Логико - математические игры в разновозрастной группе
консультация по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Улаева Татьяна Сергеевна

Этот материал может бытть использован воспитателями разновозрастных групп (от 3 до 7 лет) кратковременного пребывания. Здесь предложены методы закрепления математических представлений посредством  игр в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logiko-matematicheskie_igry_v_raznovozrastnoy_gruppe.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа «Образовательный центр»

пос. Фрунзенский муниципального района Большеглушицкий

Самарской области

Структурное подразделение детский сад «Ромашка» Моршанский филиал

ТЕМА:  «ЛОГИКО- МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ  В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ»

Подготовила: воспитатель Улаева Татьяна Сергеевна

Самара 2015

Начну свое выступление с высказывания В.А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Я работаю на разновозрастной группе уже более 5 лет. За это время сделала следующие выводы: организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе детей разного возраста усложняет работу воспитателя, но в то же время открывает широкие возможности для организации общения детей  разного возраста. Младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей.

Одной из наиболее актуальных и важных задач в умственном развитии детей является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни.

На основании ФГОС ДО, я уделяю большое внимание образовательной области «Познавательное развитие», а именно – развитию у детей логико-математических представлений посредством игровой деятельности.

Так как я работаю в группе кратковременного пребывания, у нас нет второй половины дня,  поэтому, для закрепления математических представлений детей, я провожу логико-математические игры в режимных моментах: в утреннее время, во время индивидуальной работы,  во время прогулок, а также во время подвижных игр на занятиях по физической культуре.

Помещение нашего детского сада приспособлено для деятельности в малых группах, чтобы дети могли объединяться по разным принципам: строительный уголок для мальчиков, игровой уголок для девочек, книжный уголок, театральный уголок, математический уголок.

Математический уголок – это специально отведенное место, оснащенное математическими играми, пособиями и материалами. Организовано оно таким образом, чтобы дети могли иметь свободный доступ к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру или пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми.

В утреннее время провожу игры математического содержания словесные и с использованием пособий, настольно-печатные, такие, как «Домино фигур», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Мы считаем», «Сравнилочка», «Фигуры», паззл «Мир чисел». Эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами. Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения: например: два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол). Логические задачки: пять друзей в футбол играли, одного домой позвали, смотрит он в окно считает, сколько всех друзей играет? (четыре). Я нашел в дупле у белки, пять лесных орешков мелких. Вот еще один лежит, мхом заботливо укрыт. Ну и белка! Вот хозяйка, все орешки сосчитай-ка!

Использую словесные игры, и игровые упражнения, в основе которых лежат действие по представлению:
«Скажи наоборот» например: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ;
«Кто быстрее назовёт?» например: называю геометрическую фигуру круг, а дети должны назвать предметы похожие на эту фигуру, предметы не должны повторятся;
«Кто быстрее найдёт?» например: предлагаю детям закрыть глаза, в этот момент прячу игрушку или любой предмет, по сигналу дети должны найти его.

Использую  загадки  и задачи – шутки, занимательные вопросы для приобщения детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.  

Также утром во время индивидуальной работы даю задания на закрепление знаний о форме, величине и цвете предметов. Например: раскрась большие предметы красным цветом, маленькие – синим. Какая фигура лишняя? Почему? Пройди лабиринт. Дорисуй фигуры соблюдая закономерность. Разложи фигуры каждой формы в порядке возрастания или убывания. Раскрась картинки в соответствии со значками.

Также использую игры на смекалку с счетными палочками, их называю задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Например: детям 5-6-го года жизни я предлагаю сложить из 5 счётных палочек 2 равных треугольника, из 7 – 2 равных квадрата, детям 7-го года жизни усложняю задачи:  переложить одну палочку,  чтобы домик был перевернут в другую сторону, в фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата; эти игры вызывают у ребят большой интерес. Они могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

 В работе по интеллектуальному развитию  дошкольников посредством  логико-математических игр  прогулка занимает достойное место. При проведении логико-математических игр на прогулке вносятся  необычность ситуации, новизна, несоответствие прежним стандартам. Ведь традиционным считается проведение этих игр в группе. Все это вызывает познавательный интерес у детей, что способствует интеллектуальному развитию.

Образовательные задачи  на прогулке решаются посредством логико-математических игр в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности.

