Перспективный план по математическому развитию средняя группа
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Перспективный план занятий по математическому развитию в средней группе.
№ |
тема занятия
|
цель занятия |
содержание занятия |
пособия, материал |
1 |
Количественный счет до 5. |
Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, закреплять умение считать в пределах 5. Формировать умение работать по образцу, развивать внимание. |
1. д\и «Чудесный мешочек» 2. игр. упр. «Разноцветные круги» 3. физ. мин. «Стоп» 4. д\и «Обезьянки» |
Предметы круглой и квадратной формы (колечко, книжка, зеркало, платок, шарик); схемы к п\и; по 5 кругов желтого и зеленого цветов и 4 кирпичика по кол-ву детей
|
2 |
Сравнение по величине. Порядковый счет. | Учить соотносить размеры предметов визуально и прикладыванием. Учить правильно употреблять названия порядковых числительных при счете. Учить находить предмет по указанному порядковому номеру. | 1. д\и «Закрой коробки» 2. игр. упр. «Посчитай» 3. д\и «Найди мышку» 4. физ. мин «Вышли мышки…» 5. игр. упр. «Сделай как я»
| 5 банок с плотными крышками разного размера; мышка-игрушка; цифры 1-5; по 3 счетные палочки на каждого ребенка. |
3 |
Цифра 1. | Учить понимать последовательность расположения геометрических фигур. Сравнение предметов по кол-ву на основе составления пар, количественный счет в пределах 5, закрепить цифру 1.
| 1. д\и «Загадки и отгадки» 2. физ. мин. «Мишутка» 3. д\и «Магазин» 4. игр. упр. «Собери бусы» | Карточка с мишкой, 5 машин, 4 куклы, 5 резиновых игрушек; цифра 1; наборы геометрических фигур.
|
4 |
Части суток. Цифра 2. | Учить различать части суток: утро-вечер, день-ночь. Развивать умение ориентироваться в пространстве, память, внимание; закреплять представления чего у человека по 2, по1. | 1. д\и «Когда это бывает?» 2. Загадки и отгадки. 3. физ. мин. «Два хлопка» 4. д\и «Что, где?» 5. д\и «Внимание»
| Картинки с разными частями суток; фишки; 2 слоненка, цифра 2; мяч, палочки, фланелеграф.
|
5 |
Число и цифра 3. | Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой. Закреплять знание цифр, развивать внимание | 1. игр. упр. «Кубики». 2. д\и «Чем отличаются?» 3. физ. мин. «Стоп» 4. Работа с карточкой.
| Карточка для сравнения, карточки игры «Стоп», цифры, 2-х полосные карточки, набор геометрических фигур. |
6 |
Сравнение по высоте. | Упражнять в счете в пределах 5. Учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения. Закреплять знание г\ф. | 1. д\и «Расколдуй фигуру» 2. д\и «Обручи» 3. игр. упр. «Матрешки» 4. физ. мин. «Мы становимся все выше» 5. Счетные палочки. | Силуэты для сравнения по высоте; цветные обручи; фигуры Дьенеша; счетные палочки, нитки по кол-ву детей. |
7 |
Число и цифра 4. |
Познакомить с образованием числа 4. Учить соотносить число с кол-вом предметов. |
1. «Кубики» 2. д\и «Назови цифру» 3. Физ. мин. «Считалка в башмачках» 4. д\и «Угадай-ка»
|
Карточка с цифрами, кубики; мяч; 2-хполосные карточки, геометрических фигур по количеству детей.
|
8 |
Треугольник. | Учить находить предметы названной геометрической формы, составлять предметы из 4 треугольников. Закрепить названия геометрических фигур. Развивать способности к анализу, сравнению, обобщению.
| 1. д\и «Чудесный мешочек» 2. д\и «Найди фигуру» 3. физ. мин. «Гаражи» 4. игр. упр. «Поможем зайчику»
| Чудесный мешочек, геометрические фигуры в него, «Логоквадрат», фланелеграф, не него 4 треугольника, карточки числовые и с цифрами, обручи, по 4 треугольника на каждого ребенка. |
9 |
Сравнение по длине. | Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки, по представлению и путем приложения. Упражнять в количественном счете. Развивать зрительное внимание. | 1. «Лиса и волк» 2. игр. упр. «Кто быстрее» 3. физ. мин. д\и «Кто больше» 4. д\и «Кто спрятался»
| Фланелеграф, на него 2 домика, 2 дорожки, силуэт волка, условная мерка, 2 ленты по 1 метру и 1,5 метра с палочкой на конце, мяч, 5 игрушек, платок |
10 |
Число и цифра 5. | Познакомить с образованием числа 5. Закреплять умение сравнивать по длине. Упражнять в количественном счете до 9 на слух; умение соотносить кол-во с цифрой. | 1. Работа с карточкой. 2. «Что бывает по 5?» 3. физ. мин. « Посчитай» 4. игр. упр. «Построй лесенку»
| Цифра 5, молоточек, карточки с цифрами, 2-хполосные карточки, по5 синих и красных квадрата, полоски Кюизенера. . |
11 | Понятие «предыдущее» и «последующее» число.
| Уточнить представление о порядке следования чисел в ряду, познакомить с отношением «предшествовать» и «следовать за» в отношении ряда. Продолжать учить решать конструктивные задачи. Упражнять в счете, развивать память, внимание.
