Перспективный план по математическому развитию средняя группа
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Перспективный план занятий по математическому развитию в средней группе.
№ |
тема занятия
|
цель занятия |
содержание занятия |
пособия, материал |
1 |
Количественный счет до 5. |
Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, закреплять умение считать в пределах 5. Формировать умение работать по образцу, развивать внимание. |
1. д\и «Чудесный мешочек» 2. игр. упр. «Разноцветные круги» 3. физ. мин. «Стоп» 4. д\и «Обезьянки» |
Предметы круглой и квадратной формы (колечко, книжка, зеркало, платок, шарик); схемы к п\и; по 5 кругов желтого и зеленого цветов и 4 кирпичика по кол-ву детей
|
2 |
Сравнение по величине. Порядковый счет. | Учить соотносить размеры предметов визуально и прикладыванием. Учить правильно употреблять названия порядковых числительных при счете. Учить находить предмет по указанному порядковому номеру. | 1. д\и «Закрой коробки» 2. игр. упр. «Посчитай» 3. д\и «Найди мышку» 4. физ. мин «Вышли мышки…» 5. игр. упр. «Сделай как я»
| 5 банок с плотными крышками разного размера; мышка-игрушка; цифры 1-5; по 3 счетные палочки на каждого ребенка. |
3 |
Цифра 1. | Учить понимать последовательность расположения геометрических фигур. Сравнение предметов по кол-ву на основе составления пар, количественный счет в пределах 5, закрепить цифру 1.
| 1. д\и «Загадки и отгадки» 2. физ. мин. «Мишутка» 3. д\и «Магазин» 4. игр. упр. «Собери бусы» | Карточка с мишкой, 5 машин, 4 куклы, 5 резиновых игрушек; цифра 1; наборы геометрических фигур.
|
4 |
Части суток. Цифра 2. | Учить различать части суток: утро-вечер, день-ночь. Развивать умение ориентироваться в пространстве, память, внимание; закреплять представления чего у человека по 2, по1. | 1. д\и «Когда это бывает?» 2. Загадки и отгадки. 3. физ. мин. «Два хлопка» 4. д\и «Что, где?» 5. д\и «Внимание»
| Картинки с разными частями суток; фишки; 2 слоненка, цифра 2; мяч, палочки, фланелеграф.
|
5 |
Число и цифра 3. | Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой. Закреплять знание цифр, развивать внимание | 1. игр. упр. «Кубики». 2. д\и «Чем отличаются?» 3. физ. мин. «Стоп» 4. Работа с карточкой.
| Карточка для сравнения, карточки игры «Стоп», цифры, 2-х полосные карточки, набор геометрических фигур. |
6 |
Сравнение по высоте. | Упражнять в счете в пределах 5. Учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения. Закреплять знание г\ф. | 1. д\и «Расколдуй фигуру» 2. д\и «Обручи» 3. игр. упр. «Матрешки» 4. физ. мин. «Мы становимся все выше» 5. Счетные палочки. | Силуэты для сравнения по высоте; цветные обручи; фигуры Дьенеша; счетные палочки, нитки по кол-ву детей. |
7 |
Число и цифра 4. |
Познакомить с образованием числа 4. Учить соотносить число с кол-вом предметов. |
1. «Кубики» 2. д\и «Назови цифру» 3. Физ. мин. «Считалка в башмачках» 4. д\и «Угадай-ка»
|
Карточка с цифрами, кубики; мяч; 2-хполосные карточки, геометрических фигур по количеству детей.
|
8 |
Треугольник. | Учить находить предметы названной геометрической формы, составлять предметы из 4 треугольников. Закрепить названия геометрических фигур. Развивать способности к анализу, сравнению, обобщению.
| 1. д\и «Чудесный мешочек» 2. д\и «Найди фигуру» 3. физ. мин. «Гаражи» 4. игр. упр. «Поможем зайчику»
| Чудесный мешочек, геометрические фигуры в него, «Логоквадрат», фланелеграф, не него 4 треугольника, карточки числовые и с цифрами, обручи, по 4 треугольника на каждого ребенка. |
9 |
Сравнение по длине. | Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки, по представлению и путем приложения. Упражнять в количественном счете. Развивать зрительное внимание. | 1. «Лиса и волк» 2. игр. упр. «Кто быстрее» 3. физ. мин. д\и «Кто больше» 4. д\и «Кто спрятался»
| Фланелеграф, на него 2 домика, 2 дорожки, силуэт волка, условная мерка, 2 ленты по 1 метру и 1,5 метра с палочкой на конце, мяч, 5 игрушек, платок |
10 |
Число и цифра 5. | Познакомить с образованием числа 5. Закреплять умение сравнивать по длине. Упражнять в количественном счете до 9 на слух; умение соотносить кол-во с цифрой. | 1. Работа с карточкой. 2. «Что бывает по 5?» 3. физ. мин. « Посчитай» 4. игр. упр. «Построй лесенку»
| Цифра 5, молоточек, карточки с цифрами, 2-хполосные карточки, по5 синих и красных квадрата, полоски Кюизенера. . |
11 | Понятие «предыдущее» и «последующее» число.
| Уточнить представление о порядке следования чисел в ряду, познакомить с отношением «предшествовать» и «следовать за» в отношении ряда. Продолжать учить решать конструктивные задачи. Упражнять в счете, развивать память, внимание.
