Программа « УМНИКИ И УМНИЦЫ».
учебно-методический материал по математике на тему
Развитие познавательных способностей, является сложным процессом
формирования восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления
( из наглядно – действенного в наглядно – образное, а затем в логическое ).
Способствует познавательно – речевому развитию, возникновению
устойчивого познавательного интереса, направленно на достижение
интеллектуального развития.
Развитие познания – процесс накопления разнообразных знаний и
умений: овладение речью, формирование интеллектуальных способностей,
развитие произвольности и познавательной активности, развитие мелкой
моторики, формирование мотивации к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy_2_red.docx | 38.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 станица Должанская муниципальное образование Ейский район.
Автор: воспитатель Жеребцова Ирина Павловна.
МДОУ ДС КВ №12 ст. Должанская МО Ейский район Краснодарский край
«Приступая к занятию, помните, что интерес
взрослого – большой подарок детям».
Вячеслав Букатов.
Программа « УМНИКИ И УМНИЦЫ».
Пояснительная записка.
Развитие познавательных способностей, является сложным процессом
формирования восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления
( из наглядно – действенного в наглядно – образное, а затем в логическое ).
Способствует познавательно – речевому развитию, возникновению
устойчивого познавательного интереса, направленно на достижение
интеллектуального развития.
Развитие познания – процесс накопления разнообразных знаний и
умений: овладение речью, формирование интеллектуальных способностей,
развитие произвольности и познавательной активности, развитие мелкой
моторики, формирование мотивации к школьному обучению.
Развитие познавательных способностей имеет особое значение для
подготовки детей к обучению в школе. Важно не только то, какими
знаниями владеет ребенок, но и то, может ли он применять полученные
знания, то есть: умеет рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные
выводы, работать с конструктором, с модулями, моделями, схемами,
пиктограммами и т.д.
Своеобразие моей технологии состоит в использовании синтеза
игр различной мотивации и классификации, синтеза разнообразных
методов и приемов, обеспечивающих амплификацию и направленных
на развитие познавательных способностей. Это позволяет сделать
образовательный процесс более деятельным, насыщенным, творческим,
а значит, инновационным.
Актуальность заключается в непрерывном способе воспитания и
обучения, доступности и последовательности поисковой деятельности
в процессе игры, в непринужденном усвоении учебного материала,
закреплении знаний и применения их в жизни.
Развивающий характер такой деятельности позволяет формировать
устойчивый интерес к познанию, любознательность, инициативность,
самостоятельность.
Принципы построения программы:
- Принцип единства целей, задач, содержания методов и приемов
организационных форм.
- Принцип интеграции образовательных областей.
- Принцип интеграции игровых методов.
Программа включает в себя:
- Теоретический блок:
- Условия.
- Теоретические основы развития познавательных способностей.
Задачи, методы и приемы, рекомендации, игры и упражнения..
- Развивающая среда.
- Методы диагностики.
- Практический блок:
- Организованная образовательная деятельность, конспекты.
- Наглядный, дидактический материал.
- Работа с педагогами и родителями.
- Контрольно – оценочный (мониторинг).
- Оценка эффективности программы.
- Методическое обеспечение.
Считаю целесообразным выделить несколько важных условий,
необходимых в процессе формирования познания в дошкольном возрасте:
- образование должно обеспечить качество Закон РФ « Об образовании»:
Статья 2, пункт 6.;
- обучение должно нести в себе деятельный характер, что соответствует ФГОС:
- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- использование разнообразных средств дошкольной дидактики;
- обогащение видов детской деятельности, т.е. обеспечить принцип амплификации;
- включить социальный статус семьи в единое образовательное сообщество:
- тактика общения – тактика сотрудничества заинтересованных сторон –
ребенка и взрослого;
- инициировать процесс познания, поддерживать интерес и активность;
- обеспечить детей деятельностью: исследовательской, поисковой,
предметной , позволяющей детям приобретать опыт и применять свои
знания;
- использовать вариативные формы организации познавательной
деятельности, разнообразить повседневную жизнь, организовать мобильную
развивающую предметную среду.