| 1.игр. упр. «Найди место» 2. д\и «Четвертый лишний» 3. п\и «Найди пару» 4. д\и «Внимание»
| Фланелеграф, на него цифры, карточки «4 лишний», карточки с цифрами, числовые карточки, счетные палочки.
|
12 |
Сравнение по весу. | Учить сравнивать предметы по тяжести прикидкой на руке. Учить пользоваться трафаретами. Развивать внимание.
| 1. игр. упр. «Ленточки» 2. игр. упр. «Мешочки» 3. игр. упр. «Самый легкий» 4. физ. мин. «Стоп» 5. д\и «Внимание»
| Ленты разной длины; полотняные мешочки (в одном - мятая бумага, в другом-гвозди); кубики - большой картонный, меньший пластмас., маленький деревянный; листы бумаги, рамки, карандаши. |
13 |
Число и цифра 6. | Познакомить с числом и цифрой 6. Формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы. Закреплять умение сравнивать рядом стоящие числа. Упражнять в количественном счете.
| 1. игр. упр. «Лес» 2. физ. мин. «Лесорубы» 3. игр. упр. «Камушки» 4. п\и «Зайчики»
| Фланелеграф, 6 берез, 6 елок; цифры от 1 до 6; 5 обручей для п\и, цифры, по 6 камушков, ракушек на каждого ребенка.
|
14 |
Знакомство с цилиндром |
Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки. Закреплять счет в пределах 6, умение находить общие свойства предметов. Развивать логическое мышление. |
1. Знакомство с цилиндром. 2. физ. мин. «Ухо – нос» 3. п\и «Стоп» 4. д\и «Найди фигуру»
|
Картинки с изображением предметов цилиндрической формы, цилиндры разного диаметра и высоты; иллюстрация с шарами; таблица «Найди фигуру»; предметы цилиндрической формы.
|
15 |
Знакомство с конусом. | Продолжать учить располагать цифры по порядку, закреплять знание цифр. Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Закреплять пространственные представления, счет в пределах 6. | 1. д\и «Чудесный мешочек» 2. «Паспортный стол» 3. д\и «Найди пару» 4. физ. мин. «Замри» 5. д\и «Переполох»
| Фланелеграф, цифры на него, шар, куб, цилиндр, различные конусы; картинки с предметами формы шара, куба, цилиндра, конуса; картинки с цифрами.
|
16 |
Число и цифра 7. | Формировать представление о начале отсчета при пересчитывании предметов, расположенных по кругу. Познакомить с цифрой 7. Закреплять прямой и обратный счет в пределах 7. Закреплять пространственные отношения. Развивать логическое мышление.
| 1. игр. упр. «Цветик-семицветик» 2. физ. мин. «Цветок» 3. игр. упр. «Цветик-семицветик» 4. Играем с карточкой. 5. д\и «Четвертый лишний»
| Цветик-семицветик, карточки для игры «4-ый лишний», 2-хполосные карточки, геометрические фигуры. |
17 |
Ориентировка в пространстве.
| Развивать пространственную ориентацию, учить моделировать пространственные отношения на плоскостной модели. Продолжать учить решать конструктивные задачи. Развивать внимание и наблюдательность. | 1. д\и «Найди мяч» 2. п\и «Гаражи» 3. «Сходства и различии» 4. д\и «Геометрическая мозаика» | Игрушечная мебель, лист бумаги, геометрические фигуры, схожие с мебелью. Мяч, таблица с человечками. Набор фигур для мозаики на каждого ребенка.
|
18 |
Сравнение по ширине и толщине. | Формировать умение сравнивать предметы по ширине, толщине; производить операцию сериации по этим признакам. Учить детей представлять себе динамическую модель числа 4. Закреплять счет в пределах 7; сравнение групп предметов по количеству, на основе составления пар, сравнение рядом стоящих чисел. Закреплять пространственные представления.
| 1. игр. упр. «Гномы» 2. физ. мин. «Следопыты» 3. д\и «Найди отличия» 4. д\и «Угадай-ка»
| Фланелеграф, изображение 7 гномов разной толщины, 7 полосок разной ширины; 2 картинки для нахождения отличий, 2-хполосные карточки, по 4 кружочка на ребенка.
|
19 |
Части суток. | Закреплять представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра». Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 6), различать порядковый и количественный счет? Развивать внимание и память.
| 1. д\и «Когда это бывает» 2. игр. упр. «Кого забыл нарисовать художник» 3. Физ. мин. «Раз подняться, потянуться» 4. игр. упр. «Внимание»
| Картинки с разными частями суток, иллюстрация к сказке, схемы, геометрические фигуры.
|
20 |
Число и цифра 8. | Познакомить с числом и цифрой 8. Закрепить представления об образовании последующего числа путем прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа. Учить решать классификационные задачи.
| 1. Игр. упр. «Шишки для белки» 2. физ. мин. «Зайка» 3. игр. упр. «Елочные игрушки» 4. п\и «Гаражи». 5. д\и «Числовой ряд»
| На фланелеграф 8 крупных и 8 мелких шишек, белка с корзинкой, цифры 1 – 8; карточки для нахождения места цифры в ряду; геометрических фигур.
|
21 |
Небылицы.
| Уточнять представление о геометрических фигурах, развивать аналитико-синтетическое визуальное мышление. Закрепить количественную модель числа 8. Учить решать конструктивные задачи. Развивать внимание, память.
| 1. игр. упр. «Флажки» 2. д\и «Небылицы» 3. физ. мин «Медвежата» 4. д\и «Внимание»
| Наборы геометрических фигур; счетные палочки; карточки с контурными изображениями конструкций.
