Царство насекомых
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Шестеркина Елена Ильинична

Цели:

Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

 

Задачи:

Образовательные задачи:

Учить анализировать,  устанавливать простейшие причинно следственные связи, делать обобщения.

Учить отвечать на вопросы.

Учить образовывать относительные прилагательные.

Учить характеризовать звуки в словах.

Учить решать примеры.

Учить порядковому счету и обратному.

Закрепить знание цифр.

Закрепить знание геометрических фигур, величины и размера.

Познакомить с понятием о симметрии.

Учить обобщать и выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Учить создавать художественные образы на основе природных форм (камешков)

Познакомить с приемами рисования на камешках разной формы.

Учить беречь и охранять природу.

 

Развивающие задачи:

Активизировать память и внимание.

Обогащать словарный запас.

Развивать связную речь.

Развивать фонематический слух.

Развивать логическое мышление.

Работать над звукопроизношением.

Совершенствовать изобразительную технику.

Развивать воображение.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

 

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Предварительная работа:

Наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе. Знакомство с моделями существующих признаков насекомых. Рассматривание иллюстраций. Подготовка для занятия чистых и подсушенных камешков разной формы, величины и расцветки. Рассматривание и обследование камней разной формы и размеров, с различной поверхностью (шероховатой, гладкой, округлой, вытянутой, заостренной…). Игры с камнями: «Найди похожий», «Узнай на ощупь». Познакомить со звуками и буквами, учиться сливать слоги. Учить характеризовать звуки, развивать фонематический слух. Учить прямому и обратному счету. Учиться решать примеры. 

 

Материал и оборудование:

Магнитофон

Декорации леса

Бумажные цветы: для детей большие, для насекомых маленькие

Шапочки с изображением насекомых; волшебная палочка

Бейджик с номером на каждого ребенка

Насекомые игрушечные: стрекоза, пчела, муравей, божья коровка, бабочка и жук

Опорные картинки для рассказов детей

Домики насекомых: муравейник, улей,камыш, трава, цветок, кора дерева

Карточки к игре «Четвертый лишний»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_nasekomye.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №122  комбинированного вида»

Конспект итогового занятия

«Царство насекомых»

Подготовила: воспитатель

Шестеркина Е.И.

Саранск 2014

Цели:

Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

Задачи:

Образовательные задачи:

Учить анализировать,  устанавливать простейшие причинно следственные связи, делать обобщения.

Учить отвечать на вопросы.

Учить образовывать относительные прилагательные.

Учить характеризовать звуки в словах.

Учить решать примеры.

Учить порядковому счету и обратному.

Закрепить знание цифр.

Закрепить знание геометрических фигур, величины и размера.

Познакомить с понятием о симметрии.

Учить обобщать и выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Учить создавать художественные образы на основе природных форм (камешков)

Познакомить с приемами рисования на камешках разной формы.

Учить беречь и охранять природу.

Развивающие задачи:

Активизировать память и внимание.

Обогащать словарный запас.

Развивать связную речь.

Развивать фонематический слух.

Развивать логическое мышление.

Работать над звукопроизношением.

Совершенствовать изобразительную технику.

Развивать воображение.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: 

Наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе. Знакомство с моделями существующих признаков насекомых. Рассматривание иллюстраций. Подготовка для занятия чистых и подсушенных камешков разной формы, величины и расцветки. Рассматривание и обследование камней разной формы и размеров, с различной поверхностью (шероховатой, гладкой, округлой, вытянутой, заостренной…). Игры с камнями: «Найди похожий», «Узнай на ощупь». Познакомить со звуками и буквами, учиться сливать слоги. Учить характеризовать звуки, развивать фонематический слух. Учить прямому и обратному счету. Учиться решать примеры.  

