Конспект интегрированной НОД «Матрёшечка - краса»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке, матрешке.
Задачи:
Образовательные:
· Уточнять знания детей о русских народных игрушках.
· Расширять представления о дымковской, городецкой, филимоновской , тверской росписях , знакомить с их характерными особенностями.
· Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
· Закреплять умение находить предметы выше, ниже.
· Закреплять умение отражать в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними по высоте (самая высокая, немного ниже, ещё ниже, ниже всех остальных)
Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие:
· Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, народным игрушкам как к сувениру, символу страны.
· Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение, глазомер.
· Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.
Воспитательная:
· Воспитывать любовь к народному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_matryoshki.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 комбинированного вида
Кировского района Санкт –Петербурга
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности
«Матрёшечка - краса»
Составила воспитатель первой
квалификационной категории
Хуснутдинова Гульназ Шагитовна
Санкт – Петербург 2015
Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке, матрешке.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнять знания детей о русских народных игрушках.
- Расширять представления о дымковской, городецкой, филимоновской , тверской росписях , знакомить с их характерными особенностями.
- Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
- Закреплять умение находить предметы выше, ниже.
- Закреплять умение отражать в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними по высоте (самая высокая, немного ниже, ещё ниже, ниже всех остальных)
Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, народным игрушкам как к сувениру, символу страны.
- Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение, глазомер.
- Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Предварительная работа:
- Беседа о матрёшках, об истории, создание коллажа
- Рассматривание иллюстраций о матрешках.
- Чтение стихотворений о матрешках.
- Загадывание загадок об игрушках.
- Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – дымковская, филимоновская, тверские, гжельская, городецкая.
- Изготовление д\и «Сарафан для матрёшки».
- Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».
Материалы и оборудование
Сундучок с народными игрушками
Мяч массажный
На каждого ребенка набор плоскостных матрёшек (разного цвета и высоты)
Набор матрёшек для фланелеграфа
Шаблоны матрёшек, карандаши, фломастеры
Аудиозапись «Русские матрёшки»
Ход НОД
-Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ.
И веду о нем рассказ.
Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
В разноцветных юбках дамы,
в головных уборах мамы,
много птиц, собачек, деток
и цветных кружков и клеток…
А индюк свой хвост несет,
словно солнышка восход!
-Правильно, это дымковская игрушка.
-Следующая загадка.
Длинношеие зверушки
скачут по дорожке.
У лошадок – только ушки,
у коровок – рожки.
И полоской украшают:
красной, желтой, синей
и зеленой. Потешает
пестрота всех линий.
А на грудку к петушочку
солнышко уселось,
чтобы милому сыночку
весело свистелось!
-Это филимоновская игрушка.
- Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера! (Л. Куликова.)
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
- И это угадали, игрушка, расписанная гжельской росписью.
- Чудо-птицы, чудо-кони
Тонконогие летят,
Розоватые бутоны
Снова радуют наш взгляд.
И, как будто для забавы,
Расцветают на глазах
И розаны, и купавы
На солонках и грибах..
-Городецкая роспись.
- Эта чудная игрушка
Родилась в тверской избушке.
Посмотрите на наряд:
Белых бусин целый ряд!
Капельки дождя упали,
Лепестки цветов дремали.
Даже от земли частицы
Собирались по крупицам.
Всё слилось в простой узор,
Но не отвести свой взор.
Что за чудо здесь лежит,
Кто мне первый огласит?
- Тверская глиняная игрушка.
- И последняя загадка.
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
-Правильно, матрешка.
Ребята, вы уже знаете, русская деревянная кукла – матрешка «родилась» очень давно в городе Сергиевом Посаде. Она изображала девочку в сарафане с петухом в руках.
Кукла сразу понравилась и взрослым, и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось целое семейство. И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. Эта кукла – символ любви, дружбы, счастья и благополучия. Самые известные виды матрешек: семеновская , полхов-майдансая и загорская. |
- На загорской матрешке мы видим платок, кофту, сарафан, фартук. Декоративная роспись очень скромна.
- А семеновскую матрешку отличают яркие букеты цветов на платке, фартуке.
- У полхов-майданских кукол нет платка, сарафана и фартука. Вместо этого – овал лица и яркие цветы в темном контуре.
- Ребята, посмотрите на эти игрушки. Из каких материалов они сделаны?
(Из дерева, из глины)
Если игрушка сделана из дерева, как она называется?
А если из глины?
Из каких материалов ещё можно сделать игрушки?
Например,
Машина из пластмассы – пластмассовая машина,
мяч из резины – резиновый мяч,
шар из камня – каменный шар,
кукла из тряпки - тряпичная кукла,
трактор из железа- железный трактор,
игрушка из соломы – соломенная игрушка.
