Конспект НОД "Единица измерения длины"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Ознакомление детей с единицей измерения длины - метр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_matem_edinitsy_izmereniya_dliny.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по математики в старшей группе
по теме: «Единицы измерения длины»
Цель: познакомить детей с единицей измерения длины- метр.
Задачи:
Образовательные:
-показать, что в метре 100 см;
-упражнять в измерении предметов разнообразными измерительными приборами;
-познакомить с измерительным прибором-рулеткой.
Развивающие:
-продолжать развивать мелкую моторику рук;
-развитие мышления, пространственного воображения, внимания.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к получению новых знаний.
Методические приемы:
Дидактическая игра «учимся измерять длину и высоту»; измерение с помощью гибкого сантиметра длины по кривой; упражнение на развитие мелкой моторики.
Материалы:
Рулетка, линейка, гибкий сантиметр, полоски картона по количеству человек (условная мерка), кубики, отрез ткани, деревянный метр.
Ход работы:
1.Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята, у моей хорошей знакомой Маши скоро день Рождения. Она решила сшить себе новое платье. Как называется человек, который шьёт одежду? Давайте представим, что я – портной. А вы хотите быть моими помощниками? С чего портной начинает свою работу? (снимает мерки и отмеряет нужную длину ткани). Нам нужно выбрать, чем мы будем мерить длину.
Чем мы можем измерить длину? (условными мерками)
Что такое условная мерка? Что может быть условной меркой?
Давайте вспомним, как можно измерить длину или ширину при помощи условной мерки. Возьмите со стола любые условные мерки. Предлагаю 1 команде измерить длину стола, а второй – ширину стола.
С чего мы начинаем мерить?
(Прикладываем мерку к самому краю стола, придерживаем пальцем).
Что мы используем для удобства измерения? (Для удобства отмечаем кубиками сколько раз уложилась мерка).
Проверим, что у вас получилось.
У всех результат одинаковый? (нет) А почему?
Потому что у всех разные мерки, поэтому разные результаты измерения.
Давайте с вами вспомнит м/ф «38 попугаев». Кто вспомнит, что делали в нём животные?
Кем или чем животные мерили удава? (попугаем, мартышкой, слонёнком).
- Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)
- А мартышка? (5)
- А в попугаях длина удава? (38)
- Кто из животных был самым крупным? (Слон). А в слонах удав - 2раза.
- Кто был самым маленьким? (Попугай). А в попугаях удав – 38 раз.
У них результаты были какими? (разными)
Так какую же мерку нам выбрать, чтобы измерения были одинаковыми и точными? Чем измерить ткань?
2. Основная часть.
Пока мы с вами будем придумывать, я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины, как и при счете, люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был «локоть» т. е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)
Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.
Кроме «локтя» применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами. «Шаг» - это одна из старинных мерок, которой пользуются и по сей день. »
Какие мерки вы запомнили?
Предлагаю вам попробовать измерить ковер шагами, а затем стол – ладонью.
Сравниваем результаты – опять результаты разные.
Подходят нам старинные мерки длины? (нет)
Гимнастика для глаз.
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазами.)
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)
Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому было решено принять для всех стран общие единицы мерок, чтобы результаты измерений были точными.
Самой маленькой единицей измерения стал сантиметр.
Перед вами лежат различные предметы (линейка, деревянный метр). Как вы думаете для чего нужны эти предметы? Что общего вы в них видите?
У них есть шкала. Отрезок от 0 до 1 – это и есть сантиметр.
В каких случаях используют линейку?
А все ли удобно мерить линейкой? Например, длину ковра?
Поможет нам линейка измерить длину ткани для Маши? (неудобно, слишком маленькая)
Для измерения очень длинных предметов используется вот такая мерка – метр. (в нем 100 см)
Где можно использовать метр?
С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, рост куклы, длину ковра.
Как вы думаете, поможет нам метр отмерить нужную длину ткани? (да)
Воспитатель вместе детьми измеряет отрез ткани, в нём – 3 метра. Это то, что нужно Маше. Мы помогли ей? (да)
Спасибо, ребята.
(Показать другие предметы - мягкий сантиметр, рулетка)
- Оказывается, что для измерения длины используются и другие измерительные приборы.
Как вы думаете, когда используют мягкий сантиметр? Почему в этих случаях не подходит линейка или твёрдый метр? (дать детям потрогать твёрдый метр и мягкий сантиметр)
(с помощью сантиметра можно измерить длину по кривой- окружность головы, объем талии или дерева). Измеряем окружность головы детей.
Это - рулетка. Где её используют? Видели ли вы раньше такой прибор? Где?
(на строительстве, при ремонтных работах)
-Хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Рулеткой можно измерить длину всех сторон ковра.
3. Заключительная часть.
Хорошая работа, ребята. Маше помогли. А что нового узнали? Что научились делать? Что получилось, а что нет?
Меня порадовала ваша работа на уроке. Вы были очень внимательные и с удовольствием узнавали новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему: «Измерение длины»
Занятие по математике в старшей группе....
НОД ФЭМП "Сравнение по длине. Измерение длины"
Программное содержание.Закрепить умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести речевую практику слова «длиннее», «короче».Формировать представление об изм...
Конспект по развитию математических представлений "Измерение длины"
Конспект для старшей группы...
Конспект ОД «Измерение длины» по математике в подготовительной группе
Конспект ОД «Измерение длины» по математике с использованием проблемно-игровой ситуации в подготовительной группе...
Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»
Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»Тема: «Измерения длины. Единица измерения длины»Програ...
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» Тема: «Сравнение по длине. Измерение длины.»
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» Тема: «Сравнение по длине. Измерение длины.» ...
Конспект занятия "Измерение длины с помощью мерок" для подготовительной группы
Знакомство с мерками: сажень, пять, локоть, шаг, метр, сантиметр. Формирование навыков изменения длины....