"Маша готовится в школу"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №52 комбинированного вида г. Орла
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной логопедической группы на тему:
«Маша готовится в школу»
Воспитатель подготовительной
логопедической группы
Авраменко Г.А
Орел
2015г
МБДОУ Детский сад №52 комбинированного вида г. Орла
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной логопедической группы на тему:
«Маша готовится в школу»
Воспитатель подготовительной
логопедической группы
Авраменко Г.А
Цель: содействовать всестороннему развитию детей: основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.
Программные задачи:
Образовательные: учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение.
Развивающие: продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении двух чисел, используя цифры и математические знаки «+» и «=», закреплять умение делить целое на 4 равные части, закреплять умение определять местонахождение предметов относительно друг друга, совершенствовать умение счета в пределах 20.
Воспитательные: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваясь к мнению других, сохранять правильную осанку при письме, при выполнении физкультминутки согласовывать движения с речью.
Коррекционные:
Активизация словаря: плюс, равно, условие, задача, инструменты, слева, справа, между, закреплять умение давать полный ответ на вопрос воспитателя, закреплять словарь по теме «Инструменты».
Дидактический и наглядный материал:
Демонстрационный материал: карточки с цифрами, картинки, мешочек, игрушки – инструменты, игрушка кукла Маша.
Раздаточный материал: карточки для составления задач, тетради, ручки, ножницы, круги.
Предварительная работа: составление и решение арифметических задач на сложение, и вычитание, заучивание пальчиковой гимнастики «Стук, стук». Закрепление лексики и грамматики по теме «Инструменты», дидактические игры «Четвертый лишний», «Подскажи словечко», «Угадай, что звучит».
Воспитатель: - Дети, сегодня к нам на занятие пришла гостья, отгадайте загадку из какой она сказки? Сидит в корзинке девочка у Мишки за спиной. Он сам того не ведая, несет ее домой. (Маша).
Воспитатель: - молодцы, правильно. А вот и Маша. Она мне рассказала, что в этом году идет в школу. А к школе надо подготовиться. Потому что Маша хочет учиться на одни пятерки. Но у нее есть такие задания, с которыми они пока справиться не может и просит вас помочь. Дети, давайте мы ей поможем.
Воспитатель: Захотела Маша дом построить своим соседям зайцам. У нее есть целый мешок строительных инструментов, только она не знает, как они называются и для чего нужны.
Воспитатель: - Наши дети с закрытыми глазами на ощупь могут их определить, что это за инструменты и для чего нужны. Игра «Чудесный мешочек» Я думаю, что мальчики помогут Маше справиться с этой задачей. Игрушки: плоскогубцы, отвертка, пила, гаечный ключ.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Загадки». Я вам буду загадывать инструменты, а отвечать будут девочки.
Воспитатель: Сам худ - голова с пуд.
На работу вышел – каждый меня услышал. (Молоток)
Я, мой друг,
Хоть и железный,
Но зато такой любезный,
Если попадется
Неровная доска, —
Вмиг подровняю ей бока. (Рубанок)
Железная голова поколола все дрова. (Топор)
Сожмем мы гвоздь клешней своей:
Раз, - и никаких гвоздей! (Клещи)
Воспитатель: Маша, ты согласна с ответами?
Воспитатель: - давайте научим Машу определять местонахождение предметов. Это ей пригодится в школе. Воспитатель дает словесную инструкцию, например: «Где лежит молоток?» Что лежит слева от молотка? Какой инструмент находится между молотком и пилой? Дети соглашаются или нет с ответом, обосновывая своё мнение, повторив словесную инструкцию воспитателя. Воспитатель кладет рядом с молотком пилу и просит определить, где находится молоток и пила по отношению друг к другу.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, кто такие строители и расскажем Маше? (версии детей) А что они строят? Поможем нашим героям построить домик для зайчат. Возьмем в руки воображаемые молотки и начнем строительство:
Стук, стук, стук, раздается громкий звук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
Воспитатель: Вот еще задание от Маши. Ручеек у нее на пути, как его ей пройти. Давайте мостик, сделаем, мостик не простой мостик цифровой. Возьмите карточки с цифрами. Наш мост будет начинаться с числа, которое я назову и тот, у кого эта цифра будет первой ступенькой моста, а остальные должны построиться друг за другом по порядку. Только будьте внимательны, чтобы не пропустить ни одной цифры, а то мостик разрушится.
