«Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
консультация по математике
«Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki_v_formirovanii_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy_u_doshkolnikov.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 26 «Почемучка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
КОНСУЛЬТАЦИЯ
на тему:
«Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Подготовила и провела:
Стрелец Любовь Михайловна,
Воспитатель
Cогласовано:
старший воспитатель
Маликова Л.И.
Дата проведения:
«14» ноября 2023г.
г.Октябрьский
2023-2024 учебный год
«Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого»
А. В. Запорожец.
В мир математики ребёнок попадает с маленького возраста. И в течении всего дошкольного возраста у ребёнка начинают формироваться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить фундаментом для развития его интеллекта и учебной деятельности.
Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главная из которых — это привить детям основы логического мышления и научить простому счёту.
Изучение математики – процесс сложный и трудный. Математические представления должны осваиваться последовательно, равномерно и систематически. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребёнка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.
Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Одним из средств занимательного математического материала, широко используемого народной педагогикой, является сказка, но, несмотря на внедрение в практику дошкольного воспитания большого количества методик, популярных пособий по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста сказки и сказочные сюжеты используются очень мало. Не проводится целенаправленная, систематическая работа по формированию у детей интереса к математике, не уделяется внимание связи математического образования с духовной жизнью детей и их практическим опытом.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё значение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощённым диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. В последние годы сказки активно замещаются видеоиграми, в основе которых нередко лежат насилие и жестокость.
Родители дошкольников иногда недооценивают роль сказки в развитии ребёнка. Детские сказки заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой.
Присутствие сказочного героя на ООД придаёт обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное формирует умение логически мыслить. Поэтому можно утверждать, что сказка и её возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны, так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. Распахивая перед детьми волшебные двери в сказочную страну, мы не только знакомим их с математикой, но и воспитываем доброту, любовь, взаимовыручку, доверие к миру. Развиваем умение преодолевать трудности, любознательность.
С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов.
Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, развивают память, инициативность, учат импровизации.
На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок такими авторами как Шорыгина Е. А., ЕрофееваТ. И., Большунова Н. Я. и многими другими. В содержания математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве и числах.
Народные и авторские сказки - ваши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Сказка « Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т. д.) но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек. Сказки « Колобок» и « Репка» особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? А в сказке « Репке» можно и о размере поговорить. Например: Кто самый большой? (Дед). Кто самый маленький? (Мышка). Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? (Жучка) А кто за бабкой? (Внучка) Сказка «Три медведя» - это вообще математическая супер - сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить( большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками. Чтение сказки « Красная шапочка» даст возможность поговорить о понятиях « длинный» и короткий» особенно, если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут пальчики, проедет игрушечная машинка. Ещё одна очень полезная сказка для освоения счета – « Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козлёнком героев сказки и дети легко запомнят количественный счёт до 10.
В процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, формируются мыслительные действия, приёмы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения (Г. С. Костюк).
Содержание математического образования настолько широко, что вполне позволяет включить в этот процесс и детскую книгу. Героям детских произведений довольно часто приходится проявлять свои познания в математике. Вспомним Буратино, который никак не хотел отдавать одно яблоко из задачки. Или известную единицу измерения длины из сказки Г. Остера «38 попугаев». Математический материал можно найти в книжках В. Сутеева «Разные колеса», «Мешок яблок» и др., и в сказке «Двенадцать месяцев», и в стихотворении С. Маршака «Круглый год». Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик - семицветик» и т. д.).
Стандартные математические вопросы и задания (счёт, решение обычных задач) должны быть необычными, требующими от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимозависимости. Они должны помогать ребёнку в процессе освоения точной науки. Ребёнку четырех лет и старше после знакомства с геометрическими фигурами полезно предложить зашифровать, смоделировать знакомые сказки, то есть «спрятать» героев в фигурки, которые можно угадать по форме и величине.
Здесь находят место необычные математические задания, требующие от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.
Для ребёнка сказки — это его жизнь. Мир детства невозможно представить без сказки.
Математика – наука Хороша и всем нужна,
Без неё прожить нам трудно,
Без неё нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребёнка постигать математику с интересом и удовольствием.
Список литературы
1. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки : Учебное пособие /Н. Я. Большунова - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 - 372 с.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1998 – 135с.
3. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова – Санкт-Петербург: Издательство «Детство-Пресс», 2008. – 184 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы "Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Опыт работы был представлен на региональном уровне в рамках проведения краевого конкурса "Воспитатель года Кубани - 2011"....
Консультация для воспитателей "Роль сказки в формировании элементарных математических представлений"
Для старших групп...
Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Работа по ФЭМП...
Консультация «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
От эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит в дальнейшем успешность обучения математике в начальной школе.Часто от взрослых можно услышать, что математика – с...
Роль логико-математических игр для формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...
Выступление из опыта работы на тему: «Организация индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» в рамках педагогического совета №2 «Формирование элементарных математических представлений. Способы и формы
Выступление из опыта работы «Организация индивидуальной работы по фэмп в средней группе» (1 слайд) Каждый ребёнок имеет свои особенности нер...