Кружок дополнительного образования "Умники и умницы".
рабочая программа (старшая группа) на тему
Развитие познавательной деятельности старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательные способности детей и их развитие | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие познавательных процессов у дошкольников» имеет социально-педагогическую направленность. Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет и составлена на основе рекомендаций Ананьевой Т.В. «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению», Венгера Л. А. «Развитие познавательных способностей дошкольника».
Программа направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков у дошкольника. Содержание рабочей программы отражает возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников, включает в себя развитие внимания, памяти, восприятия, воображения, формирование и развитие мышления, обогащение активного словаря ребенка; развитие общей и мелкой моторики и координации движения рук. А так же: формирование приёмов умственных действий, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия. В программу включено сочетание игровой и учебно-познавательной линий; предполагается организация познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Программа построена на использовании игровых приемов, наглядности, художественного слова; продумана активизация детей в ходе деятельности.
Основные методы обучения:
игровые, словесные, наглядные, практические, проблемно - поисковые.
Цель:
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста 5-6 лет
Задачи:
- активизация мыслительной деятельности;
- развитие взаимосвязанных между собой психических процессов, определяющих познавательные возможности: мышление, память, внимание, восприятие, воображение;
- развитие самостоятельности мышления.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- у дошкольников сформирован познавательный интерес;
- принимают и понимают учебную задачу;
- дети могут удерживают внимание
- совершенствуется мелкая моторика;
- умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
- умеют объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- владеют приёмами логической обработки информации, сформированы и развиты навыка самоконтроля.
Календарный учебный график.
Возраст детей | Начало Окончание занятий | Срок реализации | Количество занятий | Продолжительность занятий | Итого |
5-6 лет | Сентябрь-май | 1 год | 2 раза в неделю | 25 минут | 72 часа |
Учебное планирование.
Тема | Кол-во занятий |
Восприятие | 6 |
Воображение | 8 |
Память. | 8 |
Обогащение словарного запаса и развитие речи | 8 |
Развитие мелкой моторики и координации движения рук | 3 |
Пространственно-временные представления | 4 |
Мышление | |
Внимание. | 8 |
ИТОГО: | 72 |
Содержание программы.
Тема | Программное содержание | Источник | Кол-во занятий |
Восприятие | Развитие восприятия: зрительное восприятие, восприятие вкуса, запаха, тактильное восприятие, восприятие пространства, восприятие свойств предметов | Тихомирова Л.Ф., Развитие познавательных способностей у детей. Восприятие | 6 |
Воображение | Сочиняем и выдумываем. Разные сказки. На что похоже? Развитие творческого воображения, умения логически строить свой рассказ. Мир фантазий. Разбуди в себе волшебника.Мир фантазий. Разбуди в себе волшебника. | Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. Школа семи гномов. Развитие воображения | 8 |
Память | Зрительная и механическая память. Развитие зрительной и опосредованной, механической памяти.«Что пропало?»; «Вспомни и дорисуй пару». Пространственная и слуховая память.Развитие пространственной и слуховой памяти, внимания, наблюдательности.«Угадай, что изменилось?»; «Скорый поезд»; «Овощное рагу»; «Запомни и раскрась»; «Перечисление предметов». | Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. | 8 |
Обогащение словарного запаса и развитие речи | Обогащение словарного запаса. Игровые упражнения: «Слово за слово»; «Найди точное слово»; Игра «Чудесный мешочек»; Игра «Скажи по-другому». Игровые упражнения, скороговорки и чистоговорки. | Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой. Ручной и общей моторики. Сборник скороговорк и чистоговорок Энциклопедия развивалок | 8 |
Развитие мелкой моторик и координации движения рук | Пальчиковая гимнастика. Графические упражнения. | Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для дошкольников Сборник графических диктантов | 3 |
Пространственно-временные представления | «Практическое примеривание». Упражнения «Закончи предложение», «Живая неделя», «Расскажи о своем распорядке дня», «Когда это бывает», «Угадай какой месяц». | Энциклопедия развивалок. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование временных представлений. Сборник Веселые домашние задания | 4 |