Среда служит главным условием реализации целей и задач программы, помогает правильно ориентироваться на индивидуальные интересы детей и возможности, на природную потребность познавать, действовать, быть. Мои воспитанники, жители мира детства, - маленькие труженики и первооткрыватели. Живут в своем времени и пространстве. Они неизбежно талантливы, изобретательны. Поэтому в нашей группе обучение строится на основе деятельности, поддерживается активный курс на создание единой зоны развития ребенка. Это направление выбрано для того, чтобы ребенок мог раскрыться как личность, выдвинуть свои инициативы. В планировании своей работы, я опираюсь на достижения и успехи детей. Подкрепляю в них чувство уверенности в своих силах путем создания атмосферы социального и эмоционального комфорта.
В группе создана соответствующая всем педагогическим принципам вариативная и мобильная предметная среда, позволяющая детям сделать самостоятельный и осознанный выбор. Она представлена маленькими островками – центрами активности, это маленькая творческая лаборатория, в которой стимулируют познание закономерностей и просто веселых действий. Среда представлена центрами: речевой деятельности; познавательно – исследовательский; патриотического воспитания, игровой; двигательной активности; детского творчества; театральный; строительный; музыкальный; художественного творчества; природы; Краеведения, сенсорного развития; речевого и креативного развития; коррекционного развития.
Главное условие работы центра – активное участие детей. Среда мобильна. Каждый день работают практически все центры, их количество ориентировано только на потребности и интересы детей. Есть такие, которые не закрываются никогда, меняется их очередность, насыщенность сюжетом и оборудованием, зависящим от тематики и поставленным техническим и педагогическим целям( центр воды и песка, познания, сюжетно – ролевой игры, дорожного движения).Выбор всегда остается за детьми.
Я рассматриваю детское самостоятельное исследование как эффективную форму обучения, в процессе которой ребенок приобретает осмысленные и личностные знания, умения и навыки. Традиционные рамки опытно-экспериментальной работы значительно расширены. Они затрагивают разные стороны жизни: социальные, научные, технические и др. Практическую деятельность строю на формировании интереса, с помощью которого происходит мобилизация внутренних познавательных и интеллектуальных ресурсов личности.
Развивающая среда рассматривается « центром Вселенной» детской деятельности. В такой среде дети чувствуют себя уверенно и комфортно, они активны и конструктивно деятельны, способны передавать друг другу игровой и учебный опыт, помогают друг другу развиваться в социальном и интеллектуальном плане, умеют организовать себя и других, согласовывая свои желания и действия, находят компромиссы.
Информацию об интересах и потребностях детей я получаю из наблюдений за детьми и бесед с их родителями. Полученная информация становится основой для определенных приоритетных целей развития, позволяет мне: 1) планировать цели и задачи, 2) искать способы их реализации, 3) организовывать активную деятельность, направленную на обеспечение качества образования, 4) повышать педагогическую компетентность родителей, 5) использовать нетрадиционные формы общения с родителями: информационно-аналитические, наглядно-информационные, ознакомительные, просветительские, досуговые и познавательные. Роль воспитателя заключается в организации такой среды, которая предполагает возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта. Педагогам необходимо провести определенную работу с родителями по вопросу организации предметно – развивающей среды дома. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность. Что позволит сделать процесс развития познавательных способностей непрерывным.
Планирование работы по формированию элементарных математических
представлений.
Цель: формирование познавательных способностей.
