Образовательная программа "Умники и умницы"
рабочая программа на тему

Барышева Татьяна Михайловна

В ходе работы кружка у детей воспитывается познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерной для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_umni.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Грязовецкого муниципального района Вологодской области "Центр развития ребёнка - детский сад № 3"

         

Образовательная программа

по развитию логического мышления

«Умники и умницы»

для детей среднего дошкольного возраста

                                                             

                                              воспитатель:

          Барышева Татьяна Михайловна

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - важный этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми, время для активного развития интеллектуальной сферы ребенка. В 4-5 лет дошкольник играет в «Дочки- матери», «Школу», «Магазин», где изображает отношения между взрослыми. Он с большим интересом рассматривает картинки, рисует, лепит. У ребенка формируется наглядно- образное мышление. В дальнейшем развитое образное мышление подводит к его воротам логики. Ребенок учится рассуждать, анализировать, самостоятельно делать выводы, устанавливать простые закономерности.

      В ходе работы кружка у детей воспитывается познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывают интерес у детей. Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знаний из области математики. Ребенок учится выполнять различные действия, у него развивается память, логическое мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия. Самое главное – это привить ребенку любовь к познанию, создать ситуацию успеха, помочь поверить в свои силы.

Цель программы - Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений.

Задачи: 

1.Образовательные

- обучать  детей операциям: анализа – синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «не»,  классификации,  упорядоченности действий, ориентировке в пространстве.

- выделять существенные признаки предмета, внешние признаки: цвет, форма, размер.

- выделять свойства предметов, находить обладающих ими  и нет предметы.

- сопоставлять и различать часть и целое.

-строить логическую цепочку.

-самостоятельно находить правильный ответ.

2

2. Развивающие

-  развивать  речь (умение рассуждать, доказывать), произвольность внимания, познавательный интерес, творческое воображение, внимание, память, зрительное восприятие.

- развивать мелкую  моторику рук.

3.Воспитательные

- воспитывать коммуникативные  навыки, самостоятельность, усидчивость,  стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам, чувство ответственности, навыки аккуратного обращения с наглядным материалом.

Условия реализации образовательной программы:

Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения на 72 часа в год для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Занятия проводятся по группам 2 раза в неделю.

  Ожидаемые результаты и способы их проверки.

         Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

        Выполняя задания кружка «Умники и умницы» ребенок научится сравнивать предметы между собой, классифицировать предметы и явления, называть группы предметов одним словом, находить лишний предмет, устанавливать простые закономерности, работать по аналогии, находить противоположности, строить логические цепочки, решать логические задачи. Кроме того, выполнение заданий способствует развитию внимания, речи, познавательной активности, творческого мышления дошкольника и расширению его кругозора.

Критерии оценки результата обучения:

Образовательная программа содержит 2 уровня контроля: промежуточный и итоговый.

Контроль над уровнем знаний позволяет отследить объем и качество пройденного материала.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Принципы программы: 

  1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному », в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
  2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
  3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников) ;
  5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач,  на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области интеллектуального развития.

Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.

Формы занятий:

                                                                 

- игра

- игра- развлечение

- соревнование

- работа с пособием

- развивающие прописи

- турниры знатоков

- игра- занятие

- игра- путешествие

- сюжетно- ролевая игра

- головоломки

- практические задания

- беседа

- упражнения

-отгадывание загадок

-пальчиковые игры

-математический праздник.

Материальное обеспечение программы.

Индивидуальные тетради на каждого ребенка, развивающие прописи, развивающие игры Воскобовича, набор картинок, игр, схем,  кубики с ответами на задания, дидактические игры с логическими заданиями, блоки Дьенеша, Логическая  мозайка, палочки Кюизенера, Кростики» (комплект игр к цветным счетным палочкам Кюизенера)

Учебно-тематический план

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

1

Загадки по теме:  

2

2

2

Игры- лабиринты

2

2

3

Игра

21

21

4

Работа с пособием

3

3

5

Развивающие  задания

2

2

6

Развивающие прописи

4

4

7

Игра- развлечение

2

2

8

Турниры знатоков

1

1

9

Сюжетно- ролевая игра

1

1

10

Логические упражнения, задания

11

11

11

Логические задачи

2

2

12

Головоломки

1

1

13

Работа по картинкам

2

2

14

Соревнования смекалистых

1

1

15

Числовые цепочки

2

2

16

Практические задания

3

3

17

Задачи- сказки

2

2

18

Игра- путешествие

2

2

19

Составление задач

1

1

20

Математический праздник

1

1

21

Работа со счетными палочками

1

1

22

Графические задачи

2

2

23

Занимательные задачи, вопросы

2

2

24

Итоговое занятие

1

1

Содержание программы.

п/п

Темы занятий

Количество часов

1

«Встреча в городе загадок» (форма, цвет)

1

2

«Встреча в городе загадок» (величина, размер)

1

3

Лабиринтовые игры

2

  4

Логический поезд

2

5

Числовые цепочки «Помогите кузнечику»

1

6

Числовые цепочки «Кто быстрее найдет?»

1

7

Работа со счетными  палочками

«Рисуем палочками»  «Палочки — конструктор»

«Логические цепочки»

1

8

Работа с пособием «Логика» (сравниваем)

1

9

Работа с пособием «Логика» (объединяем)

1

10

Работа с пособием «Логика» (выбираем, раскрашиваем)

1

11

«Обучалочка»  (развивающие задания)

2

12

Развивающие прописи «Наблюдаем и сравниваем»

Работа с прописью: игралочка с веревочками, Соображалка, игралочка с мячом, «доскажи словечко», «изобрази походку бегемотика», «Обведи указательным пальцем правой(левой руки), загадки, «Рассмотри  картинки. Доскажи словечко»

2

13

Игры со строительным материалом:

«Собери  по замыслу, по условиям,

 по предложенной теме».