Материал и оборудование:

Магнитофон

Декорации леса

Бумажные цветы: для детей большие, для насекомых маленькие

Шапочки с изображением насекомых; волшебная палочка

Бейджик с номером на каждого ребенка

Насекомые игрушечные: стрекоза, пчела, муравей, божья коровка, бабочка и жук

Опорные картинки для рассказов детей

Домики насекомых: муравейник, улей,камыш, трава, цветок, кора дерева

Карточки к игре «Четвертый лишний»

Картинки: бабочка, жук, комар, кузнечик, стрекоза, мотылек, клещ, таракан, сороконожка, капустница

Камешки различной формы, цвета и величины

Гуашевые краски, кисточки палитры, стаканчики с водой, салфетки клеенчатые, салфетки бумажные

Магнитная доска с набором магнитных букв и цифр

Игрушечный или картинки: жук, оса, комар, таракан, муха, стрекоза (с номерками)

Коробочка под насекомых, листочки для насекомых

Коробочка с сюрпризами

Образцы стрекоз, сделанных из спичек

Спички каминные по 10 шт. на каждого ребенка и обычные по 10 шт. на каждого ребенка

Заготовленные плоскости, залепленные пластилином.

Ход занятия

Часть I

(Группа оформлена под сказочный и волшебный лес. Звучит тихо музыка «Сказки Венского леса»).

Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня побыть немного волшебницей, у меня даже есть волшебная палочка. И я хочу, чтобы мы с вами отправились в лес и познакомились с самыми меленькими обитателями леса. А кто из вас знает, кто самые маленькие обитатели леса? (ответы детей). Правильно. А каких насекомых вы знаете? (ответы детей). Ребята, чтобы оказаться в  волшебном лесу, а он действительно волшебный, потому что в нем творятся настоящие чудеса, я вас должна превратить в красивых бабочек, пчел и шмелей и мы сможем полететь в лес. Другого способа просто нет, чтобы попасть в лес.

(Воспитатель говорит слова, дети одевают шапочки с изображением насекомых «превращаются в насекомых» выполняя движения рук в виде взмахов крыльев бабочки)

Воспитатель:

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.

(После этих слов под музыку «Полет шмеля» «дети летят в лес». Прилетели на лесную поляну и приземлились на полянку из разноцветных цветов, в сердцевине цветка изображены цифры от 1 до 10).

Воспитатель: Ребята послушайте, какая вокруг тишина. А почему в лесу такая тишина? (ответы детей). А почему в лесу так тихо вы знаете? (ответы детей). Правильно, если шуметь, то ни одного обитателя леса вы не увидите, они все попрячутся от страха в укромные места. Но нас ведь это не устраивает?! Для чего мы сюда прилетели? (ответы детей). Ребята, а посмотрите какая вокруг красота, сколько здесь цветов. А кого привлекают цветы? (ответы детей). Для чего нужны цветы насекомым? (ответы детей). Вы тоже насекомые и можете сесть на него, но посмотрите, цветы не простые, у них в серединке есть цифра, у каждого из вас тоже есть цифра, ваша задача найти цветок с такой же цифрой как у вас, назвать ее и спокойно занять место на цветке.

Беседа о насекомых.

Воспитатель: Кто такие насекомые? Каких вы знаете насекомых? Каких насекомых  можно встретить не только в лесу, но и в городе? Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?

(Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять).

Дидактическая игра «Найди цифру и назови ее».

(Воспитатель сидит на пеньке, рядом с ним полянка из маленьких цветов, на которых разместились игрушечные насекомые. Загадывает загадки, дети отгадывают и находят насекомое, называя цвет цветка на котором оно сидит).

Воспитатель: Ребята, вы любите загадки отгадывать? (ответы детей). Сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать, о каком насекомом идет речь. И посмотрите рядом со мной, на цветах спрятались насекомые из моих загадок, вы должны будете найти то насекомое, о котором будет загадка и сказать на цветке какого цвета оно сидит.

Загадки о насекомых.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза.

Называем ее … (стрекоза)

Сок цветов душистый пьет,

Дарит нам и воск, и мед,

Людям всем она мила,

А зовут ее … (пчела)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Жук)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

Всех жуков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Черненькие  точки. (Божья коровка)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду называть насекомое, и передавать его, а вы должны будете ответить на вопрос: какой? какая? – подбирая слова-определения к насекомым.

