Развитие познавательных способностей средствами логических и математических игр»Консультация.
презентация к уроку по математике (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для педагогов | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: создание условий для познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи работы : развитие логико-математических представлений развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений освоение экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей
Для математических и логических игр характерны: • Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия • Игровая мотивация и направленность действий, их результативность. • Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей . • Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи. • Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки. • Общая направленность на развитие инициативы детей.
Игры и игровые упражнения делятся по содержанию: - Игры с геометрическими фигурами - Игры с цифрами и числами - Игры на ориентировки в пространстве - Игры на различие временных представлений - Игры на развитие логического мышления
Логико-математические игры делятся по характеру мыслительных операций: Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. (матрешки, пирамидки, вкладные мисочки…) Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. ("Найти все круглые предметы".) Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. ("Определи, какая из фигур лишняя.) Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).("Найди среди фигур похожую на яблоко») Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. ( по названию, по размеру, по форме,по цвету) Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения («Найди лишнюю фигуру»)
Игры делятся по развивающему воздействию Творческие способности Воспри ятие Память Внимание Мышление Вообра жение Психические процессы
Формы организации детской деятельности Совместная деятельность педагога и детей Эксперименты Игры развивающие и дидактические. Чтение и обсуждение познавательной литературы. Поручения. Игры- эксперименты. Сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Ателье», и т.п.). Самостоятельная деятельность детей Организация среды; Освоение способов деятельности; Свободное время; Достаточность и вариативность материалов; Уважение к труду детей (доска успехов, файлы с индивидуальными рабочими листами и т.п.); Использование Рабочих тетрадей; Организованная образовательная деятельность На основе сюжета (сказки, рассказы с математическими заданиями) – «Репка», «Теремок» и т. д. На основе проектного метода: викторины., состязания «Знатоки- математики», «Что, где, когда» На основе выполнения цепочки заданий (мотивация- помочь персонажам) Обобщающие мероприятия Интегрированные занятия
Средства логико-математического развития Пособия дидактические и универсальные ( Палочки Кюизенера , пособия М. Монтесорри , « Геоконт , игры из серии «Кубики и цвет», «Сложи узор», « Уникуб » )
Дидактические игры Лото, домино, «Планета умножения», «Цифра - домино» Игры Б.П.Никитина головоломки игры на объемное моделирование игры на плоскостное моделирование конструкторы игры с палочками
Модели пирамидки, основа с матрешками, елками для малышей; планы пространства, схемы сложения построек, модели времени, натуральный ряд чисел - прямая; Материалы для взвешивания, измерения, группировки, сортировки и т.п.): абстрактные (фигуры), • природный(шишки, листья и т.п.); • предметные (пуговицы, карандаши, фломастеры, старые монетки, клубки и т.п.).)
Познавательные книги и рабочие тетради. Компьютерные игры и др.
Работа с семьей Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.
Знания будут прочнее, если закреплять их дома Счет в дороге. Сколько вокруг машин? Мячи и пуговицы. Далеко ли это? Угадай, сколько в какой руке. Счет на кухне. Сложи квадрат.
Занимательные вопросы, игры-шутки . Развивают произвольное внимание , нестандартное мышление, быстроту реакции , тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной , пространственной, временной точки зрения , подмечены простейшие отношения. Разминка на быстроту реакции. Загадки – шутки. Закончи предложение. Из чего видна улица? Дед, который раздает подарки? Съедобный персонаж? Часть одежды, куда кладут деньги? Какой день будет завтра? Музыку пишет... (композитор). Стихи пишет... (поэт) . Белье стирает... (прачка). Горные вершины покоряет... (альпинист). Обед варит... (повар).
Дополни фразу. Если песок мокрый, то... Мальчик моет руки, потому что... Если переходить улицу на красный свет, то... Ведь игра помогает узнать способности ребенка.
Список используемой литературы: Математика в детском саду . Младший дошкольный возраст. / Новикова В.П. –М.: « Мозаика-Синтез » , 2000. Математика –это интересно. Игровые ситуации./ З. А. Михайлова – СПБ.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2008. Логика и математика для дошкольников : . / Е. А. Носова , Р. Л. Непомнящая. : « ДЕТСТВО-ПРЕСС» – СПб : « Акцент» , 2007. Математика для малышей. / Е. В. Сербина – Москва: «Просвещение», 1992. Дидактические игры в начальный период обучения. / Е. В. Карпова – Ярославль: «Академия развития», 1997. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З. А. Михайлова – Москва: «Просвещение», 1990. Чего на свете не бывает? / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева – Москва: «Просвещение», 1991. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов. / Е. Н. Панова . – Воронеж : « ЧП Лакоценин С.» , 2007. Математика в проблемных ситуациях . Учебно – методическое пособие. / А. А. Смоленцева , О.В. Суворова – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2003.
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»
консультация была проведена с целью расширить знания педагогов о познавательных способностях детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности...
Консультация - практикум на тему "Логические игры, как средство развития познавательных способностей детей"
Педагогам и родителям предлагаются логические игры для детей 5-7 лет...
Развитие познавательных способностей средствами экспериментирования
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок с одной стороны расширяет пред...
Статья_Особенности развития познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития познавательных способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Логическое мышление как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Логическое мышление как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста...
Логико- математические игры, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы: логико-математических игр....
«Математические квесты, как средство развития познавательных способностей дошкольников»
Мастер класс для педагогов...