- Молодцы. А на какие группы можно разделить наши игрушки?
-Правильно. А теперь взяли по матрёшке, встали в полукруг, будем рассказывать матрёшкины потешки. (можно поиграть с музыкой «Передай матрёшку»: у кого в руках оакзалась матрёшка при остановке музыки, тот рассказывает потешку)
Знаем точно, без подсказки –
все матрешки любят сказки.
А матрешки с чудесами
их рассказывают сами!
- Ах матрешечка - матрешка,
Хороша - не рассказать!
Очень любят с тобой дети
В нашем садике играть.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.
Весь народ глядит в окошки,
Танцевать пошли матрешки.
Восемь - водят хоровод,
А девятая - поет.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две матрешки, три матрешки
И одна матрёшечка.
Шли по ягоды матрешки
Позабыли взять лукошко.
«И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть!»
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
У торговца, у торговки,
Покупали мы обновки,
Щупали и меряли,
Глазам своим не верили.
На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
-Выходи, Бурёнушка!
-Выхожу, Матрёнушка!
Пыль клубится на дорожке-
Едут с ярмарки матрёшки,
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках. (В. Берестов)
-Вот какие мы молодцы. Матрёшек поставили к другим игрушкам и сами превращаемся в матрёшек.
Физминутка
Выставим матрешки в ряд –
пусть по росту все стоят.
Эта – выше, эта – ниже,
эта – дальше, эта – ближе.
Эта – меньше, эта – больше,
эта – толще, эта – тоньше.
Эта – шире, эта – уже –
с математикой мы дружим!
-Сели, ребята, за столы . Перед вами в корзинках лежат матрёшки. Посчитайте их. Сколько всего матрёшек?
-Внимательно, посмотрите, одинаковые ли матрёшки? Чем отличаются? (Величиной, цветом)
Давайте, выстроим матрёшек от самой низкой до высокой. Выкладываем слева направо.
(Один ребёнок делает у доски, остальные за столом)
-Давайте посчитаем матрёшек по порядку. Первая, вторая, третья,..
-А что можно сказать о высоте первой матрёшки? (Первая матрёшка самая низкая)
Почему вы её назвали самой низкой ? Что можно сказать о высоте третьей матрёшки? (Третья матрёшка выше, чем первая и вторая матрёшки и ниже, чем четвёртая и пятая)
А какая по счету самая высокая матрёшка?
Ребята, мы говорили что матрёшки отличаются и цветом.
На котором по счету месте зелёная (синяя, красная) матрёшка?
Какого цвета вторая (третья, пятая) матрёшка?
- Какая матрёшка стоит слева от красной матрёшки? Какая слева?
- Молодцы.
Ребята, перед вами на столе лежит 5 матрёшек и мы всех их видим. А как сделать так, чтобы на столе лежали все те же 5 матрёшек, а мы видели только одну?
Молодцы, догадались, что все матрёшки надо прятать под самую большую матрёшку. А теперь приготовили правую ладошку, а левой рукой на неё складывайте матрёшек.
Глазная гимнастика.
-Поиграем ребятки с матрешками. Вы несколько секунд смотрите на свою матрёшку в руке, а потом по сигналу на матрёшку на доске.
- Хорошо. Убрали матрёшек в корзиночки.
-Ребята, мы сегодня проделали очень много работы: отгадывали народных игрушек, рассказали из каких материалов можно изготовить игрушки, поиграли с матрёшками, сами превращались в матрёшек, считали их. Осталось нам только потанцевать под задорную песню про матрёшек.
Включается аудиозапись «Русские матрёшки»
Во второй части деятельности раскрашиваются матрёшки по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие: Цветы-краса земли родной
Продуктивная деятельнность детей по технике набрызг.Воспитание бережного отношения к природе. ...
Конспект НОД по рисованию «Красим яйца»
Конспект НОД по рисованию «Красим яйца» в подготовительной к школе группе....
Конспект интегрированного занятия младшей группы №4 (познание и рисование) «Эх, Матрёшечка, Матрёшка…»
-Учить детей сравнивать предметы. - Видеть в предметах разные их свойства. -Располагать предметы в определённом порядке, выделив при этом существенный их признак. -...
Конспект познавательного занятия "Варвара краса - длинная коса"
конспект занятия для педагогов...
Конспект интегрированной ООД в подготовительной группе "Берёза-русская краса"
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Берёза-русская краса". Целью этого занятия является: формирование у детей культуры общения с п...
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Лиса-краса» Провела воспитатель Лапина Л.В.
Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи, математике, аппликации...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Землю красит солнце, а человека труд"
Конспект занятия по познавательному развитию является одним из вариантов рассмотрения темы "Профессии" с детьми старшего дошкольного возраста. Материал направлен на обобщение и расшире...