Например:  можно предложить игру под названием «Раз, два, три – а ну-ка принеси!». Суть этой игры заключается в следующем. Ведущий говорит данную ключевую фразу, но при этом уточняет, что именно должен принести ребенок. Это могут быть три кленовых листочка или четыре маленьких камешка, или два маленьких камешка и один большой, или две длинных веточки и одна короткая.

Еще одна игра на внимательность и, на этот раз, развитие мелкой моторики рук ребенка. Называется она «Какой же цифры не стало». Воспитатель предлагает ребенку написать на песке при помощи палочки или на асфальте мелом  некий ряд цифр на усмотрение малыша. Потом ребенок закрывает глаза, а воспитатель стирает одну из цифр. Задача ребенка вспомнить, какую же именно цифру он написал в этом месте.

Игра  «раз, два, три – к красному цвету беги!». Суть этой игры заключается в том, что ведущий говорит детям эту ключевую фразу, только каждый раз называет какой-нибудь цвет. Дети должны на площадке найти предмет заданного цвета.

Также на прогулке можно измерить, например, ширину и глубину ручейка с помощью палочки.

Подвижные игры с математическим содержанием можно использовать не только на прогулке, но и на занятиях по физической культуре. Например, игра «Найди свое место в кругу».На полу изображен круг разделенный на сектора со вписанными в каждый сектор числами. Дети получают  карточки с числами от 1 до 10 (при желании можно добавить еще и 0, можно увеличить количество секторов) и встают в круг. Внутри детского круга — другой, с секторами. По сигналу педагога дети начинают двигаться направо или налево под музыку или звуки бубна. Когда музыка прерывается, они должны очень быстро — на три счета — найти сектор с таким же числом, что у них на карточке, и встать в него. Не сумевший правильно сориентироваться вылетает. Игра тренирует не только способность сопоставлять графические образы чисел, но и скорость реакции, и пространственное чувство.

«Дотронься до...» По команде ведущего «Дотронься до...» играющие должны быстро сориентироваться и дотронуться до того, что назовет ведущий. Можно называть цвет, формы, размеры, игрушки, инвентарь, свойства предметов (гладкий, горячий, мягкий, колючий...), сочетания формы и цвета и т.д.

«Строим цифры». На полу заранее нарисовать цифры, которые могут повторяться (например, две цифры 1 или две цифры 5). Играющие свободно передвигаются по площадке. Ведущий считает до 10 и называет любую цифру. Дети должны быстро найти ее и построиться. Считать можно быстро, сокращая время нахождения и построения. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.

«Светофор». Две команды выстраиваются друг против друга. У ведущего в руках кружки разного цвета: красный, желтый, зеленый. Заранее оговариваются условия: на красный цвет - стоять, ноги вместе; на желтый — хлопать, стоя на месте; на зеленый - шагать. По сигналу - подъему кружка определенного цвета - игроки выполняют заданные движения. Тот, кто путает сигналы и движения, выбывает из игры. Выигрывает команда, в которой к концу игры остается большее количество игроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логико-математические игры для младшей группы

В данной презентации освещается тема использования логико-математических игр в целях интеллектуального развития детей младшей группы....

Логико-математические игры для средней группы

В данной презентации освещается тема использования логико-математических игр в целях интеллектуального развития детей средней группы....

«Навестим кота Леопольда» / логико-математическая игра для детей средней группы

Логико-математичская игра « Навестим кота Леопольда».Цель: Учить приходить на выручку больному. Закрепить значение знания своего домашнего адреса.Задачи: Учить детей ориентироваться в пространств...

«Навестим кота Леопольда» /презентация к логико-математической игре для детей средней группы/

Презентация к логико-математичской игре « Навестим кота Леопольда».Цель: Учить приходить на выручку больному. Закрепить значение знания своего домашнего адреса.Задачи: Учить детей ориентироваться...

: Семинар практикум для воспитателей "Логико- математические игры по ФЭМП в организационной образовательной деятельности и в свободное время «Математический кораблик»

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию....

Перспективное планирование по логико-математическим играм для детей старшей группы

Перспективное планирование по использованию логико-математических игр в работе с детьми старшей группе....

Технологическая карта логико – математической игры в старшей группе

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребёнка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творчес...