| 1.игр. упр. «Найди место» 2. д\и «Четвертый лишний» 3. п\и «Найди пару» 4. д\и «Внимание»
| Фланелеграф, на него цифры, карточки «4 лишний», карточки с цифрами, числовые карточки, счетные палочки.
|
12 |
Сравнение по весу. | Учить сравнивать предметы по тяжести прикидкой на руке. Учить пользоваться трафаретами. Развивать внимание.
| 1. игр. упр. «Ленточки» 2. игр. упр. «Мешочки» 3. игр. упр. «Самый легкий» 4. физ. мин. «Стоп» 5. д\и «Внимание»
| Ленты разной длины; полотняные мешочки (в одном - мятая бумага, в другом-гвозди); кубики - большой картонный, меньший пластмас., маленький деревянный; листы бумаги, рамки, карандаши. |
13 |
Число и цифра 6. | Познакомить с числом и цифрой 6. Формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы. Закреплять умение сравнивать рядом стоящие числа. Упражнять в количественном счете.
| 1. игр. упр. «Лес» 2. физ. мин. «Лесорубы» 3. игр. упр. «Камушки» 4. п\и «Зайчики»
| Фланелеграф, 6 берез, 6 елок; цифры от 1 до 6; 5 обручей для п\и, цифры, по 6 камушков, ракушек на каждого ребенка.
|
14 |
Знакомство с цилиндром |
Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки. Закреплять счет в пределах 6, умение находить общие свойства предметов. Развивать логическое мышление. |
1. Знакомство с цилиндром. 2. физ. мин. «Ухо – нос» 3. п\и «Стоп» 4. д\и «Найди фигуру»
|
Картинки с изображением предметов цилиндрической формы, цилиндры разного диаметра и высоты; иллюстрация с шарами; таблица «Найди фигуру»; предметы цилиндрической формы.
|
15 |
Знакомство с конусом. | Продолжать учить располагать цифры по порядку, закреплять знание цифр. Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Закреплять пространственные представления, счет в пределах 6. | 1. д\и «Чудесный мешочек» 2. «Паспортный стол» 3. д\и «Найди пару» 4. физ. мин. «Замри» 5. д\и «Переполох»
| Фланелеграф, цифры на него, шар, куб, цилиндр, различные конусы; картинки с предметами формы шара, куба, цилиндра, конуса; картинки с цифрами.
|
16 |
Число и цифра 7. | Формировать представление о начале отсчета при пересчитывании предметов, расположенных по кругу. Познакомить с цифрой 7. Закреплять прямой и обратный счет в пределах 7. Закреплять пространственные отношения. Развивать логическое мышление.
| 1. игр. упр. «Цветик-семицветик» 2. физ. мин. «Цветок» 3. игр. упр. «Цветик-семицветик» 4. Играем с карточкой. 5. д\и «Четвертый лишний»
| Цветик-семицветик, карточки для игры «4-ый лишний», 2-хполосные карточки, геометрические фигуры. |
17 |
Ориентировка в пространстве.
| Развивать пространственную ориентацию, учить моделировать пространственные отношения на плоскостной модели. Продолжать учить решать конструктивные задачи. Развивать внимание и наблюдательность. | 1. д\и «Найди мяч» 2. п\и «Гаражи» 3. «Сходства и различии» 4. д\и «Геометрическая мозаика» | Игрушечная мебель, лист бумаги, геометрические фигуры, схожие с мебелью. Мяч, таблица с человечками. Набор фигур для мозаики на каждого ребенка.
|
18 |
Сравнение по ширине и толщине. | Формировать умение сравнивать предметы по ширине, толщине; производить операцию сериации по этим признакам. Учить детей представлять себе динамическую модель числа 4. Закреплять счет в пределах 7; сравнение групп предметов по количеству, на основе составления пар, сравнение рядом стоящих чисел. Закреплять пространственные представления.
| 1. игр. упр. «Гномы» 2. физ. мин. «Следопыты» 3. д\и «Найди отличия» 4. д\и «Угадай-ка»
| Фланелеграф, изображение 7 гномов разной толщины, 7 полосок разной ширины; 2 картинки для нахождения отличий, 2-хполосные карточки, по 4 кружочка на ребенка.
|
19 |
Части суток. | Закреплять представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра». Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 6), различать порядковый и количественный счет? Развивать внимание и память.
| 1. д\и «Когда это бывает» 2. игр. упр. «Кого забыл нарисовать художник» 3. Физ. мин. «Раз подняться, потянуться» 4. игр. упр. «Внимание»
| Картинки с разными частями суток, иллюстрация к сказке, схемы, геометрические фигуры.
|
20 |
Число и цифра 8. | Познакомить с числом и цифрой 8. Закрепить представления об образовании последующего числа путем прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа. Учить решать классификационные задачи.
| 1. Игр. упр. «Шишки для белки» 2. физ. мин. «Зайка» 3. игр. упр. «Елочные игрушки» 4. п\и «Гаражи». 5. д\и «Числовой ряд»
| На фланелеграф 8 крупных и 8 мелких шишек, белка с корзинкой, цифры 1 – 8; карточки для нахождения места цифры в ряду; геометрических фигур.
|
21 |
Небылицы.
| Уточнять представление о геометрических фигурах, развивать аналитико-синтетическое визуальное мышление. Закрепить количественную модель числа 8. Учить решать конструктивные задачи. Развивать внимание, память.
| 1. игр. упр. «Флажки» 2. д\и «Небылицы» 3. физ. мин «Медвежата» 4. д\и «Внимание»
| Наборы геометрических фигур; счетные палочки; карточки с контурными изображениями конструкций.