Дидактическая игра «Цепочка»

Воспитатель: Ребята, на цветах нашим насекомым очень хорошо, но все-таки у каждого из них есть свой домик, давайте вспомним, кто, где живет, и найдем на этой полянке их домики и отправим насекомых по домам. Но непросто найдем и отправим их домой, а еще и расскажем, что мы знаем, о самых маленьких жителях леса используя опорные картинки.

Дидактическая игра «Кто, где живет»

Воспитатель: Замечательно, все насекомые у себя в домиках. Ну, а мы сейчас давайте немного разомнем наши ножки, как это делают кузнечики.

Физкультминутка «прыгайте кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Воспитатель: А сейчас я хотела бы узнать, не путаете ли вы насекомых с птицами и животными. Возьмите карточки и скажите, кто на них изображен, а потом скажите кто же лишний, кто не относится к насекомым.  

Дидактическая игра «Четвертый лучший»

Воспитатель: Ребята, я хочу вам подарить портреты насекомых. Портрет: бабочки, жучка, комара, кузнечика, стрекозы, мотылька, клеща, таракана, клопа, капустницы.

(раздаю детям картинки с изображением различных насекомых, и называю их, выделяя в каждом слове звук «к»)

Воспитатель: Ребята, в каждом из этих слов есть звук «к». Скажите, а что вы знаете об этом звуке, он какой (ответы детей). Мне хотелось бы, чтобы вы определили, где он находится в слове: в начале, в середине или в конце слова, твердый он или мягкий (ответы детей).

Дидактическая игра «Охарактеризуй звук»

Воспитатель: Ребята, нам уже пора отправляться обратно в детский сад, но прежде чем мы туда отправимся, давайте, что-нибудь сделаем приятного  для этого леса и его обитателей. Как вы думаете, что можно сделать хорошего? (ответы детей). Ребята, а я вот что предлагаю сделать. Посмотрите на этой чудесной полянке лежат разноцветные камешки и мешают расти траве. Муравьям приходится ходить через эту огромную гору камней ведь для маленьких муравьев это настоящая гора. Так вот я предлагаю превратить камни в насекомых. А совершить это чудо нам помогут чудо-краски и чудо-кисти. С  помощью красок и кисточек мы разрисуем камешки. Мы их разукрасим так, чтобы они были похожи на насекомых.

Рисование на камешках по замыслу «Превращения камешков»

Воспитатель: Ребята, возьмите каждый по камешку, посмотрите на него и вы увидите, на какое насекомое похож ваш камешек, то насекомое вы и нарисуете.

(Дети рассказывают, кого они будут изображать).

Воспитатель: Прежде чем мы приступим к работе, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Жук»

Я веселый майский жук.

Знаю все сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу-жу…

(Дети рисуют под музыку. Затем рассаживают своих насекомых на цветы, идут мыть руки).

Воспитатель: Ну, а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Приготовились к полету и повторяем за мной.

Подвижная игра с дыхательным упражнением «Жуки»

Ж-ж-ж, - сказал крылатый жук, - поси-ж-ж-ж-у.

Поднимусь, полечу;

Громко, громко зажуж-ж-ж-жу.

Ж-ж-ж-ж-ж-ж…

Часть II

Воспитатель: Ну, вот вы и вернулись, я тоже хочу побыть волшебницей и хочу вас из насекомых превратить обратно в детей.

(Говорю волшебные слова, снимаем шапочки с изображенными насекомыми)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – вот и дети вы опять.

Воспитатель: Ребята, пока вы были в лесу, я принесла насекомых, а они разбежались и попрятались. Надо их найти пока кто-нибудь на них не наступил и не раздавил, и сложить обратно в коробочку.

(Дети садятся перед магнитной доской, на доске «заколдованные слова», вместо пропущенных букв стоят цифры, каждая цифра обозначает какую-то букву, возле каждого слова под листочком спрятано насекомое, дети решают примеры, узнают ответ, каждая буква под номером, чтобы заменить цифру на букву, читают слово и открывают насекомое).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доске написаны слова, но они заколдованы, в них не хватает букв, вместо буквы стоят цифры, чтобы узнать каких букв не хватает надо решить примеры. Решив пример, вы по полученному ответу находите нужную букву и  читаете слово, и мы узнаем, что за насекомое спряталось под этим листочком.

