"Количественный и порядковый счёт в пределах 5"
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

Сущенко Альбина Михайловна

В одной звёздной стране жил-был  царь со своей звёздной царицей и дочкой принцессой Звёздочкой. Нажил царь много богатств. Решил он как-то всё в своей стране пересчитать. Летал, летал он на воздушном шаре по небу, считал, считал...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_seminar.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с.Кинель-Черкассы структурное подразделение детский сад «Теремок» муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений

Тема: «Путешествие в Звёздную страну»

(средняя группа)

                                                    Разработала: А.М.Сущенко,

 воспитатель I квалификационной категории

2015-2016уч.г

Образовательные области:

Приоритетная: познавательное развитие (ФЭМП)

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие (восприятие художественной литературы)

Цель: формирование у детей интеллектуально-речевого развития посредством формирования элементарных математических представлений.

Задачи:

1.Познавательное развитие:

-закрепление знаний прямого счета в пределах пяти;

-умение находить последующее и предыдущее число от названного

и обозначенного;

-продолжать формировать умения детей соотносить цифру с количеством предметов ;

- различать количественный и порядковый счет в пределах 5;

- упражнять детей в составлении фигур из геометрических фигур;

- закрепление знаний в названии времен года, времени суток, названия геометрических фигур.

2.Социально-коммуникативное развитие:

-совершенствовать умения детей правильно строить свой ответ и свободно общаться со взрослыми;

-закреплять общепринятые нормы и правила построения взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

3.Физическое развитие:

-совершенствовать у детей двигательные навыки.

4.Речевое развитие:

-продолжать формировать умения слушать и воспринимать художественный текст.

Методические приёмы:

Словесный: рассказывание истории «Планета чудес», беседа, вопросы-ответы, художественное слово

Наглядный: волшебная книга Звездочёта, портрет царя, изображение семьи царя –звёздная царица и принцесса Звёздочка, картинка небесного телескопа

Игровой: подвижная игра «Топ-топ, хлоп-хлоп, прыг-скок», дидактические игры: «Звёзды и облака», «Головоломка», «Ножки-ладошки», «Когда это бывает?», «Холодно-горячо»

Практический: счёт предметов и обозначение количество предметов цифрой, нахождение последующего и предыдущего числа от названного и обозначенного, составление предметов из геометрических фигур, поиск предметных картинок с изображением времён года, времени суток.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная,  групповая.

Оборудование для детей: изображение царской семьи, телескопа, звёзды и облака, опорные схемы, подарок Принцессы.

Оборудование для педагога: телевизор, флэшкарта, костюм Звездочёта(колпак, волшебная палочка, мантия), 2 мольберта, магнитная доска, карточки с изображением предметов, цифры от 1 до 5, аудиозапись будильника, аудиозапись колыбельной песни, аудиозапись физ.минутки «Солнышко лучистое», геометрические фигуры, лента короткая и лента длинная, картинки с изображением времён года, частей суток, конверт от Принцессы, сундучок с подарками.

Планируемые результаты: имеет элементарное представление о цифрах от 1 до 5, о геометрических фигурах; сосредоточенно действует на протяжении всей образовательной деятельности; умеет работать коллективно, индивидуально, в группе; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; активно участвует в подвижных играх.  

 

Содержание организованной деятельности детей

( дети заходят в группу, здороваются, садятся полукругом на стулья)

1.Вводная часть.

Воспитатель:

 -Ребята, сегодня в нашей группе необычно, к нам в группу пришли гости.  И сегодня я предлагаю со всеми нашими гостями отправится в сказочное путешествие,  мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес. Согласны? Войти в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят путешествовать, фантазировать и мечтать. А помогу вам в этом я – я буду сегодня не просто Альбиной Михайловной. Ребята, закройте пожалуйста глазки.

(Одеваю колпачок, мантию, в руках волшебная палочка).

-Кем же я сегодня буду? А я буду мудрым Звездочетом из Планеты чудес.

- С давних пор живу я на Планете чудес. За тысячи лет повидала много необыкновенного и интересного. У меня есть старинная волшебная книга, куда я записываю необыкновенные истории и сказки

(открываю волшебную книгу).

-И СЕГОДНЯ Я ВАМ РАССКАЖУ ОДНУ ИСТОРИЮ, КОТОРАЯ ПРОИЗОШЛА В ОДНОМ КОРОЛЕВСТВЕ. «В одной звездной стране жил-был царь со своей звездной царицей и дочкой – принцессой Звездочкой (показ на экране телевизора). Нажил царь много богатств. Решил он как-то все в своей стране пересчитать. Летал, летал он на воздушном шаре  по небу (показ на экране телевизора), считал, считал… Вернулся домой, царица спрашивает – «Ну что? Все пересчитал?» А царь и не знает что ответить. Не помнит царь!.. Рассердилась царица, а царь ТОЖЕ расстроился… Тогда мудрый Звездочет говорит ему… Как вы думаете, что посоветовал Звездочет? (ответы и догадки  детей)

А Звездочет ему говорит: «Чтобы не забыть, сколько всего звезд, облаков, птиц и многого другого, надо было вам ваше величество все записать,  записать числа с помощью цифр. Пересчитал и обозначь цифрой количество. Ведь цифра – это знак числа».