|
22 |
Ориентировка в пространстве. | Продолжать учить ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана. Закрепить знание геометрических форм. Упражнять в подборе антонимов. Поиск закономерности. | 1. д\и «Куклин дом» 2. физ. мин. «Раз, два, три» 3. д\и «Скажи наоборот» 4. д\и «Собери бусы»
| Коробка – комната и предметы кукольной мебели; геометрические фигуры, изображающие эту мебель (для фланелеграфа); игрушка; наборы геометрических фигур на каждого ребенка.
|
23 |
Число и цифра 9. | Познакомить с числом и цифрой 9. Учить находить закономерность событий. Закреплять представление об образовании последующего числа путем прибавления 1, умение сравнивать рядом стоящие числа. Упражнять в количественном счете. Развивать внимание.
| 1. игр. упр. «Букет для зайчихи» 2. физ. мин. «Мы считали и устали» 3. д\и «Что сначала, что потом» 4. физ. мин. «Волшебная палочка»
| Игрушка зайчонок, волшебная палочка, набор карточек для игры, фланелеграф, на него: 9 ромашек, 9 тюльпанов, цифры 1-9.
|
24 |
Ориентировка в пространстве. | Закреплять представление о геометрических телах, пользоваться пространственными отношениями предметов. Закрепить счет до 9. Развивать память, внимание. | 1. д\и «Чудесный мешочек» 2. д\и «Что изменилось» 3. д\и «Переполох» 4. игр. упр. «Цифры – загадки» 5. д\и «Зайчики»
| Чудесный мешочек, геометрические тела; шарик, стаканчик, кубик, бочонок; цифры 1-9; обручи для игры.
|
25 |
Измерение сыпучих тел. | Учить детей измерению объема сыпучих тел с использованием мерки. Учить детей представлять себе динамическую модель числа 4. Продолжать учить ориентироваться относительно себя (право – лево). Упражнять в количественном счете. Развивать внимание, память.
| 1. Игр. задание «Измерение крупы» 2. физ. мин. «Слушай и делай» 3. игр. упр. «Угадай-ка»
| 2 миски с крупой, различные произвольные мерки (стакан, чашка, меньше, чем стакан); фланелеграф, круги на него; на каждого ребенка двух-полосные карточки, круги.
|
26 |
Сравнение по объему.
| Познакомить с приемом непосредственного сравнения жидкости по объему. Продолжать учить детей выделять свойства предметов, сравнивать предметы, находить их отличия. Закрепить счет в пределах 9, умении сопоставлять цифры с количеством.
| 1. игр. задание «Кошкин дом» 2. физ. мин. «Насос» 4. д\и «Найди отличия»
| 4 кружки для сравнения их по объему, 2 прозрачных сосуда разной толщины, подкрашенная вода; картинка с двумя человечками; парные карточки с разным количеством предметов.
|
27 |
Уравнивание множества. | Научить уравнивать множества различными способами. Закреплять порядок цифр 1-9. Решать конструктивные задачи.
| 1. игр. упр. «За ягодами» 2. физ. мин. «Живые цифры» 3. д\и «Мозаика» Ракета для Гуньки | Фланелеграф, силуэты двух корзин, по 9 кругов красного и синего цветов; цифры-шапочки; наборы г\ф по кол-ву детей. |
28 |
Счет до 9.
| Продолжать учить выделять свойства геометрических фигур (форма, цвет, величина). Закрепить количественный счет и цифры в пределах 9. Решать конструктивные задачи. Развивать внимание и память . | 1. д\и «Посчитай» 2. игр. упр. «Котенок и щенок» 3. д\и «Угости зверят печеньем» (фигуры Дьенеша) 4. п\и «Живые цифры» 5. д\и «Запомни»
| Фланелеграф, геометрические фигуры, карточки-схемы, наборы цифр; иллюстрации с предметами.
|
29 |
Знакомство с таблицей. Признаки г\ф. | Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец); учить пользоваться простейшей таблицей. Закреплять порядковый счет в пределах 9. Закреплять представления о г\ф, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.
| 1. игр. упр. «В стране Геометрических фигур». 2. д\и «Жмурки» 3. игр. упр. «Дом фигур» 4. физ. мин. «По кочкам»
| Фланелеграф, фигуры на него, таблица, фигуры Дьенеша, цифры – кочки от 1 до 9. |
30 |
Число и цифра 0. | Формировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0. Закрепить представление о геометрических фигурах; закреплять представление о временах года. | 1. игр. упр. «Поезд» 2. д\и «Когда это бывает» 3. игр. упр. «В лесу» 4. физ. мин. «Найди свой дом»
| Цифры 0-9; изображение ежа и 3 грибов (мухомор и два съедобных); наборы с геометрических фигур; иллюстрации к сказкам.
|
31
|
Число и цифра 10. | Познакомить с числом и цифрой 10; повторить цифры от 1 до 9; развивать умение воспринимать последнее число как итог; показатель количества. Формировать умение устанавливать правильные взаимосвязи (медведь большой, мышка маленькая), развивать воображение, внимание и смекалку. Способствовать развитию зрительного восприятия детей.
