Математический кружок «Умницы и умники»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Агапова Валентина Ивановна

Математический кружок «Умницы и умники»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2a.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на совете                                                    Утверждаю

педагогов                                                                    Приказ №                              ___от_________

Протокол № ___от_________                                    Заведующая

                                                                      МДОУ д/с «Звездочка»

                                                                                      Бушуева О.А.

Математический кружок «Умницы и умники»

Руководитель кружка воспитатель МБДОУ

д/с «Звездочка»

Агапова В. И.

Направление:

обучающе-развивающее

Возрастная группа:

дети четырех-пяти лет

Реализуемая программа:

«Математика в детском саду»

В. П. Новикова

Аркадак

    2015-2016 г.г.

    2015-2016 г.г.

    2015-2016 г.г.

Цель программы:

- формировать у детей элементарно-математические представления;

  • познакомить с разными областями математической действительности: с величиной и формой предметов, пространственными и временными ориентирами, с количеством.

Задачи программы:

  • дать представление о числах от 1 до 5;
  • сравнивать предметы с помощью условной мерки;
  • моделировать предметы из палочек;
  • закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • познакомить с геометрическими телами – куб, шар, учить обследовать их осязательно-двигательным способом;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве.

Ожидаемые результаты:

  • овладеть навыками счета от 1 до 5;
  • называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • ориентироваться в пространстве и во времени;
  • сравнивать предметы методом наложения, приложения и визуально.

Материально-техническая база для организации и работы кружка «Умники и умницы».

  • «Математика в детском саду 4-5 лет» В. П. Новикова;

- демонстрационный материал «Математика в детском саду 3-7 лет»В. П. Новикова;

  • рабочая тетрадь для детей 4-5 лет «Математика в детском саду» В. П. Новикова;
  • цветные карандаши;
  • простые карандаши;
  • разрезные картинки;
  • набор цифр;
  • набор геометрических фигур;
  • магнитная доска;
  • коврограф.

Список детей

  1. Годованиченко Кирилл
  2. Долгая Даша
  3. Журавлёва Лера
  4. Кувалдина Саша
  5. Мельников Дима
  6. Огнев Кирилл
  7. Примочкина Софья
  8. Пупкова Олеся
  9. Савихина Юля

           10.Серебряков Максим

График работы кружка:

Среда в 16:00

Перспективное планирование работы

математического кружка на 2015-2016 г.г.

Тема

Задачи

Оборудование

Октябрь

1. Диагностика

Выявить следующие знания детей по математическому развитию:

  - навыки счета до 5;

  • знание цифр;
  • умение соотносить количество предметов с цифрой;
  • сравнивать две группы

предметов.

- набор цифр;

- игрушки.

2. Числа 1,2.

  • познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2;
  • учить сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше - меньше, поровну;
  • находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве.

Игра:

- «Игра с кругами».

- цифры 1 и 2;

- цветные счетные палочки – 3 белых, 2 розовых, предметы круглой и квадратной формы, большие и маленькие круги.

3. Геометрические фигуры

- закреплять названия геометрических фигур, умение классифицировать их по форме и цвету, сравнивать две группы предметов путем приложения, определять, каких предметов больше (меньше) без счета.

Игра:

- «Угадай, что в мешочке?».

- по 5 кругов, треугольников, квадратов жёлтого, зелёного, синего цвета;

- предметы круглой и квадратной формы.

4. Ориентировка в пространстве

- развивать умение ориентироваться в пространстве;

- формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному;

- учить различать части суток;

- учить называть предметы квадратной и круглой формы.

Игры:

- «Подумай и ответь»;

- «Кто больше назовет?».

- карточки с временными отрезками.

Ноябрь

1. Число 3

- познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой;

- учить считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо;

- упражнять в ориентировке в пространстве.

Игра:

- «Что изменилось?»

- цветные счетные       палочки – 4 белые,         1 розовая, 1 голубая;

- цифры 1, 2, 3.

  2. Сравнение по  высоте

- упражнять в счете в пределах 3;

- учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения;

- учить составлять предмет из трех равнобедренных треугольников;

- находить в окружении одинаковые по высоте предметы.

Игра:

- «Найди игрушки»

- по 3 равнобедренных треугольника зеленого цвета, вырезанных из бумаги.

3. Треугольник

- закреплять названия геометрических фигур;

- учить находить предметы названной формы;

- составлять предмет из треугольников;

- сравнивать предметы по длине и отражать в речи       результат сравнения.

Игра:

- «Чудесный мешочек»

- по две карточки, на каждой из которых изображены один, два или три предмета.

4. Куб, шар

- познакомить с геометрическими телами – кубом и      шаром;

- учить обследовать их осязательно-двигательным способом;

- дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов;

 - показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены;

- упражнять в счете на слух в пределах 3;

- уточнять представление о часах суток.

