РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЛУБ «ЗНАТОКОВ – ДОШКОЛЯТ»
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_triz.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Журавушка»
Принята на Утверждаю:
педагогическом совете
заведующий МДОУ ЦРР «Журавушка» «__»________20___ г.
Протокол №_____ _______ /Н.А.Тоторова/
«__»________ 20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛУБ
«ЗНАТОКОВ – ДОШКОЛЯТ»
Срок реализации программы два года
составлена на основе программ Автор – составитель:
«Детство» В.И. Логинова, Волченкова Елена
«Истоки» Л.А. Парамонова Викторовна
«Росток» А.М. Страунинг Борисенко Ирина
Юриевна
г. Черногорск , 20--- г.
Стремление к творчеству характерно для педагогики наших дней, ведь в творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности.
Традиционный подход к обучению дошкольников, построенный на восприятии ими разнообразной информации, достигал своей цели – сообщения знаний, но не мог научить их мыслить. Это стало возможным при использовании проблемных ситуаций. В них есть цель, и условия, препятствующие достижению цели. Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста показал: одним из средств развития творческого познания может стать использование алгоритма решения изобретательских задач при разрешении проблемных ситуаций. Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалась как одна из актуальных задач образования. В этом и есть актуальность выбранной темы – «Использование ТРИЗ в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки».
ТРИЗ – это технология, с помощью которой педагог формирует у дошкольников качества творческой личности. Основными средствами работы с детьми является педагогический поиск. Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современ-ном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта. Использование разнообразных приемов ТРИЗ создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования. В основе лежат принципы концентричности и индивидуально – группового подхода к обучению с преобладанием индивидуальности. На этих положениях построена экспериментальная работа в МДОУ «Журавушка» по целенап-равленному развитию интеллектуальных творческих способностей детей дошкольного возраста через ТРИЗ – технологии.
Дошкольное образовательное учреждение осуществляет приоритетные направления с обновлением содержания образования дошкольников по различным парциальным программам, расширяющим и углубляющим знания, умения и навыки детей дошкольного возраста.
В детском саду дополнительно с детьми ведем работу клуба «Знатоки - дошколята». Клуб - (англ.club) общественная организация, объединяющая группу людей в целях общения, связанного с политическими, научными, спортивными и другими интересами. Работа клуба составлена на основании программы «Детство» (Т.И.Бабаева, В.И.Логинова), «Истоки», центра развития им. Запорожца, «Росток» - программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста (А.М.Страунинг).
Целью работы клуба является умение общаться, принимать нестандартные решения, развитие у детей старшего дошкольного возраста активных форм мышления в единстве с творческим воображением, развитие фантазии через обогащение предметно-пространственной среды детского сада (сказочного, игрового, эстетического, экологического, технического характера)
Задачи:
- научить работать в коллективе с различным образным и словесным материалом;
-развивать умения творческие способности, расширять кругозор;
- создавать необычные идеи и решения;
- применять различные приемы для решения творческой задачи.
Структура программы предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний. Программа клуба «Знатоки-дошколята» является программой дополнительного образования.
Организация работы
План работы клуба рассчитан на два года обучения – старший дошкольный возраст. Изучение учебного материала предполагает наличие знаний из разных возрастных групп детского сада.
Данный курс работы клуба проводится один раз в месяц, продолжительность занятий от 25-35 минут.
В работе клуба используются разнообразный материал, реализуемый в двигательных, игровых, словесных, графических формах. Заседания клуба строятся в форме игры, соревнования, путешествия, творческой деятельности.
Для эффективной работы клуба предлагаются следующие формы работы:
- КВН, Викторина, Звездный час, Академия наук;
- Экологическая игра, Поле чудес, Конкурс интеллектуалов;
- Вечер загадок, Кроссвордоландия,
Ожидаемые результаты:
-дети приобретут новые умения общаться в коллективе;
- научатся создавать, усовершенствовать новые объекты;
- научатся придавать новый смысл имеющимся объектам;
- научатся работать с образным и словесным материалом;
- научатся планировать свою деятельность, определять последовательность его выполнения.
