Роль фольклора в формировании элементарных математических представлений
статья по математике на тему

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_tvorchestva_neobhodimy_znaniya.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, формирует творческий потенциал. Для творчества  необходимы знания. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма его подачи, которая способна заинтересовать ребенка. А знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее и легче.  Ребенок вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.  Он запомнит только то, что его заинтересовало. Что же надо сделать, чтобы дошкольники с желанием и интересом занимались математикой.  

   Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математике. Малые фольклорные жанры очень разнообразны:  это загадки, пословицы, считалки, сказки, игры, потешки и т. д.

Фольклорный материал должен быть доступный детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям. Фольклорные формы должны быть интересны и разнообразны. Словарный материал фольклора должен быть понятен детям. Надо уметь выбрать необходимые художественные произведения в зависимости от сложности текста, возраста детей, их уровня подготовленности. Присутствие сказочного героя на НОД придает обучению яркую, эмоциональную окраску, учит логически мыслить.

Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на НОД, это повышает интерес детей, например – матрешка, для закрепления умений сравнивать предметы по величине, формировать умение отсчитывать предметы, закреплять счет, отсчитывать  предметы по звукам народной свистульки.

Через фольклорные жанры можно знакомить детей с числами, величиной, закреплять знания о них и использовать как игровой материал.

Народное творчество можно использовать, как часть образовательной деятельности и в ходе всего НОД, если оно носит сюжетный характер.

  Загадка может служить исходным материалом для знакомства с математическим понятием – числа, величина, отношения, например:

На четырех ногах стою,

Ходить же вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять

Ты можешь сесть и отдыхать. (стул)

  Скороговорки можно разучить на НОД и в режимных моментах. Например, во время знакомства с числами и цифрами первого десятка использовать следующие скороговорки:

Шесть мышат в камыше шуршат.

Три сороки, три трищетки  потеряли по три щетки.

Три сегодня, три вчера, три еще позавчера.

Интересные возможности представляет работа со считалками, их можно применять не только для определения ведущего или распределение ролей в игре, но и способствовать развитию качественных представлений, умению называть числа в прямом и обратном счете. Часто дети не правильно считают, пропускают числа, быстрее запомнить счет помогают считалки, например:

Один, два, три, четыре, пять,

Надо нам друзей искать,

 А без друга в жизни туго.

Выходи скорей из круга.

Можно использовать считалки, в которых используется количественных и порядковый счет, например:

Рано утром по порядку

Вышли куклы на зарядку.

Маша – первая, а Рая,

Рая с бантиком вторая.

Третья – Катя – Катенька.

А четвертая – Полина.

Я же кукла пятая стою

И команды отдаю.

Дети, после проведения  народной подвижной игры, в которой необходимо поймать играющих,  считают пойманных, сравнивают, какой ловишка поймал больше.

 С помощь фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому счету, определяют пространственное расположение предметов. Народные сказки помогают запомнить простейшие  математические понятия   (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память.

В любой из сказок, будь она народная или авторская присутствует целый ряд математических понятий.

Так сказка «Репка», «Колобок», «Теремок» помогут закрепить порядковый и количественный счет. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятия о размере. Сказка «Красная шапочка» поможет познакомить с понятиями длинный и короткий. Закрепить  представление о геометрических фигурах используя сюжет сказки «Три поросенка» помогут задания: «В каком по форме домике будет комфортно  жить поросятам? Построй при помощи геометрических фигур домик для поросят». По сказке «Цветик – семицветик» при закреплении порядкового счета и количественного, можно дать задания детям – посчитать лепестки. Задать вопросы: «Сколько лепестков? На каком по счету месте синий, зеленый лепесток? В сказке «Гуси – лебеди по сюжету дети прячут героев под яблонькой, предварительно выполнив задания: «Составьте и решите задачу про яблоки, которые лежа на земле и висят под яблоней». В дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указания на числа , например:  сказка «Двенадцать месяцев, «Волк и семеро козлят».

Сказка не только знакомит детей с математикой, но и учит их доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, умению преодолевать трудности, любознательности.

 Обучение математики в игровой форме с элементами детского народного творчества, будет способствовать повышению развития математических способностей детей, а также решению нранственного воспитания. Любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомнится надолго.

  Регулярное использование по развитию математических способностей репертуар  устного народного  творчества,  способствует расширению математического кругозора дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности , позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностей окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

 Обучение математике не должно быть скучным для ребенка, к тому же у народа существует огромное количество произведений устного народного творчества для детей. Детство невозможно без сказки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Опыт работы был представлен на региональном уровне в рамках проведения краевого конкурса "Воспитатель года Кубани - 2011"....

Консультация «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

От эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит в дальнейшем успешность обучения математике в начальной школе.Часто от взрослых можно услышать, что математика – с...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений» в подготовительной к школе группе

Перспективный план «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подго...