|
22 |
Ориентировка в пространстве. | Продолжать учить ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана. Закрепить знание геометрических форм. Упражнять в подборе антонимов. Поиск закономерности. | 1. д\и «Куклин дом» 2. физ. мин. «Раз, два, три» 3. д\и «Скажи наоборот» 4. д\и «Собери бусы»
| Коробка – комната и предметы кукольной мебели; геометрические фигуры, изображающие эту мебель (для фланелеграфа); игрушка; наборы геометрических фигур на каждого ребенка.
|
23 |
Число и цифра 9. | Познакомить с числом и цифрой 9. Учить находить закономерность событий. Закреплять представление об образовании последующего числа путем прибавления 1, умение сравнивать рядом стоящие числа. Упражнять в количественном счете. Развивать внимание.
| 1. игр. упр. «Букет для зайчихи» 2. физ. мин. «Мы считали и устали» 3. д\и «Что сначала, что потом» 4. физ. мин. «Волшебная палочка»
| Игрушка зайчонок, волшебная палочка, набор карточек для игры, фланелеграф, на него: 9 ромашек, 9 тюльпанов, цифры 1-9.
|
24 |
Ориентировка в пространстве. | Закреплять представление о геометрических телах, пользоваться пространственными отношениями предметов. Закрепить счет до 9. Развивать память, внимание. | 1. д\и «Чудесный мешочек» 2. д\и «Что изменилось» 3. д\и «Переполох» 4. игр. упр. «Цифры – загадки» 5. д\и «Зайчики»
| Чудесный мешочек, геометрические тела; шарик, стаканчик, кубик, бочонок; цифры 1-9; обручи для игры.
|
25 |
Измерение сыпучих тел. | Учить детей измерению объема сыпучих тел с использованием мерки. Учить детей представлять себе динамическую модель числа 4. Продолжать учить ориентироваться относительно себя (право – лево). Упражнять в количественном счете. Развивать внимание, память.
| 1. Игр. задание «Измерение крупы» 2. физ. мин. «Слушай и делай» 3. игр. упр. «Угадай-ка»
| 2 миски с крупой, различные произвольные мерки (стакан, чашка, меньше, чем стакан); фланелеграф, круги на него; на каждого ребенка двух-полосные карточки, круги.
|
26 |
Сравнение по объему.
| Познакомить с приемом непосредственного сравнения жидкости по объему. Продолжать учить детей выделять свойства предметов, сравнивать предметы, находить их отличия. Закрепить счет в пределах 9, умении сопоставлять цифры с количеством.
| 1. игр. задание «Кошкин дом» 2. физ. мин. «Насос» 4. д\и «Найди отличия»
| 4 кружки для сравнения их по объему, 2 прозрачных сосуда разной толщины, подкрашенная вода; картинка с двумя человечками; парные карточки с разным количеством предметов.
|
27 |
Уравнивание множества. | Научить уравнивать множества различными способами. Закреплять порядок цифр 1-9. Решать конструктивные задачи.
| 1. игр. упр. «За ягодами» 2. физ. мин. «Живые цифры» 3. д\и «Мозаика» Ракета для Гуньки | Фланелеграф, силуэты двух корзин, по 9 кругов красного и синего цветов; цифры-шапочки; наборы г\ф по кол-ву детей. |
28 |
Счет до 9.
| Продолжать учить выделять свойства геометрических фигур (форма, цвет, величина). Закрепить количественный счет и цифры в пределах 9. Решать конструктивные задачи. Развивать внимание и память . | 1. д\и «Посчитай» 2. игр. упр. «Котенок и щенок» 3. д\и «Угости зверят печеньем» (фигуры Дьенеша) 4. п\и «Живые цифры» 5. д\и «Запомни»
| Фланелеграф, геометрические фигуры, карточки-схемы, наборы цифр; иллюстрации с предметами.
|
29 |
Знакомство с таблицей. Признаки г\ф. | Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец); учить пользоваться простейшей таблицей. Закреплять порядковый счет в пределах 9. Закреплять представления о г\ф, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.
| 1. игр. упр. «В стране Геометрических фигур». 2. д\и «Жмурки» 3. игр. упр. «Дом фигур» 4. физ. мин. «По кочкам»
| Фланелеграф, фигуры на него, таблица, фигуры Дьенеша, цифры – кочки от 1 до 9. |
30 |
Число и цифра 0. | Формировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0. Закрепить представление о геометрических фигурах; закреплять представление о временах года. | 1. игр. упр. «Поезд» 2. д\и «Когда это бывает» 3. игр. упр. «В лесу» 4. физ. мин. «Найди свой дом»
| Цифры 0-9; изображение ежа и 3 грибов (мухомор и два съедобных); наборы с геометрических фигур; иллюстрации к сказкам.
|
31
|
Число и цифра 10. | Познакомить с числом и цифрой 10; повторить цифры от 1 до 9; развивать умение воспринимать последнее число как итог; показатель количества. Формировать умение устанавливать правильные взаимосвязи (медведь большой, мышка маленькая), развивать воображение, внимание и смекалку. Способствовать развитию зрительного восприятия детей.
| 1. д\и «На что это похоже» 2. д\и «Образование числа 10» 3. физ. мин. «Дерево кончается» 4. игр. упр. «Найди птиц» 5. д\и «Трик – трак!» 6. игр. упр. «Портрет тетушки Совы»
| Фланелеграф, облака разной формы для игры, на одном – цифры от 0 до 9, 9 лесных зверей, сова, рисунок дерева, в кроне которого спрятались 10 птиц; схема совы из геометрических фигур, наборы геометрических фигур на каждого ребенка.