| 1. д\и «На что это похоже» 2. д\и «Образование числа 10» 3. физ. мин. «Дерево кончается» 4. игр. упр. «Найди птиц» 5. д\и «Трик – трак!» 6. игр. упр. «Портрет тетушки Совы»
| Фланелеграф, облака разной формы для игры, на одном – цифры от 0 до 9, 9 лесных зверей, сова, рисунок дерева, в кроне которого спрятались 10 птиц; схема совы из геометрических фигур, наборы геометрических фигур на каждого ребенка.
|
32 |
Присчитывание и отсчитывание по 1. Порядковый счет | Учить приемом присчитывания и отсчитывания по 1, формировать внутренний план действий. Закреплять представление о числовом ряде, предыдущем и последующем числе; навыки порядкового счета. Развивать конструктивные навыки.
| 1. игр. упр. «Корзина с яблоками» 2. д\и «Не ошибись» 3. игр. упр. «Зоопарк» 4. физ. мин. «Раз, 2, 3, 4, 5!» 5. Мозаика «Утенок»
| Фланелеграф, модели корзины и яблок, набор цифр, таблицы с изображением животных, схема утенка, геометрическая мозаика.
|
33 |
Времена года. | Учить устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии, соотносить цифру с количеством. Продолжать знакомить детей с образованием числа 10 путем присчитывания. Закреплять знания о временах года, их последовательности.
| 1. игр. упр. «Собери букет» 2. д\и «Когда это бывает» 3. физ. мин. «Один, два». 4. игр. упр. «Бусы»
| Фланелеграф, цветы, цифры, картинки с временами года, круги разного цвета.
|
34 |
Логическая задача. | Закреплять пространственные отношения, умение сравнивать предметы по ширине, высоте, толщине. Закреплять счет в пределах 10, умение сопоставлять цифру с количеством, сравнивать группы предметов по количеству.
| 1. Логическая задача «Друзья» 2. физ. мин. «Не ошибись» 3. д\и «Чудесный мешочек» 4. п\и «Найди свой дом»
| Картинка с изображением 5 мальчиков разного роста и комплекции, набор цифр, набор геометрических тел; карточки с разным количеством предметов, мяч. . |
35 |
Геометрические фигуры. | Формировать умение ориентироваться на плоскости, закреплять знание количественных и порядковых числительных, формировать операцию сравнения. Закреплять умение сравнивать фигуры по различным признакам. Решение задач конструктивного рисования.
| 1. игр. упр. «Найди фигуры» 2. игр. упр. «Кто идет в гости» 3. физ. мин. «Серые зайчата» 4. д\и «Мозаика» Зайчик
| Фланелеграф, геометрические фигуры, рисунок для порядкового счета, образец – схема силуэта зайчика из геометрических фигур, листы бумаги, карандаши.
|
36 |
Итоговое Путешествие в лес | Обобщить полученные знания. Закрепить умения по всему пройденному материалу: количество и счет в пределах 10; умение сравнивать фигуры по двум признакам (величина, цвет); ориентировка в пространстве.. Развивать восприятие и представления через накопление и расширение сенсорного опыта. Развивать наглядно – действенное и наглядно – образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей).
| 1. игр упр. « Белка – художница» 2. игр. упр. «Рисуем палочками» 3. д\и «Строим мост» 4. п\и «Стройся» 5. д\и «Назови правильно» 6. д\и «Какого предмета не хватает» 7. игр. упр. «Камушки»
| Игрушки (белка, еж), пенек, иллюстрация, набор цифр, речка, ручеек, фигуры Дьенеша, фломастеры, картинка – схема, камушки – цифры, наборы палочек на каждого ребенка.
|
Литература:
· Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей - Ч. I: Смоленцева А. А. , Пустовойт О. В. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки\ сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – СПб.: «Детство-пресс», 2010. – 191 с., ил. (Библиотека программы «Детство»).
· Познавательно-игровое издание Математика – это интересно, Рабочая тетрадь. Авторы – составители: И. Н. Чеплашкина, л. Ю. Зуева, Н. Н. Крутова. Под редакцией З. А. Михайловой, ООО «Издательство «Детство –ПРЕСС»
· Смоленцова А. А., Суворова О. В. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей»: Учебно-методическое пособие – СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2010. – 112 с., ил.
· «Математика от трех до семи»: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Авт.- сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе; Худ. И. Н. Ржевцева. – СПб.: «Детство-пресс», 1999. – 176 с.: - Ил.
· «Логика и математика для дошкольников»: Методическое пособие/ Авт.- сост. 3. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая / (Библиотека программы «Детство»). – СПб: «Акцидент», 1997. – 79 с.: Ил.
· «Давайте поиграем»: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей дет. сада и родителей / Н. И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, А, А. Столяр, Т. М. Чеботаревская - Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.- 80 с.: ил.
· Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., - М.: Просвещение, 1990.-160 с.: ил.
· Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.- 94.с.: ил.
· Колесникова Е. В. Математика для детей 4 - 5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.
· Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка» практический курс математики для дошкольников 3 – 4 лет. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 2003.- 256 с.
· Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 4 – 5 лет: пособие для педагогов дошк. Учреж.: В 2 кн.\ А. В. Белошистая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1: Конспекты занятий. Методические рекомендации. Программа. – 160 с.: ил.
· Новикова В. П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 88 с.: илл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_persp._plan_v_sr._gr.docx | 49.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план занятий по математическому развитию в средней группе.
