«Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности»
материал (старшая группа) на тему
логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_yanvar_2.docx | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности»
Современная дошкольная педагогическая наука и практика ставят задачи создания наиболее эффективных условий для улучшения закономерности развития творчества в дошкольном возрасте. Особое значение приобретают вопросы формирования интеллектуальных умений и творческого воображения. Эти требования учтены в разработке новых подходов, методик и программ образования, воспитания и развития ребёнка.
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.
Сегодня логико-математические игры конструируются с учётом современного взгляда у детей математических способностей.
Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребёнка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь, так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счёт. Измерение, классификация, и др.).
В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, что создаёт условия для проявления активности и самореализации личности ребёнка в деятельности.
Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребёнком необходимых практических и умственных результативных действий, способствуют развитию мышления и речи.
Чаще всего ребенок испытывает трудности:
-в выборе средств деятельности: игры, пособия, материалов («Хочу играть…»)
-в осмыслении и формулировке целевых установок («Хочу сделать…»)
- в открытии разных способов достижения цели и в выборе оптимального из них («Так не получается. А как можно по-другому?»)
-в сохранении интереса и исследовательской активности, в проявлении настойчивости и интеллектуального напряжения.
Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребёнка.
Логико-математическая деятельность детей протекает не только в индивидуальной, но и в коллективной форме. Играя вместе с другими детьми, дошкольник иногда попадает в конфликтные ситуации и нуждается в помощи взрослого. Ему не всегда удается самостоятельно согласовывать свои замыслы и действия с замыслами и действиями других детей. Педагог может помочь детям, организовав недлительный совместный разговор. Он спрашивает детей, к чему они уже пришли, что поняли и от чего не хотят отказаться, и помогает в планировании следующего этапа игры.
Свободная самостоятельная деятельность может протекать в виде игр с игровыми материалами (блоками Дьеныша, палочками Кьюзенера и их плоскими вариантами, наборами листьев, карточками знаками и др.)
Совместная со взрослым деятельность организуется как образовательно-развивающая при максимальной активности ребенка и реализуется в виде упражнений, игр, мини-ситуаций.
В проектной детской деятельности также возможна и даже необходима педагогическая поддержка ребенка. Игра-проект-это в большей степени творческий, исследовательский вид детской деятельности. Поддержка ребенка в ней должна быть индивидульно- дифференцированной, нестандартной. Педагог может предложить детям и совместно организовать реализацию проектов «Лунные пейзажи», «Мы- строители необычных дорог», «Ох уж эти лестницы!»В каждой игре-проекте необходимы предварительное расширение и активизация представлений по заданной теме, выбор материалов, способов реализации замыслов и развития проекта; разработка форм презентации.
В совместной со взрослым деятельности ребенок всегда может рассчитывать на своевременную незначительную помощь и поддержку. В ней дошкольник осваивает нормы и правила партнерского взаимодействия со взрослым, сотрудничества. В организованной деятельности ребенок учиться взаимодействовать с другими детьми, следовать правилам, принятым в группе; осваивает приемы личного участия в достижении коллективного результата, сопереживает.
Результатом активной включенности ребенка в содержательную логико-математическую деятельность является становление у него субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целепологания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности. У ребенка развивается стремление помочь другому, радоваться его успеху, открывать новые способы взаимодействия со взрослыми и детьми в условиях коллективных форм деятельности; формируется ценностное отношение к познавательным видам деятельности.
Итак, математические игры позволяют на доступном детям математическом материале, с опорой на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности
Логико-математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной тв...
Семинар-практикум «Мониторинг личностных проявлений ребенка в логико-математической деятельности»
Разъясняются понятия некоторых педагогических терминов, которые будут присутствовать в докладе, такие как: мониторинг, педагогический мониторинг, личностные проявления, логико-математическая дея...
Консультация для воспитателей ДОУ "Педагогическая поддержка ребёнка в логико - математической деятельности"
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, которые существенно влияют на умственное развитие ребёнка.На основании новых направлений, я уделяю большое внимание познавательно...
«Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности»
Современная дошкольная педагогическая наука и практика ставят задачи создания наиболее эффективных условий для улучшения закономерности развития творчества в дошкольном возрасте. Особое знач...
Педагогическая энциклопедия – консультация «Роль логико-математических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»
Педагогическая энциклопедия – консультация«Роль логико-математических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»Цель: дать педагогам информацию о ро...
Педагогический проект по развитию логико – математических способностей с помощью развивающих игровых технологий у детей 3-5 лет «Сказочная математика»
Одним из средств интеллектуального развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с ...
Доклад к педагогическому совету "Система формирования логико-математических понятий, умений и навыков дошкольников в ДОО"
Введение: Логико-математическое развитие является важнейшей составляющей интеллектуального развития дошкольника. Развитие логического мышления, пространственных представлений, математически...