|
32 |
Присчитывание и отсчитывание по 1. Порядковый счет | Учить приемом присчитывания и отсчитывания по 1, формировать внутренний план действий. Закреплять представление о числовом ряде, предыдущем и последующем числе; навыки порядкового счета. Развивать конструктивные навыки.
| 1. игр. упр. «Корзина с яблоками» 2. д\и «Не ошибись» 3. игр. упр. «Зоопарк» 4. физ. мин. «Раз, 2, 3, 4, 5!» 5. Мозаика «Утенок»
| Фланелеграф, модели корзины и яблок, набор цифр, таблицы с изображением животных, схема утенка, геометрическая мозаика.
|
33 |
Времена года. | Учить устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии, соотносить цифру с количеством. Продолжать знакомить детей с образованием числа 10 путем присчитывания. Закреплять знания о временах года, их последовательности.
| 1. игр. упр. «Собери букет» 2. д\и «Когда это бывает» 3. физ. мин. «Один, два». 4. игр. упр. «Бусы»
| Фланелеграф, цветы, цифры, картинки с временами года, круги разного цвета.
|
34 |
Логическая задача. | Закреплять пространственные отношения, умение сравнивать предметы по ширине, высоте, толщине. Закреплять счет в пределах 10, умение сопоставлять цифру с количеством, сравнивать группы предметов по количеству.
| 1. Логическая задача «Друзья» 2. физ. мин. «Не ошибись» 3. д\и «Чудесный мешочек» 4. п\и «Найди свой дом»
| Картинка с изображением 5 мальчиков разного роста и комплекции, набор цифр, набор геометрических тел; карточки с разным количеством предметов, мяч. . |
35 |
Геометрические фигуры. | Формировать умение ориентироваться на плоскости, закреплять знание количественных и порядковых числительных, формировать операцию сравнения. Закреплять умение сравнивать фигуры по различным признакам. Решение задач конструктивного рисования.
| 1. игр. упр. «Найди фигуры» 2. игр. упр. «Кто идет в гости» 3. физ. мин. «Серые зайчата» 4. д\и «Мозаика» Зайчик
| Фланелеграф, геометрические фигуры, рисунок для порядкового счета, образец – схема силуэта зайчика из геометрических фигур, листы бумаги, карандаши.
|
36 |
Итоговое Путешествие в лес | Обобщить полученные знания. Закрепить умения по всему пройденному материалу: количество и счет в пределах 10; умение сравнивать фигуры по двум признакам (величина, цвет); ориентировка в пространстве.. Развивать восприятие и представления через накопление и расширение сенсорного опыта. Развивать наглядно – действенное и наглядно – образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей).
| 1. игр упр. « Белка – художница» 2. игр. упр. «Рисуем палочками» 3. д\и «Строим мост» 4. п\и «Стройся» 5. д\и «Назови правильно» 6. д\и «Какого предмета не хватает» 7. игр. упр. «Камушки»
| Игрушки (белка, еж), пенек, иллюстрация, набор цифр, речка, ручеек, фигуры Дьенеша, фломастеры, картинка – схема, камушки – цифры, наборы палочек на каждого ребенка.
|
Литература:
· Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей - Ч. I: Смоленцева А. А. , Пустовойт О. В. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки\ сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – СПб.: «Детство-пресс», 2010. – 191 с., ил. (Библиотека программы «Детство»).
· Познавательно-игровое издание Математика – это интересно, Рабочая тетрадь. Авторы – составители: И. Н. Чеплашкина, л. Ю. Зуева, Н. Н. Крутова. Под редакцией З. А. Михайловой, ООО «Издательство «Детство –ПРЕСС»
· Смоленцова А. А., Суворова О. В. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей»: Учебно-методическое пособие – СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2010. – 112 с., ил.
· «Математика от трех до семи»: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Авт.- сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе; Худ. И. Н. Ржевцева. – СПб.: «Детство-пресс», 1999. – 176 с.: - Ил.
· «Логика и математика для дошкольников»: Методическое пособие/ Авт.- сост. 3. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая / (Библиотека программы «Детство»). – СПб: «Акцидент», 1997. – 79 с.: Ил.
· «Давайте поиграем»: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей дет. сада и родителей / Н. И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, А, А. Столяр, Т. М. Чеботаревская - Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.- 80 с.: ил.
· Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., - М.: Просвещение, 1990.-160 с.: ил.
· Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.- 94.с.: ил.
· Колесникова Е. В. Математика для детей 4 - 5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.
· Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка» практический курс математики для дошкольников 3 – 4 лет. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 2003.- 256 с.
· Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 4 – 5 лет: пособие для педагогов дошк. Учреж.: В 2 кн.\ А. В. Белошистая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1: Конспекты занятий. Методические рекомендации. Программа. – 160 с.: ил.
· Новикова В. П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 88 с.: илл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план занятий по математическому развитию в средней группе.
