Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Квадрат»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Иванова Ольга Васильевна
На занятии в увлекательной форме дети знакомятся с некоторыми свойствами квадрата, упражняются в узнавании квадрата в предметах окружающей обстановки и среди других фигур. Работа на занятии строится с опорой на технологию проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия «Квадрат»32.65 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО

Иванова Ольга Васильевна

Место работы

МБДОУ «Детский сад №  26 комбинированного вида «АБВГДейка», г. Чистополь, РТ

Возрастная группа

Средняя  группа

Образовательная область

Познавательное развитие

Тема занятия

«Квадрат»

Используемая образовательная программа

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильеваой

- «Школа 2000…», Л.Г. Петерсон

Цель

Сформировать представление о квадрате как общей форме некоторых предметов

Программные задачи

Формировать умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки и среди других фигур, познакомить с некоторыми свойствами квадрата.

Закрепить счет до пяти, умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине.

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение.

Воспитывать грамотного пассажира и пешехода

Предварительная работа

Дидактические игры  «На что это похоже? », «Сложи по образцу», «Найди закономерность», «Назови одним словом»

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность)

Демонстрационный материал:  прилавки магазинов «Овощи», «Обувь», «Квадратные товары», схемы по свойствам квадрата, вывески для магазинов мультимедийная установка

Раздаточный материал: индивидуальные коврографы, наборы длинных и коротких полосок-липучек, «билеты» на автобус, подарки разных геометрических форм

Интеграция образовательных областей

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно – эстетическое развитие

- Физическое развитие        

Инновационный подход

- создание проблемных ситуаций

- исследовательская  деятельность

Использованная литература

- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Учебно-методический комплект «Игралочка», 2012 г.

- Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности, 2012 г.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Ребята, давайте возьмёмся за руки и сделаем круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Игра «Пирамида добра» (дети желают друг другу и гостям здоровья, удачи, строят пирамиду руками, а затем раскачивают пирамиду и «разбрасывают» свои пожелания) 

Желаем друг другу здоровья, удачи,

Улыбок, веселья и смеха в придачу.

Желаем везенья, успеха и счастья,

Желания чтоб исполнялись все чаще.

Раз, два, три – пожелания лови!

II. ВВЕДЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ.

- Любите ли вы ходить ли вы с мамой по магазинам?

- В какой магазин вы любите ходить больше всего?

- Сегодня я вас приглашаю заглянуть в несколько магазинов.

- На чем можно добраться до магазина?

- Предлагаю вам отгадать загадку и узнать, на чем мы отправимся в путь.

Необычный домик  спешит по дорожке.

Сияют на солнце бока и окошки.

В тёплом моторе – доброе сердце.

Всем пассажирам откроет он дверцы. (Автобус)

- Как нужно заходить в автобус?

- А в кого вы превратитесь, войдя в автобус? (В пассажиров)

- Что нужно сделать пассажирам, войдя в автобус? (Купить билеты)

(Воспитатель раздает «билеты»)

- Занимаем места, согласно билетам. Вам нужно соотнести количество и цвет точек на билетах с цифрами на местах.

( У детей на билетах определенный набор точек, а на местах – карточки с соответствующими цифрами)

- Проверим правильность занятых мест.

- Ну а теперь - в путь.

- А чтобы вы не загрустили в пути…

Я задам вам всем вопросы -

Отвечать на них не просто.

В автобусе очень важно, ребята, не зевать,

Все правила пассажиров вы твердо должны выполнять.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

- Кто, чтоб не загромождать проход,

В автобусе старается пройти вперед?

- Это я, это я, это все мот друзья!

- Чтоб занять в автобусе сиденье,

Кто в толпу полез без промедленья?

(Дети молчат)

- Чтоб проветриться в автобусе немножко,

Кто и голову, и туловище высунул в окошко?

(Дети молчат)

- Кто из вас в автобусе тесном

Уступил старушке место?

- Это я, это я, это все мот друзья!

- Кто водителю вопросами надоедает,

От бдительности на дороге отвлекает?

(Дети молчат)

- Кто, в автобусе сидит спокойно,

Не шумит, не шалит  и ведет себя достойно?

- Это я, это я, это все мот друзья!

- Ну что ж. Вот мы и приехали. Осторожно выходим из автобуса. Перед нами первый магазин.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

( В группе на одном столе расположена различная обувь, на другом – овощи, на третьем – различные предметы квадратной формы разного размера.).

