Математическая среда для старших дошкольников
консультация по математике (старшая группа) на тему
консультация "Предметно-развивающая среда для старших дошкольников". Содержание математического уголка(игры,наглядность,пособия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
: Предметно – развивающая среда по математическому развитию старших дошкольников | 28.6 КБ |
matematicheskaya_sreda.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 19 «Улыбка»
Южноуральского городского округа
457040, Россия, Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Сов. Армии 18-В, 4-86-57
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тема : Предметно – развивающая среда
по математическому развитию
старших дошкольников
Ф.И.О. разработчика
Сакаева Елена Александровна
Предметно-развивающая среда в ДОУ…
создает условия для творческой деятельности детей. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Поэтому важно, чтобы все пространство, и образовательное, и предметно-развивающее было эстетичным.
Предметно–развивающая среда необходима детям потому, что выполняет по отношению к детям информационную функцию (предмет несет определенные сведения); имеет стимулирующую функцию среды (интерес, действия, исследование), развивающую функцию предметной среды, принцип сочетания привычных и непривычных элементов, динамичность развивающей среды, зона стабильности, принцип учета возрастных и половых различий детей.
Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.
В группах младшего дошкольного возраста должна быть активно задействована комфортная для дошкольников зона на «уровне детских глаз». В этой зоне соразмерно росту ребенка расположены игрушки, пособия, атрибуты, спортинвентарь.
В более старших возрастных группах может использоваться не только зона на «уровне детских глаз», но и осваиваются стены и пространство групповых помещений.
Среда средней группы включает изобразительную, музыкальную, литературную, коммуникативную, социальную сферы и отражает мир природы, человека, предметов реальной жизни. При такой организации ребенок испытывает удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения.
Среда в старшей и подготовительной к школе группах – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.
Характерным для этих групп является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений и событий.
Опыт работы.
Первым шагом организации среды нашего детского сада стало создание в группах уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению. Известно, что выбор цвета оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на интеллектуальное развитие детей. Учитывая все это, в оформлении использовались светлые пастельные тона для стен.
Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группах детского сада. Прежде, чем расположить мебель в группе, мы выработали для себя важные принципы: максимально использовать особенности планировки помещений; расположение мебелии оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности и позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, книжном уголке и пр.); не забывать и об эстетической составляющей организации пространства. В итоге помещение каждой группы имеет свое собственное «лицо».
Уголки и центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.
В предметно-развивающую среду включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования для проведения элементарных опытов.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности, которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы.
Все игровое пространство в группах нашего детского сада доступно детям: игрушки, развивающие игры, дидактический материал. Каждый ребенок может сам решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование: дети учатся быть хозяевами. Педагоги помогают воспитанникам овладеть рациональными способами хранения игрушек и умением логически группировать их.
Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Мы так же позаботились о том, чтобы дети не потеряли чувство защищенности и безопасности и, устав от окружающих, имели возможность перебраться в «тихий уголок», чтобы поиграть, полистать любимые книжки или просто помечтать.
Математическая зона.
Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:
- Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразитель-ности.
- Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.
- Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах .
- Обучение измерению с помощью условной мерки.
- Ознакомление с неделей, месяцами, годом.
- Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
- Развитие логического мышления.
Чем должна быть оснащена математическая зона (пособия, игры, материал)
1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки. 2.Комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна. 3.Занимательный и познавательный математический матери-ал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др. 4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др. 5.Рабочие тетради по математике. 6.Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски. 7.Наборы объемных геометрических фигур. 8.«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели. 9.Счеты напольные и настольные. 10.Счетные палочки. 11.Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль. 12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками. 13.Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты. 14.Система наклонных плоскостей для шариков. 15.Термометр спиртовой. 16.Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей). 17.Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов. 18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы). 19.Настольно-печатные игры. 20.Наборы моделей: деление на части (2-8). 21.Разнообразные дидактические игры. |
Уголок занимательной математики
Среди условий, необходимых для формирования познавательных интересов ребенка, для развития глубокого познавательного общения со взрослым и со сверстниками, и – что не менее важно – для формирования самостоятельной деятельности, обязательно наличие в группе уголка занимательной математики.
Уголок занимательной математики представляет собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место.
Основные задачи, решаемые при создании уголка занимательной математики:
Предоставление возможности ребенку, исходя из своих потребностей и интересов «поиграть» в математическом уголке (как вид самостоятельной деятельности).
Предоставление возможности индивидуальной работы в конкретном, специально оборудованном, тематически оформленном месте.
Решение задач развития детей средствами разнообразного богатого комплекса дидактических материалов (по математике).
Закрепление полученных ранее математических знаний, умений и навыков через занятия в уголке занимательной математики.
Содержание уголка занимательной математики.
Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры.
Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям.
Математические развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.
Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания).
Литература для детей математического содержания (математические сказки, словесные задания).
Шашки, шахматы и другие настольные игры.
Дополнительный рабочий материал (цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага и т.д.).