№ | тема занятия | цель занятия | содержание занятия | пособия, материал |
1 | Количественный счет до 5. | Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, закреплять умение считать в пределах 5. Формировать умение работать по образцу, развивать внимание. | 1. д\и «Чудесный мешочек» 2. игр. упр. «Разноцветные круги» 3. физ. мин. «Стоп» 4. д\и «Обезьянки» | Предметы круглой и квадратной формы (колечко, книжка, зеркало, платок, шарик); схемы к п\и; по 5 кругов желтого и зеленого цветов и 4 кирпичика по кол-ву детей |
2 | Сравнение по величине. Порядковый счет. | Учить соотносить размеры предметов визуально и прикладыванием. Учить правильно употреблять названия порядковых числительных при счете. Учить находить предмет по указанному порядковому номеру. | 1. д\и «Закрой коробки» 2. игр. упр. «Посчитай» 3. д\и «Найди мышку» 4. физ. мин «Вышли мышки…» 5. игр. упр. «Сделай как я» | 5 банок с плотными крышками разного размера; мышка-игрушка; цифры 1-5; по 3 счетные палочки на каждого ребенка. |
3 | Цифра 1. | Учить понимать последовательность расположения геометрических фигур. Сравнение предметов по кол-ву на основе составления пар, количественный счет в пределах 5, закрепить цифру 1. | 1. д\и «Загадки и отгадки» 2. физ. мин. «Мишутка» 3. д\и «Магазин» 4. игр. упр. «Собери бусы» | Карточка с мишкой, 5 машин, 4 куклы, 5 резиновых игрушек; цифра 1; наборы геометрических фигур. |
4 | Части суток. Цифра 2. | Учить различать части суток: утро-вечер, день-ночь. Развивать умение ориентироваться в пространстве, память, внимание; закреплять представления чего у человека по 2, по1. | 1. д\и «Когда это бывает?» 2. Загадки и отгадки. 3. физ. мин. «Два хлопка» 4. д\и «Что, где?» 5. д\и «Внимание» | Картинки с разными частями суток; фишки; 2 слоненка, цифра 2; мяч, палочки, фланелеграф. |
5 | Число и цифра 3. | Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой. Закреплять знание цифр, развивать внимание | 1. игр. упр. «Кубики». 2. д\и «Чем отличаются?» 3. физ. мин. «Стоп» 4. Работа с карточкой. | Карточка для сравнения, карточки игры «Стоп», цифры, 2-х полосные карточки, набор геометрических фигур. |
6 | Сравнение по высоте. | Упражнять в счете в пределах 5. Учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения. Закреплять знание г\ф. | 1. д\и «Расколдуй фигуру» 2. д\и «Обручи» 3. игр. упр. «Матрешки» 4. физ. мин. «Мы становимся все выше» 5. Счетные палочки. | Силуэты для сравнения по высоте; цветные обручи; фигуры Дьенеша; счетные палочки, нитки по кол-ву детей. |
7 | Число и цифра 4. | Познакомить с образованием числа 4. Учить соотносить число с кол-вом предметов. | 1. «Кубики» 2. д\и «Назови цифру» 3. Физ. мин. «Считалка в башмачках» 4. д\и «Угадай-ка» | Карточка с цифрами, кубики; мяч; 2-хполосные карточки, геометрических фигур по количеству детей. |
8 | Треугольник. | Учить находить предметы названной геометрической формы, составлять предметы из 4 треугольников. Закрепить названия геометрических фигур. Развивать способности к анализу, сравнению, обобщению. | 1. д\и «Чудесный мешочек» 2. д\и «Найди фигуру» 3. физ. мин. «Гаражи» 4. игр. упр. «Поможем зайчику» | Чудесный мешочек, геометрические фигуры в него, «Логоквадрат», фланелеграф, не него 4 треугольника, карточки числовые и с цифрами, обручи, по 4 треугольника на каждого ребенка. |
9 | Сравнение по длине. | Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки, по представлению и путем приложения. Упражнять в количественном счете. Развивать зрительное внимание. | 1. «Лиса и волк» 2. игр. упр. «Кто быстрее» 3. физ. мин. д\и «Кто больше» 4. д\и «Кто спрятался» | Фланелеграф, на него 2 домика, 2 дорожки, силуэт волка, условная мерка, 2 ленты по 1 метру и 1,5 метра с палочкой на конце, мяч, 5 игрушек, платок |
10 | Число и цифра 5. | Познакомить с образованием числа 5. Закреплять умение сравнивать по длине. Упражнять в количественном счете до 9 на слух; умение соотносить кол-во с цифрой. | 1. Работа с карточкой. 2. «Что бывает по 5?» 3. физ. мин. « Посчитай» 4. игр. упр. «Построй лесенку» | Цифра 5, молоточек, карточки с цифрами, 2-хполосные карточки, по5 синих и красных квадрата, полоски Кюизенера. . |
11 | Понятие «предыдущее» и «последующее» число. | Уточнить представление о порядке следования чисел в ряду, познакомить с отношением «предшествовать» и «следовать за» в отношении ряда. Продолжать учить решать конструктивные задачи. Упражнять в счете, развивать память, внимание. | 1.игр. упр. «Найди место» 2. д\и «Четвертый лишний» 3. п\и «Найди пару» 4. д\и «Внимание» | Фланелеграф, на него цифры, карточки «4 лишний», карточки с цифрами, числовые карточки, счетные палочки. |
12 | Сравнение по весу. | Учить сравнивать предметы по тяжести прикидкой на руке. Учить пользоваться трафаретами. Развивать внимание. | 1. игр. упр. «Ленточки» 2. игр. упр. «Мешочки» 3. игр. упр. «Самый легкий» 4. физ. мин. «Стоп» 5. д\и «Внимание» | Ленты разной длины; полотняные мешочки (в одном - мятая бумага, в другом-гвозди); кубики - большой картонный, меньший пластмас., маленький деревянный; листы бумаги, рамки, карандаши. |
