Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе по теме: «Сказка о Квадрате и Прямоугольнике»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему
Цель: создать условия для формирования умения различать и правильно называть прямоугольник и квадрат.
Задачи
Обучающие:
- способствовать формированию представлений о прямоугольнике и его свойствах,
- умение выделять свойства предметов, находить признаки, сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому - либо признаку.
- умение находить «на глаз» и путём приложения предметов равных по длине и ширине.
- упражнять в умении раскладывать правой рукой, слева направо, правильно называть геометрические фигуры и слова, обозначающие их свойства: прямоугольник, квадрат, длина, ширина, длиннее, шире, короче, уже, равные по длине, ширине.
Развивающие:
- развивать фантазию, мыслительные операции, речь, творческие способности, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_stepanova_g.f.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку образовательной деятельности по математическому развитию детей среди педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений БМР
Номинация: «Первые шаги в математику»
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе
по теме:
«Сказка о Квадрате и Прямоугольнике»
Подготовила:
воспитатель
МАДОУ детский сад №2
г. Балаково Саратовская область
Степанова Галина Федоровна
Ведущая образовательная область – «Познавательное развитие»
В интеграции: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель:
создать условия для формирования умения различать и правильно называть
прямоугольник и квадрат.
Задачи
Обучающие:
- способствовать формированию представлений о прямоугольнике и его свойствах,
- умение выделять свойства предметов, находить признаки, сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому - либо признаку.
- умение находить «на глаз» и путём приложения предметов равных по длине и ширине.
- упражнять в умении раскладывать правой рукой, слева направо, правильно называть геометрические фигуры и слова, обозначающие их свойства: прямоугольник, квадрат, длина, ширина, длиннее, шире, короче, уже, равные по длине, ширине.
Развивающие:
- развивать фантазию, мыслительные операции, речь, творческие способности, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь.
Виды деятельности:
двигательная, игровая, восприятие художественного слова.
Формы организации:
фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.
Формы реализации:
отгадывание загадки, дидактические игры, двигательная активность, игры с речевым сопровождением.
Оборудование.
Демонстрационный материал:
игрушка Котенок, модели квадрата и прямоугольника, нарисованная девочка, речка, два обруча, фланелеграф.
Раздаточный материал:
по одному квадрату и треугольнику, по 3 полоски разной длины и разного цвета, по 3 полоски разной ширины, но одного цвета, листок с изображением прямоугольника, карандаши.
Ход:
Мотивация (сюрпризный момент)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принёс для вас конверт, давайте посмотрим, что в нём. Какая-то записка: «Ждите меня сегодня в гости. А кто я угадайте»
Воспитатель читает загадку про котенка:
Он пушистый, он игривый,
Очень-очень шаловливый,
Часто любит хвост ловить,
Молоко парное пить.
Испугаешь – он шипит,
Спинку выгибает,
Приласкаешь – он мурчит,
Весело играет.
Кто же это? Как вы думаете? (ответы детей)
(Раздаётся стук, воспитатель выглядывает за дверь, заходит котенок)
Котенок: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель и дети: Здравствуй, Котенок, проходи, пожалуйста, присаживайся. Мы очень рады видеть тебя в гостях.
Котенок: Я пришёл к вам с просьбой помочь мне. Вы любите заниматься математикой и знаете много геометрических фигур. А как они называются, вы сейчас мне скажите.
(Котенок выставляет их на доске, а дети называют)
Затем выставляет прямоугольник.
Котенок: А с этой геометрической фигурой я не знаком. А вы знаете что это? Воспитатель: Ребята, давайте поможем котенку.
Кто сможет назвать эту фигуру? На какую геометрическую фигуру похож прямоугольник? А чем отличается? (ответы детей)
Котенок: Спасибо, ребята, что помогли мне. Я очень люблю играть с мышами, давайте сегодня вы будете мышатами и мы с вами весело поиграем.
Физминутка.
Вышли мыши как - то раз Ходьба на месте
Посмотреть который час Повороты в стороны
1-2-3-4 Медленно поднять руки вверх
Мыши дернули за гири Опустить руки вниз присесть
Вдруг раздался страшный звон Хлопки
Убежали мышки вон Бег на месте
Воспитатель: Спасибо, тебе котенок, за веселую игру. Оставайся с нами. Ребята, хотите, я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. Садитесь удобнее. И так, слушайте сказку.
«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» - говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким (демонстрация)
А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким (демонстрация)
А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и сидя, и лежа» «Да уж, - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись (демонстрация).
Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? » Она забралась с начала на одну его сторону, но не чего не увидела из - за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть я смогу помочь тебе? » - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай, мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться! » - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но. Плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника? (две длинные, а две короткие)
- А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Найди свой домик».
На полу два обруча. В нутрии одного квадрат, а в другом - прямоугольник.
Дети разделены на две группы: у одних квадраты, у других прямоугольники.
Воспитатель: вы будите бегать. А когда я ударю в бубен, каждый из вас должен найти свой домик: те, у кого квадрат бежит к обручу, где лежит квадрат, а те, у кого прямоугольник - к обручу с прямоугольником.
Воспитатель: Поиграли мы друзья, Заниматься нам пора.
Д/и «Мостик через речку»
У каждого из вас 3 полоски одинаковой длины, синего цвета, но разной ширины. Это речки. Три полоски одинаковой ширины разной длины и разного цвета - это мостики.
Какая речка самая широкая? Ужи? Самая узкая? (наложением дети находят широкую полоску, затем уже, и узкую) .
Возьмите мостики и найдите длинный. Какой следующий по длине? Перекиньте мостики через речку. Через какую речку перекинем длинный мостик? А следующий по длине? И т. д.
Пока мы с вами перекидывали мостики через речку, набежала тучка.
Гимнастика для глаз
Посмотрели вверх на тучку - капля первая упала - кап!
И вторая прибежала - кап!
Мы на небо посмотрели, Капельки кап- кап запели.
Мы кусточки поискали И от дождика убежали!
Игра «На что похоже? »
Посмотрите вокруг и назовите предметы похожие на прямоугольник. У вас на столах листочки с изображением прямоугольника. Закончите рисунок так, чтобы получился какой - нибудь предмет прямоугольной формы.
Ребята, давайте ещё раз скажем Котенку, как называется эта геометрическая фигура (Прямоугольник)
- Чем отличается прямоугольник от квадрата?
(У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две длинные, а две короткие)
Рефлексия:
Котенок: Спасибо, ребята. Теперь я знаю про прямоугольник всё. А про вас я расскажу своим друзьям, какие вы умные, столько уже много знаете, как хорошо отвечаете на занятии. У меня есть мои «фото» (Приложение №1)
и я предлагаю вам нарисовать мне улыбающуюся мордочку, если вам понравилось наше путешествие или грустную, если нет.
(дети дополняют рисунки и дарят котенку)
Дети: До свидания, Котенок! Приходи к нам в гости.
Приложение №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема: "Белочка в гостях у ребят" (счет в пределах 3)
Тема: « Белочка в гостях у ребят (счет в пределах трех)».Программное содержание: продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое ч...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема: «Квадрат и прямоугольник, сходство и различие. Части суток.»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.Тема: «Квадрат и прямоугольник, сходство и различие. Части суток.»Цель:- упражнять в умении называть и разли...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе , тема: «Путешествие»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»Программное содержание:совершенствовать представления о ч...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Тема: «Путешествие в сказку»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»Программное содержание:совершенствовать представления о частях суто...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема: Путешествие в сказку «Теремок»
материал будет полезен воспитателям средних групп...