Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности
статья по математике на тему
Логико-математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logiko-matem_podderzhka.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности
Психологами всего мира общепризнано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с пяти до восьми лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически и математически мыслить.
Для формирования логико-математического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» - игру. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические и математические задачи и т.д. Это им интересно, потому что они любят играть.
Роль педагога в этом процессе – поддерживать интересы детей. Обучая малышей в игре, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения .
Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творчество. Они способствуют развитию вниманию, памяти, речи, воображения и мышления, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
В процессе освоения детьми логико-математических игр допустимо свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, приближенность содержания к детскому опыту, сюжетность. Все это создает условия для проявления активности в самореализации личности ребенка в деятельности.
Однако в практике дошкольных учреждений логико-математические игры во всем своем многообразии не нашли должного применения, а если используются, то чаще всего бессистемно. Основные причины этого явления, вероятно, в следующем:
- педагоги ДОУ недооценивают значимость логико-математических игр в развитии у детей математических представлений и в успешном переходе к логическому мышлению;
- педагоги недостаточно владеют игровыми методами логико-математического развития дошкольников;
- в играх, игровых обучающих ситуациях зачастую детская самостоятельность и активность заменяется собственной инициативностью педагога. Ребенок в игре становится исполнителем указаний, предписаний взрослого, а не субъектом обучающей игровой деятельности.
Помните! Каждый дошкольник - маленький исследователь. Задача педагогов и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.
То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.
Так, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Усвоению достаточно сложных математических знаний помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания.
Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.
Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.
Современные логико-математические игры разнообразны: настольно-печатные игры /«Цвет и форма», «Игровой квадрат», «Логоформочки»/, игры на объемное моделирование /«Кубики для всех», «Геометрический конструктор», «Шар»/, игры на плоскостное моделирование /«Танграм», «Крестики», «Соты», «Монгольская игра»/, игры из серии «Кубики и цвет» / «Сложи узор», «Уникуб»/, игры на составление целого из частей / «Дроби», «Чудо-цветик»/, игры-забавы /перевертыши, лабиринты/.
Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.
Использование развивающих, логико - математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.
Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические игры: «Сделай сам», «Уникуб», «Кубики для всех», «Дроби», «Палочки Кюзинера», «Блоки Дьенеша», «Игровой квадрат», «Танграм», «Сложи узор», «Шар», «Игра с цветом» и другие.
Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.
Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности:
1. Информировать родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду.
2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы) .
3. Создание обогащенной развивающей среды в дома.
4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.
Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры, стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности»
логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация...
Семинар-практикум «Мониторинг личностных проявлений ребенка в логико-математической деятельности»
Разъясняются понятия некоторых педагогических терминов, которые будут присутствовать в докладе, такие как: мониторинг, педагогический мониторинг, личностные проявления, логико-математическая дея...
Консультация для воспитателей ДОУ "Педагогическая поддержка ребёнка в логико - математической деятельности"
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, которые существенно влияют на умственное развитие ребёнка.На основании новых направлений, я уделяю большое внимание познавательно...
«Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности»
Современная дошкольная педагогическая наука и практика ставят задачи создания наиболее эффективных условий для улучшения закономерности развития творчества в дошкольном возрасте. Особое знач...
Педагогическая энциклопедия – консультация «Роль логико-математических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»
Педагогическая энциклопедия – консультация«Роль логико-математических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»Цель: дать педагогам информацию о ро...
Педагогический проект по развитию логико – математических способностей с помощью развивающих игровых технологий у детей 3-5 лет «Сказочная математика»
Одним из средств интеллектуального развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с ...
Доклад к педагогическому совету "Система формирования логико-математических понятий, умений и навыков дошкольников в ДОО"
Введение: Логико-математическое развитие является важнейшей составляющей интеллектуального развития дошкольника. Развитие логического мышления, пространственных представлений, математически...