Тема. | Содержание: дидактические игры и упражнения. | Организация развивающей среды: дидактические игры и упражнения. |
Число и цифра1. | « Кто знает, пусть считает дальше». « Что общего и чем отличается». « Хитрые вопросы». « Найди лишний предмет». « Незаконченный рисунок». « Фотограф». | « Назови цифру». « Разрезные картинки». Коммуникация: веселые стихи, пословицы и поговорки. |
Число 2, цифра 2. | « На что похоже?» « Воздушные шары». « Пляшущие человечки». Сказка « В лесу». Цель: состав числа 2. « Будь внимательным». | « Когда это бывает?» « Скажи сколько». « Найди, чем похожи». «Незаконченный рисунок». Коммуникация: веселые стихи, пословицы и поговорки. |
Число и цифра 3. | « Чудесный мешочек». « Найди свой домик». « Будь внимательным». « Правильно посчитай». « На что похоже?» « Сделай также». | « Времена года». « Подбери ключик к замочку». « Назови три предмета». « Назови три круглых предмета». Сюжетно – ролевая игра « Больница». Коммуникация: считалки, загадки, чтение « Три поросенка», С. Топелиус « Три ржаных колоска». |
Брейн –Ринг. Цифра 4. | Загадки. « Найди пару». Логические задачи. « Будь внимательным». Считалка. « Скажи сколько». « Какой цифры не стало?» « Незаконченный рисунок». « Преобразование фигур». | « Путаница». « Четвертый лишний». « Где звучит?» Сюжетно – ролевая игра « Семья». |
Число 5. Цифра 5. | « Назови предмет». « Путаница». « Художник». « Буратино». Считалка. « Домино». « Нарисуй недостающий предмет». | « Скажи, чего больше?» « Сосчитай и подбери цифру». « Сравни фигуры». « Посчитай обратно». |
Знаки «≤ и ≥». | « Назови фигуру». « Какая цифра живет в домике?» Игры с бумагой. Оригами. | « Найди одинаковые фигуры». « Найди пару». « Чего больше?» |
Размерные отношения. | « Посчитай и скажи». « Рисунки». « Цифры». « Цветные полоски». « Скажи сколько?» « Живая неделя». | « Назови сколько?» Викторина « Будь внимательным». « Чем отличаются?» « Бывает, не бывает». « Скажи наоборот». |
Знак «+». | « Назови признак». « Скажи сколько?» « Найди пару». Загадки. « Реши задачу». Чтение художественной литературы. Работа с схемой. « Назови соседей». « Составь фигуру». | Составь задачу и реши. « Сколько стало?» « Найди правильный ответ». « Поставь нужную цифру». « Назови знак» (правила дорожного движения). |
Число 6. | Загадка. « Дай ответ на вопрос». « Подарим подарки». « Сделай также». | « Считай не ошибись». « Найди ошибку». « Лабиринты». Измерение условной мерой. |
Число и цифра 6. | « Добавь словечко». Чистоговорки. « Кто оставил следы?» « Цветные полоски». « На что похоже?» « Маляр». « Волшебные шнурки». « Не промочи ноги». « Какой цифры не стало?» « Путаница». « Колумбово яйцо». | « Где спряталась цифра?» « Геометрическая мозаика». Сюжетно – ролевая игра « Детский сад». « Ребусы». « Было, есть, будет». |
Число и цифра 7. | « Когда это бывает?» « Хитрые вопросы». « Назови три предмета». « Геометрическое лото». Психогимнастика « Колобок». « На что похожа цифра?» « Посчитай и скажи». « Волшебники» по типу « Оживи фигуру». | « Живая неделя». « Составь рисунок». « Путаница» - фигуры. « Сравни фигуры». Коммуникация: чтение « Белоснежка и семь гномов», « Дни недели». |
Знак «- « | « Добавь словечко». « Дополни предложение». « Сделай, как я скажу». « Соседи числа». « Разные истории». Чтение художественной литературы. Работа с схемой. « Лабиринт». | « Назови знак». « Зарисуй задачу». « Поставь правильный знак». « Обведи по указанию». « Закрась лишнее». « Положи туда, куда скажу». |
Число 8. Цифра 8. | Беседа. Сказка « Репка». « Повтори за мной». «На что похожа цифра?» « Чем похожи?» « Путаница». «Найди лишнюю фигуру». | Игры с палочками. « Путаница» ( предметы). « Расставь по порядку». « Доскажи словечко». Проект « Улица, на которой я живу». |
Школа снеговиков. | Беседа. Сказка « Колобок». « Я – снежинка». « Посчитай и скажи». « Реши задачи». « Назови соседей». | Драматизация « Колобок». Наблюдение за снегопадом. Рассматривание снежинок. « Назови цифру». « Незаконченный рисунок». « О чем так говорят?» (величина). |
Измерение условной мерой. | Артикуляционная гимнастика. « Хитрые вопросы». « Чья? Чьи? Чей?» Измерение. « Соседи числа». « Какой предмет потерялся?» | Работа с картой, схемами. « Сравни количество предметов». « Путаница» (фигуры). « Какая фигура лишняя?» |
Число 0. Цифра 0. | « Чем похожи и чем отличаются?» « Животные». « Где стоит фигура?» « На что похожа цифра?» « Реши задачу». « Расставь точки». | « Чего не бывает?» « Сравни предметы». « Найди одинаковые предметы, фигуры». Пиктограммы. « Что будет, если…» |
Число 10. Цифра 10. | Считалка. Логические загадки. « Посчитай и скажи». Чтение художественной литературы. Обсуждение пословицы. « Где спряталась цифра?» « Что изменилось?» « Оживи фигуру». | « Считай не ошибись». « Постройтесь по порядку». « Посчитай обратно». « Найди похожий по форме». « Назови столько же». Сюжетно – ролевая игра « Школа». Коммуникация: чтение и Заучивание С. Маршак « Круглый год». |
Проект « Число 2, цифра 2» - пример.
