Математический кружок «Умницы и умники»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Принято на совете Утверждаю
педагогов Приказ № ___от_________
Протокол № ___от_________ Заведующая
МДОУ д/с «Звездочка»
Бушуева О.А.
Математический кружок «Умницы и умники»
Руководитель кружка воспитатель МБДОУ
д/с «Звездочка»
Агапова В. И.
Направление:
обучающе-развивающее
Возрастная группа:
дети четырех-пяти лет
Реализуемая программа:
«Математика в детском саду»
В. П. Новикова
Аркадак
2015-2016 г.г.
2015-2016 г.г.
2015-2016 г.г.
Цель программы:
- формировать у детей элементарно-математические представления;
- познакомить с разными областями математической действительности: с величиной и формой предметов, пространственными и временными ориентирами, с количеством.
Задачи программы:
- дать представление о числах от 1 до 5;
- сравнивать предметы с помощью условной мерки;
- моделировать предметы из палочек;
- закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- познакомить с геометрическими телами – куб, шар, учить обследовать их осязательно-двигательным способом;
- развивать умение ориентироваться в пространстве.
Ожидаемые результаты:
- овладеть навыками счета от 1 до 5;
- называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- ориентироваться в пространстве и во времени;
- сравнивать предметы методом наложения, приложения и визуально.
Материально-техническая база для организации и работы кружка «Умники и умницы».
- «Математика в детском саду 4-5 лет» В. П. Новикова;
- демонстрационный материал «Математика в детском саду 3-7 лет»В. П. Новикова;
- рабочая тетрадь для детей 4-5 лет «Математика в детском саду» В. П. Новикова;
- цветные карандаши;
- простые карандаши;
- разрезные картинки;
- набор цифр;
- набор геометрических фигур;
- магнитная доска;
- коврограф.
Список детей
- Годованиченко Кирилл
- Долгая Даша
- Журавлёва Лера
- Кувалдина Саша
- Мельников Дима
- Огнев Кирилл
- Примочкина Софья
- Пупкова Олеся
- Савихина Юля
10.Серебряков Максим
График работы кружка:
Среда в 16:00
Перспективное планирование работы
математического кружка на 2015-2016 г.г.
Тема | Задачи | Оборудование |
Октябрь | ||
1. Диагностика | Выявить следующие знания детей по математическому развитию: - навыки счета до 5;
предметов. | - набор цифр; - игрушки. |
2. Числа 1,2. |
Игра: - «Игра с кругами». | - цифры 1 и 2; - цветные счетные палочки – 3 белых, 2 розовых, предметы круглой и квадратной формы, большие и маленькие круги. |
3. Геометрические фигуры | - закреплять названия геометрических фигур, умение классифицировать их по форме и цвету, сравнивать две группы предметов путем приложения, определять, каких предметов больше (меньше) без счета. Игра:- «Угадай, что в мешочке?». | - по 5 кругов, треугольников, квадратов жёлтого, зелёного, синего цвета;- предметы круглой и квадратной формы. |
4. Ориентировка в пространстве | - развивать умение ориентироваться в пространстве; - формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному; - учить различать части суток; - учить называть предметы квадратной и круглой формы. Игры: - «Подумай и ответь»; - «Кто больше назовет?». | - карточки с временными отрезками. |
Ноябрь | ||
1. Число 3 | - познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой;- учить считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо;- упражнять в ориентировке в пространстве.Игра: - «Что изменилось?» | - цветные счетные палочки – 4 белые, 1 розовая, 1 голубая;- цифры 1, 2, 3. |
2. Сравнение по высоте | - упражнять в счете в пределах 3; - учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения; - учить составлять предмет из трех равнобедренных треугольников; - находить в окружении одинаковые по высоте предметы. Игра: - «Найди игрушки» | - по 3 равнобедренных треугольника зеленого цвета, вырезанных из бумаги. |
3. Треугольник | - закреплять названия геометрических фигур; - учить находить предметы названной формы; - составлять предмет из треугольников; - сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. Игра: - «Чудесный мешочек» | - по две карточки, на каждой из которых изображены один, два или три предмета. |
4. Куб, шар | - познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; - учить обследовать их осязательно-двигательным способом; - дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; - показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены; - упражнять в счете на слух в пределах 3; - уточнять представление о часах суток. Игры: - «Прокати в ворота»; - «Что изменилось?» | - куб и шар, маленькие ворота (дуги, 2 шт.); - два мешочка, в каждом из которых по 5 кубиков и шариков. |
Декабрь | ||
1. Порядковый счет | - упражнять в счете по порядку; - закреплять умение отвечать на вопросы: который, какой; - составлять квадрат из счетных палочек; -называть предметы квадратной формы; - закреплять представление о том, что количество предметов не зависит от их расположения; - последовательность частей суток. Игры: - «Что за чем?»; - «Что бывает такой формы?» | - по 10 счетных палочек в коробке. |
