Программа по интеллектуально - творческому развитию детей старшего дошкольного возраста "Умный малыш"
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему
Программа рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с игровой технологией интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Реализация данной программы проходит во время совместной деятельность взрослого и детей при организации образовательной деятельности. Разработано перспективное планирование, включающее в себя 33 образовательных ситуации. Образовательная деятельность проводится по подгруппам, продолжительностью 30 минут.
Программа состоит из постоянно усложняющихся развивающих игр и познавательных заданий. Особенностью является связь образного восприятия с логическим мышлением. Игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию, обобщение и понимание математических терминов. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интегративно осуществляется математическая подготовка, ознакомление с окружающим миром, развиваются речь, изобразительное умение, что способствует творческому развитию личности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_umnyy_malysh.docx | 57.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 г.Вельска»
структурное подразделение «Детский сад № 27 «Солнышко»
Программа
по интеллектуально - творческому развитию дошкольников
«Умный малыш».
Автор (составитель):
старший воспитатель
Саутина Елена Владимировна
высшая квалификационная категория
Содержание.
Пояснительная записка ……………………………………………………………………… 3
Актуальность……………………………………………………………………………………….. 5
Особенности развития интеллектуально-творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста……………………………………………… 5
Цель и задачи программы……………………………………………………………………7
Содержание …………………………………………………………………………………………9
Прогнозируемые результаты…………………………………………………………….13
Календарно – тематический план …………………………………………………….14
Диагностические задания ………………………………………………………………...19
Заключение ………………………………………………………………………………………..21
Список литературы …………………………………………………………………………….22
“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В.А. Сухомлинский.
Пояснительная записка.
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей создана программа интеллектуального развития детей дошкольного возраста «Умка».
Настоящая программа «Умка», имеющая познавательную направленность, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, составлена с учётом особенностей современной системы образования, психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с примерной основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой. Особенность данной программы состоит в том, чтобы она ориентирована на интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях. Так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности – игре. В процессе игры развиваются: планирование, умение анализировать результаты, воображение и др. Основная особенность развивающих игр определена их названием: это игры обучающие и развивающие. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяют перестроить образовательную деятельность: перейти от обычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.
Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу игр, разработанных и произведенных центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге. Разработанные В.В.Воскобовичем развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, игровой материал и правила. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребёнка в «необыденный» мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Это порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.
Развивающие игры В.В. Воскобовича способствуют:
- Эффективному развитию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре ребёнок получает какой–то «предметный» результат.
- Творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребёнка, создаёт условия для его личностного развития.
- Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: Так, увлекательное игровое действие побуждает детей многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущегося автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
- Социально – нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познавание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое отношение к товариществу, учиться быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.
- Художественному воспитанию – совершая какое - либо действие, ребенок думает насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.
Оригинальность и самобытность игр, с которыми дети знакомятся в дошкольных группах, заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интересует его, мобилизует внимание, и незаметно втягивает в процесс “думания” над задачей. Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четких, последовательных действий: анализа содержания, осознания цели, поиска средств, способов путей ее выполнения, планирования и получения результата. Происходит задействование психических процессов (восприятие, память, мышление). А также качеств личности (целеустремленность, самостоятельность, усидчивость). Много вариантность и разные степени сложности заданий одной игры позволяет использовать их, как на занятии, так и в индивидуальной работе с детьми. Импонирует наличие сказочного образа в играх, для детей это является одним из стимулов выполнения задания. Важна, на мой взгляд, возможность создания плоскостных и объемных изображений, создания схем. Проявления творчества в придумывании заданий и приключений сказочных персонажей, позволяет развивать речь, обучать составлению диалогов, умению логически завершать задание.
Включение в воспитательно–образовательный процесс развивающих игр предоставляет возможность для творческой деятельности и самореализации личности, способствует активному вовлечению в учебный процесс и достижению высоких результатов в интеллектуальном развитии детей.
Актуальность программы.
Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики и психологии единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие образовательные и воспитательные функции. Игра – важнейший вид детской деятельности. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Образовательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр. А содержание игр должно ориентироваться на личность ребёнка и его взаимоотношения с другими детьми.
Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу воспитательной работы в старшей группе, в первую очередь, должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.
Развивающие игры В.В. Воскобовича способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Развивающие игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности.
Особенности развития интеллектуально - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Процесс развития ребёнка во многом уникален. Врачи, физиологи, психологи сравнительно хорошо изучили особенности развития ребёнка старшего дошкольного возраста. Его функциональное развитие и состояние здоровья являются факторами, во многом определяющими успешность дальнейшего обучения в школе. Но нужно не только знать состояние на данный момент – важно понимать, как шло развитие, каков исходный уровень, с которым придёт ребёнок в школу, и как он должен развиваться дальше: ведь старший дошкольный возраст только ступенька в непрерывной лестнице развития.
Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка, возраст первоначального фактического складывания личности. У ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные нормы поведения.
В возрасте 5,5-7 лет отмечается противоречие между низким уровнем интеллектуальных возможностей ребенка и высоким уровнем его познавательных потребностей. В этом возрасте завершается формирование первичных этических взглядов, наблюдается преобладание обдуманных действий над импульсивными. Формируются такие качества личности как настойчивость и умение преодолевать трудности. Возникает чувство долга по отношению к другим людям.
Ребёнок 5,5 – 7 лет осведомлён о предметах и явлениях окружающего мира, проявляют любознательность и пытливость, заинтересован в получении новой информации. Для детей этого возраста наиболее характерно наглядно – образное мышление, являющееся предпосылкой для словесно – логического мышления. Речевое развитие характеризуется хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов). Зрительно – пространственное восприятие имеет достаточно высокий уровень развития. Развитие зрительно – моторной координации позволяет детям 5,5 – 7 лет координировать свои движения, рисовать линии, простые предметы, хотя для этого возраста и характерно слабое развитие моторики мелких мышц рук.
Дети старшего дошкольного возраста с интересом играют, учатся, рисуют, трудятся, фантазируют. В этом возрасте у детей увеличивается объём памяти. Они способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость невелика. Однотипной деятельностью (лепка, рисование, слушание) ребёнок 5 – 6 лет может заниматься 5 – 8 минут, ребёнок 6 – 7 лет не более 10-12 минут. При этом дети этого возраста ещё не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на другой. За одно занятие ребёнок может переключать внимание на новый вид деятельности два – три раза. У детей 5,5-7 лет преобладает непроизвольное запоминание, проявляется способность к произвольным действиям. Одновременно ребёнок не может воспринимать более двух объектов. Таким образом, дети 5,5 -7 лет испытывают затруднения при статических нагрузках, ограничениях двигательного режима, быстром переключении с одного вида деятельности на другой, восприятии более двух объектов одновременно. Умственное развитие ребёнка идёт параллельно с физическим и чувственным.
Ребёнок 5,5 -7 лет восприимчив к новому. Его отличает своеобразие воображения и чувств, то есть он расположен к развитию творчества.
Воображение – фантазия, психическая деятельность человека, - важнейшая сторона нашей жизни. Если бы мы не обладали фантазией, то лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых писателями и изобретений конструкторов. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Основная задача воображения – представление ожидаемого результата до го реального осуществления. С помощью воображения формируются образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Другая функция воображения связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. Именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Таким образом, полноценное развитие интеллекта возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируются стандартные социокультурные навыки и развиваются творческие способности.
Цель программы.
Развивать интеллектуально - творческие способности детей дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В. Воскобовича.
Задачи.
Обучающие:
- Способствовать развитию познавательной активности, стремлению самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в различных видах деятельности.
- Способствовать освоению линий познания: последовательного перехода от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями.
- Формировать способы познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей).
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.
- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшим умозаключения.
- Развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
- Вырабатывать умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
- Воспитывать понятие о дружбе, взаимовыручке.
Педагогические принципы реализации программы
При реализации программы учитываются следующие принципы:
- принцип научности – направлен на формирование у воспитанников умений и навыков, способствует развитию их познавательной активности, усвоению новых терминов и понятий.
- связь теории с практикой – те знания, которые дети получают на занятиях, воплощаются в практической деятельности.
- принцип обучения и воспитания детей в коллективе – воспитывается и развивается чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи.
- принцип последовательности и систематичности – направлен на развитие компетентности детей в данном виде творчества.
- принцип доступности – деятельность в коллективе строится на основе реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен.
- принцип наглядности – обеспечивается применением разнообразных образцов, их иллюстраций, использованием наглядного материала.
Теоретическая новизна программы заключается в следующем:
- Единство образовательного и воспитательного процесса.
- Выявление и развитие способностей каждого ребенка.
- Формирование свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.
- Гуманизация дошкольного воспитания, т.е. ориентация педагога на личность ребёнка.
Для повышения качества образования педагоги используют:
- проектно-тематическое обучение и проектную деятельность в процессе обучения;
- взаимодействие специалистов по решению поставленных познавательных задач;
- насыщение предметно – развивающей среды играми и пособиями, способствующими развитию интеллектуальных способностей детей разного уровня интеллектуального развития.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
Ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому занятия, по сути, являются игровым процессом, в процессе которого дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (педагог – ребенок, родитель – ребенок, педагог - родитель) и детей между собой, их общение в парах, в группах.