Воспитатель: Вот так мы и построили мостик, по которому пойдем дальше, чтобы решить Машины задания. Дети садятся за столы.
Воспитатель: Маша решила создать свой музыкальный оркестр и побывала в магазине. Она купила 2 бубна и 3 маракаса. Сколько музыкальных инструментов купила Маша?
Воспитатель: Из каких частей состоит задача? - Что означает число 3. - Что означает число 2. - А число 5? - Почему выбрали знак «плюс»? (Потому, что в результате стало больше.) — Давайте запишем решение задачи на доске (2+3=5).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам показать Маше, как составлять и решать задачи по картинкам. Самостоятельная работа. Воспитатель в ходе работы задает вопросы: назови условие задачи, назови решение задачи, задай вопрос к своей задаче, назови ответ в задаче. Запишите решение задачи в тетради.
Пальчиковая гимнастика: (в парах)
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.
Наши пальчики проснулись, потянулись, потянулись и друг другу улыбнулись.
Воспитатель: Маша хочет зайцам устроить новоселье и угостить их пирогом, но не знают, как его разрезать на 4 части. Поможем? А что больше часть или целое? Целое больше, чем части. Как вы это узнали?
Воспитатель: А теперь поиграем с Машей.
Раз – прыжок. Два – присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться,
Очень любят потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ловко хвостиком вильнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А когда зарядки мало –
Начинайте все сначала!
Воспитатель: Какие задания мы сегодня выполняли с Машей. Как вы думаете, вы помогли ей подготовиться к школе?
Недаром в народе есть такая поговорка «Мастер своего дела» Как вы думаете, вы были ими, мастерами своего дела? Какого? Чему мы научили Машу? Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то нарисуйте в тетрадях солнышко, которое улыбается. Если затруднялись, то нарисуйте обычное солнышко.
Воспитатель: Маша предлагает вам поиграть на музыкальных инструментах. (Воспитатель раздает детям музыкальные инструменты и задает ритм для мелодии, затем дети выполняют его на музыкальных инструментах самостоятельно)
Анализ занятия
Занятие, проведенное мною 29.01 2015 НОД по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной логопедической группы на тему: «Маша готовится в школу» соответствует общим воспитательным и коррекционно-развивающим целям и задачам, уровню развития детей в подготовительной логопедической группе. На занятии были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста. Для которого свойственно развитие произвольной, зрительной и слуховой памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления. Это способствовало формированию способности детей выделять существенные свойства и признаки предметов, формированию способности сравнения, обобщения. Предварительная подготовка, умения и навыки, приобретенные детьми ранее, способствовали решению программных задач. Прослеживалась связь решаемых программных задач данного занятия с пройденным материалом на предыдущих занятиях. В занятии были отражены все поставленные программные задачи:
Образовательные: учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение.
Развивающие: продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении двух чисел, используя цифры и математические знаки «+» и «=», закреплять умение делить целое на 4 равные части, закреплять умение определять местонахождение предметов относительно друг друга, совершенствовать умение счета в пределах 20.
Воспитательные: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваясь к мнению других, сохранять правильную осанку за столом, при выполнении физкультминутки согласовывать движения с речью.
Коррекционные: активизировать словарный запас по теме «Инструменты». Активизация словаря: плюс, равно, условие, задача, слева, справа, между, инструменты, закреплять умение давать полный ответ на вопрос воспитателя.
На занятии реализовался комплексно – тематический принцип. Тема данного занятия выбрана в контексте изучаемой общей темы: «Инструменты». Подбор дидактического материала соответствовал теме занятия. Мною использовались простые визуальные средства обучения: картинки, карточки, символические - знаки, игрушки. Для решения программных задач на занятии я использовала словесные (вербальные), наглядные, практические и игровые методы обучения: беседу, упражнения, дидактические игры и задания. В результате используемых на занятии упражнений, у детей формировались и закреплялись требуемые навыки, необходимые для усвоения, и применения их в практической деятельности (решение задач). Дидактические игры, игровые элементы включены мною с целью развития предметно-чувственной, практической, познавательной деятельности детей с дидактическим материалом.
