"Технология педагогического проектирования в математическом развитии дошкольников"
проект по математике (старшая, подготовительная группа)
Педагогический проект «В стране Умных игр»
Актуальность проекта.
Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения,использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Противоречия:
Проводя непосредственно организованную деятельность и диагностику усвоения программных требований по разделу ФЭМП, было отмечено, что большинство детей плохо усваивают программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.
Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОО свидетельствует о том, что проблема создания условий и подбора (отбора, разработки и пр.) средств интеллектуального развития дошкольников, остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с одной стороны, и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающих игр и поиску оптимальных условий её включения в процесс формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект «В стране Умных игр» | 164.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Доклад
"Технология педагогического проектирования в математическом развитии дошкольников"
Направление: 050100.62 - Педагогическое образование
Профиль подготовки: управление дошкольным образованием
(3 курс, заочная форма обучения)
Преподаватель: Шукшина С. Е.
Выполнила студентка
группы №13/373 Вилистер С. И.
Москва 2015 г
Педагогический проект «В стране Умных игр»
Актуальность проекта.
Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения,использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Противоречия:
Проводя непосредственно организованную деятельность и диагностику усвоения программных требований по разделу ФЭМП, было отмечено, что большинство детей плохо усваивают программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.
Проведенный анализ литературы, изучение и анализ педагогической деятельности ДОО свидетельствует о том, что проблема создания условий и подбора (отбора, разработки и пр.) средств интеллектуального развития дошкольников, остается во многом нерешенной и выявляет ряд противоречий между высокими требованиями современной системы образования к развитию логического мышления и творческих способностей детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с одной стороны, и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала развивающих игр и поиску оптимальных условий её включения в процесс формировании элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с другой стороны. Наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения подчёркивают важность и актуальность рассматриваемой проблемы
Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также в использовании потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка, неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления.Чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные, развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Новизна проекта: Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей. Вышеозвученное делает обучение интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта:
- Развитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).
Задачи проекта:
Образовательные
- Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
- Учить способам практической деятельности в области математики.
Развивающие
- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
- Развивать творческие способности детей.
Воспитательные
- формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Направления деятельности по реализации проекта
Требования к методическому обеспечению проекта
- Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
- Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.
- Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные).
- Обеспечить взаимосвязь учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.
- Учет зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребенком.
Основные принципы реализации проекта
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.), что помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Заключение
Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития интеллекта, элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов:
- Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- Совершенствование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)
- Углубление представлений о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах, кодировании).
- Расширение математических знаний о пропорции, симметрии;
- Совершенствование умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
- Развитие конструкторских умений и навыков у детей
- Развитие воспитанников - это дети, обладающие нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.
Основной принцип проекта "от простого к сложному" - заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием и последующим их усложнением.
Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
В ходе работы с детьми 6-7 лет по интеллектуальному развитию возникла необходимость в разработке многофункциональных пособий и игр, направленных на решение одновременно нескольких задач, в том числе и математического развития.
Хочу поделиться своим опытом по созданию пособий с коллегами. Огромную помощь в создании пособий и сборе различного материала для пособий оказали родители. Были изготовлены игровые пособия “Божья коровка”, “Ёлочка”, “Бабочка”, “Накрути пробки”:
Основа пособий - фанера. В ней просверлены отверстия, в них вставлены горлышки от пластиковых бутылок. Чтоб горлышки не прокручивались, их закрепили на фанере гвоздиками. Лицевая сторона пособия обклеена цветной, самоклеющейся бумагой.
Играя с такими пособиями, дети учатся ориентироваться на плоскости, закрепляют цвета, учатся работать с образцом.
Пособие “Теремок” помогает закреплять знания детей о цвете, цифрах. Можно дать задание типа “Кто живет в оранжевой квартире” или “Кто живет в квартире № 3”. Откручивая пробку, дети видят в окошечке кошку, собачку, мышку или любых других героев сказок.
Для детей старшего дошкольного возраста изготовили пособие “Игротека”
Левая часть пособия “Читай - считай” окажет неоценимую помощь в обучении детей счету, чтению, ориентировке в пространстве и многое другое.
Изготовлено оно, как и предыдущие, из горлышек от пластиковых бутылок. Они расположены друг под другом в десять рядов по десять штук. Это можно использовать для построения числовой лесенки, решения примеров и задач.
Примеры предлагаемых заданий:
1. Выложи по образцу.
2. Составь узор.
3. Построй геометрическую фигуру.
4. Сложи слово.
На начальном этапе дети выкладывали схематично слова, обозначая гласные звуки красной пробкой, согласные твердые – синей, согласные мягкие – зеленой. А когда дети познакомились с буквами, то к пробкам приклеили буквы на двухсторонний скотч, а сами буквы и цифры взяли из пособия для первоклассников “Касса букв и слогов”.