Дети подходят к первому столу.

1) Обувной магазин

- Назовите все, что видите на витрине. (Кроссовки, тапочки, сапоги…)

- Как называется этот магазин? (Обувной)

- Почему вы считаете, что это обувной магазин? (Потому что тапочки, кроссовки, сапоги – это обувь)

- Почему такие разные предметы назвали одним словом - обувь? (Их носят на ногах, чтобы ноги не мерзли, не пачкались).

2) Овощной магазин

- Назовите все, что видите на витрине этого магазина.

- Как бы вы назвали этот магазин?

- Почему вы считаете, что это  овощной магазин?

- Какой общий признак у таких разных предметов?

IV. ЗАТРУДНЕНИЕ В ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ.

(Дети подходят к столу, на котором находятся разные предметы квадратной формы)

- Назовите предметы, которые продаются в этом магазине.(Перечисляют)

- Дайте название этому магазину?  (Дети затрудняются)

- Смогли ли вы назвать магазин?

- Почему не смогли? (Мы не знаем, чем похожи все товары, которые в нем продаются)

V. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

- Что же нам нужно сделать, чтобы узнать название магазина? (Надо выяснить, чем похожи все товары, которые в нем продаются)

(Дети берут по одному квадратному предмету и проходят в лабораторию для исследования)

- Чем похожи коробка, платок и т.д.?

- Одинаковый ли у них цвет, размер? (Нет)

- Может быть все предметы сделаны из одного материала? (Нет, коробка – картонная, часы – пластмассовые и т.д.)

- Может быть, все предметы имеют одинаковую форму?

- Ну что ж, давайте исследуем наши товары.

- Поставьте пальчик на уголок. Посчитайте стороны у каждого предмета.

- Сколько сторон насчитали? (Четыре)

- А теперь посчитайте углы у наших предметов?

- Сколько получили углов?

- Действительно, у всех предметов в этом магазине 4 угла и 4 стороны.

 

(На доске появляется схема              ).

- Как  называется такая форма предметов? (Квадрат)

- Как же вы назовете этот необычный магазин? (Магазин квадратных товаров)

VI. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.

  1. Путешествие в прошлое.

- Ребята, а как, не заходя в магазин,  можно узнать, что продается в магазине? (Обычно на магазинах написано «Продукты», «Хлеб» и т.д.) 

- А вот раньше, в давние - давние времена, на магазинах не было написано название. Как же люди понимали, что продается в данном магазине?

- Хотите совершить путешествие в прошлое и узнать это?

- А поможет нам в этом волшебный экран. Нам достаточно будет нажать на нужные кнопки, и мы окажемся около старинных магазинов.
- Но что это? Что случилось? Кто заметил неполадки? (Цифры видны не полностью. А видна только их часть)

- Как же нам устранить неисправность? (Нужно угадать цифры)

(Дети угадывают цифры. На экране появляется нужная цифра)

- Неполадки устранены. Нажмем на кнопочки от 1 до 5. (счет до 5)

( Играет «волшебная» музыка. Физминутка)

Все ребята дружно встали. 

Головою покачали.
Глазками все поморгали. 
Ножками потопали. 

Ручками похлопали.
Покружились,  покружились.

Вот и в прошлом очутились.

(На экране появляются старинные магазины)

- Что вы видите на магазинах? (Картинки, вывески, рисунки…)

- Действительно, раньше на некоторых магазинах  висела вывеска-картинка, глядя на которую люди сразу понимали, какой это магазин, и что в нем продается.

- Давайте попробуем угадать, что же продается в некоторых магазинах.

(На экране – вывески. Дети угадывают, что может продаваться в таком магазине)

- Ребята! На магазинах, в которые мы заходили, не было написано название. Я предлагаю вам для наших современных магазинов подобрать старинные вывески.

(На экране  -  схематичные изображения сапожка, репки и др., а также геометрические фигуры)

- Какую вывеску можно подобрать для нашего первого магазина?  (Сапожок)

- Почему?

- Какую вывеску вы  бы выбрали для второго магазина? (Репка)

- Докажите свою точку зрения.

- А какая вывеска подходит для нашего последнего магазина?  (Квадрат)

- Почему так думаете?

- Ну что ж,  нам пора возвращаться из прошлого в наше настоящее время. А для этого нам нужно будет нажать кнопки на волшебном экране в обратном порядке.

