Отчет учителя-дефектолога по теме «Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Коррекционная работа велась в двух направлениях:
1. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективных ощущений пространства ипространственных представлений.
2. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективных ощущений течения времени и временных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет учителя-дефектолога
по теме «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»
Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ЗПР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, и имеющее уровневое, вертикальное строение. Все уровни данной системы формируются в онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень включает в себяпредыдущее и формируется один над другим.
Несформированность даже одного уровня сказывается на дальнейшем наращивании вышележащих уровней и на функционировании всей системы в целом.
У всех детей нашей группы №14 «Цветик-Семицветик» согласно заключению ТПМПК выявлена задержка психического развития. У всех детей по заключению учителя – логопеда отмечается недоразвитие речи системного характера. Они отличаются от своих сверстников снижением познавательной активности, импульсивностью действий, низкой продуктивностью деятельности, ярко выраженными трудностями в совмещении речевой и предметной деятельности. У них отмечается низкая готовность к школьному обучению.
У дошкольников с ЗПР обнаружено несовершенство самых нижних уровней пространственно-временных представлений, а именно, восприятия пространства, существующего в пределах их собственного тела и взаимодействия с внешним пространством «от тела».
Дети с ЗПР не понимают конструкций обозначающих пространственное расположение предметов, еще сложнее им эти отношения отразить в собственной речи. У них затруднено восприятие верхнего и нижнего, правого и левого расположения объекта и его деталей в пространстве.
Все это не создает прочного фундамента для полноценного формирования вышележащего уровня пространственных представлений, а именно, вербального обозначения пространства и способности свободного оперирования данными категориями в устной речи.
Так же не сформированы понятия, обозначающие определенные временные периоды. Дети не могут отразить с помощью имеющихся у них речевых средств категории времени. Наряду со сложностями вербального выражения пространственно-временных отношений, обнаружены сложности в понимании этих отношений. Дети не только не могут исправить ошибку, допущенную при построении предложения, но часто не замечают ее вовсе.
Дети с ЗПР не понимают логико-грамматические конструкции, выражающие пространственно-временные отношения.
Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойства предметов и явлений и целостного восприятия этих явлений и предметов в пространстве и времени. Далее следует переходить к формированию представлений о пространстве и времени, начиная работу с развития понимания, а затем отражения в устной речи пространственных и временных отношений.
Коррекционная работа велась в двух направлениях:
1. Формирование у дошкольников с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных представлений.
2. Формирование у дошкольников с ЗПР субъективных ощущений течения времени и временных представлений.
В процессе работы у детей пространственных представлений изучались: ориентировка в «схеме собственного тела»; ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего напротив; понимание и употребление предлогов; ориентировка на листе бумаги.
В коррекционной работе использовала методики: картинки с изображением предметов в разных углах листа; рисунки кистей рук и ступней ног; листы в клетку, расчерченных на 9 квадратов, с крестиком в центральном квадрате; рисунки дерева и животных вокруг него (панно) и т.д.
В работе с детьми включала: картинки, изображающие действия людей в разное время суток; картинки, изображающие один и тот же пейзаж в разное время суток; картинки с изображением времен года; числовые карточки, обозначающие дни недели; сюжетные карточки.
У детей формировала представления о частях суток, способность понимать и использовать в собственной речи понятия «вчера», «сегодня», «завтра», представления о временах года, месяцах, днях недели и способность понимать обратимые активные и пассивные конструкции.
Коррекционная работа была направленна на формирование у детей с ЗПР дошкольного возраста пространственных представлений (о направлениях пространства, пространственных отношениях, о временных единицах).
Она осуществлялась в игре и в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять между ними сходства и различие, обобщать их, обозначать словами.
При обучении организовывались наблюдения детей за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять пространственные признаки.
Проведенная коррекционная работа по пространственно-временным представлениям у дошкольников ЗПР подтвердило, что имеются значительные недостатки в понимании и использовании в собственной речи вербальных средств, обозначающих пространство и время, и позволило определить преимущественное направление коррекционной работы направленной на их устранение.
В то же время сформированность пространственно-временных представлений после проведенной коррекционной работы оказывается ниже возрастной нормы, а это отрицательно скажется на успеваемости в школе.
К концу учебного года заметное продвижение отмечается у детей в умении ориентироваться на плоскости листа, размещать рисунки в заданном месте на листе бумаги.Значительно лучше дети стали ориентироваться в частях суток и их цикличности. Определяют, и называют времена года, знают последовательность.
Однако задание, назвать какое время года между летом и зимой, или какое бывает перед летом, у некоторых детей вызывают затруднение.
Уровень представлений о днях недели значительно повысился.
Хуже всего оказались сформированы представления о месяцах, что вполне объяснимо, материал является слишком громоздким и сложным даже для детей с нормальным психическим развитием.
Затруднения при формировании представлений о пространственных отношениях предметов объясняются недоразвитием процессов пространственного анализа и синтеза, неумением устанавливать причинно-следственные отношения и отражать их в речи. Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ЗПР так же вероятно вызвано нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время.
Следует отметить, что не все дети достигли уровня развития возрастной нормы, системная речевая патология, присущая детям с ЗПР носит стойкий характер и преодолевается с трудом.
Очевидно, что коррекционное воздействие по устранению недостатков пространственно-временных представлений у детей с ЗПР должно быть более длительным и интенсивным и начинаться на более ранних этапах развития, что позволит лучше подготовить детей к усвоению школьной программы.
Это позволило сделать вывод о продолжении дальнейшей коррекционной работы с дошкольниками ЗПР для наилучших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/17/picture-198653-1363538481.jpg)
Родительское собрание во 2 младшей группе по теме: « Формирование элементарных математических представлений у детей в младшей группе».
В материале даны следующие вопросы.Методы и приёмы обучения в младшей группе математике. Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у д...
Реферат на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность проблемы Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь нео...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/07/picture-610878-1599509899.jpg)
консультация для воспитателей на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Как помочь детям сформировать математические представления, развить внимание, мышление и память детей, используя игры и развивающие упражнения в разных видах организованной и совместной деятельн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-593516-1424008964.jpg)
ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»
ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/04/picture-1007170-1517753760.jpg)
ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»
Данный план можно использовать при углубленной работе по теме...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-1063198-1538161601.jpg)
Отчет по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
2019-2021г....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-577768-1637953947.jpg)
Отчет по самообразованию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препя...