Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" (математика)
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему

Цыганкова Анна Сергеевна

Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения вни­мания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа52.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад 38 «Апельсин»

Рассмотрена и рекомендована

К утверждению педагогическим советом №1

_____ ____________2015г.

Утверждена

Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детским садом №38 «Апельсин»

________________________Г.В. Ушакова

Приказ № ______ от _____________2015г.

Рабочая программа

Образовательная область

Познавательное развитие

Вид организованной образовательной деятельности:

Формирование элементарных математических представлений

Возрастная группа: 4 – 5 лет

Сведения о разработчике:

Цыганкова А.С.,  воспитатель

2015 – 2016 учебный год

Тамбов

Пояснительная записка

Актуальность

Средний дошкольный возраст является важным этапом в развитии детей. Любознательность, активность дошколят, их желание совместно действовать со взрослыми и сверстниками – все это хорошие предпосылки для успешного развития и обучения детей 5-го года жизни.   Очень важно именно в этот период дошкольного детства привить детям любовь к знаниям, научить не только воспринимать и запоминать информацию, получаемую от взрослых, но и находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности, важно воспитать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Ведущие  цели  Программы  

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
  • формирование основ базовой культуры личности,
  • всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
  • подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе,
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности.

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

Содержание направления: «Познавательное развитие»

Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

Возрастные особенности детей 4-5 лет (средняя группа)

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности:

  • появлением ролевых и реальных взаимодействий;
  • совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения,
  • развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия;
  • формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа  Я ребенка, его детализацией.

Психофизиологические особенности детей 4-5 лет

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характеризуют возрастающая целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

Восприятие -  Формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и  др.).

Внимание  -  Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение15 – 20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Память - Начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.

Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.). Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Мышление  -  Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.

Воображение  -  Формируются оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Режим реализации программы

Количество образовательных ситуаций в неделю - один раз.

Длительность образовательной ситуации - 15-20 минут.

Общее количество образовательных ситуаций в год -  36.

В процессе обучения широко используются дидактические игры.

Тематический план

№ п/п

Темы реализации образовательных ситуаций на игровой основе

Количество ООД

где данная тема является основной

1

2

3

1

Упражнение в выделении отдельных предметов из группы и объединении предметов в группы по общему признаку. Развитие умения видеть составные части множества (много) как единого целого.

Находить много и один в ближайшем окружении

3

2

Развитие умения определять, в какой группе предметов больше, меньше или равное количество (на основе использования приемов наложения, приложения самих предметов или их изображений)

3

3

Обучение детей счету в пределах 5 на основе попарного соотнесения предметов двух групп, выраженных числами 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4; 4 и 5. Установление способов уравнивания двух групп предметов

6

4

Показ независимости числа от расстояния между предметами, от размера предметов, образующих группы

4

5

Показ независимости числа от формы расположения предметов в группах

2

6

Упражнение в отсчитывании определенного количества предметов (из большего) по образу и названному числу

2

7

Упражнение в счете на слух и по осязанию в воспроизведении количества движений

3

8

Упражнение в сравнении двух предметов контрастных и одинаковых размеров путем их наложения и приложения. Обозначение размерных отношений между двумя предметами: длиннее - короче (равные по длине), шире - уже (равные по ширине), выше - ниже (равные по высоте)

3

9

Формирование   умения   устанавливать   соотношения   между тремя-пятью предметами по величине, раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания и убывания их размеров (длинная, короче, еще короче, самая короткая и др.)

5

10

Развитие умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр; предметы круглой, квадратной, треугольной формы, а также имеющие форму шара, куба, цилиндра

4

11

Совершенствование пространственных ориентировок: вверху -внизу; слева (налево), справа (направо), слева направо, впереди - сзади, за, на, над, под, ближе, дальше, между.

3

Итого

36

Целевые ориентиры:

  • Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину).
  • Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
  • Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар).
  • Раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду.
  • Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать  их характерные отличия.
  • Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
  • Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
  • Различать левую и правую руки.
  • Определять части суток.

