Развитие интеллектуальных способностей детей 6-7 лет посредством развивающей программы «Ступеньки логики» в соответствии ФГОС
консультация (подготовительная группа) по теме
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам и связана с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности ребёнка (воспитание успешного, любознательного, инициативного, целеустремлённого человека). В настоящее время заметен разрыв между системой дошкольного и школьного образования. Поэтому прослеживается необходимость ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного, познавательного развития детей.
Методологической основой развивающей программы «Ступеньки логики» является социо- культурный и системно-деятельностный подход Л.С. Выготского , А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, принципы развивающего обучения доктора психологических наук РАО А. З. Зака.
Цель настоящей программы – развитие интеллектуальных способностей дошкольников 6-7 лет
Задачи:
1. Развитие способности к планомерной интеллектуальной деятельности
2. Формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей);
3. Повышение уровня интеллектуального развития старших дошкольников: способности обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки; сформированности операции дополнения до целого, установления отношений по принципу решения простых и сложных аналогий;
4. Формирование любознательности, предпосылок к учебной деятельности.
Адресат: Дети 6-7 лет, воспитатели подготовительных к школе групп, родители дошкольников 6-7 лет .
Систематический курс включает 36 вариантов интеллектуально-развивающих игр для детей 6-7 лет, которые проводятся 1 раз в неделю в рамках непосредственно образовательной деятельности ФЭМП на протяжении 9 месяцев (сентябрь – май) Продолжительность каждого занятия составляет не более 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям дошкольника 6-7 лет.
Новизна развивающей программы «Ступеньки логики» заключается в том, что при решении нестандартных поисково-творческих заданий создаются благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения. На это нацеливают нас и федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Программа структурирована, содержит учебный план, где обозначены этапы и уровни сложности при подаче материала, конспекты НОД, что позволяет педагогам подготовительных групп, родителям эффективно выстраивать образовательную деятельность.
Модель занятия имеет следующую структуру:
- Разминка. На нее отводится 3-5 минут. В течение которых в быстром темпе дети отвечают на легкие вопросы, которые способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора, развивают словесно-логическое мышление и подготавливают к выполнению специальных сложных заданий.
- Игра «Найди закономерность» Выполнение логических заданий на материале абстрактно-геометрических рисунков (10-15 минут, демонстрационный материал) с целью развития способностей раскрывать закономерные отношения в размещении изображений.
- Физкультминутка, рассчитанная на 2-3 минуты, для снятия эмоционального напряжения, мышечной усталости.
- Игра «Разное – одинаковое» (10-15 минут создает хорошие возможности для развития всех познавательных способностей и особенно аналитических способностей, связанных с рассмотрением и сопоставлением данных, предлагаемых в условиях поиска одинаковых и отличающихся элементов в похожих изображениях.
К каждому НОД представлены разминочные вопросы. Они многообразны по форме, что позволяет им быть постоянно интересными детям, сохранять познавательный интерес к деятельности. Приводится и примерное содержание физкультминуток, что облегчает последующую деятельность педагога и детей по программе. Игра «Разное – одинаковое» предполагает использование задач разной сложности на материале абстрактных изображений: поиск одного, двух, трёх как отличающихся, так и одинаковых рисунков.
Необходимо констатировать, что принципиальной основой реализации развивающей программы « Ступеньки логики» является совместная деятельность педагога и детей. Ее организация последовательно меняется и программа действия, которой вначале владеет взрослый, становится внутренним достоянием ребенка. Непосредственно – образовательная деятельность, как правило, проходит в игровой форме, в доступном для детей темпе и вызывает только положительные эмоции. Необходимо отметить, что практическую ценность представляют индивидуальные тетради с логическими заданиями, занимательными играми для детей.