Но царю еще больше грустно стало, так как он не знал цифр и не умел считать! Я предлагаю отправиться в ту страну и помочь королю. Ребята, поможем царю из Звездной страны? Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращаю вас в помощников Звездочета.  Мы отправляемся в волшебную Звездную страну. Для этого нам нужно произнести волшебные слова. Встали,  и произносим:

«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.

Вокруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.

Глаза закроем, скажем: «Ах!»

И окажемся в гостях»

Вот мы и оказались в волшебной, звездной стране садитесь на звездные стулья. Ведь вы теперь юные звездочеты помните об этом.

-Ой, ребят смотрите это же портрет самого царя!

Царь оставил свой портрет, а сам наблюдает за нами в небесный телескоп. Думает: справятся они или нет?..

2.Основная часть.

1) ИГРА «ПЕРЕСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ»

( на магнитной доске прикреплены карточки, цифры на магнитах лежат рядом на столе).

- Смотрите: царь оставил не только свой портрет, но и свои карточки, видно те, которые не смог сосчитать.

Задание: Пересчитайте предметы  на карточке и обозначьте количество предметов цифрой.

 (дети пересчитывают предметы и приклеивают рядом нужную цифру).

- Сколько бабочек? Покажите цифру 5

- Сколько грибов? (и т.п.)

Все правильно пересчитали? У кого не получилось?

Как надо правильно считать?

(Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды).

Я слышу голос царя – он очень доволен вами. Молодцы.

2) ИГРА «ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ»

(на  мольберта прикреплены вразнобой цифры от 1 до 5)

- В этой стране видно прошел звездный ураган. Посмотрите, ребята, все цифры перепутались. Какая цифра не на своем месте? (ответ детей).

- Какая цифра стоит перед цифрой 3?

- Какая цифра стоит после цифры 1?

- Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5?

Правильно.  Молодцы, царь очень доволен вашими ответами.

3) ИГРА «ЗВЕЗДОЧКИ И ОБЛАКА»

(открывает закрытое панно)

-Ребята, смотрите сколько здесь красивых звезд. Мы же звездочеты. Давайте сосчитаем, сколько звезд? (здесь 4 звезды).

А сколько облаков? Чего больше? На сколько больше?

Положим каждую звезду спать на облачко.

Всем звездам хватит облаков? Почему? Что нужно сделать?

(добавить еще одно облачко).

Звезды отдыхают каждый на своем облачке. Наверно, им снятся очень красивые цветные сны.

4) ФИЗМИНУТКА (РЕЛАКС)

- Мы тоже немного отдохнем. Закройте глазки и послушайте песенку. Это любимая колыбельная песня принцессы.

( звучит аудиозапись песни)

5) ФИЗМИНУТКА «Зарядка»

- Звенит будильник – пора вставать. А когда мы встает утром мы делаем что? Зарядку! И сейчас мы тоже с вами будем делать зарядку

Зарядка под музыку.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

И снова по порядку.

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три!

И покрутим головами

Раз, два, три!

И к головоломке мы пришли

Раз, два, три!

6) ИГРА «ГОЛОВОЛОМКА»

-Ребята, звездный ураган не только цифры перепутал, он еще запутал геометрические фигуры.  Давайте попробуем разобраться.

Задание: переставьте геометрические фигуры на свои места, в свои домики.

Молодцы!

А давайте из этих геометрических фигур сложим предмет. Подсказками вам будут опорные схемы.

 (За столами: девочки- составляют цветок, мальчики- грузовую машину)

- Какие геометрические фигуры вы использовали?

Все фигуры замечательные.

Оставим  ваши работы в подарок принцессе.

7) ИГРА « НОЖКИ - ЛАДОШКИ»

- Чувствую я- что-то царь наш заскучал. Попробуем его развеселить. У меня есть красивые ленты- длинные и короткие. Если я вам буду показывать длинную ленту, то вы громко хлопаете в ладоши, а если короткую, то ножками топаете. Встали все и стоим около стульчиков.

Приготовьте ладошки, будьте внимательны- следите за моими действиями.

-Молодцы, все были внимательны и развеселили нашего царя.

8) ИГРА «НАЗОВИ ЧАСТИ СУТОК»

-Но и в  звездной стране, так же как и у нас, время  не стоит на месте, части суток сменяют друг друга. Вот царь и хочет проверить нашу готовность, не забыли ли мы положить себе в карман внимание, память, сообразительность и, конечно дружбу. Давайте вспомним и назовём части суток. Я вам немного помогу- загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать, найти картинку-отгадку и показать всем.

(на столе лежат картинки – части суток)

Над рекой заря встаёт.

На дворе петух поёт.

Умываются котята,

Просыпаются ребята.

-Когда это бывает? (утром)

-А что вы делаете утором? (умываемся, чистим зубы, идём в детский сад, делаем зарядку, завтракаем).

