Информационно-аналитический отчёт
методическая разработка по математике по теме
Информационно-аналитический отчёт
по теме: «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами развивающих игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информационно-аналитический отчёт | 44.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-аналитический отчёт
по теме: «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами развивающих игр»
Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.
С введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным, на мой взгляд, представляется развитие активности, самостоятельности, инициативности детей (формирование интегративного качества – любознательный, активный).
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Интеллектуальные возможности личности – один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной инициативной и продуктивной жизнедеятельности детей. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Поэтому основные усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы воспитать у ребёнка интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических и развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей. Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.
В 2009 году, начав работать с группой детей младшего дошкольного возраста, обратила внимание на то, что большинство детей не умеют играть, общаться друг с другом.
Педагог-психолог провела вводную психологическую диагностику уровня развития психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, и дала рекомендации: обратить внимания на все виды мышления, воображения, внимания, и мелкую моторику.
Таким образом, обозначилась проблема отбора наиболее эффективных форм, методов и приёмов с детьми, позволяющих сделать труд дошкольников в познании математики интересным и доступным.
Цель моей работы в данном направлении: разработка системы развивающих образовательных ситуаций, способствующих своевременному интеллектуальному и креативному развитию дошкольников.
Объект исследования: интеллектуальное и креативное развитие дошкольников.
Предмет: развивающие образовательные ситуации, способствующие своевременному интеллектуальному и креативному развитию дошкольников.
Гипотеза: использование чётко продуманной системы образовательных ситуаций, построенных на использовании развивающих игр и заданий, ведёт к повышению эффективности работы по интеллектуальному и креативному развитию дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. В процессе анализа существующих технологий и методик интеллектуального развития дошкольников определить соответствующие условиям нашего ДОУ.
2. Пополнить, разнообразить и систематизировать дидактические игры, задания и упражнения по интеллектуальному развитию дошкольников.
3. Разработать и апробировать образовательные ситуации, построенные на использовании развивающих игр и заданий.
Исследовательская работа проходила в три этапа:
I этап - подготовительный. Анализ научной литературы, опытов работы коллег, современных технологий и методик познавательного развития дошкольников, позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи исследования.
Результатом этого этапа явились формулировка гипотезы, выбор методов исследования, обоснование его программы, подбор методик и технологий, позволяющих выстроить систему работы с дошкольниками по интеллектуальному и креативному развитию дошкольников:
- технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича;
- «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П. Никитина;
- «Веселая геометрия» – наглядное пособие для дошкольного возраста;
- «Развитие творческого мышления» Ю.Б. Гатанова;
- «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайловой;
- «Развитие логического мышления детей» Л.Ф.Тихомировой,
А.В. Басова.
II этап - формирующий эксперимент включал блоки:
1. Преобразование развивающей предметно-пространственной среды:
- подобрала и систематизировала материал для удовлетворения познавательной активности детей;
- создала условия для апробации и внедрения технологии интенсивного интеллектуально - творческого развития « Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича »;
- изготовила игры для развития детей («Чудо-цветик», «Чудо-соты», «Игровизоры», «Конструктор цифр», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Квадрат Воскобовича» (четырёхцветный);
2. Работа с детьми:
- разработала сценарии развивающих игровых ситуаций с использованием игр В.В. Воскобовича; Б.П. Никитина и других авторов;
- составила учебно-тематический план непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений в подготовительной группе;
- разработала методические рекомендации для педагогов ДОУ «Упражнения направленные на знакомство с геометрическими понятиями»;
- составила перспективные планы использования игр В.В. Воскобовича;
- организовала работу кружка «Учимся играя»;
- разработала планы работы кружка с использованием развивающих игр и упражнений.
Разрабатывая образовательные ситуации, широко использовала дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляю личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Сценарии игровых ситуаций разработаны с учётом интеграции образовательных областей. Интеллектуальные задания, дидактические игры, физминутки, задания творческого характера тематически связаны, что позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, коммуникативную) не выходя из образовательной ситуации.