Можно много придумать заданий по математике.
5. Реши пример.
6. Найди соседей числа.
7. Считай дальше.
8. Задание типа “Прикрути в верхнем левом углу синюю пробку, в нижнем левом углу две оранжевых пробки, в середине - красную” или “Справа 5 штук - зеленых пробок, слева – 3 желтых” и т.п.
В центре пособия “Игротека” - уголок “Девочка в платье”.
Как сделано: голова из линолеума, на голове девочки – косички из ниток, к косичкам привязаны банты. На платье девочки пришили пуговицы разной формы и разного цвета. По бокам платья на уровне талии прикреплены ковровые кольца, в одно из них продеты два шнурка. В карманы платья вложены разные по цвету ленты, бусины. На первом этапе дети нанизывают на шнурок бусины в заданном порядке, например: белая, синяя, розовая. На втором этапе уже учитывается и время, затраченное на выполнение работы. А так как шнурков два, то дети могут соревноваться. После окончания упражнений шнурок, на который нанизывались бусины, закрепляется в кольце с другой стороны и завязывается, чтоб бусины не рассыпались. Получается красивый поясок к платью. Расстегнув все пуговицы на платье, ребенок увидит кольца, закрепленные в два ряда – это шнуровка.
Примеры заданий:
1. Заплети косички.
2. Завяжи справа белый бант, слева – красный.
3. Какой формы пятая пуговица сверху.
4. Между какими пуговицами находится коричневая.
5. На каком месте красная пуговица.
6. Какого цвета бант в левом (правом) кармане.
Правая часть пособия – “Цветные резинки”.
Как сделано: к фанере прибиты цветные силовые гвоздики. Имеются образцы для выполнения и цветные резинки. Дети по образцам натягивают резинки на декоративные гвоздики, получая изображение “Гусь”, “Дом”, “Клоун” и другие.
К уголку “Клубочки” подобрали клубки ниток разных цветов и разной фактуры (шерстяные, пуховые, синтетические). Клубочки закреплены на контактную ленту.
Примеры заданий:
1. Смотать нитку на палочку, пока звучит музыка.
2. Кто быстрее размотает клубок.
3. Сравнить клубки по цвету, качеству (с опорой на тактильные ощущения).
Чтоб у детей не пропадал интерес к такому роду заданий, внутрь клубка прячу небольшой предмет: колечко, пуговицу, бусину, игрушки из киндер-яиц и т.п.
В нижней части пособия “Игротека” сделана дорожка из самоклеющейся бумаги. Ведя по дорожке фломастером, дети помогают добраться ежику до леса. После выполнения фломастером графических заданий, дети стирают тряпочкой следы фломастера, и пособие используется многократно.
При изготовлении этих пособий я ставила перед собой следующие цели:
- развивать мелкую моторику (накручивание, нанизывание);
- закреплять знание о цветовой гамме и об оттенках цветов;
- упражнять в прямом и обратном счете, учить решать простейшие арифметические задачи;
- учить составлять симметричные узоры и узоры по принципу мозаики;
Работа над дидактическим обеспечением образовательного процесса продолжается. Пособия (наглядный материал, развивающие игры и пр.) изменяются, совершенствуются. Пожалуй, самым ценным и важным стало эмоциональное отношение детей к математическим заданиям, играм. Дети проявляют к ним устойчивый интерес. Дети стали внимательнее, усидчивее, добросовестнее, что способствовало формированию произвольности поведения и психических процессов.
Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
Литература:
- «Логика и математика для дошкольников». Е.А. Носова, Г.Л. Непомнящая.
- «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е.Н. Панова.
- «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б.П. Никитин.
- «Дидактические игры в детском саду». А.И. Сорокина.
- «Давайте поиграем». А.А. Столяр.
- «Игровые задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.
- «Методика обучения математике в детском саду». Е.И. Щербакова.
- «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З.А. Михайлова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология построения образовательного процесса посредством педагогического проектирования в математическом развитии дошкольников
Технология построения образовательного процесса посредством педагогического проектирования в математическом развитии дошкольниковПедагогический проект «В стране Умных игр»Актуальность прое...
«Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС».
В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО мето...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников у условиях ФГОС ДО»
Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной...
Педагогический совет "Интеграция математического развития дошкольников в контексте музыкально-театральной деятельности"
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в формировании элементарных математических представлений дошкольников посредством музыкально-театральной деятельности...
«Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС»
В докладе для воспитателей подробно рассмотрено понятие проектной деятельности, вариативность использования данного метода в педагогическом процессе детского сада, общая схема организации проектной де...
Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях ФГОС
Метод проектов-совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иноую проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией результатов...
Технология «Дидактические игры в математическом развитии дошкольников»
Развивать формирование элементарных математических представления у детей дошкольного возраста через дидактическую игру.Развивать психические познавательные процессы детей старшего во...