№ | тема занятия | цель занятия | содержание занятия | пособия, материал |
1 | Количественный счет до 5. | Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, закреплять умение считать в пределах 5. Формировать умение работать по образцу, развивать внимание. | 1. д\и «Чудесный мешочек» 2. игр. упр. «Разноцветные круги» 3. физ. мин. «Стоп» 4. д\и «Обезьянки» | Предметы круглой и квадратной формы (колечко, книжка, зеркало, платок, шарик); схемы к п\и; по 5 кругов желтого и зеленого цветов и 4 кирпичика по кол-ву детей |
2 | Сравнение по величине. Порядковый счет. | Учить соотносить размеры предметов визуально и прикладыванием. Учить правильно употреблять названия порядковых числительных при счете. Учить находить предмет по указанному порядковому номеру. | 1. д\и «Закрой коробки» 2. игр. упр. «Посчитай» 3. д\и «Найди мышку» 4. физ. мин «Вышли мышки…» 5. игр. упр. «Сделай как я» | 5 банок с плотными крышками разного размера; мышка-игрушка; цифры 1-5; по 3 счетные палочки на каждого ребенка. |
3 | Цифра 1. | Учить понимать последовательность расположения геометрических фигур. Сравнение предметов по кол-ву на основе составления пар, количественный счет в пределах 5, закрепить цифру 1. | 1. д\и «Загадки и отгадки» 2. физ. мин. «Мишутка» 3. д\и «Магазин» 4. игр. упр. «Собери бусы» | Карточка с мишкой, 5 машин, 4 куклы, 5 резиновых игрушек; цифра 1; наборы геометрических фигур. |
4 | Части суток. Цифра 2. | Учить различать части суток: утро-вечер, день-ночь. Развивать умение ориентироваться в пространстве, память, внимание; закреплять представления чего у человека по 2, по1. | 1. д\и «Когда это бывает?» 2. Загадки и отгадки. 3. физ. мин. «Два хлопка» 4. д\и «Что, где?» 5. д\и «Внимание» | Картинки с разными частями суток; фишки; 2 слоненка, цифра 2; мяч, палочки, фланелеграф. |
5 | Число и цифра 3. | Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой. Закреплять знание цифр, развивать внимание | 1. игр. упр. «Кубики». 2. д\и «Чем отличаются?» 3. физ. мин. «Стоп» 4. Работа с карточкой. | Карточка для сравнения, карточки игры «Стоп», цифры, 2-х полосные карточки, набор геометрических фигур. |
6 | Сравнение по высоте. | Упражнять в счете в пределах 5. Учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения. Закреплять знание г\ф. | 1. д\и «Расколдуй фигуру» 2. д\и «Обручи» 3. игр. упр. «Матрешки» 4. физ. мин. «Мы становимся все выше» 5. Счетные палочки. | Силуэты для сравнения по высоте; цветные обручи; фигуры Дьенеша; счетные палочки, нитки по кол-ву детей. |
7 | Число и цифра 4. | Познакомить с образованием числа 4. Учить соотносить число с кол-вом предметов. | 1. «Кубики» 2. д\и «Назови цифру» 3. Физ. мин. «Считалка в башмачках» 4. д\и «Угадай-ка» | Карточка с цифрами, кубики; мяч; 2-хполосные карточки, геометрических фигур по количеству детей. |
8 | Треугольник. | Учить находить предметы названной геометрической формы, составлять предметы из 4 треугольников. Закрепить названия геометрических фигур. Развивать способности к анализу, сравнению, обобщению. | 1. д\и «Чудесный мешочек» 2. д\и «Найди фигуру» 3. физ. мин. «Гаражи» 4. игр. упр. «Поможем зайчику» | Чудесный мешочек, геометрические фигуры в него, «Логоквадрат», фланелеграф, не него 4 треугольника, карточки числовые и с цифрами, обручи, по 4 треугольника на каждого ребенка. |
9 | Сравнение по длине. | Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки, по представлению и путем приложения. Упражнять в количественном счете. Развивать зрительное внимание. | 1. «Лиса и волк» 2. игр. упр. «Кто быстрее» 3. физ. мин. д\и «Кто больше» 4. д\и «Кто спрятался» | Фланелеграф, на него 2 домика, 2 дорожки, силуэт волка, условная мерка, 2 ленты по 1 метру и 1,5 метра с палочкой на конце, мяч, 5 игрушек, платок |
10 | Число и цифра 5. | Познакомить с образованием числа 5. Закреплять умение сравнивать по длине. Упражнять в количественном счете до 9 на слух; умение соотносить кол-во с цифрой. | 1. Работа с карточкой. 2. «Что бывает по 5?» 3. физ. мин. « Посчитай» 4. игр. упр. «Построй лесенку» | Цифра 5, молоточек, карточки с цифрами, 2-хполосные карточки, по5 синих и красных квадрата, полоски Кюизенера. . |
11 | Понятие «предыдущее» и «последующее» число. | Уточнить представление о порядке следования чисел в ряду, познакомить с отношением «предшествовать» и «следовать за» в отношении ряда. Продолжать учить решать конструктивные задачи. Упражнять в счете, развивать память, внимание. | 1.игр. упр. «Найди место» 2. д\и «Четвертый лишний» 3. п\и «Найди пару» 4. д\и «Внимание» | Фланелеграф, на него цифры, карточки «4 лишний», карточки с цифрами, числовые карточки, счетные палочки. |
12 | Сравнение по весу. | Учить сравнивать предметы по тяжести прикидкой на руке. Учить пользоваться трафаретами. Развивать внимание. | 1. игр. упр. «Ленточки» 2. игр. упр. «Мешочки» 3. игр. упр. «Самый легкий» 4. физ. мин. «Стоп» 5. д\и «Внимание» | Ленты разной длины; полотняные мешочки (в одном - мятая бумага, в другом-гвозди); кубики - большой картонный, меньший пластмас., маленький деревянный; листы бумаги, рамки, карандаши. |