Развивающие игры В.В. Воскобовича имеют ряд особенностей:
- Широкий возрастной диапазон участников игр.
- Многофункциональность.
- Вариативность игровых заданий и упражнений.
- Творческий потенциал каждой игры.
Усложнение игрового материала идёт по трём направлениям:
- Выбор игры, соответствующий интересам и возможностям ребёнка в данный период.
- Подбор соответствующих заданий к игре.
- Постепенное использование всех игр комплекта.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей занятий к познавательной игровой деятельности.
Таким образом, развивающие игры В.В. Воскобовича представляют собой многословное, сложное, педагогическое явление. Они являются:
- игровым методом обучения детей дошкольного возраста,
- формой обучения детей;
- самостоятельной игровой деятельностью;
- средством всестороннего воспитания ребёнка.
Методические аспекты реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста, разработана в соответствии с игровой технологией интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Реализация данной программы проходит во время совместной деятельность взрослого и детей при организации образовательной деятельности. Разработано перспективное планирование, включающее в себя 33 образовательных ситуации. Образовательная деятельность проводится по подгруппам, продолжительностью 30 минут.
Программа состоит из постоянно усложняющихся развивающих игр и познавательных заданий. Особенностью является связь образного восприятия с логическим мышлением. Игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию, обобщение и понимание математических терминов. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интегративно осуществляется математическая подготовка, ознакомление с окружающим миром, развиваются речь, изобразительное умение, что способствует творческому развитию личности дошкольника.
Методика проведения игр предусматривает требования:
- Сделать игры занимательными, избегать сухости, сохранить в игре то, что её отличало бы от занятий (бесед, рассказов) и дидактических упражнений.
Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребёнка думать.
- Создать условия для умственной и двигательной активности всех играющих детей правила игры не должны строиться так, чтобы играли двое, а остальные ждали своей очереди. Активны должны быть все.
- Развивающие игры могут проводиться как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в часы игр.
Содержание программы:
Направленность развивающих игр | Актуальность развивающих игр | Перечень развивающих игр и упражнений |
Игры на развитие логического мышления | Эти игры закрепляют и активизируют умственную деятельность, развивают мыслительные и логические способности, которые позволяют детям строить умозаключения, приводить доказательства. | «Геоконт» - чудесная поляна «Квадрат Воскобовича» «Лого-формочки» «Прозрачный квадрат» «Чудо - головоломки» |
Игры на развитие памяти | Эти игры способствуют совершенствованию памяти. | «Волшебная восьмёрка» «Квадрат Воскобовича» (двухцветный, четырёхцветный) «Счетовозик» |
Игры на развитие внимания | Эти игры развивает произвольность и концентрацию внимания, находчивость, сообразительность. | «Прозрачный квадрат» «Игровой квадрат» «Волшебная восьмёрка» |
Игры на развитие восприятия | Игры знакомят с сенсорными эталонами формы, цвета, величины, соотношением целого и части. | «Прозрачный квадрат» «Геоконт» - чудесная поляна «Волшебная восьмёрка» «Чудо – головоломки» |
Игры на развитие воображения и творческого мышления. | Основная задача этих игр – представление ожидаемого результата до его реального осуществления. | «Геоконт» «Чудо - головоломки» «Квадрат Воскобовича» «Змейка» |
Игра «Геоконт»
Цель: развивать умение выкладывать волшебными резиночками предметы разного типа по схеме, по образцу, по словесному заданию, по собственному замыслу.
Дети попадают на Чудесную поляну, где паук Юк плетёт свою паутину. С помощью цветных резинок дети выполняют задания паука Юкка. На первом этапе знакомства с этой игрой, дети конструируют геометрические фигуры без опоры на цифровое и буквенное обозначение. В процессе игры перед детьми возникают «препятствия». Олицетворением этого препятствия является натянутая на поле «Геоконта» резинка (паутинка). Она «исчезает» в случае правильного выполнения задания.
Задания.
Делаем фигуры.
- Построить разнообразные геометрические фигуры.
- Построить более сложные фигуры, обозначающие предметы.
- Сделать по рисунку силуэт фигуры.
Трансформируем геометрические фигуры.
- Превратить одну геометрическую фигуру в другую (прямоугольник превратить в трапецию, трапецию в пятиугольник, пятиугольник в ромб и т.д.).
- Превращение более сложных геометрических фигур (восьмиугольник в семиугольник, семиугольник в шестиугольник, шестиугольник в пятиугольник и т.д.).
