«Математические квесты, как средство развития познавательных способностей дошкольников»
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 город Ейск муниципальное образование Ейский район
Мастер-класс
для педагогов
по теме:
«Математические квесты,
как средство развития
познавательных способностей дошкольников»
Подготовила воспитатель:
Савченкова Е.С.
г. Ейск
2021 год
Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию и практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением Квест-технологии.\
Задачи:
• познакомить педагогов с методами, приёмами и правилами взаимодействия с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений средствами квест-технологии;
• содействовать ознакомлению педагогов с новой формой организации взаимодействия с детьми и их родителями в процессе организованной квест-игры;
• развивать творческий потенциал педагогов ДОУ
Оборудование и материалы: письмо, карта - схема маршрута, конверты с танграмом (по количеству детей), математические пеналы (по количеству детей), набор из счетных палочек, карточки с цифрами от 1 до 10, сундук.
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. В своей работе с детьми я использую такую технологию, как квест-игра. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Именно во время квест-игры, незаметно для себя, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи.
Образовательная деятельность в форме квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДОО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Практика моей работы показала, что квест- игры, которые я использую на занятиях, не только эффективнее закрепляются полученные знания , с их помощью можно давать детям и новый материал. Дети активны в восприятии головоломок, логических упражнений, дидактических и развивающих игр. Поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие не стандартного мышления.
В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Двигательная
Изобразительная
Музыкальная
Восприятие художественной литературы и фольклора
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Предлагаю вашему вниманию следующую математическую квест-игру на тему: «Путешествие к королеве Математике».
С детьми проводится беседа, где устанавливается цель квест – игры. В данном случае дети должны попасть к королеве Математике, выполняя различные задания, которые подготовил Разбойник-Треугольник.
И так, первое задание, которые мы должны с вами выполнить – это хорошо изучить карту.
Педагоги-участники рассматривают карту.
Ведущий мастер-класса: Куда мы сначала должны пройти? (ответы). Сначала мы должны пройти «Геометрический лес». А дальше? (ответы) Потом преодолеть «Таинственный остров», а затем на «Паруснике знаний» добраться до волшебной страны королевы Математики.
Ведущий мастер-класса: Итак, первый пункт на карте — это «Геометрический лес». Скажите, а по лесу полезно гулять? Чем? (ответы)
Вы готовы отправиться в путешествие?
Тогда давайте встанем вкруг и с помощью волшебных слов пойдем в путь.
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем
Ведущий мастер-класса: Посмотрите вот мы и попали в лес. Нам нужно выполнить задание разбойника - Треугольника. Выполним его? (на столе лежат конверты с танграмами)
Нам нужно собрать картину, давайте посмотрим, что это за картина, из чего она состоит? Почему это танграм? (педагоги-участники выполняют задание)
Ведущий мастер-класса: Молодцы, вы хорошо справились с заданием разбойника - Треугольника. А куда же мы отправимся дальше? Давайте посмотрим на карту…Мы вышли из детского сада, прошли «Геометрический лес» и направляемся к (ответы) «Таинственному острову». Все готовы? Тогда вставайте вкруг и произносим волшебные слова…
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем
Ведущий мастер-класса: Вот мы и попали на таинственный остров, давайте посмотрим какое испытание для нас приготовил разбойник - Треугольник. Треугольник растерял геометрические фигуры, вам нужно найти их.
Задание от разбойника - Треугольника: (ориентирование в пространстве)
В правом верхнем углу найди фигуру и положи в соответствующий домик, в левом нижнем углу…., в правом нижнем углу….., в левом верхнем углу… И т.д.
Ведущий мастер-класса: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. А сейчас давайте вернемся к карте и посмотрим, куда нам идти дальше.
Итак, мы вышли из детского сада, прошли «Геометрический лес», «Таинственный остров» и отправляемся к «Паруснику знаний».
Ведущий мастер-класса: Вставайте в круг и проговаривая волшебные слова, отправляемся в путь.
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем
Ведущий мастер-класса: Посмотрите, ребята, нас ждет парусник, но он далеко от берега и для того чтобы добраться до него нам нужно построить лодки, готовы к строительству? Хорошо, вам нужно самим придумать лодку и всем вместе выложить ее из счетных палочек (дети из палочек выкладывают лодку).
Ведущий мастер-класса: Молодцы! Отправляемся на парусник, присаживайтесь на коврик и давайте подышим свежим воздухом:
Воздух мы морской вдохнём
Дышим носом, а не ртом
Плечи мы не поднимаем
Животом мы помогаем.
Ведущий мастер-класса: Пока мы плывем разбойник – Треугольник приготовил для нас загадки. Отгадаем их?
У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры?
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей
На забор взлетел петух.
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
Пять ребят в футбол играли
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
Под кустом за полем ржи
Жили дружные ежи:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
Три больших,
Три маленьких.
Маленьких - удаленьких,
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят?
(3+3=6)
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело:
Сколько всех их прилетело?
(индивидуальные ответы детей)
Ведущий мастер-класса: Вы все отгадали загадки, вот мы и приплыли к волшебной стране королевы Математики
И здесь опять препятствие от разбойника - Треугольника. Посмотрите внимательно, Треугольник перепутал все цифры, потому, что он не умеет считать. Давайте их поставим правильно и посчитаем. Молодцы! Вы выполнили все испытание от разбойника - Треугольника.
Ведущий мастер-класса: Проделав не легкий и полный опасностей путь, мы добрались до замка королевы Математики. Давайте искать наш сундучок с подарком от королевы Математики. Дети ищут по словесной инструкции
Но что бы открыть сундук с подарком мы должны назвать код. Королева Математики шепнула мне, что это счет от 10 до 1 в обратном порядке. (Дети ведут счет в обратном порядке). Ну молодцы и вот ваш приз.
Ведущий мастер-класса: А чтобы нам с вами вернуться обратно в группу, нужно встать вкруг и произнести волшебные слова
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
И друг другу улыбнемся
Вот мы и в группе.
Ведущий мастер-класса: Понравилось вам путешествие? Давайте посмотрим на карту и вспомним, где мы были? Что видели? Что делали? Что больше всего понравилось? Что вызвало трудности?
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Квест- это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать, что способствует сплочению и детского коллектива. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ как одно из эффективных средств развития способностей дошкольников
Использование информационно – коммуникационных технологий в ДОУ...
Статья "Использование математических сказок в развитие познавательный способностей дошкольника в условиях ДОУ"
Одним из эффективных средств математического развития, представляющим собой интерес для дошкольника является математическая сказка. Она представляет собой особое сказочное повествование, которое раскр...
«Использование игр с математическим содержанием для развития интеллектуальных способностей дошкольников».
Самообразование...
Презентация на тему "Математические игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников"
В моей презентации представлены математические игры для развития умственных способностей дошкольников...
Статья в журнале "Вестник дошкольного образования" (Тема: "Использование математических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников")
Публикация в журнале "Вестник дошкольного образования"...
Конспект занятия по ФЭМП во 2-йо младшей группе по теме: «Развивающие игры математического содержания как средство умственных способностей у дошкольников».
Цель занятия сформировать представление о сравнениипредметов по длинне путем наложения и приложения; тренировать память, внимание,речь,воображение,логическое мышле-ние,творческие способности; актуализ...
Семинар «Детский мастер-класс как средство развития способностей дошкольника»
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности ребёнка. Активно формируются такие качества:- физическое развитие;- эмоциональная отзывчивость;- овладение средствами общения и способа...