольника. Затем спрашивает: «Как проверить, сколько на доске квадратов и треугольников? Сосчитайте квадраты и треугольники. (Вызывает несколько детей.) Сколько квадратов? Сколько треугольников? Что можно сказать о количестве квадратов и треугольников? Как проверить равенство, не считая геометрические фигуры?» (Дети используют разные способы сравнения.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что количество квадратов и треугольников можно обозначить одним числом: четыре. Воспитатель вызывает нескольких детей и предлагает им на верхней полоске магнитной доски расположить 5 красных и 5 зеленых кругов (зеленые круги располагаются вслед за красными кругами). Затем выясняет: «Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько на доске красных кругов и сколько зеленых? Сколько красных кругов? Сколько зеленых кругов? Что можно сказать о количестве красных и зеленых кругов? Чем еще отличаются круги? (Величиной.) Как расположить круги, чтобы было видно их равное количество?» (Дети проверяют выбранные способы сравнения: наложение и приложение.) Воспитатель делает вывод: «Круги отличаются по цвету и величине. Но мы посчитали все круги и узнали, что их поровну, по пять». | Игровая: выполняют упражнение. Познавательно- исследовательская: сравнивают квадраты и треугольник. Познавательно- исследовательская :сравнивание кругов по величине. Речевая: отвечают на вопросы. |
Организа ционно поисковый | Игровое упражнение «Построим лесенку для матрешки». Воспитатель предлагает детям наложить полоски друг на друга. Затем выясняет: «Что можно сказать о ширине полосок? (Полоски одинаковые по ширине.) Что можно сказать о длине полосок?» (Полоски разные по длине.) Воспитатель предлагает детям построить лесенку, расположив полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Уточняет способ действия. После выполнения задания воспитатель вместе с детьми проверяет последовательность расположения полосок. Затем предлагает матрешке пройти по лесенке сверху вниз и назвать длину каждой ступеньки. («Что можно сказать о длине красной ступеньки по сравнению с длиной других (соседних) ступенек?») Аналогичное задание дети выполняют на раздаточном материале. Они раскладывают полоски, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой. Воспитатель уточняет способ действия и длину каждой полоски. | Игровая: выполняют упражнение. Речевая: отвечают на вопросы. |
Рефлексив- но-корри- гирующий | Игровое упражнение «Когда это было?». Матрешка задает детям вопросы: «Когда было занятие по математике? (Сегодня.) Какое занятие было вчера? Какое занятие будет завтра? Во что мы завтра будем играть на прогулке?» | Игровая: выполняют упражнение. Речевая: отвечают на вопросы. Коммуникативная :выражают свои эмоции. Самообслуживание и элементарный бытовой труд: самостоятельно убирают свое место |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное комплексное игровое занятие в I младшей группе «Петушок и лошадка – ермиловские игрушки. Цок-цок – скачет лошадка».
Планируемые результаты: дети принимают участие в играх «Вот шагают петушки», «Лошадки», в продуктивной деятельности (рисовании следов лошадки), проявляют эмоциональную отзывчивость при чтении по...
Конспект комплексного игрового занятия по математическому развитию по сказке « Колобок» во II младшей группе,
Конспект комплексного игрового занятия по математическому развитию « Колобок» ...
Итоговое комплексное игровое занятие в старшей группе «Приключения Незнайки»
Итоговое комплексное игровое занятие в старшей группе «Приключения Незнайки»В этом занятии поставлены и выполнены цели и задачи в соответствии с НОД.Задания предлагаемые детям легкодоступны....
Итоговое комплексное игровое занятие в старшей группе «Приключения Незнайки»
Итоговое комплексное игровое занятие в старшей группе «Приключения Незнайки»В этом занятии поставлены и выполнены цели и задачи в соответствии с НОД.Задания предлагаемые детям легкодоступны....
Конспект комплексного игрового занятия.
Конспект комплексного игрового занятия.1 часть. Повторение сказки «Курочка ряба», закрепление понятий «громко» и «тихо».2 часть. Игровая ситуация «Курочка-хохлатка».3 часть. Рисование яиц в ячейках.Це...
Технологическая карта комплексного игрового коррекционного сеанса в условиях Лекотеки
Технологическая карта комплексного игрового коррекционного сеанса в условиях Лекотеки.Индивидуальное занятие с ребенком с ЗПР, вторая младшая группа...
Открытое занятие Конспект комплексного игрового занятия по продуктивной деятельности для детей с ОВЗ Тема: «Храм Василия Блаженного»
Знакомить детей с историческими памятниками Москвы; развивать умение детей подбирать признак к заданному предмету;ввести в активный словарь детей слова: резчик, художник, деревянная игрушка...