Игры:

- «Прокати в ворота»;

- «Что изменилось?»

- куб и шар, маленькие ворота (дуги, 2 шт.);

- два мешочка, в каждом из которых по 5 кубиков и шариков.

Декабрь

1. Порядковый счет

- упражнять в счете по порядку;

- закреплять умение отвечать на вопросы: который, какой;

- составлять квадрат из счетных палочек;

-называть предметы квадратной формы;

- закреплять представление о том, что количество предметов не зависит от их расположения;

- последовательность частей суток.

Игры:

- «Что за чем?»;

- «Что бывает такой формы?»

- по 10 счетных палочек в коробке.

2. Число 4

- познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4;

- учить считать в пределах 4;

- соотносить числительное с каждым из предметов;

- различать количественный и порядковый счет, раскладывать предметы правой рукой слева направо.

Игры:

- «Назови цифру»;

- «Найди свой домик»

- цветные счетные      палочки: по одной палочке розового, голубого, красного цвета и две белые;

- цифры до 4.

3. Прямоугольник

- познакомить с прямоугольником, учить различать квадрат и прямоугольник;

- упражнять в счете в пределах 4;

- упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.

Игры:

- «Куда летит мяч?»;

- «Не ошибись».

- вырезанные из плотной бумаги квадрат, прямоугольник, который в два раза больше квадрата;

- лист бумаги и кружок.

4. Геометрические фигуры

- закреплять умение и различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);

- представления о временных отрезках.

Игры:

- «Назови пропущенное      слово»;

- «Отгадай число».

- 5 квадратов, 2 круга.

Январь

1. Состав числа 4

- познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4;

- учить считать в пределах  четырех, закрепить умение отличать количественный счет от порядкового.

Игры:

- «Назови предмет»;

- «Назови кто больше?».

- цветные счетные      палочки в пределах 4, цифры, карточка.

2. Геометрические         фигуры

- упражнять в счете в пределах 4, учить различать количественный и порядковый счет в пределах 4;

- составлять узор из геометрических фигур;

- закреплять названия геометрических фигур.

Игра:

- «Зайчики».

- силуэт сапожка;

- набор вырезанных из бумаги геометрических фигур (для украшения сапожка;

- клей.

Февраль

1. Сравнение

предметов по величине

- учить сравнивать предметы по величине, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет;

- закреплять знания о частях суток.

Игра:

- «Где больше?».

- кусок пластилина,   клеенка.

    2. Сравнение

предметов по высоте

- учить моделировать предмет из палочек одной длины;

- сравнивать предметы по высоте;

- ориентироваться в пространстве;

- упражнять в счете в пределах 4, различении количественного и порядкового счета.

Игры:

- «Скажи наоборот»;

- «Пройди в ворота».

 - цветные счетные       палочки: 3 белые, по 4   палочки розового, голубого и красного цвета, 6 жёлтых.

3. Ориентировка

во времени

- учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме;

- различать и называть части суток;

- находить одинаковые предметы;

- упражнять в счете.

Игра:

- «Что стало не так?».

- набор геометрических фигур разного цвета, величины, формы, картинки с временными отрезками (утро, день, вечер, ночь).

4. Число 5

- познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5;

 - упражнять в сравнении полосок по длине;

- учить раскладывать брусочки в порядке убывания;

- отражать в речи результат сравнения (длиннее, короче и т.д.).

Игры:

- «Назови цифру»;
- «Сделай лесенку».

- цифры от 1 до 5;

- цветные счетные палочки: 15 белых и по одной палочке розового, голубого, красного, жёлтого и фиолетового цветов;

- мишка, зайчик.

Март

1. Счет в пределах 5

- упражнять детей в счете в пределах 5;

- закреплять знание цифр от 1 до 5;

- умение соотносить количество с цифрой;

- классифицировать предметы по цвету, величине.

Игры:

- «Найди свой домик»;

- «Отсчитай столько же».

- числовая карточка;

- 7 игрушек двух видов (грибочки и ёлочки);

- по одной геометрической фигуре – квадрат, треугольник или прямоугольник (фигуры у детей должны различаться по размеру (большая или маленькая) по цвету (зелёная, красная или жёлтая).

2. Измерение

предметов

- учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки;

- ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление;

- упражнять в счете в пределах 5.

Игры:

- «Назови фигуры»;

- «Не промочи ноги».

- карандаши, геометрические фигуры.

3. Сравнение

предметов по высоте

- упражнять в сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки и обозначении словами результата сравнения (выше, ниже);

- закреплять представления о временных отрезках.

Игра:

- «Назови пропущенное слово».

