«Методика ознакомления детей с временной последовательностью» (Времена года)
консультация по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
СЛАЙД 1
Нет ничего более упорядоченного, чем природа.
Цицерон
Знания о сезонных изменениях в природе.
Новые личностно-ориентированные задачи воспитания потребовали изменения акцентов в организации деятельности дошкольника. Для педагога в дошкольном образовательном учреждении главным становятся не формальная ориентировка на достижение ребенком конкретного результата, а возможность активного его включения в познавательную деятельность, воспитание его самостоятельности и инициативности при выполнении любых заданий, что приводит к развитию самой деятельности ребенка, а значит — и его личностному развитию. Только благодаря активной эмоциональной включенности дошкольника в познавательную деятельность новая информация становится для него подлинным знанием, которое в дальнейшем сможет обеспечить его жизнедеятельность в любых ситуациях и обстоятельствах.
СЛАЙД 2
В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон.
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что зачем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
СЛАЙД 3
Общие задачи:
- замечать и выделять характерные особенности сезона;
- устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и
явлениями;
- приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и
растений.
СЛАЙД 4
Задачи должны конкретизироваться в зависимости от возраста детей, постепенно расширяться и усложняться.
Первая и вторая младшая группа. |
В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т.е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале и его свойствах. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы. |
Средняя группа |
Дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений. |
СЛАЙД 5
Старшая группа |
Дети должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей. |
СЛАЙД 6
Подготовительная группа |
Дети могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей. |
СЛАЙД 7
Воспитательный процесс не возможен без личностно-ориентированного подхода в воспитании дошкольников, который подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку. К достоинствам личностно-ориентированного обучения относится, прежде всего, внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности, посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения. Личностно-ориентированный подход можно определить как методологическую направленность в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы:
развитие индивидуальности |
саморазвития личности |
самопроявления личности |
самореализации личности |
СЛАЙД 8
Приёмы:
целевые прогулки |
наблюдения |
экскурсии |
занятия |
труд |
дидактические игры |
опытническая и экспериментальная деятельность |
беседы |
рассказывание |
СЛАЙД 9 Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы Дети имели определенное количество представлений, достаточно глубоких и полных, но и умели разумно применять их в различной деятельности.
СЛАЙД 10 |
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе.
В детском саду используются различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с природой широко используются указанные методы.
СЛАЙД 11
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация моделей, кинофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
СЛАЙД 12
Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
СЛАЙД 13
Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы, отгадывание загадок. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов.
СЛАЙД 14
Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.
Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
СЛАЙД 15
Хороший приём развития наблюдательности – это приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Одним из аргументов этих возражений выдвигается то, что дети плохо рисуют. Этого обстоятельства не следует бояться. Нецелесообразно отказываться от зарисовок и ещё по одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается на формировании навыка письма.
Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек), так и со всей группой воспитанников.
СЛАЙД 16
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).
Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей.
СЛАЙД 17
Заключение
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
СЛАЙД 18
Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи
СЛАЙД 18 Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremena_goda.pptx | 2.78 МБ |
vremena_goda.pptx | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нет ничего более упорядоченного, чем природа. Цицерон 2
каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи; определенный характер погоды; температуру воздуха; типичные осадки.
Общие задачи: Замечать и выделять характерные особенности сезона. устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями; приобрести систематические знания о жизни животных и растений.
Первая и вторая младшая группа: В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т.е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы. Средняя группа: Дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года; выделять некоторые признаки сезона.
Старшая группа Дети должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона; особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.
Подготовительная группа Дети могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давать характеристику сезона.
Личностно-ориентированный подход
Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы Дети имели определенное количество представлений, достаточно глубоких и полных, но и умели разумно применять их в различной деятельности.
Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с природой широко используют указанные методы.
Наглядные методы
Практические методы
Словесные методы
Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы . Цель наблюдения: усвоение разных знаний ; установление свойств и качеств; Установление структуры и внешнего строения предметов; Установление причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.
Фиксация результатов
Индивидуальное Фронтальное Групповое
Реалистическое понимание явлений природы; Любознательность; Умение наблюдать; Логически мыслить; Эстетически относиться ко всему живому.
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Леонардо да Винчи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нет ничего более упорядоченного, чем природа. Цицерон 2
каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи; определенный характер погоды; температуру воздуха; типичные осадки.
Общие задачи: Замечать и выделять характерные особенности сезона. устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями; приобрести систематические знания о жизни животных и растений.
Первая и вторая младшая группа: В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т.е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы. Средняя группа: Дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года; выделять некоторые признаки сезона.
Старшая группа Дети должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона; особенности его начала и конца; знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.
Подготовительная группа Дети могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давать характеристику сезона.
Личностно-ориентированный подход
Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы Дети имели определенное количество представлений, достаточно глубоких и полных, но и умели разумно применять их в различной деятельности.
Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с природой широко используют указанные методы.
Наглядные методы
Практические методы
Словесные методы
Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы . Цель наблюдения: усвоение разных знаний ; установление свойств и качеств; Установление структуры и внешнего строения предметов; Установление причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.
Фиксация результатов
Индивидуальное Фронтальное Групповое
Реалистическое понимание явлений природы; Любознательность; Умение наблюдать; Логически мыслить; Эстетически относиться ко всему живому.
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Леонардо да Винчи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной ОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим и рисованием "Времена года"
Програмное содержание:Продолжить развивать умение у детей узнавать и правильно называть времена годаСистематизировать знания о временах годаФормировать интерес к позновательным занятиямУчить композици...
«Методика ознакомления детей с временной последовательностью» (Времена года)
СЛАЙД 1Нет ничего более упорядоченного, чем природа.Цицерон Знания о сезонных изменениях в природе. Новые личностно-ориентированные задачи во...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром Тема: Времена года (средний дошкольный возраст)
Образовательная область: познавательное развитие Цели: различать изменения природы в разные времена года; понимать и ценить красоту родной природы...
Ознакомление детей с временами года в зависимости от возраста.Весна.
Знакомство детей со временем года,весна. В зависимости от возраста....
Ознакомление детей с временами года.
Для каждой поры года есть много характерных природных явлений и особенностей. И было бы ошибкой не рассматривать их в детском саду на занятиях по ознакомлению детей с природным миром....
Стихи для заучивания и ознакомления детей со временами года собственного сочинения
Данные стихи рекомендуются для заучивания в ДОУ по программе ФГОС. Стихи в доступной форме знакомят детей с временами года....
Конспект беседы по ознакомлению с окружающим для детей 6–7 лет. «Времена года»
Цель:Закрепление знаний у детей о временах года, месяцах, их признаках и последовательности.Задачи:Образовательные: -уточнить знания детей о временах года, количестве месяцев в году, в сезонах;Ра...