( На экране снова появляется экран.  Дети «нажимают кнопки» - обратный счет от 5 до 1. Играет музыка.)

(Изображение современных магазинов)

- Вот мы с вами и вернулись в наше время.

- Итак, для какого магазина мы выбрали вывески?

(Дети распределяют по магазинам вывески)

  1. Игра «Вывеска»

- Как вы думаете, сколько в городе может быть таких магазинов? (Много)

- Сколько нужно вывесок для этих магазинов? (Много)

- Я предлагаю вам отправиться в мастерскую и изготовить вывески для магазинов, в которых продаются только  квадратные товары.

(Дети садятся за столы. На середине каждого стола вперемешку выложены полоски двух размеров (короткие и длинные)

- Какая должна быть вывеска? (Квадрат)

- А у нас на столах только полоски. Как же нам быть? (Сконструировать квадрат из полосок)

- Сколько полосок вам нужно взять? (Четыре)

- Почему? (Потому что у квадрата 4 стороны)

(Дети самостоятельно пытаются выложить квадрат из полосок. Но получается не у всех, так как некоторые взяли полоски разных размеров)

- Кто из вас выполнил задание?

- Почему у некоторых не получилось? (Выслушиваются ответы детей)

- Квадрат – фигура непростая. В этой фигуре  таится еще один секрет.

(Детям выдаются квадраты с цветными сторонами)

- Как мы сравниваем две полоски? (Наложением)

- Наложите нижнюю сторону квадрата на верхнюю (отмечены красным цветом). 

- Что заметили? (Они одинаковые)

- Наложите правую сторону на левую (отмечены синим цветом).

- Что заметили? (Они тоже одинаковые)

- Наложите боковую сторону на верхнюю (синюю на красную). 

- Что можете сказать про эти стороны?

- Какой вывод можем сделать про стороны квадрата? (У квадрата все стороны одинаковые)

(На доске – схема)

- Теперь вам понятно, почему у некоторых не получились вывески?

- Какие полоски надо взять, чтобы построить квадрат? (Одинаковые)

(Дети повторно изготавливают вывеску – конструируют  квадрат, поменявшись полосками)

- Вот теперь ваши вывески получились правильными. И если такая вывеска появится на магазине, то любой человек буде знать, что здесь продаются квадратные товары.

  1. Возвращение в детский сад.

- Ну что ж, а нам пора возвращаться в детский сад. И я предлагаю вам пройтись пешком.

- А как называют человека, который движется по улице пешком? (Пешеход)

- Значит, мы с вами сейчас – пешеходы.

Ножки топают: топ, топ, но перед дорогой – стоп!

Ищем, ищем. Где же? Вот! «Пешеходный переход»!

Переход без светофора. Будь внимательным, мой друг:

И автобус, и машина появиться могут вдруг.

И три раза – раз, два, три: влево, вправо посмотри!

Нет автомобилей, вроде, - быстрым шагом переходим.

Быстрым шагом – не бегом, строго под прямым углом. 

VI. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ.

- В каком необычном магазине вы  сегодня побывали? (Магазин квадратных товаров)

- Почему этот магазин так называется? (Все товары квадратной формы)

- Что для  квадрата означает цифра 4? (У квадрата 4 стороны, 4 угла)

- Что означает эта схема? (Квадрат с цветными сторонами и все полоски равны)

(Что у квадрата все стороны равны)

- Понравилась вам наша прогулка?

- Что было труднее всего?

На память о сегодняшней прогулке детям предлагается выбрать для себя подарок, но он должен быть обязательно квадратной формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема: «Квадрат и прямоугольник, сходство и различие. Части суток.»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе.Тема: «Квадрат и прямоугольник, сходство и различие. Части суток.»Цель:- упражнять в умении называть и разли...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в 1 младшей группе. Тема: Геометрические фигуры: круг и квадрат

Цель: создать условия для закрепления у детей представлений о геометрических фигурах – круге и квадрате.Задачи:Образовательные:- учить узнавать, различать и находить геометрические фигуры: ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Ознакомление детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом.

Возраст воспитанников: младший дошкольный. Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цель: Знакомство детей...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с нарушением слуха на тему: «Геометрические формы: круг, квадрат, треугольник»

Данный материал содержит в себе конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с нарушением слуха на тему: "Геометрические формы: кр...