Основные требования к уголку занимательной математики:
уголок должен представлять собой специально отведенную зону;
необходимо обеспечить к нему свободный доступ детей;
содержание уголка должно быть, с одной стороны, знакомо ребенку, с другой стороны, материалы должны постоянно меняться, дополняться и взаимозаменяться.
все материалы должны быть красочно оформлены.
Зоны оформления:
Стена (где будет расположено название уголка занимательной математики в виде больших красочных букв, красочные иллюстрации математического содержания).
Полки и шкафчики (где будет храниться весь дидактический материал), должен быть доступным для детей.
Стол (где ребенок один, вместе с взрослым или со сверстниками сможет работать).
Правила работы в уголке занимательной математики.
Дидактический материал из уголка никуда не уносится, работа с ним проводится непосредственно в уголке.
Уголок должен постоянно пополняться новыми играми и пособиями.
Отношение к уголку занимательной математике должно быть уважительным, как к специфической развивающей зоне (в первую очередь этого правила должны придерживаться взрослые, т.к. дети в дальнейшем переймут характер отношения, что непременно скажется на результативности работы).
В уголке одновременно работать могут не более двух детей; это могут быть взрослый и ребенок.
Желательно, чтобы уголок занимательной математики находился в зоне видимости воспитателя и дети, работая самостоятельно, могли обратиться за советом или помощью.
Содержать уголок необходимо в чистоте и порядке, приучать детей самостоятельно убирать за собой (воспитание уважительного и бережного отношения к дидактическому материалу).
В создании уголка занимательной математики могут принимать участие:
Воспитатели и помощники воспитателей (собирают дидактические материалы и оформляют уголок);
родители (предоставление самодельных или готовых игр и пособий);
дети (самостоятельно или с помощью взрослых изготовленных пособий и игр);
руководство ДОУ (обеспечение уголка готовыми дидактическими материалами, которые в изобилии появились в продаже).
И самое главное сделайте такую наглядность, такое пособие, которой будете пользоваться и на занятиях и в режимных моментах и дети самостоятельно.
На предпоследнем слайде «Совместная деятельность с родителями»
Хочу продемонстрировать наглядное пособие, Игра «Я хочу подружиться»
«Гореть – не тлеть!»
Педагог дошкольного учреждения – это стиль жизни... Ежедневно взаимодействуя с детьми, приходим к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности — игре
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 19 «Улыбка»
Южноуральского городского округа
457040, Россия, Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Сов. Армии 18-В, 4-86-57
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тема : Предметно – развивающая среда
по математическому развитию
старших дошкольников
Ф.И.О. разработчика
Сакаева Елена Александровна
Предметно-развивающая среда в ДОУ…
создает условия для творческой деятельности детей. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Поэтому важно, чтобы все пространство, и образовательное, и предметно-развивающее было эстетичным.
Предметно–развивающая среда необходима детям потому, что выполняет по отношению к детям информационную функцию (предмет несет определенные сведения); имеет стимулирующую функцию среды (интерес, действия, исследование), развивающую функцию предметной среды, принцип сочетания привычных и непривычных элементов, динамичность развивающей среды, зона стабильности, принцип учета возрастных и половых различий детей.
Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.
В группах младшего дошкольного возраста должна быть активно задействована комфортная для дошкольников зона на «уровне детских глаз». В этой зоне соразмерно росту ребенка расположены игрушки, пособия, атрибуты, спортинвентарь.
В более старших возрастных группах может использоваться не только зона на «уровне детских глаз», но и осваиваются стены и пространство групповых помещений.
Среда средней группы включает изобразительную, музыкальную, литературную, коммуникативную, социальную сферы и отражает мир природы, человека, предметов реальной жизни. При такой организации ребенок испытывает удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения.
Среда в старшей и подготовительной к школе группах – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.
Характерным для этих групп является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений и событий.
Опыт работы.
Первым шагом организации среды нашего детского сада стало создание в группах уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению. Известно, что выбор цвета оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на интеллектуальное развитие детей. Учитывая все это, в оформлении использовались светлые пастельные тона для стен.
Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группах детского сада. Прежде, чем расположить мебель в группе, мы выработали для себя важные принципы: максимально использовать особенности планировки помещений; расположение мебелии оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности и позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, книжном уголке и пр.); не забывать и об эстетической составляющей организации пространства. В итоге помещение каждой группы имеет свое собственное «лицо».
Уголки и центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.
В предметно-развивающую среду включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования для проведения элементарных опытов.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности, которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы.
Все игровое пространство в группах нашего детского сада доступно детям: игрушки, развивающие игры, дидактический материал. Каждый ребенок может сам решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование: дети учатся быть хозяевами. Педагоги помогают воспитанникам овладеть рациональными способами хранения игрушек и умением логически группировать их.
Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Мы так же позаботились о том, чтобы дети не потеряли чувство защищенности и безопасности и, устав от окружающих, имели возможность перебраться в «тихий уголок», чтобы поиграть, полистать любимые книжки или просто помечтать.
Математическая зона.
Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:
- Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразитель-ности.
- Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.
- Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах .
- Обучение измерению с помощью условной мерки.
- Ознакомление с неделей, месяцами, годом.
- Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
- Развитие логического мышления.
Чем должна быть оснащена математическая зона (пособия, игры, материал)
1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки. 2.Комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна. 3.Занимательный и познавательный математический матери-ал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др. 4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др. 5.Рабочие тетради по математике. 6.Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски. 7.Наборы объемных геометрических фигур. 8.«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели. 9.Счеты напольные и настольные. 10.Счетные палочки. 11.Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль. 12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками. 13.Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты. 14.Система наклонных плоскостей для шариков. 15.Термометр спиртовой. 16.Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей). 17.Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов. 18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы). 19.Настольно-печатные игры. 20.Наборы моделей: деление на части (2-8). 21.Разнообразные дидактические игры. |
Уголок занимательной математики
Среди условий, необходимых для формирования познавательных интересов ребенка, для развития глубокого познавательного общения со взрослым и со сверстниками, и – что не менее важно – для формирования самостоятельной деятельности, обязательно наличие в группе уголка занимательной математики.
Уголок занимательной математики представляет собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место.
Основные задачи, решаемые при создании уголка занимательной математики:
Предоставление возможности ребенку, исходя из своих потребностей и интересов «поиграть» в математическом уголке (как вид самостоятельной деятельности).
Предоставление возможности индивидуальной работы в конкретном, специально оборудованном, тематически оформленном месте.
Решение задач развития детей средствами разнообразного богатого комплекса дидактических материалов (по математике).
Закрепление полученных ранее математических знаний, умений и навыков через занятия в уголке занимательной математики.
Содержание уголка занимательной математики.
Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры.
Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям.
Математические развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.
Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания).
Литература для детей математического содержания (математические сказки, словесные задания).
Шашки, шахматы и другие настольные игры.
Дополнительный рабочий материал (цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага и т.д.).
Основные требования к уголку занимательной математики:
уголок должен представлять собой специально отведенную зону;
необходимо обеспечить к нему свободный доступ детей;
содержание уголка должно быть, с одной стороны, знакомо ребенку, с другой стороны, материалы должны постоянно меняться, дополняться и взаимозаменяться.
все материалы должны быть красочно оформлены.
Зоны оформления:
Стена (где будет расположено название уголка занимательной математики в виде больших красочных букв, красочные иллюстрации математического содержания).
Полки и шкафчики (где будет храниться весь дидактический материал), должен быть доступным для детей.
Стол (где ребенок один, вместе с взрослым или со сверстниками сможет работать).
Правила работы в уголке занимательной математики.
Дидактический материал из уголка никуда не уносится, работа с ним проводится непосредственно в уголке.
Уголок должен постоянно пополняться новыми играми и пособиями.
Отношение к уголку занимательной математике должно быть уважительным, как к специфической развивающей зоне (в первую очередь этого правила должны придерживаться взрослые, т.к. дети в дальнейшем переймут характер отношения, что непременно скажется на результативности работы).
В уголке одновременно работать могут не более двух детей; это могут быть взрослый и ребенок.
Желательно, чтобы уголок занимательной математики находился в зоне видимости воспитателя и дети, работая самостоятельно, могли обратиться за советом или помощью.
Содержать уголок необходимо в чистоте и порядке, приучать детей самостоятельно убирать за собой (воспитание уважительного и бережного отношения к дидактическому материалу).
В создании уголка занимательной математики могут принимать участие:
Воспитатели и помощники воспитателей (собирают дидактические материалы и оформляют уголок);
родители (предоставление самодельных или готовых игр и пособий);
дети (самостоятельно или с помощью взрослых изготовленных пособий и игр);
руководство ДОУ (обеспечение уголка готовыми дидактическими материалами, которые в изобилии появились в продаже).
И самое главное сделайте такую наглядность, такое пособие, которой будете пользоваться и на занятиях и в режимных моментах и дети самостоятельно.
На предпоследнем слайде «Совместная деятельность с родителями»
Хочу продемонстрировать наглядное пособие, Игра «Я хочу подружиться»
«Гореть – не тлеть!»
Педагог дошкольного учреждения – это стиль жизни... Ежедневно взаимодействуя с детьми, приходим к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности — игре
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение предметно-пространственной среды в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников
Задачи:1. Формировать качества личности ребенка, необходимые для успешного владения математикой: целенаправленность, настойчивость, находчивость, самостоятельность.2. Развивать представление о с...
«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»
Реализация программы « Детство» в работе ДОУ....
НОД по формированию математических представлений со старшими дошкольниками «Математический КВН»
Конспект НОД...
Методическая разработка "Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»
Методическая разработка"Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»Подготовила Лепехина Елена Алексан...
«Использования развивающей предметно- пространственной среды и развития элементарных математических представлений у старших дошкольников»
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Ог...
Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представленийу старших дошкольников
организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представленийу старших дошкольников...
Сообщение из опыта работы "Организация предметно-пространственной среды как условие успешного формирования математических представлений у старших дошкольников"
Сообщение отражает идеи оформления пространства группы детского сада развивающими панно по формированию математических представлений и сенсорных эталонов....