13 | Число и цифра 6. | Познакомить с числом и цифрой 6. Формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы. Закреплять умение сравнивать рядом стоящие числа. Упражнять в количественном счете. | 1. игр. упр. «Лес» 2. физ. мин. «Лесорубы» 3. игр. упр. «Камушки» 4. п\и «Зайчики» | Фланелеграф, 6 берез, 6 елок; цифры от 1 до 6; 5 обручей для п\и, цифры, по 6 камушков, ракушек на каждого ребенка. |
14 | Знакомство с цилиндром | Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки. Закреплять счет в пределах 6, умение находить общие свойства предметов. Развивать логическое мышление. | 1. Знакомство с цилиндром. 2. физ. мин. «Ухо – нос» 3. п\и «Стоп» 4. д\и «Найди фигуру» | Картинки с изображением предметов цилиндрической формы, цилиндры разного диаметра и высоты; иллюстрация с шарами; таблица «Найди фигуру»; предметы цилиндрической формы. |
15 | Знакомство с конусом. | Продолжать учить располагать цифры по порядку, закреплять знание цифр. Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Закреплять пространственные представления, счет в пределах 6. | 1. д\и «Чудесный мешочек» 2. «Паспортный стол» 3. д\и «Найди пару» 4. физ. мин. «Замри» 5. д\и «Переполох» | Фланелеграф, цифры на него, шар, куб, цилиндр, различные конусы; картинки с предметами формы шара, куба, цилиндра, конуса; картинки с цифрами. |
16 | Число и цифра 7. | Формировать представление о начале отсчета при пересчитывании предметов, расположенных по кругу. Познакомить с цифрой 7. Закреплять прямой и обратный счет в пределах 7. Закреплять пространственные отношения. Развивать логическое мышление. | 1. игр. упр. «Цветик-семицветик» 2. физ. мин. «Цветок» 3. игр. упр. «Цветик-семицветик» 4. Играем с карточкой. 5. д\и «Четвертый лишний» | Цветик-семицветик, карточки для игры «4-ый лишний», 2-хполосные карточки, геометрические фигуры. |
17 | Ориентировка в пространстве. | Развивать пространственную ориентацию, учить моделировать пространственные отношения на плоскостной модели. Продолжать учить решать конструктивные задачи. Развивать внимание и наблюдательность. | 1. д\и «Найди мяч» 2. п\и «Гаражи» 3. «Сходства и различии» 4. д\и «Геометрическая мозаика» | Игрушечная мебель, лист бумаги, геометрические фигуры, схожие с мебелью. Мяч, таблица с человечками. Набор фигур для мозаики на каждого ребенка. |
18 | Сравнение по ширине и толщине. | Формировать умение сравнивать предметы по ширине, толщине; производить операцию сериации по этим признакам. Учить детей представлять себе динамическую модель числа 4. Закреплять счет в пределах 7; сравнение групп предметов по количеству, на основе составления пар, сравнение рядом стоящих чисел. Закреплять пространственные представления. | 1. игр. упр. «Гномы» 2. физ. мин. «Следопыты» 3. д\и «Найди отличия» 4. д\и «Угадай-ка» | Фланелеграф, изображение 7 гномов разной толщины, 7 полосок разной ширины; 2 картинки для нахождения отличий, 2-хполосные карточки, по 4 кружочка на ребенка. |
19 | Части суток. | Закреплять представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра». Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 6), различать порядковый и количественный счет? Развивать внимание и память. | 1. д\и «Когда это бывает» 2. игр. упр. «Кого забыл нарисовать художник» 3. Физ. мин. «Раз подняться, потянуться» 4. игр. упр. «Внимание» | Картинки с разными частями суток, иллюстрация к сказке, схемы, геометрические фигуры. |
20 | Число и цифра 8. | Познакомить с числом и цифрой 8. Закрепить представления об образовании последующего числа путем прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа. Учить решать классификационные задачи. | 1. Игр. упр. «Шишки для белки» 2. физ. мин. «Зайка» 3. игр. упр. «Елочные игрушки» 4. п\и «Гаражи». 5. д\и «Числовой ряд» | На фланелеграф 8 крупных и 8 мелких шишек, белка с корзинкой, цифры 1 – 8; карточки для нахождения места цифры в ряду; геометрических фигур. |
21 | Небылицы. | Уточнять представление о геометрических фигурах, развивать аналитико-синтетическое визуальное мышление. Закрепить количественную модель числа 8. Учить решать конструктивные задачи. Развивать внимание, память. | 1. игр. упр. «Флажки» 2. д\и «Небылицы» 3. физ. мин «Медвежата» 4. д\и «Внимание» | Наборы геометрических фигур; счетные палочки; карточки с контурными изображениями конструкций. |
22 | Ориентировка в пространстве. | Продолжать учить ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана. Закрепить знание геометрических форм. Упражнять в подборе антонимов. Поиск закономерности. | 1. д\и «Куклин дом» 2. физ. мин. «Раз, два, три» 3. д\и «Скажи наоборот» 4. д\и «Собери бусы» | Коробка – комната и предметы кукольной мебели; геометрические фигуры, изображающие эту мебель (для фланелеграфа); игрушка; наборы геометрических фигур на каждого ребенка. |
23 | Число и цифра 9. | Познакомить с числом и цифрой 9. Учить находить закономерность событий. Закреплять представление об образовании последующего числа путем прибавления 1, умение сравнивать рядом стоящие числа. Упражнять в количественном счете. Развивать внимание. | 1. игр. упр. «Букет для зайчихи» 2. физ. мин. «Мы считали и устали» 3. д\и «Что сначала, что потом» 4. физ. мин. «Волшебная палочка» | Игрушка зайчонок, волшебная палочка, набор карточек для игры, фланелеграф, на него: 9 ромашек, 9 тюльпанов, цифры 1-9. |
