Ориентировка на листе бумаги
консультация по математике (старшая группа) на тему

Одним из эффективных приемов обучения на листе бумаги является рисование по клеточкам. Это интересно и занимательно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

                   «Ориентировка на листе бумаги»

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться  в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради  требует дисциплинированности.

В старшем дошкольном возрасте особое внимание необходимо обратить на развитие ориентировки на листе бумаги. Прежде всего объяснить ребенку значение выражений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый (правый) угол, левый (правый) нижний угол. Для этого можно провести диктанты.

Диктанты

1.      «Снежинки падают» (развитие умения различать верх и низ листа.) Дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия  сопровождают словами: «сверху вниз».

2.      «Бабочки летят» (развитие умения различать верх и низ листа). Выполняется также, как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх – вниз», «снизу вверх».

3.      «Самолет», «Машина» (развитие умения различать правую и левую стороны листа). Самолет «разбегается» по взлетной полосе, машина  «едет» из дома в гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».

4. «Укрась ёлку». На листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Необходимо  раскрасить шарики по инструкции взрослого. «В центре – синий шар, справа от него – желтый, внизу – красный и т.п.»

Особенно полезны (и очень нравятся детям) задания на ориентировку на листе бумаги в клетку. Начать надо с простых заданий: предложите обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала ребенок действует по подражанию взрослому, затем по устной инструкции. Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). В сложных узорах ребенок учится определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).

Следующий этап работы – рисование отрезков разной длины (от руки, без линейки). Например, из исходной точки провести отрезок вверх длиной в три клетки, вправо на пять клеток и т.п. Это уже элементы геометрии, черчения!

Так же полезны упражнения в рисовании геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников), стороны которых должны содержать определенное количество клеток. Например, нарисовать строку квадратов, стороны которых равны двум клеткам, и строку квадратов со сторонами в четыре клетки. Предложите ребенку посчитать, сколько фигур в каждой строке, сколько фигур больше и почему.

Если ребенок достаточно уверенно проводит отрезки разной длины и в разных направлениях, можно переходить к «слуховым» диктантам на зарисовку животных, игрушек, предметов мебели и др.

Пример такого диктанта: Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 вниз и т.д. Дети очень радуются, когда видят положительный результат. Не торопитесь переходить к более сложным рисункам. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции от работы, и тогда интерес к таким упражнениям будет только расти.

И на этом же этапе дети перерисовывают самостоятельно по образцу такую же фигуру. Точка работы отмечается взрослым. По всем лексическим темам в нашей группе есть образцы рисунков по  клеткам.

Ценность таких упражнений несомненна: закрепляются умения ориентироваться на плоскости, совершенствуются счетные навыки, вводится измерительная деятельность – одна клетка принимается за единицу измерения, уточняются знания о геометрических фигурах и их свойствах. Кроме того, у ребенка развивается целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок, т.к. в противном случае не будет результата (рисунок не получится).

Список используемой литературы 

1.      Зегебарт Г.М. Не просто лабиринты. – М.: Генезис,2011

2.      Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития  пространственных представлений. Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

3.      Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. – М.: Эксмо, 2010

4.      Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXIвек», 1998

 

                                                        Подготовил: Бесчётнова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаге,ориентировка в пространстве во времени .Логические задачи с математическим содержанием.

Разработка занятия по математике.Цель : создание условий для развитие поисковой активности, по средством ознакомления состава числа в пределах 10Задачи:Создать условия для побуждения детей к речевой а...

"Методика ориентировки на листе бумаги"

Методика ориентировки на листе бумаги имеет важное значение для развития зрительно-пространственных представлений. Представляю вашему вниманию свой файловый метод....

НОД по математике в старшей группе по ФГОС "Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел"

Задачи: - закрепить прямой счет до 20, обратный от 10 до 0; - познакомить с образованием числа 7; - закреплять умения решать простые примеры на сложение и вычитание; - закреплять у...

Конспект занятия по ФЭМП: «Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени»

Конспект занятия по ФЭМП: «Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени»...