13 | Число и цифра 6. | Познакомить с числом и цифрой 6. Формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы. Закреплять умение сравнивать рядом стоящие числа. Упражнять в количественном счете. | 1. игр. упр. «Лес» 2. физ. мин. «Лесорубы» 3. игр. упр. «Камушки» 4. п\и «Зайчики» | Фланелеграф, 6 берез, 6 елок; цифры от 1 до 6; 5 обручей для п\и, цифры, по 6 камушков, ракушек на каждого ребенка. |
14 | Знакомство с цилиндром | Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки. Закреплять счет в пределах 6, умение находить общие свойства предметов. Развивать логическое мышление. | 1. Знакомство с цилиндром. 2. физ. мин. «Ухо – нос» 3. п\и «Стоп» 4. д\и «Найди фигуру» | Картинки с изображением предметов цилиндрической формы, цилиндры разного диаметра и высоты; иллюстрация с шарами; таблица «Найди фигуру»; предметы цилиндрической формы. |
15 | Знакомство с конусом. | Продолжать учить располагать цифры по порядку, закреплять знание цифр. Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Закреплять пространственные представления, счет в пределах 6. | 1. д\и «Чудесный мешочек» 2. «Паспортный стол» 3. д\и «Найди пару» 4. физ. мин. «Замри» 5. д\и «Переполох» | Фланелеграф, цифры на него, шар, куб, цилиндр, различные конусы; картинки с предметами формы шара, куба, цилиндра, конуса; картинки с цифрами. |
16 | Число и цифра 7. | Формировать представление о начале отсчета при пересчитывании предметов, расположенных по кругу. Познакомить с цифрой 7. Закреплять прямой и обратный счет в пределах 7. Закреплять пространственные отношения. Развивать логическое мышление. | 1. игр. упр. «Цветик-семицветик» 2. физ. мин. «Цветок» 3. игр. упр. «Цветик-семицветик» 4. Играем с карточкой. 5. д\и «Четвертый лишний» | Цветик-семицветик, карточки для игры «4-ый лишний», 2-хполосные карточки, геометрические фигуры. |
17 | Ориентировка в пространстве. | Развивать пространственную ориентацию, учить моделировать пространственные отношения на плоскостной модели. Продолжать учить решать конструктивные задачи. Развивать внимание и наблюдательность. | 1. д\и «Найди мяч» 2. п\и «Гаражи» 3. «Сходства и различии» 4. д\и «Геометрическая мозаика» | Игрушечная мебель, лист бумаги, геометрические фигуры, схожие с мебелью. Мяч, таблица с человечками. Набор фигур для мозаики на каждого ребенка. |
18 | Сравнение по ширине и толщине. | Формировать умение сравнивать предметы по ширине, толщине; производить операцию сериации по этим признакам. Учить детей представлять себе динамическую модель числа 4. Закреплять счет в пределах 7; сравнение групп предметов по количеству, на основе составления пар, сравнение рядом стоящих чисел. Закреплять пространственные представления. | 1. игр. упр. «Гномы» 2. физ. мин. «Следопыты» 3. д\и «Найди отличия» 4. д\и «Угадай-ка» | Фланелеграф, изображение 7 гномов разной толщины, 7 полосок разной ширины; 2 картинки для нахождения отличий, 2-хполосные карточки, по 4 кружочка на ребенка. |
19 | Части суток. | Закреплять представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра». Закреплять навыки порядкового счета (в пределах 6), различать порядковый и количественный счет? Развивать внимание и память. | 1. д\и «Когда это бывает» 2. игр. упр. «Кого забыл нарисовать художник» 3. Физ. мин. «Раз подняться, потянуться» 4. игр. упр. «Внимание» | Картинки с разными частями суток, иллюстрация к сказке, схемы, геометрические фигуры. |
20 | Число и цифра 8. | Познакомить с числом и цифрой 8. Закрепить представления об образовании последующего числа путем прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа. Учить решать классификационные задачи. | 1. Игр. упр. «Шишки для белки» 2. физ. мин. «Зайка» 3. игр. упр. «Елочные игрушки» 4. п\и «Гаражи». 5. д\и «Числовой ряд» | На фланелеграф 8 крупных и 8 мелких шишек, белка с корзинкой, цифры 1 – 8; карточки для нахождения места цифры в ряду; геометрических фигур. |
21 | Небылицы. | Уточнять представление о геометрических фигурах, развивать аналитико-синтетическое визуальное мышление. Закрепить количественную модель числа 8. Учить решать конструктивные задачи. Развивать внимание, память. | 1. игр. упр. «Флажки» 2. д\и «Небылицы» 3. физ. мин «Медвежата» 4. д\и «Внимание» | Наборы геометрических фигур; счетные палочки; карточки с контурными изображениями конструкций. |
22 | Ориентировка в пространстве. | Продолжать учить ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана. Закрепить знание геометрических форм. Упражнять в подборе антонимов. Поиск закономерности. | 1. д\и «Куклин дом» 2. физ. мин. «Раз, два, три» 3. д\и «Скажи наоборот» 4. д\и «Собери бусы» | Коробка – комната и предметы кукольной мебели; геометрические фигуры, изображающие эту мебель (для фланелеграфа); игрушка; наборы геометрических фигур на каждого ребенка. |
23 | Число и цифра 9. | Познакомить с числом и цифрой 9. Учить находить закономерность событий. Закреплять представление об образовании последующего числа путем прибавления 1, умение сравнивать рядом стоящие числа. Упражнять в количественном счете. Развивать внимание. | 1. игр. упр. «Букет для зайчихи» 2. физ. мин. «Мы считали и устали» 3. д\и «Что сначала, что потом» 4. физ. мин. «Волшебная палочка» | Игрушка зайчонок, волшебная палочка, набор карточек для игры, фланелеграф, на него: 9 ромашек, 9 тюльпанов, цифры 1-9. |