Шифруем фигуры.
- Сделать фигуру по точкам координатной сетки. Назвать координаты сетки, дети натягивают резинки на соответствующие гвоздики. Что получилось?
- Придумать фигуру, сделать её с помощью «паутинок». Сказать шифр детям, дети делают фигуру по шифру и отгадывают что получилось.
- По заданному шифру сделать фигуру. Сказать на что она похожа. Превратить её в другую фигуру. Сказать, что для этого надо сделать.
Игра «Квадрат Воскобовича»
Цель: способствовать освоению приёмов конструирования фигур по схемам, развивать умения, придумывать и складывать свои фигуры, давать им названия, рисовать схемы.
«Квадрат Воскобовича» игра – головоломка, в процессе которой, дети осваивают приёмы конструирования геометрических фигур и алгоритмы сложения предметных форм. Дети знакомятся со сказочными персонажами: мамой Трапецией, папой Прямоугольником, дедушкой Четырёхугольником. Дети путешествуют с «Волшебным квадратом» по сказке, преодолевают вместе с ним совсем не сказочные препятствия, добиваются успеха.
Задания.
- Конструирование различных четырёхугольников.
- Превращение квадрата в одноцветную фигуру и двухцветную фигуру.
- Конструирование по схеме.
- Придумывание новых фигур и конструирование их.
- Складывание объёмных фигур.
Игра «Змейка».
Цель: познакомить детей с сенсорными эталонами формы, цвета, величины.
Дети попадают в «Замок превращений» и с помощью шутов Диона, Двана, Трина осваивают приёмы объёмного конструирования.
Задания.
- Сложить фигуры по рисунку. Сначала по форме, затем по форме и цвету.
- Сложить фигуры точно по рисунку.
- Сложить объёмные фигуры по рисунку.
- Превращение одной фигуры в другую.
Игра «Прозрачный квадрат».
Цель: познакомить детей с эталонами формы и величины, соотношением целого и части, пространственным отношением предметов.
Обыкновенные прозрачные пластинки с геометрическими формами становятся «Нетающими льдинками озера Айс». Участвуя в приключениях малыша Гео, дети воплощают сказочные образы в предметные формы.
Задания:
- Анализ геометрических фигур, соотношение части и целого.
- Складывание квадрата из частей.
- Игра «Вертикальное домино».
- Конструирование фигур по памяти после чтения сказки «Нетающая льдинка озера Айс».
- Конструирование из пластинок любой сложной картинки, перерисовывание её на листе бумаги, придумывание рассказа.
Игра «Чудо головоломки» («Чудо - крестики», «Чудо - соты», «Чудо - цветик»).
Цель: развивать умение складывать предметы из частей, используя разные способы (по образцу, по схеме, по представлению).
С помощью «Чудо - головоломки» детей научатся конструировать, создавать образы предметов и назвать их. У детей развиваются: сенсорные способности, глазомер, мелкая моторика рук, память, мышление, воображение.
Задания:
- Конструирование по образцу педагога, по схеме.
- «Придумывание фигуры» (дети складывают предмет, называют, зарисовывают, закрашивают).
- Сложить из нескольких собранных предметов сюжет и составить рассказ.
Игра «Лого - формочки»
Цель: сформировать умение сравнивать, анализировать, объединять части в целое, выстраивать логические связи и зависимости.
В этой игре дети помогают Дракону Лого найти его чешуйки.
Задания:
- Моделирование с помощью «линейки» эталонные и составные геометрические фигуры.
- Игра «Вершки - корешки».
- Игра «Перекрёстки».
- Игра «Мозаика».
- Игра «Лого мозаика».
- Игра «Крестики - нолики»
- Игра «Чудесный логомешочек».
Игра «Волшебная восьмёрка».
Цель: развивать логическое мышление, составляя цифры.
Задания:
- Играем с радужными палочками. Дети должны найти и исправит ошибку – назвать недостающие цвета в радуге.
- Сделать из цифры восемь, любую другую, убрав нужное количество палочек.
- Конструирование цифр с помощью считалки (кохле – охле – желе – зеле – геле – селе - фи).
- Создание словесных моделей цифр, без опоры на действие. Дети должны вспомнить цифры, у которых есть (например, назвать цифры, у которых нет части, обозначаемой, словом ФИ и т.д.).
Игра «Игровой квадрат»
Цель: способствовать развитию пространственного мышления и творческого воображения.
Задания:
- Выкладывание геометрических форм из треугольников.
- Складывание фигур по схеме.
- Придумывание фигуры (сложить, назвать, зарисовать, сочинить сказку).