Для успешной реализации развивающей программы интеллектуального развития детей 6-7 лет «Ступеньки логики» необходимо создать следующие условия:
1) изучение литературы по данной проблеме;
2) методическое обеспечение (проектирование НОД);
3) соответствующая система дидактических материалов, способствующих развитию поисковой деятельности (демонстрационные таблицы, индивидуальные тетради, и т.д.);
4) профессиональная подготовка и консультативная поддержка воспитателей (путем проведения теоретического семинара, семинара-практикума, мастер-класса, консультаций);
5) создание в группах развивающей среды (изготовление, приобретение логических игр, организация уголков логики);
6) предварительная работа с детьми (проведение дидактических игр, работа в индивидуальных тетрадях, с перфокартами);
7) оптимальное взаимодействие педагога и ребенка (деловое сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей рефлексии их собственных мыслительных приемов);
8) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг с другом,
9) уважение взрослых к человеческому достоинству воспитанников, поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
10) использование недирективной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в рамках НОД по программе «Ступеньки логики»
11) взаимодействие педагогов и родителей по данной проблеме (проведение анкетирования, родительских собраний , использование игротеки для занятий дома);
12) психоло-педагогическое сопровождение развивающей программы
Отмечается развивающий эффект по результатам реализации программы «Ступеньки логики», прослеживается положительная динамика интеллектуального развития у 95 % воспитанников. Родители (98%) отметили эффективность развивающей программы для интеллектуального и личностного развития детей 6-7 лет. Воспитанники способны к систематизации, могут логически мыслить, раскрывать существенные связи между предметами по принципу простых и сложных аналогий. Уровень их интеллектуального развития соответствует возрастной норме или превышает ее. У детей заметно повысилась познавательно-поисковая активность, инициативность в достижении новых знаний, организаторские способности, умения действовать в команде, навыки самоконтроля , самокритичности, настойчивости, объективности.
В ходе реализации программы предоставляется возможность гибко использовать ее материалы как в детском саду в организованной образовательной деятельности, индивидуальной работе с детьми, так и дома, с родителями, что создает альтернативу регламентированной модели обучения.
Практическая значимость развивающей программы «Ступеньки логики» состоит в том, что она эффективно влияет на интеллектуальное развитие детей, развивает любознательность, расширяет возможности самостоятельного применения усвоенных знаний и способов действий для решения новых задач и проблем, способствует эффективной и качественной подготовке воспитанников ДОУ к школьному обучению и является основой для формирования предпосылок к учебной деятельности на ступени предшкольного образования, универсальных учебных действий в начальной школе и обеспечит такую ключевую компетентность, как умение учиться.
Данная программа дополняет общеобразовательную программу, реализуемую в ДОУ, в учебном плане представлена в части, формируемой участниками образовательного процесса. Она обеспечивает преемственность с технологиями и программой, реализуемой в начальном звене общего образования. Программа «Ступеньки логики» взаимосвязана с программой старшего воспитателя ДОУ Чичвариной Т.В. « Увлекательное путешествие в Сообразилию» и входит в состав авторского методического пособия «Занимательная логика», - Самара: ООО «Строй-принт», 2013. Учебно-методический комплект включает две индивидуальные тетради по каждой из программ. Методическое пособие рекомендовано воспитателям, педагогам-психологам ДОУ, родителям для развития интеллектуального развития детей 4-7 лет.
Литература
- Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М.: Эйдос, 1994.
- Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Книги 1, 2, 3. М.: Рост, 1997.
- Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих
- Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М.: Новая школа,1996.
- Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение; Владос, 1994.
- ЗакА.З.Учимся мыслить, стараясь рассуждать. М.: Фолиум, 1996.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antoshina_yu.a.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интеллектуальных способностей детей 6-7 лет посредством
развивающей программы «Ступеньки логики» в соответствии ФГОС
Автор-составитель Антошина Ю.А.
Педагог-психолог МБДОУ
«Детский сад №12» г. о. Самара
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам и связана с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности ребёнка (воспитание успешного, любознательного, инициативного, целеустремлённого человека). В настоящее время заметен разрыв между системой дошкольного и школьного образования. Поэтому прослеживается необходимость ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного, познавательного развития детей.