Включение обучающих игр и развивающих заданий в единый игровой сюжет снижает излишнюю дидактичность занятий и способствует наилучшему формированию у детей представлений об окружающем мире. Ребенок решает интеллектуальные и нравственные проблемы, помогая сказочным персонажам преодолевать препятствия.
Для активизации познавательной деятельности и повышения интереса у детей, использую: наглядность, индивидуальную работу, различный дидактический, иллюстративный, раздаточный материал.
В образовательной деятельности использую упражнения, задания и игры направленные на развитие психических процессов.
Для развития произвольного внимания детей, использую задания и игры на внимание: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Что изменилось», «Какой рисунок лишний», «Зачеркни нужную фигуру», «Убери лишнее» и другие.
На развитие и совершенствование восприятия использую задания:
- моделирование геометрических фигур разной формы (используя счетные палочки, веревочку, мягкую проволоку, развивающую игру В.В. Воскобовича «Геоконт»);
- обводка контуров различных геометрических фигур;
- определение взаимного расположения фигур в пространстве;
- зарисовка различных геометрических фигур сложной конфигурации с использованием точечной основы.
Для развития воображения наиболее характерны задания:
- на дорисовку заданной геометрической фигуры (чтобы сначала получить как можно больше рисунков различных предметов на одной основе, а затем и различных картинок);
- задания на отыскивание в абстрактных картинках заданных фигур, (на составление из элементов простейших плоскостных и пространственных фигур);
- задания на деление фигуры на части, на составление заданной фигуры из других фигур или их частей с постепенным усложнением за счет увеличения числа деталей («Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифр», «Чудо-крестик», «Чудо-цветик», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Волшебный круг»);
- задания на трансформацию одной фигуры в другую, определение взаимного расположения фигур: внутри, вне, на.
На развитие памяти наиболее характерными заданиями этой группы являются:
- зрительные и слуховые диктанты, в содержании которых используются математические термины, геометрические фигуры, величины и материал, который постепенно усложняется как в качественном отношении, так и по количеству используемых объектов;
- проводя графический диктант, штриховку на листе бумаги, использую игру «Игровизор», в которой дети сравнивают полученный результат с образцом, переносят изображение по клеточкам, закрепляют ориентировку в пространстве листа;
- большую роль в развитии памяти играют дидактические игры типа «Внимание», «Внимание Угадай-ка», «Запомни, что показала», «Дорожка», «Волшебные огоньки».
Приоритетное внимание уделяю развитию мышления:
- для развития умения проводить сравнение использую задания, в которых предлагается сравнить два предмета; затем сравниваются группы предметов;
- для определения свойств геометрических фигур использую задания с введением символического обозначения и таблицы.
Особую радость и оживление создают задания из палочек, геометрических мозаик, проволоки, картона, развивающих игр В.В. Воскобовича: «Геоконт», «Геовизор», «Чудо-крестик», «Чудо-цветик», "Конструктор цифр", дидактических игр: «Геометрическое созвездие», «Телефонная связь», «Найди вход», «Убери лишнее».
Разнообразить занятия помогал «Шнур–Затейник». Дети вышивали не только узоры и дорожки, геометрические фигуры но и цифры.
Использование кубиков Б.П. Никитина: «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», кубиков «Косса» расширяют возможности творчески отнестись к проведению занятий, развитию конструктивных способностей у детей, способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти.
Широко использую игры головоломки З.А. Михайловой: «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Листик», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино».
Развивающие игры дают возможность самостоятельно придумывать и тут же творчески воплощать все задуманное в действительность. Дети, переключаясь с одного вида деятельности на другой, чувствуют себя свободно, раскованно, игра их увлекает.
Одну и ту же игру использую и в три года, и в семь лет, потому что она предполагает как упражнения в одно - два действия для малышей, так и многоступенчатые интеллектуальные задачи для семилетних детей.
Многофункциональность развивающих игр позволяет решать разные педагогические задачи: развивать мелкую моторику рук, математические представления, речь, сенсорные, познавательные и творческие способности, дают возможность реализовывать творческий потенциал, заложенный в каждой игре, когда взрослые и дети что-то придумывают и тут же воплощают свои «задумки» в действительность.