Дидактическая игра «Заколдованные слова»

Жук – 1+1=2; Оса – 1+2=3; Муха – 1+3=4; Комар- 1+4=5; Таракан – 1+0=1.

Воспитатель: Ребята, мы с вами нашли скольких насекомых? (ответы детей). У каждого насекомого есть свой номер, вот коробочка, давайте в нее положим наших насекомых по порядку в соответствии с их номером.

(Дети называют насекомое и его номер и кладут в коробочку).

Воспитатель: А сейчас давайте сделаем небольшую разминку, прежде чем мы будем искать остальных насекомых, ведь это еще не все насекомые.

Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает,

(Машем руками-крыльями)

На лугу цветы считает.

(Считает пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Хлопки в ладоши)

Ох, считать, не сосчитать!

(Прыжки на месте)

За день, за два и за месяц …

(Шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

(Хлопки в ладоши)

Даже мудра пчела

(Машем руками-крылышками)

Сосчитать бы не смогла!

(Считаем пальчиком)

Воспитатель: Посмотрите, вот под этим листочком кто-то спрятался, но чтобы узнать кто, надо отгадать загадку.

Загадка

Вот загадка не простая:

Прилетела – не кусает,

Не жужжит и не пищит,

Над поляною кружит.

В сеточку ее глаза –

Кто же это?

(Стрекоза)

(На мольберте – загадка. Рядом под цветком стрекоза картинка. Четыре образца выложенные стрекозы из спичек по пластилиновой плоскости).

Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь не одна стрекоза. Скажите, из чего сделаны вот эти стрекозы. (ответы детей). Давайте с вами сделаем таких же стрекоз (ответы детей).

Дидактическое упражнение «Выкладывание из спичек»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у этих стрекоз тоже есть номера, давайте вложим их в нашу коробочку и сосчитаем, сколько у нас насекомых.

(Кладем наших насекомых в коробочку, коробочка заполняется полностью, считаем. Счет прямой и обратный).

Дидактическое упражнение «Сосчитай от 1 до 10 и обратно»

Воспитатель: Ребята, я думаю, что мы всех насекомых собрали, потому что в коробочке больше нет места. Ребята, проверьте, нигде не спрятались насекомые.

(Пока дети ищут, переворачиваю коробку с другой стороны, где лежат сладости).

Воспитатель: Мы справились с заданием. А сейчас я возьму волшебную палочку и совершу еще одно волшебство. Я превращу насекомых в сладости.

(Говорю волшебные слова, открываю коробочку, раздаю сладости).

Воспитатель:

Стрекоза, оса и муха,

Таракан, комар и жук.

В сладости превращаются вдруг.

Литература:

  1. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.:ВАКО, 2005. – 176 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). Автор: Ковалько В.И.
  2. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). Автор: Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.
  3. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 208., переиздание. Автор: Лыкова И.А.
  4. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 44 , (4) С.: ил. Автор: Савина Л.П.
  5. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 46, (2) с.:ил. Авторы: А.Е.Белая, В.И.Мирясова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чрезвычайное происшествие в царстве насекомых"

Интегрированное занятие (познание, музыка, художественное творчество)...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Царство насекомых

Развлечение для детей на экологическую тему. ЗАДАЧИ: Формировать представления о различных видах  насекомых и их роли в природеВоспитывать ценностное отношение к насекомым, как к ж...

Проект: "Царство насекомых"

Формирование у детей представления о многообразии насекомых...

Игра – викторина для детей старшего дошкольного возраста «В царстве насекомых»

Программные задачи: - закрепить представления детей о насекомых;- создать у детей положительный эмоциональный отклик;- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание;- формировать комму...

Сценарий летнего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста "В царстве насекомых"

Цель: заложить основы экологического воспитания.Задачи: уточнить понятие  "насекомые".Развивать умение распознавать виды насекомых и изображать их при помощи мимики и жестов. Вызвать уд...