2. Число 4 | - познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; - учить считать в пределах 4; - соотносить числительное с каждым из предметов; - различать количественный и порядковый счет, раскладывать предметы правой рукой слева направо. Игры: - «Назови цифру»; - «Найди свой домик» | - цветные счетные палочки: по одной палочке розового, голубого, красного цвета и две белые; - цифры до 4. |
3. Прямоугольник | - познакомить с прямоугольником, учить различать квадрат и прямоугольник; - упражнять в счете в пределах 4; - упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. Игры: - «Куда летит мяч?»; - «Не ошибись». | - вырезанные из плотной бумаги квадрат, прямоугольник, который в два раза больше квадрата; - лист бумаги и кружок. |
4. Геометрические фигуры | - закреплять умение и различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); - представления о временных отрезках. Игры: - «Назови пропущенное слово»; - «Отгадай число». | - 5 квадратов, 2 круга. |
Январь | ||
1. Состав числа 4 | - познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; - учить считать в пределах четырех, закрепить умение отличать количественный счет от порядкового. Игры: - «Назови предмет»; - «Назови кто больше?». | - цветные счетные палочки в пределах 4, цифры, карточка. |
2. Геометрические фигуры | - упражнять в счете в пределах 4, учить различать количественный и порядковый счет в пределах 4; - составлять узор из геометрических фигур; - закреплять названия геометрических фигур. Игра: - «Зайчики». | - силуэт сапожка; - набор вырезанных из бумаги геометрических фигур (для украшения сапожка; - клей. |
Февраль | ||
1. Сравнение предметов по величине | - учить сравнивать предметы по величине, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет; - закреплять знания о частях суток. Игра: - «Где больше?». | - кусок пластилина, клеенка. |
2. Сравнение предметов по высоте | - учить моделировать предмет из палочек одной длины; - сравнивать предметы по высоте; - ориентироваться в пространстве; - упражнять в счете в пределах 4, различении количественного и порядкового счета. Игры: - «Скажи наоборот»; - «Пройди в ворота». | - цветные счетные палочки: 3 белые, по 4 палочки розового, голубого и красного цвета, 6 жёлтых. |
3. Ориентировка во времени | - учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; - различать и называть части суток; - находить одинаковые предметы; - упражнять в счете. Игра: - «Что стало не так?». | - набор геометрических фигур разного цвета, величины, формы, картинки с временными отрезками (утро, день, вечер, ночь). |
4. Число 5 | - познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5; - упражнять в сравнении полосок по длине; - учить раскладывать брусочки в порядке убывания; - отражать в речи результат сравнения (длиннее, короче и т.д.). Игры: - «Назови цифру»; | - цифры от 1 до 5; - цветные счетные палочки: 15 белых и по одной палочке розового, голубого, красного, жёлтого и фиолетового цветов; - мишка, зайчик. |
Март | ||
1. Счет в пределах 5 | - упражнять детей в счете в пределах 5; - закреплять знание цифр от 1 до 5; - умение соотносить количество с цифрой; - классифицировать предметы по цвету, величине. Игры: - «Найди свой домик»; - «Отсчитай столько же». | - числовая карточка; - 7 игрушек двух видов (грибочки и ёлочки); - по одной геометрической фигуре – квадрат, треугольник или прямоугольник (фигуры у детей должны различаться по размеру (большая или маленькая) по цвету (зелёная, красная или жёлтая). |
2. Измерение предметов | - учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки; - ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление; - упражнять в счете в пределах 5. Игры: - «Назови фигуры»; - «Не промочи ноги». | - карандаши, геометрические фигуры. |
3. Сравнение предметов по высоте | - упражнять в сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки и обозначении словами результата сравнения (выше, ниже); - закреплять представления о временных отрезках. Игра: - «Назови пропущенное слово». | -картинка, на которой нарисованы две ёлки, слегка различающиеся по высоте (рис. 5); - 2 полоски разной длины (длиннее ёлок); - карандаш. |
4. Порядковый счет | - упражнять в счете в пределах пяти; - в сравнении предметов по величине; - различении количественного и порядкового счета. Игра: - «Какая команда быстрее построится?». | -карточки с цифрами разного цвета, по одной пирамидке. |
Апрель | ||
1. Ориентировка в пространстве | - продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление; - упражнять в различении количественного и порядкового счета; - умении отвечать на вопросы: сколько, который по счету. Игра: - «Где правая, где левая?». | - 4 одинаковых треугольника разных цветов; - клей, природный материал. |