Представленный план работы клуба «Знатоки – дошколята» корректируется в зависимости от особенностей организации образователь-ного процесса, уровня подготовки детей и их способности усваивать материал. На своих занятиях мы учим серьёзным вещам, даём более углублённые знания, чтобы детям было интересно. Вся система работы задумана как увлекательное дело, которое требует творчества от детей, родителей.
ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА «Знатоки – дошколята» СТАРШАЯ ГРУППА
Сроки проведения | Форма проведения и тема мероприятия | Основные задачи |
Октябрь | Праздничный вечер с участием родителей «Разноцветный листопад» | Продолжаем формировать представления детей о природе в осенний период, учить отвечать на вопросы и обосновывать свои ответы, развиваем творческое воображение, умение рассуждать, использование приема «разреши противоречия» (ТРИЗ) |
Ноябрь | Конкурс интеллектуалов «Огонь-друг, огонь – враг» | Закрепить понятия детей о правилах пожарной безопасности, продолжать решать противоречия (ТРИЗ), придумывать рассказ на заданную тему, развивать творческое воображение, формировать умение реально оценивать возможную опасность. |
Декабрь | «Олимпиада знаек в мире сказок» | Углублять интерес к сказкам, обогащать словарь детей, развивать дикцию, фонематическое восприятие, учить составлять рассказ, используя приемы фантазирования « ускорение-замедление» ТРИЗ. |
Январь | КВН в мире птиц «Синичкин календарь» | Закрепляем представления детей о птицах, их внешний вид, питание, приспособление к климатическим условиям, рассказывая о них использую приемы «смещение во времени» и «изменение законов природы» ТРИЗ, воспитываем заботливое отношение к птицам. |
Февраль | Поле чудес «Кем быть?» (профессии) | Вызвать интерес к различным профессиям, к тому, где и кем работают родители, показать зависимость системы от надсистемы (ТРИЗ), (кому, когда, для чего) развивать представление о связи труда людей разных профессий, используя прием хорошо-плохо (ТРИЗ), находить хорошее и плохое в разных профессиях, воспитывать уважение к труду. |
Март | Вечер загадок | Продолжать знакомить детей с понятием «слово-действие», учить соотносить персонажи с глаголом, образованным от звукоподражательного слова, закрепить умение использовать принцип однородности при создании чего-либо нового, найти его зрительный аналог, показать преимущества символической графической аналогии (ТРИЗ). |
Апрель | Музыкальный досуг «На дорогах улицы» | Закреплять знания правил уличного движения, при переходе проезжей части, повторить назначение сигналов светофора, дорожные знаки, виды транспортных средств и их назначение, используя прием «оживления» (ТРИЗ). |
ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА «ЗНАТОКИ - ДОШКОЛЯТА»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Сроки проведения | Форма проведения и тема мероприятия | Основные цели и задачи мероприятия |
Октябрь | Экологическая игра «Счастливый случай» | Расширять знания детей по экологии, обогащать словарь, побуждать в детях желание больше узнать об окружающем мире, познакомить детей с использованием природных богатств используя приемы ТРИЗ (системный подход - функциональный), переход количества в качество, развивать наблюдательность, мышление. |
Ноябрь | Кроссвордоландия «В мире животных» | Закрепить знания детей о диких и домашних животных, об их детенышах, условиях жизни, воспитывать бережное отношение к братьям меньшим, чувство ответственности за них, используя приемы ТРИЗ (системный подход – структурный и генетический), приемы фантазирования (увеличение-уменьшение, дробление – объединение) |
Декабрь | Звездный час «Каменная одежда земли» | Продолжать знакомство с телами неживой природы, экспериментировать, выявлять их свойства и особенности, расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе, используя принцип разрешения противоречий за счет изменения агрегатного состояния (ТРИЗ) |
Январь | Экологическая акция «Значение воды на земле» | Развивать навыки экспериментирования, показать, где существует вода, обратить внимание на значимость воды в нашей жизни, воспитывать бережное отношение к воде, используя приемы (ТРИЗ) фантазирования «универсализация – ограничение», «изменение законов природы» |