Комплексно-тематическое планирование

Время проведения

Тема и цели детско-взрослой деятельности

1-й недели

Тема и цели

занятия 2-й недели

Тема и цели

занятия 3-й недели

Тема и цели

занятия 4-й недели

1-я  неделя

2-я  неделя

3-я  неделя

4-я  неделя

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

Тема

Адаптационный период

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Цели

Подготовить детей к организованным занятиям по формированию элементарных математических представлений (способы измерения величин, количественные представления, ориентировка в пространстве и во времени и т. п.)

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько - сколько.

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа

Учить:

-        сравнивать две группы предметов, разных по цвету;

-        обозначать результат сравнения словами: больше - меньше, поровну, столько - сколько.

Уточнять представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов.

Закреплять умение различать и называть части суток (утро, вечер, день, ночь)

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами:

 длинный - короткий, длиннее - короче,

широкий - узкий,

шире - уже

Октябрь

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Цели

Продолжать учить:

-        сравнивать две группы предметов, разных по форме;

-        называть отдельные части своего тела, в том числе симметричные (правая или левая
рука, нога и т. д.);

-        использовать систему отсчета пространственных направлений
«на себя» в разных жизненных
ситуациях при выполнении заданий на ориентировку в пространстве. Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая словами: высокий -низкий, выше - ниже.

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».

Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем. Закреплять умение различать левую и правую руку,

определять пространственные направления и обозначать их словами: налево - направо, слева - справа

Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку; согласовывать их в роде, числе и падеже.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте). Расширять представления о частях суток и их последовательности

Учить:

-        соотносить числительные с элементами множеств в пределах 3;

-        самостоятельно обозначать
итоговое число;

-        осваивать собственное тело как точку отсчета пространственных направлений («на себя»).
Развивать умение определять пространственные направления в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчета

(«от себя», «от другого человека», «от любых предметов»):

вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа

Ноябрь

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Цели

Закреплять умение считать в пределах 3. Познакомить с порядковым значением числа. Учить отвечать на вопрос: «Который по счету?».

Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы.

Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4.

Учить считать в пределах 4.

Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с треугольником

Закреплять умение считать в пределах 4. Познакомить с порядковым значением числа. Учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Раскрыть на конкретных примерах значение понятий: быстро, медленно

Познакомить с образованием числа 5.

Учить считать в пределах 5.

Закреплять представление о последовательности частей суток.

Развивать воображение, наблюдательность

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Цели

Продолжать учить считать в пределах 5.

Познакомить с порядковым значением числа 5.

Учить:

-        сравнивать предметы

по двум признакам величины (длине и ширине);

-        обозначать результаты сравнения словами: длиннее, шире, короче, уже.
Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя:
вверху, внизу, слева, справа,
впереди, сзади

Закреплять умение счетной деятельности в пределах 5.

Формировать:

-        представления о равенстве и
неравенстве двух групп на основе счета;

-        понятие числа.
Упражнять:

-        в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг);

-        сравнении предметов, фигур по размерам, формам, цветам,
разному количеству.

Способствовать формированию представлений о количественных отношениях

Формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5).

Познакомить с цилиндром.

Учить различать шар и цилиндр.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине, четко выделять признак, по которому проводится сравнение.

Побуждать детей повторять за воспитателем сказанное о свойствах, качествах предметов

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

Декабрь

Продолжать уточнять представления о цилиндре.

Развивать:

-        представление о последовательности частей суток;

-        умение действовать с предметами, сравнивая их и выражая словами отношения совокупностей

Январь

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Цели

Познакомить с пространственными отношениями, выражениями, словами: далеко - близко.

Развивать внимание, память, мышление. Помочь детям усвоить необходимую информацию о предметно-пространственном окружении, о способах пространственной ориентации,

научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях

Упражнять в счете на слух в пределах 5.

Уточнять представления о пространственных отношениях: далеко - близко.

Учить:

-        сравнивать три предмета по величине;

-        раскладывать их в убывающей и возрастающей последо-
вательности;

-        обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, самый короткий

Закреплять полученные навыки при выполнении игровых упражнений и заданий.