2. Величина | - упражнять в сравнении предметов по величине; - закреплять название геометрических фигур; - упражнять в счете в пределах 5. Игра: - «Отгадай, чего не стало?». | - наборы мисочек, формочек или бочонков разной величины (по 5 предметов); - пирамидка. |
3. Сравнение предметов по величине | - учить сравнивать предметы по величине, обозначать словами результат сравнения; - закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету. Игры: - «Что где?»; - «Какое число пропущено?». | - цветные счетные палочки, карточка. |
4. Диагностическое занятие | Выявить знания и умения детей, полученные в течение учебного года: - образование чисел от 1 до 5; - знание геометрических фигур и умение классифицировать их по форме и цвету; - ориентироваться в пространстве; - знание порядкового счета в пределах 5; - сравнение предметов по величине, высоте; - сравнивать предметы с помощью условной мерки. | - набор цифр, цветные карандаши, счетные палочки; - числовая карточка, лист белой бумаги, геометрические фигуры, игрушки. |
Мониторинг промежуточных результатов
освоения детьми программного материала.
Эта карта предназначена для выявления знаний детей пятого года жизни по разделу «Формирование элементарных математических представлений».
Методика № 1.Выявление навыков счета.
Инструкция к проведению. Педагог спрашивает ребенка, умеет ли он считать. Если умеет, предлагает ему это сделать.
Методика № 2. Выявление знания цифр.
Материал. Набор цифр до 5 в случайном порядке.
Инструкция к проведению. Сначала педагог предлагает детям назвать те цифры, какие они знают, затем разложить их по порядку.
Методика № 3.Выявление умения соотносить количество предметов с цифрой.
Материал. Набор цифр, две группы игрушек.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает сначала отсчитать пять елочек, а потом четыре грибка и обозначить эти количества цифрами.
Методика № 4.Выявление умения отсчитывать количество на один предмет больше или на один меньше.
Материал. Шесть грибков, шесть матрешек.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает отсчитать матрешек на одну больше, чем три грибка; на одну меньше, чем четыре грибка.
Методика № 5.Выявление умения сравнивать две группы предметов, по разному расположенные.
Материал. Три большие чашки на большом расстоянии друг от друга, под ними в ряд три маленькие чашки, стоящие близко друг от друга.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, каких чашек больше (меньше) или, может, их поровну.
Методика № 6.Выявление знаний порядковых чисел.
Материал. На столе зайчик, елка, матрешка, мячик, гриб.
Инструкция к проведению.Педагог предлагает сказать, сколько игрушек в ряду; какая по счету матрешка.
Методика № 7.Выявление умения раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины.
Материал. Пять полосок разной длины и цвета.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает разложить полоски по порядку от самой длинной до самой короткой, а затем сказать, какие они по длине.
Методика № 8.Выявление знания геометрических фигур.
Материал. По три круга, прямоугольника, треугольника, квадрата разной величины и цвета.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает отложить круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и назвать все группы фигур.
Методика № 9.Выявление умения ориентироваться в пространстве.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что слева от него, что справа, что впереди.
Методика № 10.Выявление уменийориентироваться во времени, называть части суток.
Материал. Картинки, на которых изображены части суток.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает разложить картинки по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Спрашивает: «Какое сейчас время суток?»
Оценка результатов
1 балл – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
0,5 балла – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
математический кружок "Умники и умницы"
Данная работа позволяет предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами, формировать запас знаний, умений и навыков, которые...
Математический ринг « Умницы и умники».
Это соревнование, которое проверяет математические знания у детей. Но самое главное, что такие виды рингов, конкурсов очень нравятся детям....
Математический кружок «Умники и умницы»
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориен...
Математический КВН для дошкольников «Умницы и умники»
Создать благоприятные условия для реализации возможностей развития математических способностей дошкольников....
Кружок дополнительного образования "Умники и умницы".
Развитие познавательной деятельности старших дошкольников....
Конкурс Математический знайка "Умницы и умники"
Подборка игр и упражнений по ФЭМП...