Методологической основой развивающей программы «Ступеньки логики» является социо- культурный и системно-деятельностный подход Л.С. Выготского , А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, принципы развивающего обучения доктора психологических наук РАО А. З. Зака.
Цель настоящей программы – развитие интеллектуальных способностей дошкольников 6-7 лет
Задачи:
1. Развитие способности к планомерной интеллектуальной деятельности
2. Формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей);
3. Повышение уровня интеллектуального развития старших дошкольников: способности обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки; сформированности операции дополнения до целого, установления отношений по принципу решения простых и сложных аналогий;
4. Формирование любознательности, предпосылок к учебной деятельности.
Адресат: Дети 6-7 лет, воспитатели подготовительных к школе групп, родители дошкольников 6-7 лет .
Систематический курс включает 36 вариантов интеллектуально-развивающих игр для детей 6-7 лет, которые проводятся 1 раз в неделю в рамках непосредственно образовательной деятельности ФЭМП на протяжении 9 месяцев (сентябрь – май) Продолжительность каждого занятия составляет не более 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям дошкольника 6-7 лет.
Новизна развивающей программы «Ступеньки логики» заключается в том, что при решении нестандартных поисково-творческих заданий создаются благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения. На это нацеливают нас и федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Программа структурирована, содержит учебный план, где обозначены этапы и уровни сложности при подаче материала, конспекты НОД, что позволяет педагогам подготовительных групп, родителям эффективно выстраивать образовательную деятельность.
Модель занятия имеет следующую структуру:
- Разминка. На нее отводится 3-5 минут. В течение которых в быстром темпе дети отвечают на легкие вопросы, которые способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора, развивают словесно-логическое мышление и подготавливают к выполнению специальных сложных заданий.
- Игра «Найди закономерность» Выполнение логических заданий на материале абстрактно-геометрических рисунков (10-15 минут, демонстрационный материал) с целью развития способностей раскрывать закономерные отношения в размещении изображений.
- Физкультминутка, рассчитанная на 2-3 минуты, для снятия эмоционального напряжения, мышечной усталости.
- Игра «Разное – одинаковое» (10-15 минут создает хорошие возможности для развития всех познавательных способностей и особенно аналитических способностей, связанных с рассмотрением и сопоставлением данных, предлагаемых в условиях поиска одинаковых и отличающихся элементов в похожих изображениях.
К каждому НОД представлены разминочные вопросы. Они многообразны по форме, что позволяет им быть постоянно интересными детям, сохранять познавательный интерес к деятельности. Приводится и примерное содержание физкультминуток, что облегчает последующую деятельность педагога и детей по программе. Игра «Разное – одинаковое» предполагает использование задач разной сложности на материале абстрактных изображений: поиск одного, двух, трёх как отличающихся, так и одинаковых рисунков.
Необходимо констатировать, что принципиальной основой реализации развивающей программы « Ступеньки логики» является совместная деятельность педагога и детей. Ее организация последовательно меняется и программа действия, которой вначале владеет взрослый, становится внутренним достоянием ребенка. Непосредственно – образовательная деятельность, как правило, проходит в игровой форме, в доступном для детей темпе и вызывает только положительные эмоции. Необходимо отметить, что практическую ценность представляют индивидуальные тетради с логическими заданиями, занимательными играми для детей.