Тип проекта: познавательно – речевой.
Вид проекта: образовательная область « Познавательное развитие», формирование элементарных математических представлений.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Возраст детей: старший дошкольный.
Цель: развитие познавательных способностей.
Задачи проекта. Совершенствовать навык счета. Познакомить с
образованием числа 2, дать определение пара. Закрепить графический
рисунок цифры 1. Закрепить пространственные отношения: слева, справа.
Развивать умение анализировать, координацию движений.
Методы и приемы: объяснение, показ, рассказ, вопросы, сравнение, ИКТ,
обрисовка, поощрение, педагогическая оценка деятельности детей.
Материал.
Демонстрационный: цветные листочки 10 штук, карточки к игре «На что
похоже?», карточки, слайды к игровому упражнению «Пляшущие
человечки», воздушные шары 3 штуки: большой красный, меньший
желтый, маленький зеленый, плоскостные модели, слайды к сказке:
2 елочки, 2 грибочка, 2 тучки, одно солнышко, карточка с большой цифрой 2;
раздаточный: карточки с цифрами 1 и 2, объемная цифра 2, вырезанная из
пластика, счетный материал, небольшое количество воды в пиалах.
Этапы реализации проекта.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. | Введение в игровую ситуацию. Загадка. | |
2. | Динамическая пауза « Листики осенние». « На что похоже?» « Воздушные шары». « Пляшущие человечки». Сказка « В лесу». Цель: состав числа 2. Пальчиковая гимнастика « Две сестрицы». « Будь внимательным». Считалка. | Деятельность детей в рамках реализации проекта. |
3. | Поддерживать проявление инициативы. Индивидуальная работа. | Развитие познавательных способностей. |
4. | Оценка деятельности детей. Итог | Рефлнксия, анализ собственной деятельности. |
5. | Организация предметной развивающей среды для самостоятельной деятельности. | Центр познания. « Когда это бывает?» « Скажи сколько». « Найди, чем похожи». « Незаконченный рисунок». Коммуникация: веселые стихи, пословицы и поговорки. |
2.2. Материал в программе представлен дидактическим материалом, приложение
2.3. Родительское собрание.
Тема. На пороге школы.
ПРОЕКТ. Конференция.
Тема. Старший дошкольник – будущий первоклассник .
1 этап – подготовительный.
2 этап – основной.
3 этап – заключительный.
Этапы | Работа с родителями | Работа с детьми |
1. | 1.Введение в тему. 2. Анкетирование « Скоро в школу». 3. Консультация « Модель выпускника». 4. День открытых дверей. Цель: вовлечь родителей в единое образовательное пространство. | 1. Интервьюирование « Я хочу в школу, потому…». 2. Беседа « Моя семья». 3. Художественное творчество. Рисование « Моя семья». |
2. |
Цель: организация образовательной деятельности. 2.Готовность к обучению в школе: - физическая; - эмоциональная, психическая; - школьная. 3. Коммуникативная игра «Ласковые слова». 4. Консультация « На пороге нового социального статуса». 5. Критерии успешности. 6. Анализ рисунков детей. Тема. Моя семья». |
« Ласковые слова».