В ходе игр и упражнений с занимательным развивающим материалом, дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно (опираясь на схемы), мыслить, комбинировать, конструировать, сочетая форму и цвет. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, творческое отношение к учебной задаче, инициативу, формирует глубокий интерес к играм, развивающим заданиям и упражнениям.
Особое значение придаю контрольным занятиям. Они помогают выявить успехи и недостатки в освоении детьми умений, наметить индивидуальную работу.
С целью развития творческого мышления, логики и сообразительности, а также для развития психических процессов детей организовала работу кружка «Учусь играя». В содержание заданий включаю развивающие игры В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, игровые упражнения и занимательные задачи З.А. Михайловой, ребусы, головоломки.
3. Повышение компетентности родителей по интеллектуальному и креативному развитию дошкольников:
Параллельно работе с детьми велась и работа с родителями, которые активно принимали участие:
• в родительском собрании на тему «Роль семьи в развитии интеллектуальных способностей детей»;
• просмотрели открытое занятие «Путешествие в сказочный город»;
• прослушали консультации «Как развивать математические способности», «Чему научит клетка», «Нужно ли дополнительно водить ребёнка на подготовительные курсы к школе?»;
• участвовали в изготовлении материалов и пособий к занятиям (тактильные рукава, развивающие игры В.В. Воскобовича «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Чудо-цветик», «Чудо-соты» и другие игры.);
• выполняли вместе с детьми творческие задания дома.
Родители присутствовали на всех открытых мероприятиях. Для них проводились выставки работ детей. Совместно с детьми готовила подарки родителям к различным праздникам. Родители свободно могли посещать любые занятия, это помогло им глубже понять своих детей и познакомиться с различными развивающими играми.
Свое мнение о работе нашей группы родители высказывали как в устной, так и в письменной форме.
4. Работа с педагогами:
- Выступления на педагогических советах;
- Показ открытых занятий;
- Участие в методических конкурсах.
Диссеминация педагогического опыта происходит через участие в мероприятиях разного уровня:
- Всероссийский конкурс дошкольных образовательных учреждений "Изюминка"- 2 место (г. Москва, 2010 год);
- V Всероссийский конкурс воспитательных систем образовательных учреждений - Диплом III степени (г. Москва, 2011 год);
- Городской смотр-конкурс по безопасности дорожного движения "Мы в ответе за каждую жизнь" - 1место среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений (г. Благовещенск, 2011 год);
- Конкурс "Мои лучшие занятия"- 1место (г. Благовещенск, МДОАУ ДС№66 2011год);
- Выступление на курсах повышения квалификации по теме: "Интеллектуальное развитие дошкольников средствами развивающих игр" - 2012 год;
- Презентация опыта работы перед педагогами МДОАУ ДС №66 -2012 год;
- Репортаж ко дню "Спасибо" (первый областной канал, 2013 год);
- Открытый межрегиональный дистанционный турнир способностей "Росток" - Диплом за подготовку призёров (г. Москва, 2013 год).
III этап исследовательской работы - заключительный.
Анализируя работу за период с 2009 по 2013 учебные года, пришли к выводу, что результаты соответствуют поставленным цели, гипотезе и задачам исследования.
В группе созданы условия для внедрения технологий развивающего обучения (В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина и других авторов) в образовательный процесс группы и соблюдения дифференцированного подхода к детям.
Проведенная работа дала положительные результаты в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, интенсивного развития интеллектуальных способностей детей по сравнению с традиционным обучением.
В конце 2011 – 2012 учебного года (старшая группа) и конце 2012 – 2013 учебного года (подготовительная группа) по результатам исследования основных психических процессов у детей получены следующие результаты:
Старшая группа:
- высокий уровень - 25%
- средний уровень - 57%
- ниже среднего - 18%
Подготовительная группа:
- высокий уровень - 45%
- средний уровень - 49%
- ниже среднего - 6%
Можно отметить, что у детей повысился уровень развития восприятия, произвольного внимания, логического мышления, мыслительных операций обобщения и классификации, способности к моделированию, зрительной памяти. Хорошо развита мелкая моторика рук. Дети уверены в своих силах и способностях. Повысилась познавательная активность детей. Сформировано умение работать, мыслить творчески, не ждать дополнительных указаний, принимать решение, самостоятельно планировать свою практическую деятельность и осуществлять её в соответствии с планом, сформирована мотивация на обучение, желание заниматься и приобретать знания. Дети освоили конструктивные умения, научились ориентироваться в графических схемах, овладели пространственными отношениями, научились пересказывать произведения, пользуясь условными обозначениями. Они стали более активными, любознательными, эрудированными, организованными.
