Формирование пространственно - временных представлений у детей
статья по математике на тему
В дошкольном возрасте дети испытывают определенные затруднения в ориентировке во времени и в пространстве. В статье рассказывается как легче сформировать у детей пространственно - временные представления и представлены примерные дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_prostranstvenno.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование пространственно - временных
представлений у детей
В младенчестве дети очень четко (на рефлекторном уровне) усваивают временные понятия, связанные с биологическими ритмами. Двух – трехмесячный ребенок уже привыкает к определенному времени кормления.
Дальнейшее представление ребенка о времени связано с большими трудностями. В раннем детстве только закладываются основные предпосылки понятия времени для ребенка на подсознательном уровне, которые он не будет осознавать, скорее всего всю жизнь, но будет подчиняться принципам, заложенным в глубины подсознания. И только в дошкольном возрасте представление ребенка о времени становится более осознанным.
Младшие дошкольники фактически не ориентируются во времени. Позже дети учатся определять небольшие промежутки времени исходя из собственной деятельности. Легче всего усваиваются понятия: утро, день, вечер, ночь, т.к. они непосредственно связаны с деятельностью ребенка и конкретными действиями (утром взрослые едут на работу, дети – в детский сад, школу. Вечером все возвращаются домой и т.д.).
Достаточно быстро усваиваются времена года – по этой же причине (хотя весну и осень дети долго путают).Труднее всего, в силу их относительности, усваиваются понятия вчера, сегодня, завтра, т.к. ребенок долго не понимает их взаимопереходов.(Он может сказать: «Завтра я был у бабушки в гостях» и т.д.) Но к старшему дошкольному возрасту начинается освоение и этих понятий: пользуясь сегодняшним днем как точкой отсчета, ребенок запоминает их.
Также трудно дается и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на опыт ребенка. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «Когда я был маленьким», «Сегодня мы пойдем в цирк»,«Когда я вырасту большим».
Формируя пространственные представления детей с младшей группы учат отличать и называть правую и левую руку; раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо на всех занятиях и вне занятий; Учат отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо).
Затем детей учат ориентироваться «на себе», иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять на себе стороны справа, слева, вверху и т.д.; двигаться в заданном направлении вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево.
В старших группах учат определять «точку стояния», т.е. местонахождение ребенка по отношению к окружающим его объектам. Например: «Я нахожусь справа от дома» и т.п.;
Ориентировка относительно себя усложняется, например: «Шкаф находиться справа, а дверь слева от меня»;
Учат определять расположение предметов относительно друг друга, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».
В подготовительной группе учат ориентироваться на бумаге в клетку, например: «Отсчитайте одну клетку слева и две сверху и поставьте точку». Занимаясь в тетради, ребенок должен знать и применять термины: левее, правее, выше, ниже, от, до. Закрепляют последовательность дней недели, учат называть месяцы года.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Также пространственное представление у детей развивают во время режимных процессов: на утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в
дидактических и подвижных играх. А также используя повседневную жизнь.
Примерные игры на развитие временных
представлений:
- « Что сначала, что потом?» ( три варианта: времена года, части суток, росток).
- Д .и. «Когда это бывает?».
- Дид.пособие: «Сутки» (режим дня), «Времена года, месяцы».
- Настольная плоскостная игра «Неделя».
- Д.игра «Неделя стройся».
- Словесная игра «Кто старший? Кто младший?».
- М.п.игра «Часы».
- Пособие «Часы».
- Плакат «Времена года».
Примерные игры на развитие пространственных
представлений:
- Д.и. «Кто, где?»
- Выкладывание изображений из счетных палочек по образцу.
- Д.и. «Танграм».
- «СК» и «Уникуб» Б.П. Никитина.
- Блоки Дьенеша.
- Палочки Кюизнера.
- Кубики с картинками.
- Разрезные картинки, пазлы.
- Игра «Встань, куда скажу!».
- Лего- строитель и др.конструкторы(постройка по чертежу, образцу).
- Д.и. «Пройди лабиринт».
- Д.и. «Занимательные клетки» (ориентировка на листе бумаги в клетку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственно-временных представлений у детей с речевыми нарушениями
Данная статья отражает методы и приемы формирования пространственных,временных представлений у детей с речевыми нарушениями....
Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР
Задачи формирования пространственно-временных представлений у детей ЗПР. Методические приемы и длительность обучения, предметно-развивающая среда. Работа осуществлялась поэтапно: формирование представ...
Отчет учителя-дефектолога по теме «Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР»
Коррекционная работа велась в двух направлениях:1. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективных ощущений пространства ипространственных представлений.2. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективны...
Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР
Первоначальным источником познания человека является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойств ...
Формирование пространственно-временных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи
Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников — на р...
Образовательная деятельность по формированию пространственно - временных представлений у детей с ОВЗ
Данное занятие учить детей различать и называть пространственные отношения: справа – слева, способствуют развитию навыков конструктивного взаимодействия детей со сверстниками. Дети упражняются в...
Образовательный проект «Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы для детей с ЗПР»
Метод проектов - это метод интегрированного обучения дошкольников, он основывается в первую очередь на интересах детей. Проект предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Толь...