Рекомендуемые формы работы:
- образовательная деятельность,
- использование развивающих игр в совместной деятельности взрослого и детей;
- праздники, развлечения;
- заочные путешествия по «Фиолетовому лесу»,
- познавательные беседы,
- презентации.
Рекомендуемые образовательные технологии:
- игровые,
- развивающего обучения,
- проектные,
- интегрированной образовательной деятельности,
- здоровьесберегающие.
Этапы реализации программы
Данная программа реализуется в учреждении дополнительного образования детей и рассчитана на два этапа обучения:
- В первый этап обучения дошкольники приобретают элементарные знания о математических представлениях, знакомятся с формой и цветом предметов, учатся соотносить цифры и количество предметов, сопоставлять разные признаки предметов. Происходит развитие памяти, внимания, мышления, через игровые ситуации, выполнение заданий с помощью развивающих игр. Развивается мелкая и крупная моторика через использование творческих заданий.
- В течении второго этапа обучения дети получают знания об окружающем мире и свойствах предметов. Происходит общее психическое развитие и активизация воображения, также происходит формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия. Формируются навыки произвольной деятельности, навыки наблюдения за объектом:
- выделение существенных признаков объекта,
- умения сравнивать объекты по признакам (форма, величина, цвет, функции),
- умение найти лишнее,
- умение определить наличие изменений.
Продолжается развитие мелкой моторики, крупной моторики и графических навыков.
Происходит развитие речи, умение составлять небольшой рассказ по картинке, умение произвольно удерживать внимание на предмете обсуждения, анализировать полученную информацию, расширяется словарный запас и общий кругозор детей.
Прогнозируемые результаты.
Реализация программы кружка «Умный малыш» предполагает овладение детьми определённым уровнем знаний и умений. В результате по окончании обучения дети должны:
ЗНАТЬ:
- Условные обозначения схем.
- Приёмы конструирования фигур по схемам.
- Приёмы конструирования объемных фигур.
- Соотношение целого и части.
- Цвета радуги, называть недостающие цвета в радуге.
- Цифры и приёмы их преобразования.
- Словесные модели игр.
УМЕТЬ:
- Конструировать предметы по схеме, по образцу, по словесному заданию, по памяти, по собственному замыслу.
- Придумывать и складывать свои фигуры, давать им названия, рисовать схемы.
- Штриховать рисунки, не выходя за их контур. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки
- Преобразовывать один предмет в другой.
- Составлять сюжет.
- Составлять рассказ по сюжету.
- Создавать словесные модели цифр, без опоры на действие.
- Ориентироваться на листе бумаги.
- Ориентироваться в пространстве, устанавливать последовательность событий, способность рассуждать и давать причинные объяснения.
- Выделять существенные признаки объекта.
- Находить лишнее.
Оценка результатов работы воспитанников проводиться в виде:
- творческих выставок;
- итоговой образовательной деятельности;
- мониторинга (один раз в полугодие)
Показатели результативности программы.
Показатель | Формы и методы диагностики |
Уровень культуры обучающихся | Беседа, наблюдение |
Уровень развития творческого мышления | Выставки, конкурсы, оценка уровня выполнения творческих заданий |
Уровень развития познавательной активности | Наблюдение, беседа, игра - импровизация |
Уровень развития мышления | Диагностические задания, беседа, опрос. |
Уровень развития коммуникативных способностей | Игра – беседа, наблюдение |
Уровень развития символических способностей (воображения и игры) | Наблюдение, беседа |
Календарно - тематический план.
№ п/п | Тема | Задачи образовательной деятельности | Содержание образовательной деятельности | Кол-во часов | ||
1. | Сентябрь | Знакомство со сказочными персонажами «Фиолетового леса» | Учить детей самостоятельно продумывать содержание рассказа, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию. | Рассказывание сказки с использованием приёма «продолжи рассказ». | 1 | |
2. | «Знакомство с Чудесной Поляной Золотых Плодов» | Развивать умение быстро сосредотачиваться. Развивать сенсорные способности: формы и величины; мелкую моторику рук. | Игра «Геоконт» - построение геометрических фигур; Игра «Квадрат Воскобовича» - конструирование различных четырехугольников | 1 | ||
3 | «Волшебное озеро Айс» | Учить детей устанавливать связи и зависимости между группами фигур по количеству углов и сторон. Развивать образно-логическое мышление. | Игра «Прозрачный квадрат» - рассортировать льдинки по группам: треугольники, четырехугольники, многоугольники. - сложить целую льдинку (квадрат) из нескольких геометрических фигур. | 1 | ||
4 | «В гостях у Дольки» | Учить классифицировать группы по численности предметов в них. Учить устанавливать отношения и зависимости части и целого величины части от размера целого предмета. | Игра «Чудо – цветик» - составить цветок из нескольких частей. - обвести части и закрасить. | 1 | ||
5 | Октябрь | «Как Мурашек встречал гостей» | Формировать навыки ориентировки в пространстве. Развивать внимание. | Игра «Геоконт» - трансформирование геометрических фигур. Игра «Игровой квадрат» - складывание геометрических форм из треугольников. | 1 | |
6 | «Как Малыш Гео получил подарок» | Развитие способности конструирования фигур с опорой на схемы, формирование навыков ориентировки в пространстве. | Игра «Геоконт» - сделать по схеме различные фигуры. Игра «Квадрат Воскобовича» - превращение квадрата в разноцветную фигуру, в одноцветную фигуру. | 1 | ||
7 | «Как зверята грибы искали» | Развить умение ориентироваться на плоскости, складывать сюжетные картинки. | Игра «Волшебная восьмерка» - создание словесных моделей цифр без опоры на действия. Игра «Чудо – крестики 3» - конструирование на заданную тему. | 1 | ||
8 | «Искатели клада» | Развитие умения декодировать информацию, развитие произвольного внимания. | Игра «Геоконт» - шифрование фигур (придумать фигуру по точкам координатной сетки. По шифру остальным детям сделать задуманную фигуру). | 2 | ||
9 | Ноябрь | «Как Дракон Лого прилетел в Фиолетовый лес» | Развивать умение устанавливать логические связи. | Игра «Лого - формочки» - знакомство с игрой; игра с линейками, моделирование с их помощью эталонных и составных геометрических фигур. | 1 | |
10 | Путешествие по сказке «Вершки - корешки» | Развитие наблюдательности. Формирование умения устанавливать логические связи; развитие мелкой моторики рук. | Игра «Лого - формочки» - упражнение «Вершки-корешки» (выкладываются горизонтальные и вертикальные ряды по эталону). | 1 | ||
11 | «Путешествия котёнка Тимошки» | Формирование навыков определять расположение предметов. | Игра «Чудо – крестики» - собрать крестик по пространственному расположению. | 1 | ||
12 | Декабрь | «Встреча на дороге» | Развитие навыков выбирать фигуры по образцу. | Игра «Чудо - головоломки» - упражнение «Перекрестки» (составляется пара эталонных фигур и по ней находятся «перекрестки» этих фигур) | 1 | |
13 | «Представление в Цифроцирке» | Развитие зрительной памяти, объема кратковременной слуховой памяти. | Игра «Волшебная восьмерка» - конструирование цифр с помощью считалки («кохле – охле – желе – зеле – селе - фи») | 1 | ||
14 | «Малыш Гео на поляне Загадочных Следов» | Развитие творческих способностей: мелкой моторики | Игра «Лого - формочки» - найти фигуру по шифру; - упражнение «на что похоже» (обвести фигуру на месте бумаги, дорисовать, раскрасить) | 1 | ||
15 | Январь | «Как Лопушок и Фифа украшали новогоднюю ёлку» | Развитие произвольного внимания, формирование навыка выбирать фигуру по зрительно - воспринимательному образцу. | Игра «Чудо - крестики» - составление фигуры по схеме Игра «Чудо - цветик» - конструирование фигурок, обвести детали и закрасить. | 1 | |
16 | «Загадки ворона Мэтра» | Развитие целенаправленного запоминания и припоминания, внимания, пространственного мышления. | Игра «Квадрат Воскобовича четырёхцветный» - конструирование по схемам. | 1 | ||
17 | «В гости к Смешарикам» | Развитие пространственного мышления, воображения. | Игра «Чдо – крестики 3» - выкладывание фигур по представлению Игра «Разноцветные верёвочки» - ориентировка на плоскости. | 1 | ||
18 | Февраль | «Школа волшебства» | Учить конструировать геометрические фигуры в различные формы. Развивать логическое и творческое мышление. | Игра «Геоконт» - сделать фигуру по шифру, повернуть «Геоконт» по часовой стрелке «Что получилось?» | 1 | |
19 | «Мы идём в Цифроцирк» | Развитие внимания, смекалки | Игра «Волшебная восьмерка» - сделать из цифры восемь любую другую, убрав нужное количество палочек. | 1 | ||
20 | «Как Катя и Маша собрались в зоопарк» | Учить конструировать предметы с опорой на модель, складывать предметные силуэты из частей по замыслу. Развивать связную речь. | Игра «Игровой квадрат» - придумывание и складывание фигур из треугольников (складываем, называем, зарисовываем, сочиняем рассказ.) | 1 | ||
21 | «Увлекательные логоформочки» | Развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков. Учить объединять части в целое, выстраивать логические связи и зависимости. | Игра «Лого - формочки» Игра «Мозаика» (найти и назвать эталонные фигуры из частей, которых составлена основная фигура). | 1 | ||
22 | Март | «Сказка Хранителя озера Айс» | Формирование умения соотносить фигуру со схемой. Развивать умение ориентироваться на плоскости | Игра «Прозрачный квадрат» - складывание фигур по образцу. | 1 | |
23 | «Путешествие по Африке» | Развитие пространственного мышления, воображения. | Игра «Чудо - крестики» - конструирование на определенную тематику, выкладывая детали на нерасчленённый образец Игра «Игровой квадрат» - выкладывание фигурки по схеме | 1 | ||
24 | «Путешествие по сказке «Теремок» | Развитие памяти, творческих способностей, мелкой моторики рук. | Игра «Квадрат Воскобовича» - придумывание новых фигур и конструирование их. Игра «Чудо – соты 3» - выкладывание фигур по схеме, обвести их и раскрасить | 1 | ||
25 | «Как шуты развлекали короля новыми забавами» | Развивать умение складывать объёмные и плоскостные фигуры, искать предмет по заданным признакам. | Игра «Змейка» - складывание фигур по рисунку, сначала по форме, затем по форме и цвету. | 1 | ||
26 | Апрель | «Приключения Дольки в Фиолетовом лесу» | Учить ориентироваться на плоскости по заданному алгоритму. Учить составлять новую форму на основе выделенных признаков. | Игра «Прозрачный квадрат» - складывание фигуры по схеме. Игра «Логоформочки» - нахождение заданной фигуры на ощуп. | 1 | |
27 | «Мы идём за радугой» | Учить переносить графический образ с вертикальной плоскости на горизонтальную. | Игра «Чудо – крестики - 2» - построение фигуры по схеме. Игра «Геовизор» - перенести изображение с «Геоконта» на «Геовизор» | 1 | ||
28 | «Полёт в космос» | Развивать способность на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерности в изображении, развитие творческого мышления. | Игра Чудо-крестики 3» - выкладывание фигур на схеме нерасчленённой на детали. Игра «Геовизор» - графический диктант | 1 | ||
29 | «Путешествие по сказке» | Развитие логического мышления, памяти. | Игра «Прозрачный квадрат» - конструирование фигур про памяти после чтения сказки «Нетающие льдинки на озере Айс». | 1 | ||
30 | Май | «Как Медвежонок Мишек сказку сочинил». | Развитие воображения, фантазии. | Игра «Чудо - крестики» - складывание сюжетной картинки и придумывание рассказа. | 1 | |
31 | «Волшебное царство Феи цветов» | Развитие пространственного воображения, умения составлять задачи на преобразование. | Игра «Чудо - цветик» - составление целого числа из двух меньших Игра «Чудо - соты» - выкладывание предмета по представлению. | 1 | ||
32 | «Как Малыш Гео и Долька возвращались домой» | Способствовать развитию творческого мышления и воображения путём создания предметных силуэтов по собственному замыслу. | Игра «Волшебная восьмёрка» - выкладывание цифры из заданного количества палочек. Игра «Геоконт» преобразование фигур. | 1 | ||
33 | Итоговое мероприятие. Интеллектуальный конкурс «Умники и умницы» | 1 |
Диагностические задания
Развитие познавательных процессов, мыслительных операций | Дети способны производить операции над множествами (сравнение, классификация, абстрагирование), внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделяя признаки предметов. |
Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие. | Дети способны обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, по трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры. |
Развитие пространственных представлений у детей | Дети обводят предметы по контуру, занимаются штриховкой внутри контура предметов, ориентируются в пределах листа бумаги, работают сверху вниз, слева направо в плоскости и пространстве, пользуясь планом. |
Развитие творческих способностей | Дети фантазируют, моделируют, конструируют. Составляют изображения предметов с помощью блоков. |
Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (развитие монологической речи). | Дети способны прокомментировать свои действия, дают анализ своей деятельности, своим способностям. Дети научились точно и конкретно выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи. Научились слышать и слушать друг друга. |
Назови цвета
Цель: диагностика умения различать цвета, определение уровня цветового зрения.
Задание: назови цвета находящихся перед тобой геометрических фигур.
Отбери фигуры по форме
Цель: диагностика знания геометрических фигур, умения классифицировать предметы по форме.
Задание: распредели предложенные геометрические фигуры на группы в зависимости от их формы.
Усложнение: ребенку предлагается одна фигура (она кладется перед ним); он должен создать из предложенного материала фигуру, схожую по форме, но иную по размеру; затем назвать вновь полученную фигуру.