Февраль | Академия наук «Из истории жилища» | Расширить представления детей о строительстве жилья на протяжении истории, учить устанавливать причинно- следственные связи, закреплять умения выделять особенности жилья, развивать речь, обогащать словарный запас детей, применяя метод моделирования маленькими человечками (ТРИЗ), изменения свойств в пространстве и времени (ТРИЗ), развивать творческое воображение детей. |
Март | Викторина «Откуда хлеб пришел?» | Закрепить представления детей о появлении хлеба на столе, воспитывать уважительное отношение к земледельцам и пекарям, учить ценить хлеб как основное богатство, расширить кругозор детей, показать детям системный подход к окружающему миру (компонентный и функциональный), переход количества в качество (ТРИЗ), развиваем память, речь. |
Апрель | Заседание детского клуба ЧТО? ГДЕ? КОГДА? | Формировать системное видение предметного мира, учить понимать причинные связи между предметами и явлениями, находить дальние ассоциации, закрепить владения приемы фантазирования, учить наделять героев качествами, которые им не присущи (ТРИЗ). |
Май | «Кто хочет стать миллионером?» | развитие логического мышления, выделять существенные признаки предметов, классифицировать предметы, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, развивать речь, находчивость и сообразительность |
Оснащение:
1. Технические средства обучения:
Магнитофон, компьютер, мультимедийная установка, аудиовизуальные средства, DVD проигрыватель;
2. Учебно-наглядные пособия: иллюстрации к литературным произведениям, плакаты на различные лексические темы, атрибуты для проведения спортивных игр, наборы ребусов, кроссвордов, плакаты, с изображением диких и домашних животных, картины с изображением различных времен года, календари природы; «Пищевые цепочки», муляжи фруктов, овощей, рыб, животных, мягкие, пластмассовые игрушки, картины, репродукции с изображениями природы, животных, кубики, лото, пазлы.
3. Оборудование для лепки, рисования, аппликации: акварельные краски, гуашь, карандаши цветные и простые, мел, пастель, бумага для рисования,
цветная бумага, пластилин, баночки для воды, для клея, палитра, стеки, кисточки, клей.
4. Оснащение для мини лаборатории:
бросовый и природный материал (шишки, листья, кора деревьев, веточки, опилки, пенопласт, глина, уголь, камни) пробирки различных размеров, увеличительное стекло, вертушки, султанчики, шарики, магниты, ароматизированные салфетки, весы, веер, формы для замораживания льда, пустые баночки для опытов, песок.
5. Оборудование и атрибуты:
Ширмы разного размера, декорации различного тематического характера, оборудование для звуковых эффектов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агаева Е.Л. Дьяченко О.М., Чего на свете не бывает. М.,1991.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
3. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2003.
4. Золотова Е.И.Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1982.
5. Парамонова Л.А. 100000 развивающих занятий с детьми 5-6 лет. Медиа групп, 2006.
6. Рыжова Н.Н. Волшебница вода. М., 1987.
7. Страунинг А.М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1996.
8. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Ярославль, Академия Холдинг, 2000.
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Информатика для дошколят».
Введение курса информатики дает возможность расширить умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, устанавливать необходимые и достаточные условия, н...
Рабочая программа дополнительного образования. Развивающий клуб "Маленький гений"
Данная программапредставляет систему интеллектуально-развивающих занятий детей старшего дошкольного возраста, игр и заданий на формирование умения устанавливать разные типы отношений между объектами (...
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы"
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы" для детей второй младшей группы...
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
Программа дополнительного образования "Школа для дошколят"
Программа дополнительного образования "Школа для дошколят"...
Программа дополнительного образования "Добрые дела дошколят"
Сегодня необходимо способствовать позитивной социализации детей через активную деятельность, где они смогут проявлять себя, как инициаторы и организаторы позитивных изменений в своем дошкольном ...