Развивать математические и логические способности, смекалку детей. Воспитывать интерес и увлеченность занятиями математикой

Упражнять в счете на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине и пространственному расположению

Февраль

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Цели

Закреплять представление о значении слов: вчера, сегодня, завтра.

Учить:

-        сравнивать 3 предмета
по ширине;

-        раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности;

-        обозначать результаты сравнения словами: самый широкий, уже, самый узкий

Учить считать различные движение в пределах 3.

Учить сравнивать 4—5 предметов по ширине, раскладывать их в возрастающей последовательности

Учить:

-        воспроизводить указанное количество движений в пределах 5;

-        двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).
Упражнять в умении составлять целостное изображение предмета на отдельных
частях

Учить воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.

Упражнять в умении называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности

Март

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Цели

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предмета.

Учить сравнивать предметы по размеру, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький

Учить сравнивать 3 предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий.

Развивать память, мышление

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).

Закреплять полученные умения в образовании, сравнении чисел, в определении общего количества чего-либо

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами.

Познакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром

Апрель

Тема

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Цели

Упражнять в умении видеть равные группы предметов при разном их расположении (в пределах 5). Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5.

Упражнять в умении устанавливать последовательность частей суток

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные отношения относительно себя соответствующими словами

Май

Тема

Занятие 1.

Занятие 2.

Занятие 3.

Занятие 4.

Закреплять умение в счете предметов.

Упражнять в счете на слух, на ощупь, а также в счете движении

Закреплять умение

Упражнять в установлении

Развивать ориентирование

сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; умение выкладывать 3-5 предметов в ряд в порядке возрастания (убывания) их длины (ширины, высоты или величины в целом),

ориентируясь на образец

признаков сходства и различия между кругом и шаром, квадратом и  кубом.

Узнавать и обозначать словом форму знакомых предметов, то есть называть, какие предметы похожи на круг, прямоугольник,  шар, цилиндр, треугольник

в пространстве на участке детского сада, сочетая с понятиями «далеко - близко».

Формировать:

- обобщенное представление о сутках;

-        опыт восприятия размеров предметов и оценку их величины;

-        навык  дифференциации предметов

Цели

Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознаётся, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.

Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических  установок на формирование у детей  с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающими детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребёнка ОВЗ требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе.

         Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.

При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности.

При планировании работы по формированию элементарных математических представлений следует придумывать объём программного материала с учётом реальных возможностей дошкольников, это обусловлено низким исходным уровнем развития и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.

План работы с родителями на 2015 – 2016 учебный год

  1. Консультация «Развитие математических способностей у детей 4-5 лет».
  2. Групповое собрание «Развитие познавательных способностей на занятиях по математике».
  3. Помощь родителей в организации участия детей в интеллектуальных интернет-конкурсах и викторинах.
  4. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
  5. Консультация для родителей «Создание дома математической игротеки».
  6. Папка-передвижка «Занимательная математика!»
  7. Размещение материала для родителей на своём сайте: «Развитие внимание у детей 4-5 лет», «Развитие логического мышления».
  8. Интерактивный тренажёр с технологическим приёмом «Раскраска»  «Четвёртый лишний!».
  9. Показ открытого занятия «Путешествие по сказке «Маша и Медведь».

Учебно – методическое сопровождение

  • Раздаточный математический материал.
  • Демонстрационный математический материал.
  • Таблицы, схемы,  ЭОР.

Развивающая предметно-пространственная среда

  • мелкие предметы для счета и группировки по разным признакам,  
  • цветные геометрические фигуры,
  • счеты,
  • логико-математические игры,
  • шнуровка,
  • веревочки, бусинки,
  • балансовые весы,
  • настольно-печатные игры.

Литература

  1. Арапова - Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду.– М.: Мозаика–Синтез, 2006-2010.
  2. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает.
  3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005.
  4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа.  - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Тематический план

Темы развивающих  образовательных

ситуаций  на игровой  основе

Объём учебной

нагрузки  (часы)

   1

Количество и счёт

12

   2

Величина

8

   3

Ориентировка в пространстве

7

   4

Ориентировка во времени

4

   5

Форма

5

Итого

36ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...