24 | Ориентировка в пространстве. | Закреплять представление о геометрических телах, пользоваться пространственными отношениями предметов. Закрепить счет до 9. Развивать память, внимание. | 1. д\и «Чудесный мешочек» 2. д\и «Что изменилось» 3. д\и «Переполох» 4. игр. упр. «Цифры – загадки» 5. д\и «Зайчики» | Чудесный мешочек, геометрические тела; шарик, стаканчик, кубик, бочонок; цифры 1-9; обручи для игры. |
25 | Измерение сыпучих тел. | Учить детей измерению объема сыпучих тел с использованием мерки. Учить детей представлять себе динамическую модель числа 4. Продолжать учить ориентироваться относительно себя (право – лево). Упражнять в количественном счете. Развивать внимание, память. | 1. Игр. задание «Измерение крупы» 2. физ. мин. «Слушай и делай» 3. игр. упр. «Угадай-ка» | 2 миски с крупой, различные произвольные мерки (стакан, чашка, меньше, чем стакан); фланелеграф, круги на него; на каждого ребенка двух-полосные карточки, круги. |
26 | Сравнение по объему. | Познакомить с приемом непосредственного сравнения жидкости по объему. Продолжать учить детей выделять свойства предметов, сравнивать предметы, находить их отличия. Закрепить счет в пределах 9, умении сопоставлять цифры с количеством. | 1. игр. задание «Кошкин дом» 2. физ. мин. «Насос» 4. д\и «Найди отличия» | 4 кружки для сравнения их по объему, 2 прозрачных сосуда разной толщины, подкрашенная вода; картинка с двумя человечками; парные карточки с разным количеством предметов. |
27 | Уравнивание множества. | Научить уравнивать множества различными способами. Закреплять порядок цифр 1-9. Решать конструктивные задачи. | 1. игр. упр. «За ягодами» 2. физ. мин. «Живые цифры» 3. д\и «Мозаика» Ракета для Гуньки | Фланелеграф, силуэты двух корзин, по 9 кругов красного и синего цветов; цифры-шапочки; наборы г\ф по кол-ву детей. |
28 | Счет до 9. | Продолжать учить выделять свойства геометрических фигур (форма, цвет, величина). Закрепить количественный счет и цифры в пределах 9. Решать конструктивные задачи. Развивать внимание и память . | 1. д\и «Посчитай» 2. игр. упр. «Котенок и щенок» 3. д\и «Угости зверят печеньем» (фигуры Дьенеша) 4. п\и «Живые цифры» 5. д\и «Запомни» | Фланелеграф, геометрические фигуры, карточки-схемы, наборы цифр; иллюстрации с предметами. |
29 | Знакомство с таблицей. Признаки г\ф. | Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец); учить пользоваться простейшей таблицей. Закреплять порядковый счет в пределах 9. Закреплять представления о г\ф, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении. | 1. игр. упр. «В стране Геометрических фигур». 2. д\и «Жмурки» 3. игр. упр. «Дом фигур» 4. физ. мин. «По кочкам» | Фланелеграф, фигуры на него, таблица, фигуры Дьенеша, цифры – кочки от 1 до 9. |
30 | Число и цифра 0. | Формировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0. Закрепить представление о геометрических фигурах; закреплять представление о временах года. | 1. игр. упр. «Поезд» 2. д\и «Когда это бывает» 3. игр. упр. «В лесу» 4. физ. мин. «Найди свой дом» | Цифры 0-9; изображение ежа и 3 грибов (мухомор и два съедобных); наборы с геометрических фигур; иллюстрации к сказкам. |
31 | Число и цифра 10. | Познакомить с числом и цифрой 10; повторить цифры от 1 до 9; развивать умение воспринимать последнее число как итог; показатель количества. Формировать умение устанавливать правильные взаимосвязи (медведь большой, мышка маленькая), развивать воображение, внимание и смекалку. Способствовать развитию зрительного восприятия детей. | 1. д\и «На что это похоже» 2. д\и «Образование числа 10» 3. физ. мин. «Дерево кончается» 4. игр. упр. «Найди птиц» 5. д\и «Трик – трак!» 6. игр. упр. «Портрет тетушки Совы» | Фланелеграф, облака разной формы для игры, на одном – цифры от 0 до 9, 9 лесных зверей, сова, рисунок дерева, в кроне которого спрятались 10 птиц; схема совы из геометрических фигур, наборы геометрических фигур на каждого ребенка. |
32 | Присчитывание и отсчитывание по 1. Порядковый счет | Учить приемом присчитывания и отсчитывания по 1, формировать внутренний план действий. Закреплять представление о числовом ряде, предыдущем и последующем числе; навыки порядкового счета. Развивать конструктивные навыки. | 1. игр. упр. «Корзина с яблоками» 2. д\и «Не ошибись» 3. игр. упр. «Зоопарк» 4. физ. мин. «Раз, 2, 3, 4, 5!» 5. Мозаика «Утенок» | Фланелеграф, модели корзины и яблок, набор цифр, таблицы с изображением животных, схема утенка, геометрическая мозаика. |
33 | Времена года. | Учить устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии, соотносить цифру с количеством. Продолжать знакомить детей с образованием числа 10 путем присчитывания. Закреплять знания о временах года, их последовательности. | 1. игр. упр. «Собери букет» 2. д\и «Когда это бывает» 3. физ. мин. «Один, два». 4. игр. упр. «Бусы» | Фланелеграф, цветы, цифры, картинки с временами года, круги разного цвета. |
