Кружок дополнительного образования "Умники и умницы".
рабочая программа (старшая группа) на тему

Тимеркаева Наталья Владимировна

Развитие познавательной деятельности старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие познавательных процессов у дошкольников» имеет социально-педагогическую  направленность.  Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от  5 до 6 лет и составлена на основе рекомендаций  Ананьевой  Т.В. «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению»,   Венгера Л. А. «Развитие познавательных способностей дошкольника».

    Программа направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков у дошкольника. Содержание рабочей программы отражает возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников, включает в себя развитие внимания, памяти, восприятия, воображения, формирование и развитие мышления, обогащение активного словаря ребенка;  развитие общей и мелкой моторики и координации движения рук. А так же: формирование  приёмов умственных действий, таких как  анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия. В программу включено сочетание  игровой и учебно-познавательной линий; предполагается организация познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Программа построена на использовании игровых приемов, наглядности, художественного слова; продумана активизация детей в ходе деятельности.

Основные методы обучения:

игровые, словесные, наглядные, практические, проблемно - поисковые.

 Цель:

 Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста 5-6 лет

Задачи:

- активизация мыслительной деятельности;

- развитие взаимосвязанных между собой психических процессов, определяющих познавательные возможности: мышление, память, внимание, восприятие, воображение;

- развитие самостоятельности мышления.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • у дошкольников сформирован познавательный интерес;
  • принимают  и понимают учебную задачу;
  • дети могут удерживают внимание
  • совершенствуется мелкая моторика;
  • умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
  • умеют объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
  • владеют приёмами логической обработки информации,  сформированы и развиты навыка самоконтроля.

Календарный учебный график.

Возраст детей

Начало

Окончание

занятий

Срок реализации

Количество занятий

Продолжительность

занятий

Итого

5-6 лет

Сентябрь-май

1 год

2 раза в неделю

25 минут

72 часа

Учебное планирование.

Тема

Кол-во занятий

Восприятие

6

Воображение

8

Память.

8

Обогащение словарного запаса и развитие речи

8

Развитие мелкой моторики и координации движения рук

3

Пространственно-временные представления

4

Мышление

Внимание.

8

ИТОГО:

72

Содержание программы.

Тема

Программное содержание

Источник

Кол-во занятий

Восприятие

Развитие восприятия: зрительное восприятие, восприятие вкуса, запаха, тактильное восприятие, восприятие пространства, восприятие свойств предметов

Тихомирова Л.Ф., Развитие познавательных способностей у детей. Восприятие

6

Воображение

Сочиняем и выдумываем. Разные сказки. На что похоже? Развитие творческого воображения, умения логически строить свой рассказ. Мир фантазий. Разбуди в себе волшебника.Мир фантазий. Разбуди в себе волшебника.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. Школа семи гномов. Развитие воображения

8

Память

Зрительная и механическая память. Развитие зрительной и опосредованной, механической памяти.«Что пропало?»; «Вспомни и дорисуй пару».  Пространственная и слуховая память.Развитие пространственной и слуховой памяти, внимания, наблюдательности.«Угадай, что изменилось?»; «Скорый поезд»; «Овощное рагу»; «Запомни и раскрась»; «Перечисление предметов».

Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память.

8

Обогащение словарного запаса и развитие речи

Обогащение словарного запаса. Игровые упражнения: «Слово за слово»;  «Найди точное слово»; Игра «Чудесный мешочек»; Игра «Скажи по-другому». Игровые упражнения, скороговорки и чистоговорки.

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой. Ручной и общей моторики. Сборник скороговорк и чистоговорок Энциклопедия развивалок

8

Развитие мелкой моторик и координации движения рук

Пальчиковая гимнастика. Графические упражнения.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Сборник графических диктантов

3

Пространственно-временные представления

«Практическое примеривание». Упражнения «Закончи предложение», «Живая неделя», «Расскажи о своем распорядке дня», «Когда это бывает», «Угадай какой месяц».