24 | Ориентировка в пространстве. | Закреплять представление о геометрических телах, пользоваться пространственными отношениями предметов. Закрепить счет до 9. Развивать память, внимание. | 1. д\и «Чудесный мешочек» 2. д\и «Что изменилось» 3. д\и «Переполох» 4. игр. упр. «Цифры – загадки» 5. д\и «Зайчики» | Чудесный мешочек, геометрические тела; шарик, стаканчик, кубик, бочонок; цифры 1-9; обручи для игры. |
25 | Измерение сыпучих тел. | Учить детей измерению объема сыпучих тел с использованием мерки. Учить детей представлять себе динамическую модель числа 4. Продолжать учить ориентироваться относительно себя (право – лево). Упражнять в количественном счете. Развивать внимание, память. | 1. Игр. задание «Измерение крупы» 2. физ. мин. «Слушай и делай» 3. игр. упр. «Угадай-ка» | 2 миски с крупой, различные произвольные мерки (стакан, чашка, меньше, чем стакан); фланелеграф, круги на него; на каждого ребенка двух-полосные карточки, круги. |
26 | Сравнение по объему. | Познакомить с приемом непосредственного сравнения жидкости по объему. Продолжать учить детей выделять свойства предметов, сравнивать предметы, находить их отличия. Закрепить счет в пределах 9, умении сопоставлять цифры с количеством. | 1. игр. задание «Кошкин дом» 2. физ. мин. «Насос» 4. д\и «Найди отличия» | 4 кружки для сравнения их по объему, 2 прозрачных сосуда разной толщины, подкрашенная вода; картинка с двумя человечками; парные карточки с разным количеством предметов. |
27 | Уравнивание множества. | Научить уравнивать множества различными способами. Закреплять порядок цифр 1-9. Решать конструктивные задачи. | 1. игр. упр. «За ягодами» 2. физ. мин. «Живые цифры» 3. д\и «Мозаика» Ракета для Гуньки | Фланелеграф, силуэты двух корзин, по 9 кругов красного и синего цветов; цифры-шапочки; наборы г\ф по кол-ву детей. |
28 | Счет до 9. | Продолжать учить выделять свойства геометрических фигур (форма, цвет, величина). Закрепить количественный счет и цифры в пределах 9. Решать конструктивные задачи. Развивать внимание и память . | 1. д\и «Посчитай» 2. игр. упр. «Котенок и щенок» 3. д\и «Угости зверят печеньем» (фигуры Дьенеша) 4. п\и «Живые цифры» 5. д\и «Запомни» | Фланелеграф, геометрические фигуры, карточки-схемы, наборы цифр; иллюстрации с предметами. |
29 | Знакомство с таблицей. Признаки г\ф. | Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец); учить пользоваться простейшей таблицей. Закреплять порядковый счет в пределах 9. Закреплять представления о г\ф, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении. | 1. игр. упр. «В стране Геометрических фигур». 2. д\и «Жмурки» 3. игр. упр. «Дом фигур» 4. физ. мин. «По кочкам» | Фланелеграф, фигуры на него, таблица, фигуры Дьенеша, цифры – кочки от 1 до 9. |
30 | Число и цифра 0. | Формировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0. Закрепить представление о геометрических фигурах; закреплять представление о временах года. | 1. игр. упр. «Поезд» 2. д\и «Когда это бывает» 3. игр. упр. «В лесу» 4. физ. мин. «Найди свой дом» | Цифры 0-9; изображение ежа и 3 грибов (мухомор и два съедобных); наборы с геометрических фигур; иллюстрации к сказкам. |
31 | Число и цифра 10. | Познакомить с числом и цифрой 10; повторить цифры от 1 до 9; развивать умение воспринимать последнее число как итог; показатель количества. Формировать умение устанавливать правильные взаимосвязи (медведь большой, мышка маленькая), развивать воображение, внимание и смекалку. Способствовать развитию зрительного восприятия детей. | 1. д\и «На что это похоже» 2. д\и «Образование числа 10» 3. физ. мин. «Дерево кончается» 4. игр. упр. «Найди птиц» 5. д\и «Трик – трак!» 6. игр. упр. «Портрет тетушки Совы» | Фланелеграф, облака разной формы для игры, на одном – цифры от 0 до 9, 9 лесных зверей, сова, рисунок дерева, в кроне которого спрятались 10 птиц; схема совы из геометрических фигур, наборы геометрических фигур на каждого ребенка. |
32 | Присчитывание и отсчитывание по 1. Порядковый счет | Учить приемом присчитывания и отсчитывания по 1, формировать внутренний план действий. Закреплять представление о числовом ряде, предыдущем и последующем числе; навыки порядкового счета. Развивать конструктивные навыки. | 1. игр. упр. «Корзина с яблоками» 2. д\и «Не ошибись» 3. игр. упр. «Зоопарк» 4. физ. мин. «Раз, 2, 3, 4, 5!» 5. Мозаика «Утенок» | Фланелеграф, модели корзины и яблок, набор цифр, таблицы с изображением животных, схема утенка, геометрическая мозаика. |
33 | Времена года. | Учить устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии, соотносить цифру с количеством. Продолжать знакомить детей с образованием числа 10 путем присчитывания. Закреплять знания о временах года, их последовательности. | 1. игр. упр. «Собери букет» 2. д\и «Когда это бывает» 3. физ. мин. «Один, два». 4. игр. упр. «Бусы» | Фланелеграф, цветы, цифры, картинки с временами года, круги разного цвета. |
34 | Логическая задача. | Закреплять пространственные отношения, умение сравнивать предметы по ширине, высоте, толщине. Закреплять счет в пределах 10, умение сопоставлять цифру с количеством, сравнивать группы предметов по количеству. | 1. Логическая задача «Друзья» 2. физ. мин. «Не ошибись» 3. д\и «Чудесный мешочек» 4. п\и «Найди свой дом» | Картинка с изображением 5 мальчиков разного роста и комплекции, набор цифр, набор геометрических тел; карточки с разным количеством предметов, мяч. . |