Мышление | Наглядно-образное мышление. Развитие наглядно – образного мышления, логики, умения обобщать, анализировать и классифицировать, строить простейшие умозаключения. Занятия по методикам: «Нелепицы»; « Найдем пару»; «Попробуй, угадай»; «Что за чем?» Логическое мышление.Развитие логического мышления, внимания, аналитических способностей.Дидактические игры: «Ложка к тарелке»; «Назови одним словом»; «Верю-не верю»; «Ассоциации». | Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. Энциклопедия развивалок. Сборник Веселые домашние задания. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Воскобович В.А. Развивающие игры | 16 |
Внимание | Развитие уровня продуктивности, устойчивости и объема внимания. Игровые упражнения «Найди и вычеркни»; «Запомни и расставь точки». Развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности. Задание: «Найди два одинаковых предмета»; «Кто спрятался на картинке»; Найди правильную тень»; «Найди отличия». Слуховое и активное внимание.Дидактические игры: «Кто за кем?»; « Бабушка прислала 100 рублей»; «Волшебные звуки»; «Жук». | ЗемцоваО.Н.Найди отличия. Развиваем внимание. Тихомирова Л.Ф., Развитие познавательных способностей у детей | |
ИТОГО: | 72 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
Перспективное планирование.
№ занятия | Содержание |
Сентябрь | |
1 | Знакомство с детьми. Правила поведения на занятиях. |
2-4 | Мои помощники. Зрительное восприятие, восприятие запаха. |
5-7 | Восприятие вкуса, тактильное восприятие, восприятие пространства. |
8 | Восприятие свойств предметов. |
Октябрь | |
9-10 | Сочиняем и выдумываем. Развитие воображения |
11-12 | Разные сказки. На что похоже? Развитие творческого воображения, умения логически строить свой рассказ. |
13-14 | Мир фантазий. Разбуди в себе волшебника.Рисунок в несколько рук.Раскрашивание картинок необычным способом (цифрами, буквами) |
15-16 | Мир фантазий. Разбуди в себе волшебника.Творческие работы, поделки из различных материалов с использованием различных техник. |
Ноябрь | |
17-20 | Зрительная и механическая память.Развитие зрительной и опосредованной, механической памяти.«Что пропало?»; «Вспомни и дорисуй пару» |
21-24 | Пространственная и слуховая память.Развитие пространственной и слуховой памяти, внимания, наблюдательности.«Угадай, что изменилось?»; «Скорый поезд»; «Овощное рагу»; «Запомни и раскрась»; «Перечисление предметов». |
Декабрь | |
25-28 | Обогащение словарного запаса. Игровые упражнения: «Слово за слово»; «Найди точное слово»; Игра «Чудесный мешочек»; Игра «Скажи по-другому». |
29-32 | Развитие речи. Игровые упражнения, скороговорки и чистоговорки. |
Январь | |
33-35 | Развитие мелкой моторики и координации движения руки. Пальчиковая гимнастика. Графические упражнения. |
36-40 | Формирование пространственно-временных представлений. «Практическое примеривание». Упражнения «Закончи предложение», «Живая неделя», «Расскажи о своем распорядке дня», «Когда это бывает», «Угадай какой месяц». |
Февраль | |
41-48 | Развитие мышления. Наглядно-образное мышление. Развитие наглядно – образного мышления, логики, умения обобщать, анализировать и классифицировать, строить простейшие умозаключения. Занятия по методикам: «Нелепицы»; « Найдем пару»; «Попробуй, угадай»; «Что за чем?» |
Март | |
49-56 | Развитие мышления. Логическое мышление. Развитие логического мышления, внимания, аналитических способностей. Дидактические игры: «Ложка к тарелке»; «Назови одним словом»; «Верю-не верю»; «Ассоциации». |
Апрель | |
57-58 | Развитие внимания. Развитие уровня продуктивности, устойчивости и объема внимания. Игровые упражнения «Найди и вычеркни»; «Запомни и расставь точки» |
59-61 | Развитие внимания. Развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности. Задание: «Найди два одинаковых предмета»; «Кто спрятался на картинке»; Найди правильную тень»; «Найди отличия». |
62-64 | Развитие внимания. Слуховое и активное внимание. Дидактические игры: «Кто за кем?»; « Бабушка прислала 100 рублей»; «Волшебные звуки»; «Жук». |
Май | |
65 | Развитие восприятия и воображения. Игры: «Кляксы»; «Контуры»; «Выбор недостающего фрагмента изображения» «Где чье место?»«На что похожи наши ладошки». Игра «Какого цвета мой смех?» |
66 | Развитие речи. Обогащение словарного запаса.Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовёт»; |
67 | Развитие памяти. Игровое занятие «Запомни и раскрась» |
68 | Занятие по решению логических задач и загадок. |
69 | Игры на внимание. «Найди отличия». |
70 | Развитие мелкой моторики. Упражнения «Обведи по точкам», штриховка и дорисовка. |
71-72 | Чему мы научились и что теперь знаем? |
Список литературы.