Энциклопедия развивалок. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование временных представлений. Сборник Веселые домашние задания

4

Мышление

Наглядно-образное мышление. Развитие наглядно – образного мышления, логики, умения обобщать, анализировать и классифицировать, строить простейшие умозаключения. Занятия по методикам: «Нелепицы»; « Найдем пару»; «Попробуй, угадай»; «Что за чем?» Логическое мышление.Развитие логического мышления, внимания, аналитических способностей.Дидактические  игры: «Ложка к тарелке»; «Назови одним словом»; «Верю-не верю»; «Ассоциации».

Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие.

Энциклопедия развивалок.

Сборник Веселые домашние задания.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

Воскобович В.А. Развивающие игры

16

Внимание

Развитие уровня продуктивности, устойчивости и объема внимания. Игровые упражнения «Найди и вычеркни»; «Запомни и расставь точки». Развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности. Задание: «Найди два одинаковых предмета»; «Кто спрятался на картинке»; Найди правильную тень»; «Найди отличия».

 Слуховое и активное внимание.Дидактические игры: «Кто за кем?»; « Бабушка прислала 100 рублей»; «Волшебные звуки»; «Жук».

ЗемцоваО.Н.Найди отличия. Развиваем внимание.

Тихомирова Л.Ф., Развитие познавательных способностей у детей

ИТОГО:

72

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Перспективное планирование.

№ занятия

Содержание

Сентябрь

1

Знакомство с детьми. Правила поведения на занятиях.

2-4

Мои помощники. Зрительное восприятие, восприятие запаха.

5-7

Восприятие вкуса, тактильное восприятие, восприятие пространства.

8

Восприятие свойств предметов.

Октябрь

9-10

Сочиняем и выдумываем. Развитие воображения

11-12

Разные сказки. На что похоже? Развитие творческого воображения, умения

логически строить свой рассказ.

13-14

Мир фантазий. Разбуди в себе волшебника.Рисунок в несколько рук.Раскрашивание картинок необычным способом (цифрами, буквами)

15-16

Мир фантазий. Разбуди в себе волшебника.Творческие работы, поделки из различных материалов с использованием различных техник.

Ноябрь

17-20

Зрительная и механическая память.Развитие зрительной и опосредованной, механической памяти.«Что пропало?»; «Вспомни и дорисуй пару»

21-24

Пространственная и слуховая память.Развитие пространственной и слуховой памяти, внимания, наблюдательности.«Угадай, что изменилось?»; «Скорый поезд»; «Овощное рагу»; «Запомни и раскрась»; «Перечисление предметов».

Декабрь

25-28

Обогащение словарного запаса. Игровые упражнения: «Слово за слово»;  «Найди точное слово»; Игра «Чудесный мешочек»; Игра «Скажи по-другому».

29-32

Развитие  речи. Игровые упражнения, скороговорки и чистоговорки.

Январь

33-35

Развитие мелкой моторики и координации движения руки. Пальчиковая гимнастика. Графические упражнения.

36-40

Формирование пространственно-временных представлений. «Практическое примеривание». Упражнения «Закончи предложение», «Живая неделя», «Расскажи о своем распорядке дня», «Когда это бывает», «Угадай какой месяц».

Февраль

41-48

Развитие мышления. Наглядно-образное мышление. Развитие наглядно – образного мышления, логики, умения обобщать, анализировать и классифицировать, строить простейшие умозаключения.

Занятия по методикам: «Нелепицы»; « Найдем пару»; «Попробуй, угадай»; «Что за чем?»

Март

49-56

Развитие мышления. Логическое мышление. Развитие логического мышления, внимания, аналитических способностей. Дидактические

игры: «Ложка к тарелке»; «Назови одним словом»; «Верю-не верю»; «Ассоциации».