34 | Логическая задача. | Закреплять пространственные отношения, умение сравнивать предметы по ширине, высоте, толщине. Закреплять счет в пределах 10, умение сопоставлять цифру с количеством, сравнивать группы предметов по количеству. | 1. Логическая задача «Друзья» 2. физ. мин. «Не ошибись» 3. д\и «Чудесный мешочек» 4. п\и «Найди свой дом» | Картинка с изображением 5 мальчиков разного роста и комплекции, набор цифр, набор геометрических тел; карточки с разным количеством предметов, мяч. . |
35 | Геометрические фигуры. | Формировать умение ориентироваться на плоскости, закреплять знание количественных и порядковых числительных, формировать операцию сравнения. Закреплять умение сравнивать фигуры по различным признакам. Решение задач конструктивного рисования. | 1. игр. упр. «Найди фигуры» 2. игр. упр. «Кто идет в гости» 3. физ. мин. «Серые зайчата» 4. д\и «Мозаика» Зайчик | Фланелеграф, геометрические фигуры, рисунок для порядкового счета, образец – схема силуэта зайчика из геометрических фигур, листы бумаги, карандаши. |
36 | Итоговое Путешествие в лес | Обобщить полученные знания. Закрепить умения по всему пройденному материалу: количество и счет в пределах 10; умение сравнивать фигуры по двум признакам (величина, цвет); ориентировка в пространстве.. Развивать восприятие и представления через накопление и расширение сенсорного опыта. Развивать наглядно – действенное и наглядно – образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей). | 1. игр упр. « Белка – художница» 2. игр. упр. «Рисуем палочками» 3. д\и «Строим мост» 4. п\и «Стройся» 5. д\и «Назови правильно» 6. д\и «Какого предмета не хватает» 7. игр. упр. «Камушки» | Игрушки (белка, еж), пенек, иллюстрация, набор цифр, речка, ручеек, фигуры Дьенеша, фломастеры, картинка – схема, камушки – цифры, наборы палочек на каждого ребенка. |
Литература:
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей - Ч. I: Смоленцева А. А. , Пустовойт О. В. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки\ сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – СПб.: «Детство-пресс», 2010. – 191 с., ил. (Библиотека программы «Детство»).
- Познавательно-игровое издание Математика – это интересно, Рабочая тетрадь. Авторы – составители: И. Н. Чеплашкина, л. Ю. Зуева, Н. Н. Крутова. Под редакцией З. А. Михайловой, ООО «Издательство «Детство –ПРЕСС»
- Смоленцова А. А., Суворова О. В. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей»: Учебно-методическое пособие – СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2010. – 112 с., ил.
- «Математика от трех до семи»: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Авт.- сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе; Худ. И. Н. Ржевцева. – СПб.: «Детство-пресс», 1999. – 176 с.: - Ил.
- «Логика и математика для дошкольников»: Методическое пособие/ Авт.- сост. 3. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая / (Библиотека программы «Детство»). – СПб: «Акцидент», 1997. – 79 с.: Ил.
- «Давайте поиграем»: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей дет. сада и родителей / Н. И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, А, А. Столяр, Т. М. Чеботаревская - Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.- 80 с.: ил.
- Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., - М.: Просвещение, 1990.-160 с.: ил.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.- 94.с.: ил.
- Колесникова Е. В. Математика для детей 4 - 5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.
- Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка» практический курс математики для дошкольников 3 – 4 лет. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 2003.- 256 с.
- Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 4 – 5 лет: пособие для педагогов дошк. Учреж.: В 2 кн.\ А. В. Белошистая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1: Конспекты занятий. Методические рекомендации. Программа. – 160 с.: ил.
- Новикова В. П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 88 с.: илл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план подвижных игр в средней группе
Перспективный план подвижных игр в средней группе в табличной форме...
Перспективные планы по арттерапии в средней группе
Перспективное планирование для детей средней группы ДОУ по сказкотерапии, игротерапии, изотерапии....
перспективный план по экологическому воспитанию (средняя группа)
Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятийЦель и задачи наблюденийФормы работы СЕНТЯБРЬ1.Во саду ли, в огороде2. В хороводе деревьев3. "Зелён...
перспективный план по математическому развитию во второй младшей группе
перспективный план на каждый месяц по математическому развитию во второй младшей группе...
Перспективный план по математическому развитию подготовительная группа
Перспективный план работы на 2019-2020 учебный год...
Перспективный план по математическому развитию
Перспективный план по математическому развитию для детей старшей группы....
Перспективный план по математическому развитию в младшей группе на 2022 - 2023 учебный год
Перспективный план по математическому развитию в младшей группе ДОУ на 2022 - 2023 учебный год....