1. Ананьева Т.В. «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» - Детство-Пресс, 2011 г – 96 с.
2. Дошкольное обучение и воспитание глазами психолога. // Психологическая наука и образование, №2, 2005 г.
3. Дубровина И.В. «Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающая программа». – М.: 1995 г.
4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – 44 с.
5.Энциклопедия развивалок: - М: Эксмо, 2011. – 240 с.
6. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой. Ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003. – 96с.
7. Мусейибова Т. Н. Ориентировка в пространстве. / Т. Н.Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 8 – С. 17-25.
8. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников ДОУ / Г. С. Швайко; [под.ред. В. В. Гербовой] – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176с.
9. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование временных представлений //Дошкольное воспитание. – 1988. – №3. – С. 48-54.
10. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.
11. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.
12. ЗемцоваО.Н. Найди отличия. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2007.
13. ЗемцоваО.Н. Задачки для ума. Развиваем мышление. – М.: Махаон, 2007.
14. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.
15. Султанова М.Н. Развиваем логику. – М.: Махаон, 2008.
16. Тихомирова Л.Ф., Развитие познавательных способностей у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
17. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
18. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М.: Просвещение, 1990.
19. Воскобович В.А. Развивающие игры. РИВ, 2009.
комитет по образованию городского округа «Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 50
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
реализуемая в кружке «Умники и умницы» для детей 5-6 лет
2018 - 2019 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии-кружок дополнительного образования "Познай себя"
Кружок дополнительного образования "Познай себя"...
Здоровьесберегающие технологии-кружок дополнительного образования "Познай себя"
Кружок дополнительного образования "Познай себя"...
Кружок дополнительного образования "Знайка" Васиной М.В. по сенсорному развитию детей до 4-го года жизни.Цели и задачи.
"Знайка"-это комплекс игровых занятий с детьми младшего дошкольного возраста,направленный на познавательно речевое развитие в рамках образовательной области "Познание" в ознакомлении с окружающим,в пр...
Кружок дополнительного образования "Знайка" Васиной М.В. по сенсорному развитию детей до 4-го года жизни.Цели и задачи.
"Знайка"-это комплекс игровых занятий с детьми младшего дошкольного возраста,направленный на познавательно речевое развитие в рамках образовательной области "Познание" в ознакомлении с окружающим,в пр...
Кружок дополнительной образовательной деятельности «Юный журналист»
Кружок дополнительной образовательной деятельности «Юный журналист»: программа дополнительной образовательной деятельности, примерные виды упражнений, поект, презентация ДОД...
Кружок дополнительного образования "Юный пешеход"
Кружок –«Юный пешеход» по использованию театрализованной деятельности в обучении детей безопасному поведению на дорогах....
Кружок дополнительного образования "Волшебная страна Рисовандия"
И в 6, и в 10, и в 5Все дети любят рисоватьИ каждый смело нарисуетВсё, что его интересует.Цветы, деревья, луг и сказкиВсё нарисуют, были бы краски.И лист бумаги на столеИ мир в семье и на Земле!...