Для успешной реализации развивающей программы интеллектуального развития детей 6-7 лет «Ступеньки логики» необходимо создать следующие условия:
1) изучение литературы по данной проблеме;
2) методическое обеспечение (проектирование НОД);
3) соответствующая система дидактических материалов, способствующих развитию поисковой деятельности (демонстрационные таблицы, индивидуальные тетради, и т.д.);
4) профессиональная подготовка и консультативная поддержка воспитателей (путем проведения теоретического семинара, семинара-практикума, мастер-класса, консультаций);
5) создание в группах развивающей среды (изготовление, приобретение логических игр, организация уголков логики);
6) предварительная работа с детьми (проведение дидактических игр, работа в индивидуальных тетрадях, с перфокартами);
7) оптимальное взаимодействие педагога и ребенка (деловое сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей рефлексии их собственных мыслительных приемов);
8) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг с другом,
9) уважение взрослых к человеческому достоинству воспитанников, поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
10) использование недирективной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в рамках НОД по программе «Ступеньки логики»
11) взаимодействие педагогов и родителей по данной проблеме (проведение анкетирования, родительских собраний , использование игротеки для занятий дома);
12) психоло-педагогическое сопровождение развивающей программы
Отмечается развивающий эффект по результатам реализации программы «Ступеньки логики», прослеживается положительная динамика интеллектуального развития у 95 % воспитанников. Родители (98%) отметили эффективность развивающей программы для интеллектуального и личностного развития детей 6-7 лет. Воспитанники способны к систематизации, могут логически мыслить, раскрывать существенные связи между предметами по принципу простых и сложных аналогий. Уровень их интеллектуального развития соответствует возрастной норме или превышает ее. У детей заметно повысилась познавательно-поисковая активность, инициативность в достижении новых знаний, организаторские способности, умения действовать в команде, навыки самоконтроля , самокритичности, настойчивости, объективности.
В ходе реализации программы предоставляется возможность гибко использовать ее материалы как в детском саду в организованной образовательной деятельности, индивидуальной работе с детьми, так и дома, с родителями, что создает альтернативу регламентированной модели обучения.
Практическая значимость развивающей программы «Ступеньки логики» состоит в том, что она эффективно влияет на интеллектуальное развитие детей, развивает любознательность, расширяет возможности самостоятельного применения усвоенных знаний и способов действий для решения новых задач и проблем, способствует эффективной и качественной подготовке воспитанников ДОУ к школьному обучению и является основой для формирования предпосылок к учебной деятельности на ступени предшкольного образования, универсальных учебных действий в начальной школе и обеспечит такую ключевую компетентность, как умение учиться.
Данная программа дополняет общеобразовательную программу, реализуемую в ДОУ, в учебном плане представлена в части, формируемой участниками образовательного процесса. Она обеспечивает преемственность с технологиями и программой, реализуемой в начальном звене общего образования. Программа «Ступеньки логики» взаимосвязана с программой старшего воспитателя ДОУ Чичвариной Т.В. « Увлекательное путешествие в Сообразилию» и входит в состав авторского методического пособия «Занимательная логика», - Самара: ООО «Строй-принт», 2013. Учебно-методический комплект включает две индивидуальные тетради по каждой из программ. Методическое пособие рекомендовано воспитателям, педагогам-психологам ДОУ, родителям для развития интеллектуального развития детей 4-7 лет.
Литература
- Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М.: Эйдос, 1994.
- Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Книги 1, 2, 3. М.: Рост, 1997.
- Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих
- Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М.: Новая школа,1996.
- Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение; Владос, 1994.
- ЗакА.З.Учимся мыслить, стараясь рассуждать. М.: Фолиум, 1996.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно – пространственная развивающая среда в группе в соответствии ФГОС
Предметно – пространственная развивающая среда в группе в соответствии ФГОС ...
"Развивающая предметно - пространственная среда в соответствие ФГОС ДО"
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии ФГОС1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциал...
Консультация "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО".
Консультация "Организация предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО"....
Создание и обновление предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;учёт национ...
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии ФГОС
Одним из важнейших условий успешного воспитания и обучения детей является предметно- развивающая среда в группе и на участке детского сада. В нашей группе математический уголок состоит в основно...
Рабочая программа подготовительной группы в соответствии ФГОС и программе "Радуга"
Рабочая программа в подготовительной группе...
Предметно – пространственная развивающая среда в группе в соответствии ФГОС
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира&helli...