« Что? Где? Когда?». |
3. | Результаты анкетирования. | Результаты интервьюирования. |
Консультации, всеобуч:
- Скоро в школу.
- Как подготовить ребенка к школе?
- Мудрые советы.
- Советы родителям будущих первоклассников.
- Нелегки первые шаги.
4.Оценка эффективности реализации программы:
!- Развитие речи, активизация словаря.
!- Развитие интеллектуальных способностей.
!- Развитие произвольности, ребенок действует в соответствии с принятым
намерением.
!- Развитие познавательной активности.
!- Развитие мелкой моторики.
!-Деятельность приобретает осознанный, целенаправленный характер.
!- Формирование внутренней позиции школьника.
Логические задачи, пословицы, психогимнастики, народные приметы, стихи,
загадки позволяют разнообразить образовательную деятельность, снять
утомление, а главное – дети узнают что –то новое, задумываются, учатся
сравнивать, обобщать, делать умозаключения.
Физкультминутки, динамические паузы, считалки, чистоговорки, пальчиковые
гимнастики способствуют развитию речевой и двигательной активности,
служат средством закрепления математических знаний.
Таким образом, использование синтеза разнообразных методов и приемов,
направленных на развитие познавательных способностей и формирование
устойчивого интереса к познанию, позволяет каждому ребенку приобрести
свой практический опыт, проявить свою индивидуальность, компетентность.
Что позволяет добиться высоких результатов в освоении программного
материала, формирования самоконтроля и саморегуляции в умении
подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
5.Методическое обеспечение.
1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. –
М.: Айрис-пресс, 2005.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА –
СИНТЕЗ, 2010.
3. Волина В. В. Праздник Букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
4. Волина В.В. Праздник числа ( Занимательная математика для детей):
Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994.
5. Департамент образования и науки администрации Краснодарского края.
Формирование предметно – развивающей среды в дошкольном
образовательном учреждении. Краснодар, 2000.
6.Ерофеева Т. Н. и др. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя
дет. сада/Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М.: Просвещение,
1992.
7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/Л. А. Венгер, О. М.
Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М.
Дьяченко.- М.: Просвещение, 1989.
8.Колесникова Е. В. Математика для детей 6 – 7 лет: Методическое пособие
к рабочей тетради ( изд.2-е, доп. и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2007.
9.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников:
Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.
10.Мулько И. Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5 – 7 лет:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
11.Недоспасова В. А. Растем играя: Сред. и ст. дошк. возраст: Пособие для
воспитателей и родителей/В. А. Недоспасова. – М.: Просвещение, 2002.
12.Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный
возраст. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2010.
13.Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на
занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2006.
14.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро-
вой, Т. М. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
20011.
15.Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз – ступенька, два ступенька…
Практический курс математики для дошкольников. Методические
рекомендации. Изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2006.
16.Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных
математических представлений в подготовительной к школе группе детского
сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
17. Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения
младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха:
Учебно – метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
18.Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет /
Художники Е. А. Афоничева, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития,
2000.
19.Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников
/Художник В. Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Умники и умницы"
В ходе работы кружка у детей воспитывается познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерной для каж...
Дополнительная общеразвивающая программа "Умники и умницы" (ТРИЗ - технология)
Дополнительная общеразвивающая программа "Умники и умницы" составлена на основе адаптированной к дошкольному возрасту ТРИЗ - технологии, позволяющей воспитывать и обучать ребенка под девизом "Тв...
Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу "Умники и умницы"
Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу "Умники и умницы"...
ПРОГРАММА «Умники и умницы» по обучению детей игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная программа «Умники и умницы" по обучению детей игре в шахматы разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Данна...
Дополнительная общеобразовательная программа «Умники и умницы»
Направленность программы – социально-педагогическая. Программа «Умники и умницы» ознакомительного уровня, направлена на развитие познавательных способностей дошкольников....
Программа "Умники и умницы"
Программа для дошкольников по развитию навыков обучения...
Дополнительная программа "Умники и умницы"
Развивать мелкую моторику...