Таким образом, я сделала вывод, что при использовании развивающих игр можно достигнуть высоких результатов в развитии познавательных процессов, а главное в развитии возможности применять полученные знания, умения и навыки, а также, подготовить дошкольников к школьному обучению.
Мои воспитанники и их родители принимают активное участие в мероприятиях разного уровня:
Учебный год | Название мероприятия | Уровень | Ф.И.участника | Результат |
2012 год | Городской фестиваль самодеятельного творчества "Юные патриоты" | г.Благовещенск | Зайцева Катя, Киселёв Максим | Сертификат победителя |
2012 год | Городской Конкурс детского рисунка "Амурская осень" | г.Благовещенск | Щеглов Паша | Похвальный лист за I место |
2013 год | Участие в городском фестивале самодеятельного художественного творчества дошкольников "Музыкальный калейдоскоп" | г.Благовещенск Школа №28 | Щеглов Паша Борисовская Соня | Похвальная грамота за победу в отборочном туре Благодарность за участие |
2013 год | Второй международный детский творческий конкурс "Сказки красивого сердца" | г.Москва | Бризе Лера | Сертификат участника |
2013 год | Открытый межрегиональный дистанционный турнир способностей "Росток" | г.Москва | Тимченко Вадим Щеглов Паша Андриевская Регина Юшкова Маша Гладышев Дима | Диплом I степени Диплом II степени Сертификат участника Сертификат участника Сертификат участника |
2013 год | Конкурс «Кормушек для зимующих птиц» | МДОАУ ДС № 66, г.Благовещенск | Семья Юшковых Семья Борисовских Семья Щегловых Семья Сакирко | Второе место в номинации «Природа и фантазия» Первое место в номинации «Функцио-нальность» Третье место в номинации «Функцио-нальность» Третье место в номинации «Дом-столовая» |
В 2009 году была награждена Грамотой управления образования за заслуги по развитию дошкольного образования, и большой личный вклад в формирование нравственных основ детей дошкольного возраста; 2013 году награждена Почётной грамотой управления образования за высокие заслуги в развитии дошкольного образования, личный вклад в формирование нравственных основ воспитанников.
Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, применять полученные знания, умения и навыки, верить в свои силы - в этом вижу главную задачу своей работы по развитию интеллектуального развития средствами развивающих игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МБДОУ
Работая в должности старшего воспитателя, мне часто приходится составлять информационные справки о своем учреждении, которые затем сопровождают различные плановые документы стратегического и тактическ...
Анализ информационно-аналитической деятельности с педагогическими кадрами МДОУ Детский сад «Чебурашка»
В данной презентации дан анализ информационно- аналитической деятельности с педагогическими кадрами, информация систематизирована в пять блоков (уровень профессионального мастерства педагогов; н...
заполнил оценочный лист -напиши информационно-аналитическую справку!!!!
Информационно–аналитическая справка Быковой Марины Ивановны воспитателя МБДОУ детский сад №57 города Белово 1 квалификационной категории ...
информационно - аналитический отчёт педагога доу
информационно - аналитический отчёт педагога доу...
Информационно-аналитический отчёт о работе за 2018 - 2019 учебный год во второй группе раннего возраста № 1 «Ладушки»
Информационно-аналитический отчёт о работе за 2018 - 2019 учебный год во второй группе раннего возраста № 1 «Ладушки» + мониторинг...
Информационно – аналитический отчёт об использовании в образовательном процессе современных технологий
Педагогическая технология - функционирует и в качестве науки, исследующей и проектирующей наиболее рациональный путь обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и результатов деятельности и в ...
" Информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в старшей группе №4".
Информационно-аналитические. Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. «Почтовый ящик», анкетирование. Тетрадь отзывов.Наглядн...