Осуществлялся контроль максимально-допустимой нагрузки на детей с целью достижения баланса между разными видами деятельности детей. В рамках реализации здоровье сберегающих технологий проведены динамические паузы, пальчиковые игры, профилактика нарушений осанки. Кроме этого они поднимали у детей интерес к содержанию занятия и поддерживали эмоциональный настрой. Структура занятия состояла из чередования разных видов деятельности детей, сменой приемов и дидактических средств. Все части занятия достаточно самостоятельны, равнозначны и вместе с тем связаны друг с другом единым сюжетом. Это способствовало реализовать задачи из разных разделов программы, влияло на активность отдельных детей, и всей группы в целом, на усвоение и закрепление материала. В ходе занятия реализовывалась совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей являлось взаимодействие. На занятии я использовала подгрупповую, групповую и фронтальную формы организации работы с детьми. Кроме этого мною была предпринята попытка использовать самостоятельную работу детей для дальнейшего анализа и индивидуальной работы. В занятии использовалась игровая мотивация. Потребность своей значимости ребёнок мог реализовать, «помогая» Маше решать практические и интеллектуальные проблемы.
Часть занятия была проведена в форме игры, одной из функций которой является закрепление и применение умений детей, полученных на предыдущих занятиях. Во время работы все дети были активно задействованы, активность, и работоспособность на разных этапах сохранялась. Эмоциональное и благотворное воздействие на детей оказывали физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом. Их содержание было связано с тематикой занятия и формированию у детей желание выполнять упражнения красиво и с пользой для своего здоровья.
Анализ самостоятельной работы по составлению и решению задач в тетрадях, показал, что из 13 детей с работой справились 12детей.
На занятии реализовывалась интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. В области социально-коммуникативное развитие: «Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие устной речи детей (лексической стороны), игровое общение, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, духовно-нравственное и гендерное воспитание. А также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, формирование умений детей работать во взаимодействии, закрепление направлений (слева, между, справа). «Социализации»: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваться к мнению других, доказать правильный ответ.
В области «Физическое развитие»: сохранять правильную осанку при работе в тетради, согласовывать движения с речью, необходимости двигательной активности и физического совершенствования, координации движений, развитию общей и мелкой моторики обеих рук.
В области «Художественно-эстетическое развитие»- реализацию самостоятельной музыкальной - ритмической деятельности.
В области «Речевое развитие» - развитие активного словаря, развитие связной и грамматически правильной монологической речи.
Проведенное занятие оказало благотворное влияние на формирование познавательных интересов детей, на их взаимоотношения в коллективе. Ничто так не объединяет, как совместная деятельность. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный. Я думаю, что мне удалось реализовать не только поставленные задачи, но и продолжить развитие в детях активности, любознательности, стремления к самостоятельности, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающую их социальную успешность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического развлечения "Маша готовится в школу"для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушение зрения).
Конспект развлечения подходит для использования в коррекционной работе логопеда как с детьми 5-7 лет с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушения зрения), так и с воспитанниками обычных логопедических групп дошко...
Конспект интегрированной ООД по развитию речи : «Поможем Маше готовиться к школе» (с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий) в подготовительной группе.
Этот материал будет полезен воспитателям в работе с детьми подготовительной группы по развитию связной речи, подготовке к школе.Конспект интегрированной ООД по развитию речи...
Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи «Маша готовится к школе»
Цель. Обогащать и активизировать речь детей.Задачи.• Закреплять умение составлять предложения, рассказа по картинке; ориентироваться во времени; делить слова на слоги; образовывать уменьшите...
" Поможем Маше готовиться к школе"
Обогащать и активизировать речь детей...
Как Маша готовилась к Новому году
Конспект НОД по математике в старшей группе...
Итоговое открытое занятие для родителей по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Маша готовится к школе»
В материале представлена разработка конспекта заняьтя логопеда по подготовке к обучению шрамоте в старщей группею...
Конспект интегрированного НОД по развитию речи (с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий). Тема: «Поможем Маше готовиться к школе» Подготовительная группа
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; познавательное развитие; физическое развитие.Цель: Обогащать и активизировать речь детей.Задачи:Образовательные: – Совершенствовать св...