Апрель

57-58

Развитие внимания. Развитие уровня продуктивности, устойчивости и объема внимания. Игровые упражнения «Найди и вычеркни»; «Запомни и расставь точки»

59-61

Развитие внимания. Развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности. Задание: «Найди два одинаковых предмета»; «Кто спрятался на картинке»; Найди правильную тень»; «Найди отличия».

62-64

Развитие внимания. Слуховое и активное внимание. Дидактические игры: «Кто за кем?»; « Бабушка прислала 100 рублей»; «Волшебные звуки»; «Жук».

Май

65

Развитие восприятия и воображения. Игры: «Кляксы»; «Контуры»; «Выбор недостающего фрагмента изображения» «Где чье место?»«На что похожи наши ладошки». Игра «Какого цвета мой смех?»

66

Развитие речи. Обогащение словарного запаса.Игровое упражнение «Кто больше увидит и назовёт»;

67

Развитие памяти. Игровое занятие «Запомни и раскрась»

68

Занятие по решению логических задач и загадок.

69

Игры на внимание. «Найди отличия».

70

Развитие мелкой моторики. Упражнения «Обведи по точкам», штриховка и дорисовка.

71-72

Чему мы научились и что теперь знаем?

Список литературы.

1. Ананьева  Т.В. «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» - Детство-Пресс, 2011 г – 96 с.

2.        Дошкольное обучение и воспитание глазами психолога. // Психологическая наука  и образование, №2, 2005 г.

3.        Дубровина И.В. «Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающая программа». – М.: 1995 г.

4.        Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – 44 с.

5.Энциклопедия развивалок: - М: Эксмо, 2011. – 240 с.

6.  Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой. Ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003. – 96с.

7.  Мусейибова Т. Н. Ориентировка в пространстве. / Т. Н.Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 8 – С. 17-25.

8.  Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников ДОУ / Г. С. Швайко; [под.ред. В. В. Гербовой] – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176с.

9.  Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование временных представлений //Дошкольное воспитание. – 1988. – №3. – С. 48-54.

10. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.

11. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.

12. ЗемцоваО.Н. Найди отличия. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2007.

13. ЗемцоваО.Н. Задачки для ума. Развиваем мышление. – М.: Махаон, 2007.

14. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

15. Султанова М.Н. Развиваем логику. – М.: Махаон, 2008.

16. Тихомирова Л.Ф., Развитие познавательных способностей у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

17.        Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.

18. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М.: Просвещение, 1990.

19. Воскобович В.А. Развивающие игры. РИВ, 2009.


комитет по образованию городского округа «Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -  ДЕТСКИЙ САД № 50

                                                                 

  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

реализуемая в кружке «Умники и умницы» для детей 5-6 лет

2018 - 2019 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок дополнительного образования "Знайка" Васиной М.В. по сенсорному развитию детей до 4-го года жизни.Цели и задачи.

"Знайка"-это комплекс игровых занятий с детьми младшего дошкольного возраста,направленный на познавательно речевое развитие в рамках образовательной области "Познание" в ознакомлении с окружающим,в пр...

Кружок дополнительного образования "Знайка" Васиной М.В. по сенсорному развитию детей до 4-го года жизни.Цели и задачи.

"Знайка"-это комплекс игровых занятий с детьми младшего дошкольного возраста,направленный на познавательно речевое развитие в рамках образовательной области "Познание" в ознакомлении с окружающим,в пр...

Кружок дополнительной образовательной деятельности «Юный журналист»

Кружок дополнительной образовательной деятельности «Юный журналист»: программа дополнительной образовательной деятельности, примерные виды упражнений, поект, презентация ДОД...

Кружок дополнительного образования "Юный пешеход"

Кружок –«Юный пешеход» по использованию театрализованной деятельности в обучении детей безопасному поведению на дорогах....

Кружок дополнительного образования "Волшебная страна Рисовандия"

И в 6, и в 10, и в 5Все дети любят рисоватьИ каждый смело нарисуетВсё, что его интересует.Цветы, деревья, луг и сказкиВсё нарисуют, были бы краски.И лист бумаги на столеИ мир в семье и на Земле!...