2

14

Игра- развлечение «В гостях у Петрушки»

1

15

Турниры знатоков

1

16

Развивающие прописи  «Играем и рассказываем»

Работа по картинкам, «Найди каждой фигурке животного ее место. Расскажи, кто что делает», Игра «Воробьи и собака», «Разыгрываем диалог», Игра «Кот и цыплята», «Рассмотри картинки и закончи фразы»,

2

17

Дидактические игры.

Игры с цифрами и числами

Игры путешествие во времени

Игры на ориентирование в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление

5

18

Игра «Да- нетка»

1

19

Сюжетно- ролевая игра «Магазин»

1

20

Игры с блоками  Дьенеша «Автотрасса (построй дорожку)»   «Раздели блоки» «Поиск затонувшего клада»  «Вместе весело играть»  «Магазин»  «Цепочка»

 «Второй ряд»  «Домино»  «На свое место»

«Найди все такие фигуры,как  (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме)

«Раздели фигуры»   «Кто быстрее соберет блоки»  «Поручения»

3

21

Игра- путешествие «Путешествие с Микки-Маусом в волшебную страну»

1

22

Математический праздник (с использованием логических блоков Дьенеша)

1

23

«Кольца Луллия» (упражнения) «Необычные вещи» «Новая сказка»  «Необычное место»  «Загадочные кольца»

2

24

Головоломки  «Чего больше на картинке?»

«Найдите кусочек» Головоломки с палочками

1

25

«Рассуждаем- отвечаем» (работа по картинкам)

2

26

Игры и упражнения  с палочками  Кюизенера  «Кростики»

(комплект игр к цветным счетным палочкам Кюизенера)

3

27

Соревнования смекалистых «Кто быстрее»

1

28

Развивающие игры Воскобовича

 «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра»,

«Домино», «Планета умножения»,

серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки»,  «Геоконт» ,

«Квадрат Воскобовича», «Складушки»,

«Цветовые часы»

1

29

Перфокарты  «Разложи предметы по мешочкам»

«Раскрась окошечки по заданию»

«Где, чьи детки?» «Где, чей хвост?»

«Соедини часть и целое» «Хорошо-плохо»

«Дикие домашние животные»

«Чье лакомство?» (упражнения)

2

30

Игры «Домино», «Пазлы», «Мозайки»

4

31

Графические задачи

2

32

Занимательные вопросы, развивающие логику

1

33

Закрепление пройденного материала через игры.

2

34

Развлечение «математические ступеньки»

1

Занимательные задачи

1

35

«Рисуй, играй, смекай» (практические задания)

«Проведи линии по точкам, по рисунку», «Обведи следы», «Заштрихуй фигурки», «Раскрась яблоки в соответствии со значками», «Раскрась только овальные шарики», «Дорисуй картинки», «Найди одинаковые фигуры», «Найди героев сказок», «Раскрась одинаковые фигурки одним цветом», «Назови одним словом и раскрась».

1

36

Логическая  мозайка (задания, упражнения)

«Догадайся и сделай», «Такие разные мосты», «Цветок для жирафа», «Дорожки для животных», «Что посередине», «Волшебный лес», «Цветы на клумбе», «Включи в группу», «Четвертый лишний», «Поиск недостающих», «Зеркало», «Думай»

1

37

Задачи- сказки

3

38

Компьютер «Понарошка»

4

39

Игра «Составь картинку»

2

40

Логические задачи

3

41

Составляем задачи сами

1

42

Игра- путешествие «Путешествие по стране Математике»

2

43

Итоговое занятие

1

44

1

45

1

46

Содержание программы.

.

12

Головоломки

1

13

Работа по картинкам

2

14

Соревнования смекалистых

1

15

Числовые цепочки

2

16

Практические задания

3

17

Задачи- сказки

2

18

Игра- путешествие

2

19

Составление задач

1

20

Математический праздник

1

21

Работа со счетными палочками

1

22

Графические задачи

2

23

Занимательные задачи, вопросы

2

24

Итоговое занятие

1

                

Список используемой литературы

1. Е. Черенкова «Развиваем логику и мышление».

2.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М.: Просвещение,1990.

3. «Занимательная математика»,авторы-составители: Г.П.Попова,В.И. Усачева.

4. «Учимся думать, играя», автор- составитель О.К. Никифорова.

5. «Игровая деятельность на занятиях по математике», автор- составитель Федосеева П.Г.

6.«Рисуй, играй, смекай», авторы- составители Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности (Познание). Тема"Умники и умницы"

В конспекте представлены материалы по ФЭМП для закрепления пройденного  материала в подготовительной группе в конце учебного года...

Непосредственная образовательная деятельность. Образовательная область «Познание». Старшая группа. «Умники и умницы»

Непосредственная образовательная деятельность. Образовательная область «Познание». Старшая группа.«Умники и умницы» Цель:Закрепить знания, умения,  навыки детей в математике, обучению грамот...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....

Совместная организованная образовательная деятельность Страна «Умников и умниц»

1.    Королева страны «Умников и умниц» приглашает детей в гости....

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Юные умники и умницы». Старшая группа.

Данный конспект ОД разработан для детей 5 - 6 лет группы общеразвивающей направленности.Цели: развивать фонематический слух детей; формировать умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом ...