Конспект НОД по ФЭМП "Азы математики".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по ФЭМП Азы математики."Аквариумные рыбки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по ФЭМП "Рыбки" | 22.71 КБ |
konspekt_zanyatiya_po_femp_rybki.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и формированию элементарных математических представлений у детей 6 лет.
«Аквариумные рыбки и азы математики».
Цель: подвести к понятию «декоративные»(аквариумные) рыбки», показать, что они без человека обойтись не могут. Закреплять навыки счета, измерения. Развивать логическое и комбинаторное мышление, память, воображение, внимание, речь, коммуникативные способности. Обучать контролю и самоконтролю.
Материал и оборудование: аквариум с рыбками, опорные карточки, наборы открыток с изображением декоративных рыбок, справочник по разведению рыбок в аквариуме, детские рисунки. Оборудование для ухода за рыбками, мерки для измерения воды (ведерки, баночки). Набор геометрических фигур у каждого ребенка(10 квадратов, 10 треугольников, 5 прямоугольников)Цифры, знаки арифметических действий, знак равенства, наборное полотно. Наборы овалов-моделей рыбок(разного размера и расцветки. Карточки для формирования понятия «декоративные рыбки»: дом, аквариум, цветок, глаз.
Ход проведения.
1 часть. Условия, необходимые для жизни в аквариуме.
Педагог подводит детей к аквариуму с рыбками. Дети рассматривают аквариум, наблюдают за поведением рыбок. Отмечают их особенности, описывают внешний вид.
Педагог. Что нужно рыбкам для нормальной жизни в аквариуме?
Дети. Чистая вода, корм. Воздух, тепло, растения, моллюски.
Педагог. Какие условия нужно создать, чтобы вода в аквариуме была чистой?
Дети. Аквариум сверху надо прикрывать, чтобы в воду не попадала пыль, но надо оставить щель, чтобы проходил воздух. Сачком надо убирать не доеденный рыбками корм. Хорошо поселить в аквариуме сомиков: они живут на дне и доедают остатки корма. В аквариуме должны жить моллюски: они тоже доедают за рыбками корм, а также чистят стеклянные стенки от водорослей.
Педагог: Как вы узнаете, что рыбкам воздуха не хватает, что его недостаточно в аквариуме?
Дети: Рыбы высовываются из воды с открытым ртом. Это значит, что им не хватает воздуха, они задыхаются.
Педагог: Что нужно сделать, чтобы помочь рыбкам?
Дети: Добавить в воду воздуха.
Педагог: Это можно сделать с помощью компрессора или груши. Еще в аквариуме необходимы растения, они выделяют кислород, необходимый для дыхания и поглощают углекислый газ. Но растения выделяют кислород только в светлое время суток или когда аквариум освещен. А еще для чего нужны растения?
Дети: Растения очищают воду. Они нужны для того, чтобы рыбки смогли спрятаться, отдохнуть. А еще растения придают аквариуму красивый вид, он становится похож на летний пруд.
Педагог: Что еще кладут на дно аквариума?
Дети: На дно кладут песок и камни.
Педагог: Модно ли обойтись без них?
Дети: Нет. В песок сажают растения, без него растениям не за что цепляться, не за что держаться.
Педагог предлагает внимательно рассмотреть растения, вспомнить их названия, отметить отличительные особенности каждого вида растений.
Педагог: Что еще важно для рыбок?
Дети: Надо почаще смотреть на термометр. Если столбик в нем находится ниже синей черты, то надо включить обогреватель или электролампочки. Рыбки могут заболеть или погибнуть, если вода будет холодная.
Педагог: Все ли условия, необходимые для жизни рыб, мы назвали или что-нибудь забыли?
Дети: Мы забыли про корм, который нужен рыбкам.
Дети составляют рассказ о корме для рыб по опорным карточкам.
2 часть. Заполним аквариум водой.
Педагог: Какой формы могут быть аквариумы?
Дети: Прямоугольной, круглой, квадратной.
Педагог: Правильнее сказать не круглой, а шарообразной. А как лучше установить шарообразный аквариум?
Дети: Для него нужна подставка.
Педагог: Почему?
Дети: Шарообразный аквариум неустойчив , он покатится, и вода выльется.
Педагог: Как можно доказать правильность наших выводов?
Дети: Можно взять мяч и брусок, положить их на стол. Если стол слегка качнуть, то мячик покатится, а брусок останется на месте.
Педагог: А о каких условиях нужно помнить при выборе материала для аквариума?
Дети: Нужно, чтобы в аквариум попадал свет. Значит, он должен быть прозрачным. Лучше всего сделать из стекла или прозрачной пластмассы.
Педагог: А какие аквариумы бывают по объему. По тому скоько в них помещается воды?
Дети: Аквариумы бывают большие, когда в них входит много литров воды, Средние, когда воды поменьше, и маленькие, когда воды мало.
Педагог: Представим себе, что у нас с вами два разных, не похожих друг на друга аквариума. Показывает на две емкости (таз и кастрюля, вместимость по 4 литра). Как вы думаете, что нужно, чтобы заполнить эти две емкости водой?
Дети: Нужна вода и и то чем её можно наливать в аквариум А еще мерные емкости.
Дети рассматривают мерки, в качестве которых можно использовать детские ведерки _1 литр и о, 5 литра). Если есть маленький аквариум для мальков можно испоьзовать и его.
Педагог: Давайте определим, сколько этих мерных емкостей (показывает на большое ведерко или литровую банку может поместиться в аквариуме?
Вызванный ребенок отмеривает воду. Берет её из большого ведра большим ведерком. Дети считают, сколько ведерок вместится в аквариум.
Педагог: А сколько этих мерных емкостей (показывает на маленькое ведерко) поместится в аквариуме?
Другой ребенок отмеривает воду новой меркой, а дети считают и выкладывают треугольники ( получается столько треугольников, сколько раз ребенок использовал мерную емкость).
Педагог: Почему этих ведерок понадобилось больше, чтобы заполнить аквариум, ведь мы заполняли водой ту же емкость?
Дети: Мерка меньше, поэтому количество мерок получилось больше: в первом случае мы отложили четыре квадрата, во втором –восемь треугольников.
Педагог: Верно. А почему восемь, а не семь? Как узнать правильно ли мы измерили? Правильно ли мы сосчитали количество мерок?
Дети : Надо сравнить мерки между собой.
Педагог: как сравнить? Вы уже сказали, что одна мерка больше, а другая меньше.
Дети: Надо измерить большую мерку маленькой, определить сколько маленьких мерок в большой.
Педагог: Верно, нужно измерить большую мерку маленькой. А что значит измерить?
Дети: Узнать сколько раз маленькая мерка помещается в большой. Вызванный ребенок заполняет водой маленькое ведро и переливает воду в большое.. Убедившись, что еще не заполнилось водой, наполняет водой маленькое ведерко еще раз и переливает в большое ведерко.. Дети убеждаются. Что в большое ведерко вмещается воды столько, сколько в два маленьких.
Педагог: Во сколько же раз большая мерка больше маленькой?
Дети: Она больше в два раза.
Педагог: Как еще мы можем проверить, правильно ли мы произвели измерения? Одни дети предлагают в своих моделях изменить квадрат на два треугольника, другие заменить два треугольника одним квадратом.
Педагог: давайте узнаем, сколько нужно налить воды в аквариум, если дети решили поселить в нем две большие рыбки и одну маленькую. Известно, что для одной большой рыбки требутся два литра воды, а для одной маленькой достаточно одного литра воды. Прикрепляет к доске две большие рыбки и одну маленькую. Показывает литровую банку. Читает задачу еще раз. Кто запишет решение этой задачи на наборном полотне? Вызванный ребенок с помощью разрезных знаков выкладывает решение задачи, а дети делают тоже самое самостоятельно у себя на столах.
Часть3. Декоративные аквариумные рыбки.
Педагог: Для чего разводят рыбок в домашних условиях? Даже выводят виды рыбок, которых нет в природе.? Посмотрите :это золотая рыбка. Золотая рыбка произошла от золотистого карасика. Позднее от золотой рыбки произошли её разновидности: телескоп, вуалехвост, львиноголовка, комета.
Если этих рыбок нет в аквариуме, можно использовать карточки, открытки. Педагог на фланелеграфе выкладывает схему происхождения золотой рыбки и её разновидностей.
Педагог: Как вы думаете, зачем люди заводят дома аквариумных рыбок?
Дети: Чтобы в доме было уютно, красиво. Подойдешь к аквариуму, посмотришь на рыбок – и становится приятно, радостно.
Педагог: У кого дома есть аквариум? Кто за ним ухаживает? (Ответы) Могут ли рыбки жить в аквариуме без заботы о них человека? А в природе?
Дети: В речке для рыб есть все необходимое: вода, свет, тепло. В речке рыбы могут обойтись без человека. А за рыбками. Которые живут в аквариуме, мы ухаживаем: кормим, убираем, моем аквариум, подкачиваем воздух. Без человека они погибнут: останутся голодными, будут задыхаться без воздуха, заболеют так как вода станет грязной.
Педагог: Каким одним словом можно назвать рыбок. Живущих в аквариуме? Если дети затрудняются с ответом на этот вопрос. Педагог подсказывает слова «декоративные»,»аквариумные», объясняет их значение. Предлагает выбрать картинку для составления рассказа о декоративных рыбках. Дети должны выбрать следующие карточки: дом, аквариум, человек, глаз, и определение «аквариумные «рыбки по ним.
Педагог: А что является главным условием для жизни в аквариуме?
Дети: Главным условием является вода.
Часть 4. Комбинации рыбок.
Педагог: Вспомним, сколько рыбок мы хотели поместить в аквариум и каких?
Дети: Три рыбки: две большие и одну маленькую.
Педагог: В зоомагазине осталось в продаже пять рыбок: серебристый карась, золотая рыбка, меченосец, золотистый карасик, сомик.
Дети рассматривают графические модели рыбок, прикрепленные к фланелеграфу.
Педагог: Определите, какая модель какой рыбке соответствует.
Дети по размеру овалов и их цвету определяют, какой овал какой рыбке соответсвует: серый большой овал –серебристый карась, красный большой овал – золотая рыбка, желтый большой овал – золотой карасик, зеленый маленький овал – меченосец, коричневый маленький овал – сомик.
Педагог: На какие две группы можно разделить этих рыбок?
Дети: На две группы: большие и маленькие рыбки.
Вызванный ребенок делит овалы на две группы (разбивает множество на два подмножества).
Педагог: Сколько видов больших рыбок продали в зоомагазине?
Дети: Три вида: серебристый карась, золотая рыбка, золотистый карасик.
Педагог: Сколько видов маленьких рыбок продавали в зоомагазине?
Дети: Два вида: меченосец и сомик.
Педагог: давайте определим, какие наборы рыбок мог сделать мальчик? У вас есть модели рыбок (овалы). Составьте наборы из двух больших и одной маленькой рыбок и расскажите о своем выборе соседу по парте.
Дети составляют из овалов наборы и объясняют свой выбор. Педагог фиксирует наборы на наборном полотне или фланелеграфе. Получается восемь различных наборов.
Педагог: Молодцы! У вас получилось восемь различных наборов – и все красивые!
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и формированию элементарных математических представлений у детей 6 лет.
«Аквариумные рыбки и азы математики».
Цель: подвести к понятию «декоративные»(аквариумные) рыбки», показать, что они без человека обойтись не могут. Закреплять навыки счета, измерения. Развивать логическое и комбинаторное мышление, память, воображение, внимание, речь, коммуникативные способности. Обучать контролю и самоконтролю.
Материал и оборудование: аквариум с рыбками, опорные карточки, наборы открыток с изображением декоративных рыбок, справочник по разведению рыбок в аквариуме, детские рисунки. Оборудование для ухода за рыбками, мерки для измерения воды (ведерки, баночки). Набор геометрических фигур у каждого ребенка(10 квадратов, 10 треугольников, 5 прямоугольников)Цифры, знаки арифметических действий, знак равенства, наборное полотно. Наборы овалов-моделей рыбок(разного размера и расцветки. Карточки для формирования понятия «декоративные рыбки»: дом, аквариум, цветок, глаз.
Ход проведения.
1 часть. Условия, необходимые для жизни в аквариуме.
Педагог подводит детей к аквариуму с рыбками. Дети рассматривают аквариум, наблюдают за поведением рыбок. Отмечают их особенности, описывают внешний вид.
Педагог. Что нужно рыбкам для нормальной жизни в аквариуме?
Дети. Чистая вода, корм. Воздух, тепло, растения, моллюски.
Педагог. Какие условия нужно создать, чтобы вода в аквариуме была чистой?
Дети. Аквариум сверху надо прикрывать, чтобы в воду не попадала пыль, но надо оставить щель, чтобы проходил воздух. Сачком надо убирать не доеденный рыбками корм. Хорошо поселить в аквариуме сомиков: они живут на дне и доедают остатки корма. В аквариуме должны жить моллюски: они тоже доедают за рыбками корм, а также чистят стеклянные стенки от водорослей.
Педагог: Как вы узнаете, что рыбкам воздуха не хватает, что его недостаточно в аквариуме?
Дети: Рыбы высовываются из воды с открытым ртом. Это значит, что им не хватает воздуха, они задыхаются.
Педагог: Что нужно сделать, чтобы помочь рыбкам?
Дети: Добавить в воду воздуха.
Педагог: Это можно сделать с помощью компрессора или груши. Еще в аквариуме необходимы растения, они выделяют кислород, необходимый для дыхания и поглощают углекислый газ. Но растения выделяют кислород только в светлое время суток или когда аквариум освещен. А еще для чего нужны растения?
Дети: Растения очищают воду. Они нужны для того, чтобы рыбки смогли спрятаться, отдохнуть. А еще растения придают аквариуму красивый вид, он становится похож на летний пруд.
Педагог: Что еще кладут на дно аквариума?
Дети: На дно кладут песок и камни.
Педагог: Модно ли обойтись без них?
Дети: Нет. В песок сажают растения, без него растениям не за что цепляться, не за что держаться.
Педагог предлагает внимательно рассмотреть растения, вспомнить их названия, отметить отличительные особенности каждого вида растений.
Педагог: Что еще важно для рыбок?
Дети: Надо почаще смотреть на термометр. Если столбик в нем находится ниже синей черты, то надо включить обогреватель или электролампочки. Рыбки могут заболеть или погибнуть, если вода будет холодная.
Педагог: Все ли условия, необходимые для жизни рыб, мы назвали или что-нибудь забыли?
Дети: Мы забыли про корм, который нужен рыбкам.
Дети составляют рассказ о корме для рыб по опорным карточкам.
2 часть. Заполним аквариум водой.
Педагог: Какой формы могут быть аквариумы?
Дети: Прямоугольной, круглой, квадратной.
Педагог: Правильнее сказать не круглой, а шарообразной. А как лучше установить шарообразный аквариум?
Дети: Для него нужна подставка.
Педагог: Почему?
Дети: Шарообразный аквариум неустойчив , он покатится, и вода выльется.
Педагог: Как можно доказать правильность наших выводов?
Дети: Можно взять мяч и брусок, положить их на стол. Если стол слегка качнуть, то мячик покатится, а брусок останется на месте.
Педагог: А о каких условиях нужно помнить при выборе материала для аквариума?
Дети: Нужно, чтобы в аквариум попадал свет. Значит, он должен быть прозрачным. Лучше всего сделать из стекла или прозрачной пластмассы.
Педагог: А какие аквариумы бывают по объему. По тому скоько в них помещается воды?
Дети: Аквариумы бывают большие, когда в них входит много литров воды, Средние, когда воды поменьше, и маленькие, когда воды мало.
Педагог: Представим себе, что у нас с вами два разных, не похожих друг на друга аквариума. Показывает на две емкости (таз и кастрюля, вместимость по 4 литра). Как вы думаете, что нужно, чтобы заполнить эти две емкости водой?
Дети: Нужна вода и и то чем её можно наливать в аквариум А еще мерные емкости.
Дети рассматривают мерки, в качестве которых можно использовать детские ведерки _1 литр и о, 5 литра). Если есть маленький аквариум для мальков можно испоьзовать и его.
Педагог: Давайте определим, сколько этих мерных емкостей (показывает на большое ведерко или литровую банку может поместиться в аквариуме?
Вызванный ребенок отмеривает воду. Берет её из большого ведра большим ведерком. Дети считают, сколько ведерок вместится в аквариум.
Педагог: А сколько этих мерных емкостей (показывает на маленькое ведерко) поместится в аквариуме?
Другой ребенок отмеривает воду новой меркой, а дети считают и выкладывают треугольники ( получается столько треугольников, сколько раз ребенок использовал мерную емкость).
Педагог: Почему этих ведерок понадобилось больше, чтобы заполнить аквариум, ведь мы заполняли водой ту же емкость?
Дети: Мерка меньше, поэтому количество мерок получилось больше: в первом случае мы отложили четыре квадрата, во втором –восемь треугольников.
Педагог: Верно. А почему восемь, а не семь? Как узнать правильно ли мы измерили? Правильно ли мы сосчитали количество мерок?
Дети : Надо сравнить мерки между собой.
Педагог: как сравнить? Вы уже сказали, что одна мерка больше, а другая меньше.
Дети: Надо измерить большую мерку маленькой, определить сколько маленьких мерок в большой.
Педагог: Верно, нужно измерить большую мерку маленькой. А что значит измерить?
Дети: Узнать сколько раз маленькая мерка помещается в большой. Вызванный ребенок заполняет водой маленькое ведро и переливает воду в большое.. Убедившись, что еще не заполнилось водой, наполняет водой маленькое ведерко еще раз и переливает в большое ведерко.. Дети убеждаются. Что в большое ведерко вмещается воды столько, сколько в два маленьких.
Педагог: Во сколько же раз большая мерка больше маленькой?
Дети: Она больше в два раза.
Педагог: Как еще мы можем проверить, правильно ли мы произвели измерения? Одни дети предлагают в своих моделях изменить квадрат на два треугольника, другие заменить два треугольника одним квадратом.
Педагог: давайте узнаем, сколько нужно налить воды в аквариум, если дети решили поселить в нем две большие рыбки и одну маленькую. Известно, что для одной большой рыбки требутся два литра воды, а для одной маленькой достаточно одного литра воды. Прикрепляет к доске две большие рыбки и одну маленькую. Показывает литровую банку. Читает задачу еще раз. Кто запишет решение этой задачи на наборном полотне? Вызванный ребенок с помощью разрезных знаков выкладывает решение задачи, а дети делают тоже самое самостоятельно у себя на столах.
Часть3. Декоративные аквариумные рыбки.
Педагог: Для чего разводят рыбок в домашних условиях? Даже выводят виды рыбок, которых нет в природе.? Посмотрите :это золотая рыбка. Золотая рыбка произошла от золотистого карасика. Позднее от золотой рыбки произошли её разновидности: телескоп, вуалехвост, львиноголовка, комета.
Если этих рыбок нет в аквариуме, можно использовать карточки, открытки. Педагог на фланелеграфе выкладывает схему происхождения золотой рыбки и её разновидностей.
Педагог: Как вы думаете, зачем люди заводят дома аквариумных рыбок?
Дети: Чтобы в доме было уютно, красиво. Подойдешь к аквариуму, посмотришь на рыбок – и становится приятно, радостно.
Педагог: У кого дома есть аквариум? Кто за ним ухаживает? (Ответы) Могут ли рыбки жить в аквариуме без заботы о них человека? А в природе?
Дети: В речке для рыб есть все необходимое: вода, свет, тепло. В речке рыбы могут обойтись без человека. А за рыбками. Которые живут в аквариуме, мы ухаживаем: кормим, убираем, моем аквариум, подкачиваем воздух. Без человека они погибнут: останутся голодными, будут задыхаться без воздуха, заболеют так как вода станет грязной.
Педагог: Каким одним словом можно назвать рыбок. Живущих в аквариуме? Если дети затрудняются с ответом на этот вопрос. Педагог подсказывает слова «декоративные»,»аквариумные», объясняет их значение. Предлагает выбрать картинку для составления рассказа о декоративных рыбках. Дети должны выбрать следующие карточки: дом, аквариум, человек, глаз, и определение «аквариумные «рыбки по ним.
Педагог: А что является главным условием для жизни в аквариуме?
Дети: Главным условием является вода.
Часть 4. Комбинации рыбок.
Педагог: Вспомним, сколько рыбок мы хотели поместить в аквариум и каких?
Дети: Три рыбки: две большие и одну маленькую.
Педагог: В зоомагазине осталось в продаже пять рыбок: серебристый карась, золотая рыбка, меченосец, золотистый карасик, сомик.
Дети рассматривают графические модели рыбок, прикрепленные к фланелеграфу.
Педагог: Определите, какая модель какой рыбке соответствует.
Дети по размеру овалов и их цвету определяют, какой овал какой рыбке соответсвует: серый большой овал –серебристый карась, красный большой овал – золотая рыбка, желтый большой овал – золотой карасик, зеленый маленький овал – меченосец, коричневый маленький овал – сомик.
Педагог: На какие две группы можно разделить этих рыбок?
Дети: На две группы: большие и маленькие рыбки.
Вызванный ребенок делит овалы на две группы (разбивает множество на два подмножества).
Педагог: Сколько видов больших рыбок продали в зоомагазине?
Дети: Три вида: серебристый карась, золотая рыбка, золотистый карасик.
Педагог: Сколько видов маленьких рыбок продавали в зоомагазине?
Дети: Два вида: меченосец и сомик.
Педагог: давайте определим, какие наборы рыбок мог сделать мальчик? У вас есть модели рыбок (овалы). Составьте наборы из двух больших и одной маленькой рыбок и расскажите о своем выборе соседу по парте.
Дети составляют из овалов наборы и объясняют свой выбор. Педагог фиксирует наборы на наборном полотне или фланелеграфе. Получается восемь различных наборов.
Педагог: Молодцы! У вас получилось восемь различных наборов – и все красивые!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект комплексного занятия по математике и рисованию в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Материал предназначен для работы с детьми подготовительной к школе группы...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие на планету "Математики"
Занятие итоговое...
Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»
Конспект занятия по областям: конструирование, познание, коммуникация...
Конспект итогового занятия по математике в средней группе« Королевство Математики» презентация.
Предлагаю конспект итогового занятия по математике и презетацию(средняя группа)....
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие в королевство Математике"
Занятие в подготовительной группе по математике по программе "От рождения до школы", которое проводится в начале учебного года . Цели данного занятия: закрепление навыков количественного счета в...