-картинка, на которой нарисованы две ёлки, слегка различающиеся по высоте (рис. 5);

- 2 полоски разной длины (длиннее ёлок);

- карандаш.

4. Порядковый счет

- упражнять в счете в пределах пяти;

- в сравнении предметов по величине;

- различении количественного и порядкового счета.

Игра:

- «Какая команда быстрее построится?».

-карточки с цифрами разного цвета, по одной пирамидке.

Апрель

1. Ориентировка         в пространстве

- продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление;

- упражнять в различении количественного и порядкового счета;

- умении отвечать на вопросы: сколько, который по счету.

Игра:

- «Где правая, где левая?».

- 4 одинаковых треугольника разных цветов;

- клей, природный материал.

2. Величина

- упражнять в сравнении предметов по величине;

- закреплять название геометрических фигур;

- упражнять в счете в пределах 5.

Игра:

- «Отгадай, чего не стало?».

- наборы мисочек, формочек или бочонков разной величины (по 5 предметов);

- пирамидка.

3. Сравнение       предметов по           величине

- учить сравнивать предметы по величине, обозначать словами результат сравнения;

- закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету.

Игры:

- «Что где?»;

- «Какое число пропущено?».

- цветные счетные      палочки, карточка.

4. Диагностическое     занятие

Выявить знания и умения детей, полученные в течение учебного года:

- образование чисел от 1 до 5;

- знание геометрических фигур и умение классифицировать их по форме и цвету;

- ориентироваться в пространстве;

- знание порядкового счета в пределах 5;

- сравнение предметов по величине, высоте;

- сравнивать предметы с помощью условной мерки.

- набор цифр, цветные карандаши, счетные   палочки;

- числовая карточка, лист белой бумаги, геометрические фигуры, игрушки.

Мониторинг промежуточных результатов

освоения детьми программного материала.

        Эта карта предназначена для выявления знаний детей пятого года жизни по разделу «Формирование элементарных математических представлений».

Методика № 1.Выявление навыков счета.

Инструкция к проведению. Педагог спрашивает ребенка, умеет ли он считать. Если умеет, предлагает ему это сделать.

Методика № 2. Выявление знания цифр.

Материал. Набор цифр до 5 в случайном порядке.

Инструкция к проведению. Сначала педагог предлагает детям назвать те   цифры, какие они знают, затем разложить их по порядку.

Методика № 3.Выявление умения соотносить количество предметов с   цифрой.

Материал. Набор цифр, две группы игрушек.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает сначала отсчитать пять      елочек, а потом четыре грибка и обозначить эти количества цифрами.

Методика № 4.Выявление умения отсчитывать количество на один предмет больше или на один меньше.

Материал. Шесть грибков, шесть матрешек.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает отсчитать матрешек на одну больше, чем три грибка; на одну меньше, чем четыре грибка.

Методика № 5.Выявление умения сравнивать две группы предметов, по разному расположенные.

Материал. Три большие чашки на большом расстоянии друг от друга, под ними в ряд три маленькие чашки, стоящие близко друг от друга.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, каких чашек больше (меньше) или, может, их поровну.

Методика № 6.Выявление знаний порядковых чисел.

Материал. На столе зайчик, елка, матрешка, мячик, гриб.

Инструкция к проведению.Педагог предлагает сказать, сколько игрушек в ряду; какая по счету матрешка.

Методика № 7.Выявление умения раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины.

Материал. Пять полосок разной длины и цвета.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает разложить полоски по         порядку от самой длинной до самой короткой, а затем сказать, какие они по   длине.

Методика № 8.Выявление знания геометрических фигур.

Материал. По три круга, прямоугольника, треугольника, квадрата разной величины и цвета.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает отложить круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и назвать все группы фигур.

Методика № 9.Выявление умения ориентироваться в пространстве.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что слева от него, что справа, что впереди.

Методика № 10.Выявление уменийориентироваться во времени, называть части суток.

Материал. Картинки, на которых изображены части суток.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает разложить картинки по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Спрашивает: «Какое сейчас время суток?»

Оценка результатов

1 балл – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

0,5 балла – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.

         0 баллов – ребенок не справляется с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

математический кружок "Умники и умницы"

Данная работа позволяет предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами, формировать запас знаний, умений и навыков, которые...

Математический ринг « Умницы и умники».

Это соревнование, которое проверяет математические знания у детей. Но самое главное, что такие виды рингов, конкурсов очень нравятся детям....

Математический кружок «Умники и умницы»

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориен...

Математический КВН для дошкольников «Умницы и умники»

Создать благоприятные условия для реализации возможностей развития математических способностей дошкольников....

Кружок дополнительного образования "Умники и умницы".

Развитие познавательной деятельности старших дошкольников....

Конкурс Математический знайка "Умницы и умники"

Подборка игр и упражнений по ФЭМП...