35 | Геометрические фигуры. | Формировать умение ориентироваться на плоскости, закреплять знание количественных и порядковых числительных, формировать операцию сравнения. Закреплять умение сравнивать фигуры по различным признакам. Решение задач конструктивного рисования. | 1. игр. упр. «Найди фигуры» 2. игр. упр. «Кто идет в гости» 3. физ. мин. «Серые зайчата» 4. д\и «Мозаика» Зайчик | Фланелеграф, геометрические фигуры, рисунок для порядкового счета, образец – схема силуэта зайчика из геометрических фигур, листы бумаги, карандаши. |
36 | Итоговое Путешествие в лес | Обобщить полученные знания. Закрепить умения по всему пройденному материалу: количество и счет в пределах 10; умение сравнивать фигуры по двум признакам (величина, цвет); ориентировка в пространстве.. Развивать восприятие и представления через накопление и расширение сенсорного опыта. Развивать наглядно – действенное и наглядно – образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей). | 1. игр упр. « Белка – художница» 2. игр. упр. «Рисуем палочками» 3. д\и «Строим мост» 4. п\и «Стройся» 5. д\и «Назови правильно» 6. д\и «Какого предмета не хватает» 7. игр. упр. «Камушки» | Игрушки (белка, еж), пенек, иллюстрация, набор цифр, речка, ручеек, фигуры Дьенеша, фломастеры, картинка – схема, камушки – цифры, наборы палочек на каждого ребенка. |
Литература:
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей - Ч. I: Смоленцева А. А. , Пустовойт О. В. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки\ сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – СПб.: «Детство-пресс», 2010. – 191 с., ил. (Библиотека программы «Детство»).
- Познавательно-игровое издание Математика – это интересно, Рабочая тетрадь. Авторы – составители: И. Н. Чеплашкина, л. Ю. Зуева, Н. Н. Крутова. Под редакцией З. А. Михайловой, ООО «Издательство «Детство –ПРЕСС»
- Смоленцова А. А., Суворова О. В. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей»: Учебно-методическое пособие – СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2010. – 112 с., ил.
- «Математика от трех до семи»: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Авт.- сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе; Худ. И. Н. Ржевцева. – СПб.: «Детство-пресс», 1999. – 176 с.: - Ил.
- «Логика и математика для дошкольников»: Методическое пособие/ Авт.- сост. 3. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая / (Библиотека программы «Детство»). – СПб: «Акцидент», 1997. – 79 с.: Ил.
- «Давайте поиграем»: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей дет. сада и родителей / Н. И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, А, А. Столяр, Т. М. Чеботаревская - Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.- 80 с.: ил.
- Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., - М.: Просвещение, 1990.-160 с.: ил.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990.- 94.с.: ил.
- Колесникова Е. В. Математика для детей 4 - 5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.
- Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка» практический курс математики для дошкольников 3 – 4 лет. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 2003.- 256 с.
- Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 4 – 5 лет: пособие для педагогов дошк. Учреж.: В 2 кн.\ А. В. Белошистая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1: Конспекты занятий. Методические рекомендации. Программа. – 160 с.: ил.
- Новикова В. П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 88 с.: илл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/05/picture-22700.jpg)
перспективный план подвижных игр в средней группе
Перспективный план подвижных игр в средней группе в табличной форме...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/13/picture-66925.jpg)
Перспективные планы по арттерапии в средней группе
Перспективное планирование для детей средней группы ДОУ по сказкотерапии, игротерапии, изотерапии....
перспективный план по экологическому воспитанию (средняя группа)
Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятийЦель и задачи наблюденийФормы работы СЕНТЯБРЬ1.Во саду ли, в огороде2. В хороводе деревьев3. "Зелён...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-552471-1418825774.jpg)
перспективный план по математическому развитию во второй младшей группе
перспективный план на каждый месяц по математическому развитию во второй младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/09/picture-864553-1481312459.jpg)
Перспективный план по математическому развитию подготовительная группа
Перспективный план работы на 2019-2020 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/18/picture-340738-1413634600.jpg)
Перспективный план по математическому развитию
Перспективный план по математическому развитию для детей старшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/20/picture-306571-1642666969.jpg)
Перспективный план по математическому развитию в младшей группе на 2022 - 2023 учебный год
Перспективный план по математическому развитию в младшей группе ДОУ на 2022 - 2023 учебный год....