Солнце в небе высоко.

До заката далеко.

Зёрна в норку тащит мышь.

Учит азбуку малыш.

-Когда это бывает? (днём)

-Что мы делаем днём? (в детском саду играем, рисуем, читаем, гуляем, обедаем,  спим).

Солнце красное зашло.

Белка прячется в дупло.

Дрёма в гости к нам идёт.

Сказку он с собой ведёт.

-Кто такой «дрёма»? (дремота, когда хочется спать).

-Когда это бывает? (вечером)

-Что мы делаем вечером? (смотрим передачу «Спокойной ночи малыши», мама  читает сказку, чистим зубки, ложимся спать).

В небе звёздочки горят.

Птицы спят, и рыбы спят.

Спят цветы в саду на грядках.

Ну, а мы в своих кроватках.

-Когда это бывает? (ночью)

-А что делаете ночью вы? (спим)

-Итак, ребята, сколько частей в сутках? (4 – утро, день, вечер, ночь)

Воспитатель:  

-Ребята, царь мне шепчет, что очень доволен вами, но есть еще одна проблема. Царь не знает времён года, давайте ему и в этом поможем

А сейчас я вам загадаю загадки о временах года, попробуйте их отгадать и найти картинку-отгадку.

(картинки о временах года лежат на столе)

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зима)

Тает снег, звенят ручьи,

Всё сильней потоки.

И летят уже грачи

К нам из стран далёких. (Весна)

Можно купаться и рыбу ловить,

Можно по лесу с корзиной бродить,

Бегать по лужам под дождиком тёплым

И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)

Утром мы во двор идём - 
Листья сыплются дождём, 
Под ногами шелестят 
И летят, летят, летят...
(Осень)

- Сколько всего времен года?

-Назовите их еще раз.

8) Физминутка

Все ребята дружно встали (Выпрямиться).

И на месте зашагали. (Ходьба на месте).

На носочках потянулись, (Руки поднять вверх).

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову).

Как пружинки мы присели (Присесть).

Выпрямились и тихонько сели (Выпрямиться и сесть).

9) ИГРА «ПОДАРОК ПРИНЦЕССЫ»

-Ребята, принцесса Звёздочка  оставила  свой конвертик для вас.

Давайте заглянем в него.

(воспитатель читает благодарность от принцессы)

«Ребята, я  благодарю вас за то что вы помогли моему папе, т. е. царю выучить цифры, вспомнить все названия геометрических фигур, названия времен года, частей суток… И за это мы вам отправили в знал благодарности звездную посылку».

 -Ребята, царь и принцесса отправили звёздную посылку в детский сад, а мы с вами находимся в Звёздной стране и чтобы увидеть посылку, нам нужно возвращаться в детский сад. Тем более нас там заждались. Для этого нужно произнести волшебные слова:

«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.

Вокруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.

Глаза закроем, скажем: «Ах!»

И окажемся в родных стенах»

-Вот мы и дома, в нашем любимом детском саду!

10) Рефлексия

-Ребята, где мы сегодня были? (В Звездной стране)

-Что делали? (Считали, называли цифры, составляли волшебные фигуры, играли, отгадывали загадки, называли части суток, времена года …)

- Что вам понравилось?

А что вам показалось трудным?

-Итак, со всеми заданиями царя мы справились, все молодцы! Я очень горжусь вами. А теперь давайте поищем посылку из Звёздной страны.

Игра «Холодно-горячо»

(дети находят сундучок с подарками)

Всем спасибо, наше путешествие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

количественный и порядковый счёт, обучение счету

обучение счету и написанию цифр...

Количественный и порядковый счёт в пределах 10.

Развитие элементарных математических представлений....

Тема: " "Закрепление тем: "Много, мало", " Количественный и порядковый счёт", " Круг, квадрат, треугольник"".

Развитие познавательной деятельности детей, их познавательных интересов....

Тема: " "Закрепление тем: "Много, мало", " Количественный и порядковый счёт", " Круг, квадрат, треугольник"".

Развитие познавательной деятельности детей, их познавательных интересов....

«Пчелка Майя на цветочной полянке» конспект занятия в средней группе по ФЭМП «Количественный и порядковый счёт. Число 4»

Цель: познакомить детей с образованием числа «4», количественный и порядковый счет от 1 до 4. продолжать закреплять знания геометрических фигур и ориентировки в пространстве....

Конспект НОД «Количественный и порядковый счёт в пределах десятка» c детьми 6–7 лет

Цель: Закрепление количественного и порядкового счет в пределах 10.Задачи:• Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10;• Закреплять умение ...

Конспект занятия по познавательному развитию (развитие элементарных математических представлений) в разновозрастной группе «Количественный и порядковый счёт в пределах 10 с использованием палочек Кюизинера»

Задачи:- Уточнить знание последовательности дней недели.- На основе развивающих игр "Палочки Кюизинера" упражнять детей в количественном и порядковом счете в пределах 10.- Закрепить знание ч...