Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" (математика)
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему
Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 52.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность
Средний дошкольный возраст является важным этапом в развитии детей. Любознательность, активность дошколят, их желание совместно действовать со взрослыми и сверстниками – все это хорошие предпосылки для успешного развития и обучения детей 5-го года жизни. Очень важно именно в этот период дошкольного детства привить детям любовь к знаниям, научить не только воспринимать и запоминать информацию, получаемую от взрослых, но и находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности, важно воспитать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Ведущие цели Программы
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
- формирование основ базовой культуры личности,
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе,
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности.
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Содержание направления: «Познавательное развитие»
Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
Возрастные особенности детей 4-5 лет (средняя группа)
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности:
- появлением ролевых и реальных взаимодействий;
- совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения,
- развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия;
- формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Психофизиологические особенности детей 4-5 лет
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характеризуют возрастающая целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.
Восприятие - Формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).
Внимание - Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение15 – 20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.
Память - Начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.
Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.). Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Мышление - Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.
Воображение - Формируются оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Режим реализации программы
Количество образовательных ситуаций в неделю - один раз.
Длительность образовательной ситуации - 15-20 минут.
Общее количество образовательных ситуаций в год - 36.
В процессе обучения широко используются дидактические игры.
Тематический план
№ п/п | Темы реализации образовательных ситуаций на игровой основе | Количество ООД где данная тема является основной |
1 | 2 | 3 |
1 | Упражнение в выделении отдельных предметов из группы и объединении предметов в группы по общему признаку. Развитие умения видеть составные части множества (много) как единого целого. Находить много и один в ближайшем окружении | 3 |
2 | Развитие умения определять, в какой группе предметов больше, меньше или равное количество (на основе использования приемов наложения, приложения самих предметов или их изображений) | 3 |
3 | Обучение детей счету в пределах 5 на основе попарного соотнесения предметов двух групп, выраженных числами 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4; 4 и 5. Установление способов уравнивания двух групп предметов | 6 |
4 | Показ независимости числа от расстояния между предметами, от размера предметов, образующих группы | 4 |
5 | Показ независимости числа от формы расположения предметов в группах | 2 |
6 | Упражнение в отсчитывании определенного количества предметов (из большего) по образу и названному числу | 2 |
7 | Упражнение в счете на слух и по осязанию в воспроизведении количества движений | 3 |
8 | Упражнение в сравнении двух предметов контрастных и одинаковых размеров путем их наложения и приложения. Обозначение размерных отношений между двумя предметами: длиннее - короче (равные по длине), шире - уже (равные по ширине), выше - ниже (равные по высоте) | 3 |
9 | Формирование умения устанавливать соотношения между тремя-пятью предметами по величине, раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания и убывания их размеров (длинная, короче, еще короче, самая короткая и др.) | 5 |
10 | Развитие умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр; предметы круглой, квадратной, треугольной формы, а также имеющие форму шара, куба, цилиндра | 4 |
11 | Совершенствование пространственных ориентировок: вверху -внизу; слева (налево), справа (направо), слева направо, впереди - сзади, за, на, над, под, ближе, дальше, между. | 3 |
Итого | 36 |
Целевые ориентиры:
- Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину).
- Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
- Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар).
- Раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду.
- Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия.
- Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
- Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
- Различать левую и правую руки.
- Определять части суток.
Комплексно-тематическое планирование
Время проведения | Тема и цели детско-взрослой деятельности 1-й недели Тема и цели занятия 2-й недели Тема и цели занятия 3-й недели Тема и цели занятия 4-й недели | ||||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сентябрь | Тема | Адаптационный период | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 |
Цели | Подготовить детей к организованным занятиям по формированию элементарных математических представлений (способы измерения величин, количественные представления, ориентировка в пространстве и во времени и т. п.) | Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько - сколько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа | Учить: - сравнивать две группы предметов, разных по цвету; - обозначать результат сравнения словами: больше - меньше, поровну, столько - сколько. Уточнять представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов. Закреплять умение различать и называть части суток (утро, вечер, день, ночь) | Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче, широкий - узкий, шире - уже | |
Октябрь | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Цели | Продолжать учить: - сравнивать две группы предметов, разных по форме; - называть отдельные части своего тела, в том числе симметричные (правая или левая - использовать систему отсчета пространственных направлений Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая словами: высокий -низкий, выше - ниже. | Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем. Закреплять умение различать левую и правую руку, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево - направо, слева - справа | Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку; согласовывать их в роде, числе и падеже. Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте). Расширять представления о частях суток и их последовательности | Учить: - соотносить числительные с элементами множеств в пределах 3; - самостоятельно обозначать - осваивать собственное тело как точку отсчета пространственных направлений («на себя»). («от себя», «от другого человека», «от любых предметов»): вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа |
Ноябрь | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | ||
Цели | Закреплять умение считать в пределах 3. Познакомить с порядковым значением числа. Учить отвечать на вопрос: «Который по счету?». Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы. Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом | Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4. Учить считать в пределах 4. Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с треугольником | Закреплять умение считать в пределах 4. Познакомить с порядковым значением числа. Учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Раскрыть на конкретных примерах значение понятий: быстро, медленно | Познакомить с образованием числа 5. Учить считать в пределах 5. Закреплять представление о последовательности частей суток. Развивать воображение, наблюдательность | |||
Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | |||
Цели | Продолжать учить считать в пределах 5. Познакомить с порядковым значением числа 5. Учить: - сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине); - обозначать результаты сравнения словами: длиннее, шире, короче, уже. | Закреплять умение счетной деятельности в пределах 5. Формировать: - представления о равенстве и - понятие числа. - в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг); - сравнении предметов, фигур по размерам, формам, цветам, Способствовать формированию представлений о количественных отношениях | Формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5). Познакомить с цилиндром. Учить различать шар и цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине, четко выделять признак, по которому проводится сравнение. Побуждать детей повторять за воспитателем сказанное о свойствах, качествах предметов | Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. | |||
Декабрь | Продолжать уточнять представления о цилиндре. Развивать: - представление о последовательности частей суток; - умение действовать с предметами, сравнивая их и выражая словами отношения совокупностей | ||||||
Январь | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | ||
Цели | Познакомить с пространственными отношениями, выражениями, словами: далеко - близко. Развивать внимание, память, мышление. Помочь детям усвоить необходимую информацию о предметно-пространственном окружении, о способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях | Упражнять в счете на слух в пределах 5. Уточнять представления о пространственных отношениях: далеко - близко. Учить: - сравнивать три предмета по величине; - раскладывать их в убывающей и возрастающей последо- - обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, самый короткий | Закреплять полученные навыки при выполнении игровых упражнений и заданий. Развивать математические и логические способности, смекалку детей. Воспитывать интерес и увлеченность занятиями математикой | Упражнять в счете на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине и пространственному расположению |
Февраль | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Цели | Закреплять представление о значении слов: вчера, сегодня, завтра. Учить: - сравнивать 3 предмета - раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности; - обозначать результаты сравнения словами: самый широкий, уже, самый узкий | Учить считать различные движение в пределах 3. Учить сравнивать 4—5 предметов по ширине, раскладывать их в возрастающей последовательности | Учить: - воспроизводить указанное количество движений в пределах 5; - двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо). | Учить воспроизводить указанное количество движений в пределах 5. Упражнять в умении называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности | |
Март | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Цели | Объяснить, что результат счета не зависит от величины предмета. Учить сравнивать предметы по размеру, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький | Учить сравнивать 3 предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий. Развивать память, мышление | Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5). Закреплять полученные умения в образовании, сравнении чисел, в определении общего количества чего-либо | Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами. Познакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром | |
Апрель | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Цели | Упражнять в умении видеть равные группы предметов при разном их расположении (в пределах 5). Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом | Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5. Упражнять в умении устанавливать последовательность частей суток | Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине | Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные отношения относительно себя соответствующими словами | |
Май | Тема | Занятие 1. | Занятие 2. | Занятие 3. | Занятие 4. |
Закреплять умение в счете предметов. Упражнять в счете на слух, на ощупь, а также в счете движении | Закреплять умение | Упражнять в установлении | Развивать ориентирование | ||
сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; умение выкладывать 3-5 предметов в ряд в порядке возрастания (убывания) их длины (ширины, высоты или величины в целом), ориентируясь на образец | признаков сходства и различия между кругом и шаром, квадратом и кубом. Узнавать и обозначать словом форму знакомых предметов, то есть называть, какие предметы похожи на круг, прямоугольник, шар, цилиндр, треугольник | в пространстве на участке детского сада, сочетая с понятиями «далеко - близко». Формировать: - обобщенное представление о сутках; - опыт восприятия размеров предметов и оценку их величины; - навык дифференциации предметов | |||
Цели | |||||
Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ
Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознаётся, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.
Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающими детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребёнка ОВЗ требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе.
Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.
При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности.
При планировании работы по формированию элементарных математических представлений следует придумывать объём программного материала с учётом реальных возможностей дошкольников, это обусловлено низким исходным уровнем развития и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.
План работы с родителями на 2015 – 2016 учебный год
- Консультация «Развитие математических способностей у детей 4-5 лет».
- Групповое собрание «Развитие познавательных способностей на занятиях по математике».
- Помощь родителей в организации участия детей в интеллектуальных интернет-конкурсах и викторинах.
- Индивидуальные консультации по запросам родителей.
- Консультация для родителей «Создание дома математической игротеки».
- Папка-передвижка «Занимательная математика!»
- Размещение материала для родителей на своём сайте: «Развитие внимание у детей 4-5 лет», «Развитие логического мышления».
- Интерактивный тренажёр с технологическим приёмом «Раскраска» «Четвёртый лишний!».
- Показ открытого занятия «Путешествие по сказке «Маша и Медведь».
Учебно – методическое сопровождение
- Раздаточный математический материал.
- Демонстрационный математический материал.
- Таблицы, схемы, ЭОР.
Развивающая предметно-пространственная среда
- мелкие предметы для счета и группировки по разным признакам,
- цветные геометрические фигуры,
- счеты,
- логико-математические игры,
- шнуровка,
- веревочки, бусинки,
- балансовые весы,
- настольно-печатные игры.
Литература
- Арапова - Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду.– М.: Мозаика–Синтез, 2006-2010.
- Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005.
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Тематический план
Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объём учебной нагрузки (часы) | |
1 | Количество и счёт | 12 |
2 | Величина | 8 |
3 | Ориентировка в пространстве | 7 |
4 | Ориентировка во времени | 4 |
5 | Форма | 5 |
Итого | 36ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...