Повтори
Цель: диагностика развития памяти, внимания, наглядно-образного мышления.
Задания
- Повтори ряд геометрических фигур, сохраняя заданную последовательность цветов (можно сосредоточить внимание ребенка на важности совпадения цвета, а не формы или размера).
- Повтори предложенный ряд фигур, сохраняя их форму.
- Запомни и повтори ряд фигур (образец дается для изучения на 15 – 20 с, затем он убирается и ребенок воспроизводит его по памяти).
- «Что изменилось?»: ребенку предоставляется для изучения ряд фигур, затем он закрывает глаза, а экспериментатор изменяет расположение фигур, убирает некоторые из них; ребенок, открыв глаза, определяет, что изменилось.
Работа по указанию взрослого
Цель: диагностика умения внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное, самостоятельно действовать по указанию.
Задание (ребенок выполняет действия по команде взрослого): возьми коричневый квадрат, положи его перед собой, за квадратом расположи оранжевый треугольник, перед квадратом размести зеленый прямоугольник, над коричневой фигурой положи красную, под первой фигурой слева расположи четырехугольник.
Сложи силуэт
Цель: диагностика усвоения способа соединения элементов в целое и сочетания их по размеру; определение уровня развития глазомера, комбинаторных способностей.
Задания
- Сложи из имеющихся геометрических фигур предложенные на схеме силуэты (схема может быть расчлененная или нерасчлененная – в зависимости от уровня сложности предлагаемого задания).
- Придумай силуэт самостоятельно из предложенного набора фигур (в данном случае осуществляется диагностика развития самостоятельности в постановке цели, отборе необходимых для ее реализации средств, а также уровня развития воображения).
Разложи на группы на ощупь
Цель: диагностика уровня развития сенсорного восприятия, тактильных ощущений.
Задание: закрой глаза, определи на ощупь форму фигуры, разложи фигуры на группы.
Заключение.
Проблема умственного развития ребёнка в период дошкольного возраста всегда привлекала внимание отечественных и зарубежных педагогов. По мнению Леонтьева А.Н., дошкольное детство — это пора жизни, когда перед ребёнком всё более открывается окружающий мир человеческой действительности. Ребёнок в игре и других видах деятельности овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизведя человеческие действия с ними.
Дошкольное детство – благоприятный период для формирования умственного развития, которое осуществляется в разнообразных видах деятельности. Главная роль принадлежит обучению на занятиях, в развивающей игре, в упражнениях с развивающими пособиями.
Одним из средств умственного развития ребёнка в период дошкольного детства является развивающая среда. Развивающие игры Воскобовича обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребёнка. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность этих игр.
В своей программе я предложила систему дидактических игр, направленных на формирование умственного развития ребёнка в период дошкольного возраста, которая на мой взгляд, будет способствовать развитию умения устанавливать ребёнком связь между различными явлениями, самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, а также пользоваться своими знаниями и выражать их словами.
Список литературы.
- Бондаренко Т.М. Развивающие игры в доу. Воронеж, 2009.
- Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб, 2007.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цехонская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / М.: Просвещение, 1989г.
- Давидчук А. Обучение и игра. М., 2001.
- Диагностика умственного развития дошкольников / под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 1978г.
- Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. СПб, изд. «Детство-пресс», 2003.
- Подьяков Н.Н. Умственное воспитание детей лошкольного возраста. М.,1988.
- Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «ШКОЛА ПОЧЕМУЧЕК» (развитие интеллектуально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста)
Краткая информационная справка.Автор: Мурадова Светлана Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ детский сад №4 г.Рассказово. Информация о программе: «Школа Почемучек»Тип ...
СИСТЕМА РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
СИСТЕМА РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»...
Доклад: «Применение лепбука для интеллектуально-творческого развития детей младшего дошкольного возраста».
Организация предметно–пространственной среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного ...
Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей старшего дошкольного возраста
План составлен на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития дете...
Сборник игр по интеллектуально-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста "Волшебные блоки Дьенеша"
Использование блоков позволяет решить такие задачи:Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.Развивать пространственные представления.Развивать логическое мышлениеРазвивать умения выяв...
Квест-игра как одна из форм игровых технологий интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста.
Квест-игра как одна из форм игровых технологий интеллектуально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста.Курдюмова Ирина Александровнавоспитатель логопедической группы ГБДОУ №65 Приморс...
«Интеллектуально – творческое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством игровой технологии и развивающих игр В.В. Воскобовича»
Развитие познавательно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях организации образовательного процесса в игровой форме....