Математическая среда для старших дошкольников
консультация по математике (старшая группа) на тему

Сакаева Елена Александровна

консультация "Предметно-развивающая среда для старших дошкольников". Содержание математического уголка(игры,наглядность,пособия)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 19 «Улыбка»

Южноуральского городского округа

457040, Россия, Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Сов. Армии 18-В,         4-86-57

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема : Предметно – развивающая среда

по математическому развитию

старших дошкольников  

Ф.И.О. разработчика

                                                                          Сакаева Елена Александровна

Предметно-развивающая среда в ДОУ…

создает условия для творческой деятельности детей. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Поэтому важно, чтобы все пространство, и образовательное, и предметно-развивающее было эстетичным.
Предметно–развивающая среда необходима детям потому, что выполняет по отношению к детям информационную функцию (предмет несет определенные сведения); имеет стимулирующую функцию среды (интерес, действия, исследование), развивающую функцию предметной среды, принцип сочетания привычных и непривычных элементов, динамичность развивающей среды, зона стабильности, принцип учета возрастных и половых различий детей.
Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

В группах младшего дошкольного возраста  должна быть активно задействована комфортная для дошкольников зона на «уровне детских глаз». В этой зоне соразмерно росту ребенка расположены игрушки, пособия, атрибуты, спортинвентарь.

В более старших возрастных группах  может использоваться не только зона на «уровне детских глаз», но и осваиваются стены и пространство групповых помещений.

Среда средней группы включает изобразительную, музыкальную, литературную, коммуникативную, социальную сферы и отражает мир природы, человека, предметов реальной жизни. При такой организации ребенок испытывает удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения.

Среда в старшей и подготовительной к школе группах – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.

Характерным для этих групп является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений и событий.

Опыт работы.

Первым шагом организации среды нашего детского сада стало создание в группах уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению. Известно, что выбор цвета оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на интеллектуальное развитие детей. Учитывая все это, в оформлении использовались светлые пастельные тона для стен.

Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группах детского сада. Прежде, чем расположить мебель в группе, мы выработали для себя важные принципы: максимально использовать особенности планировки помещений; расположение мебелии оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности и позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, книжном уголке и пр.); не забывать и об эстетической составляющей организации пространства. В итоге помещение каждой группы имеет свое собственное «лицо».

Уголки и центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.

В предметно-развивающую среду включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования для проведения элементарных опытов.

В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности, которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы.

Все игровое пространство в группах нашего детского сада доступно детям: игрушки, развивающие игры, дидактический материал. Каждый ребенок может сам решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование: дети учатся быть хозяевами. Педагоги помогают воспитанникам овладеть рациональными способами хранения игрушек и умением логически группировать их.

Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Мы так же позаботились о том, чтобы дети не потеряли чувство защищенности и безопасности и, устав от окружающих, имели возможность перебраться в «тихий уголок», чтобы поиграть, полистать любимые книжки или просто помечтать.

Математическая зона.

Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи: 

  • Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразитель-ности.
  • Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.
  • Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах .
  • Обучение измерению с помощью условной мерки.
  • Ознакомление с неделей, месяцами, годом.
  • Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
  • Развитие логического мышления.

Чем должна быть оснащена математическая зона (пособия, игры, материал)

1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.

2.Комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна.  

3.Занимательный и познавательный математический матери-ал: доски-вкладыши,

рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки

Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.

4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от

дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.

5.Рабочие тетради по математике.

6.Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.

7.Наборы объемных геометрических фигур.

8.«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.

9.Счеты напольные и настольные.

10.Счетные палочки.

11.Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол,

 набор лекал, циркуль.

12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со

шнуровками и застежками.

13.Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и

 т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований;

 игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.

14.Система наклонных плоскостей для шариков.

15.Термометр спиртовой.

16.Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с

 прозрачными стенками (с зубчатой передачей).

17.Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.

18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими

 изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно

 (логические таблицы).

19.Настольно-печатные игры.

20.Наборы моделей: деление на части (2-8).

21.Разнообразные дидактические игры.

Уголок занимательной математики

Среди условий, необходимых для формирования познавательных интересов ребенка, для развития глубокого познавательного общения со взрослым и со сверстниками, и – что не менее важно – для формирования самостоятельной  деятельности, обязательно наличие в группе уголка занимательной математики.

Уголок занимательной математики представляет собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место.

Основные задачи, решаемые при создании уголка занимательной математики:

Предоставление возможности ребенку, исходя из своих потребностей и интересов «поиграть» в математическом уголке (как вид самостоятельной деятельности).

Предоставление возможности индивидуальной работы в конкретном, специально оборудованном, тематически оформленном месте.

Решение задач развития детей средствами разнообразного богатого комплекса дидактических материалов (по математике).

Закрепление полученных ранее математических знаний, умений и навыков через занятия в уголке занимательной математики.

Содержание уголка занимательной математики.

Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры.

Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям.  

Математические развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.

Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания).

Литература для детей математического содержания (математические сказки, словесные задания).

Шашки, шахматы и другие настольные игры.

Дополнительный рабочий материал (цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага и т.д.).

Основные требования к уголку занимательной математики:

уголок должен представлять собой специально отведенную зону;

необходимо обеспечить к нему свободный доступ детей;

содержание уголка должно быть, с одной стороны, знакомо ребенку, с другой стороны, материалы должны постоянно меняться, дополняться и взаимозаменяться.

все материалы должны быть красочно оформлены.

Зоны оформления:

Стена (где будет расположено название уголка занимательной математики в виде больших красочных букв, красочные иллюстрации математического содержания).

Полки и шкафчики (где будет храниться весь дидактический материал), должен быть доступным для детей.

Стол (где ребенок один, вместе с взрослым или со сверстниками сможет работать).        

Правила работы в уголке занимательной математики.

Дидактический материал из уголка никуда не уносится, работа с ним проводится непосредственно в уголке.

Уголок должен постоянно пополняться новыми играми и пособиями.

Отношение к уголку занимательной математике должно быть уважительным, как к специфической развивающей зоне (в первую очередь этого правила должны придерживаться взрослые, т.к. дети в дальнейшем переймут характер отношения, что непременно скажется на результативности работы).

В уголке одновременно работать могут не более двух детей; это могут быть  взрослый и ребенок.

Желательно, чтобы уголок занимательной математики находился в зоне видимости воспитателя и дети, работая самостоятельно, могли обратиться за советом или помощью.

Содержать уголок необходимо в чистоте и порядке, приучать детей самостоятельно убирать за собой (воспитание уважительного и бережного отношения к дидактическому материалу).

В создании уголка занимательной математики могут принимать участие:

Воспитатели и помощники воспитателей (собирают дидактические материалы и оформляют уголок);

родители (предоставление самодельных или готовых игр и пособий);

дети (самостоятельно или с помощью взрослых изготовленных пособий и игр);

руководство ДОУ (обеспечение уголка готовыми дидактическими материалами, которые в изобилии появились в продаже).

И самое главное сделайте такую наглядность, такое пособие, которой будете пользоваться и на занятиях и в режимных моментах и дети самостоятельно.

На предпоследнем слайде «Совместная деятельность с родителями»

Хочу продемонстрировать наглядное пособие, Игра  «Я хочу подружиться»

 «Гореть – не тлеть!»

Педагог дошкольного учреждения – это стиль жизни... Ежедневно взаимодействуя с детьми, приходим к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности — игре 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 19 «Улыбка»

Южноуральского городского округа

457040, Россия, Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Сов. Армии 18-В,         4-86-57

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема : Предметно – развивающая среда

по математическому развитию

старших дошкольников  

Ф.И.О. разработчика

                                                                          Сакаева Елена Александровна

Предметно-развивающая среда в ДОУ…

создает условия для творческой деятельности детей. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Поэтому важно, чтобы все пространство, и образовательное, и предметно-развивающее было эстетичным.
Предметно–развивающая среда необходима детям потому, что выполняет по отношению к детям информационную функцию (предмет несет определенные сведения); имеет стимулирующую функцию среды (интерес, действия, исследование), развивающую функцию предметной среды, принцип сочетания привычных и непривычных элементов, динамичность развивающей среды, зона стабильности, принцип учета возрастных и половых различий детей.
Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

В группах младшего дошкольного возраста  должна быть активно задействована комфортная для дошкольников зона на «уровне детских глаз». В этой зоне соразмерно росту ребенка расположены игрушки, пособия, атрибуты, спортинвентарь.

В более старших возрастных группах  может использоваться не только зона на «уровне детских глаз», но и осваиваются стены и пространство групповых помещений.

Среда средней группы включает изобразительную, музыкальную, литературную, коммуникативную, социальную сферы и отражает мир природы, человека, предметов реальной жизни. При такой организации ребенок испытывает удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения.

Среда в старшей и подготовительной к школе группах – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.

Характерным для этих групп является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений и событий.

Опыт работы.

Первым шагом организации среды нашего детского сада стало создание в группах уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению. Известно, что выбор цвета оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на интеллектуальное развитие детей. Учитывая все это, в оформлении использовались светлые пастельные тона для стен.

Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группах детского сада. Прежде, чем расположить мебель в группе, мы выработали для себя важные принципы: максимально использовать особенности планировки помещений; расположение мебелии оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности и позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, книжном уголке и пр.); не забывать и об эстетической составляющей организации пространства. В итоге помещение каждой группы имеет свое собственное «лицо».

Уголки и центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.

В предметно-развивающую среду включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования для проведения элементарных опытов.

В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности, которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы.

Все игровое пространство в группах нашего детского сада доступно детям: игрушки, развивающие игры, дидактический материал. Каждый ребенок может сам решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование: дети учатся быть хозяевами. Педагоги помогают воспитанникам овладеть рациональными способами хранения игрушек и умением логически группировать их.

Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Мы так же позаботились о том, чтобы дети не потеряли чувство защищенности и безопасности и, устав от окружающих, имели возможность перебраться в «тихий уголок», чтобы поиграть, полистать любимые книжки или просто помечтать.

Математическая зона.

Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи: 

  • Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразитель-ности.
  • Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.
  • Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах .
  • Обучение измерению с помощью условной мерки.
  • Ознакомление с неделей, месяцами, годом.
  • Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
  • Развитие логического мышления.

Чем должна быть оснащена математическая зона (пособия, игры, материал)

1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.

2.Комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна.  

3.Занимательный и познавательный математический матери-ал: доски-вкладыши,

рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки

Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.

4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от

дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.

5.Рабочие тетради по математике.

6.Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.

7.Наборы объемных геометрических фигур.

8.«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.

9.Счеты напольные и настольные.

10.Счетные палочки.

11.Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол,

 набор лекал, циркуль.

12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со

шнуровками и застежками.

13.Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и

 т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований;

 игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.

14.Система наклонных плоскостей для шариков.

15.Термометр спиртовой.

16.Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с

 прозрачными стенками (с зубчатой передачей).

17.Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.

18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими

 изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно

 (логические таблицы).

19.Настольно-печатные игры.

20.Наборы моделей: деление на части (2-8).

21.Разнообразные дидактические игры.

Уголок занимательной математики

Среди условий, необходимых для формирования познавательных интересов ребенка, для развития глубокого познавательного общения со взрослым и со сверстниками, и – что не менее важно – для формирования самостоятельной  деятельности, обязательно наличие в группе уголка занимательной математики.

Уголок занимательной математики представляет собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место.

Основные задачи, решаемые при создании уголка занимательной математики:

Предоставление возможности ребенку, исходя из своих потребностей и интересов «поиграть» в математическом уголке (как вид самостоятельной деятельности).

Предоставление возможности индивидуальной работы в конкретном, специально оборудованном, тематически оформленном месте.

Решение задач развития детей средствами разнообразного богатого комплекса дидактических материалов (по математике).

Закрепление полученных ранее математических знаний, умений и навыков через занятия в уголке занимательной математики.

Содержание уголка занимательной математики.

Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры.

Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям.  

Математические развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.

Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания).

Литература для детей математического содержания (математические сказки, словесные задания).

Шашки, шахматы и другие настольные игры.

Дополнительный рабочий материал (цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага и т.д.).

Основные требования к уголку занимательной математики:

уголок должен представлять собой специально отведенную зону;

необходимо обеспечить к нему свободный доступ детей;

содержание уголка должно быть, с одной стороны, знакомо ребенку, с другой стороны, материалы должны постоянно меняться, дополняться и взаимозаменяться.

все материалы должны быть красочно оформлены.

Зоны оформления:

Стена (где будет расположено название уголка занимательной математики в виде больших красочных букв, красочные иллюстрации математического содержания).

Полки и шкафчики (где будет храниться весь дидактический материал), должен быть доступным для детей.

Стол (где ребенок один, вместе с взрослым или со сверстниками сможет работать).        

Правила работы в уголке занимательной математики.

Дидактический материал из уголка никуда не уносится, работа с ним проводится непосредственно в уголке.

Уголок должен постоянно пополняться новыми играми и пособиями.

Отношение к уголку занимательной математике должно быть уважительным, как к специфической развивающей зоне (в первую очередь этого правила должны придерживаться взрослые, т.к. дети в дальнейшем переймут характер отношения, что непременно скажется на результативности работы).

В уголке одновременно работать могут не более двух детей; это могут быть  взрослый и ребенок.

Желательно, чтобы уголок занимательной математики находился в зоне видимости воспитателя и дети, работая самостоятельно, могли обратиться за советом или помощью.

Содержать уголок необходимо в чистоте и порядке, приучать детей самостоятельно убирать за собой (воспитание уважительного и бережного отношения к дидактическому материалу).

В создании уголка занимательной математики могут принимать участие:

Воспитатели и помощники воспитателей (собирают дидактические материалы и оформляют уголок);

родители (предоставление самодельных или готовых игр и пособий);

дети (самостоятельно или с помощью взрослых изготовленных пособий и игр);

руководство ДОУ (обеспечение уголка готовыми дидактическими материалами, которые в изобилии появились в продаже).

И самое главное сделайте такую наглядность, такое пособие, которой будете пользоваться и на занятиях и в режимных моментах и дети самостоятельно.

На предпоследнем слайде «Совместная деятельность с родителями»

Хочу продемонстрировать наглядное пособие, Игра  «Я хочу подружиться»

 «Гореть – не тлеть!»

Педагог дошкольного учреждения – это стиль жизни... Ежедневно взаимодействуя с детьми, приходим к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности — игре 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение предметно-пространственной среды в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников

Задачи:1. Формировать качества личности ребенка, необходимые для успешного владения  математикой: целенаправленность, настойчивость, находчивость, самостоятельность.2. Развивать представление о с...

Методическая разработка "Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»

Методическая разработка"Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»Подготовила Лепехина Елена Алексан...

«Использования развивающей предметно- пространственной среды и развития элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Ог...

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений у старших дошкольников

организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений у старших дошкольников...

Сообщение из опыта работы "Организация предметно-пространственной среды как условие успешного формирования математических представлений у старших дошкольников"

Сообщение отражает идеи оформления пространства группы детского сада развивающими панно по формированию математических представлений и сенсорных эталонов....