«Интеграция в образовательный процесс детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) и возрастной нормой»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике ( группа) на тему

. Для чего Нужна ли интеграция в образовательный процессе детей с нормой и ЗПР? Так ли это важно для воспитанников МБДОУ? Каково отношение родителей и общества к интеграции детей с особыми потребностями в общеобразовательную группу, школу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_temy_eksperimentalnoy_deyatelnosti.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Представление темы экспериментальной деятельности.

Поделиться опытом работы по организации экспериментальной деятельности в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении                             г. Мурманска детском саду комбинированного вида № 40 (далее МБДОУ № 40) по теме «Интеграция  в образовательный процесс детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) и возрастной нормой» стало возможным благодаря промежуточным результатам сотрудничества с кафедрой специальной педагогики и психологии Мурманского государственного гуманитарного университета (далее МГГУ).  

МБДОУ № 40 функционирует с 1960 года и первоначально предназначалось для детей с ЗПР. С 2001 года по настоящее время  в дошкольном учреждении -1 коррекционная группа для детей с диагнозом ЗПР и  3 группы общеразвивающего вида для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В группе для детей с ЗПР объединены два возраста: 5-6 и 6-7лет. Так же данную группу посещают дошкольники-инвалиды.

В 2010 году МБДОУ заключило договор о сотрудничестве в области научно-педагогической деятельности с МГГУ сроком на 3 года.                                                  Основные цели и задачи сотрудничества.

 Совместная деятельность МБДОУ и МГГУ началась  с определения актуальности предложенной темы взаимодействия. Для чего нужна интеграция в образовательный процессе детей с нормой и ЗПР? Так ли это важно для воспитанников МБДОУ? Каково отношение родителей и общества к интеграции детей с особыми потребностями в общеобразовательную группу, школу?

Для успешной интеграции мы определили решение ряда задач:

- повысить профессиональную компетентность педагогов МБДОУ в сфере обучения и воспитания детей с особыми потребностями;

-создать систему ранней диагностики и коррекции нарушений развития у детей;

-разработать многообразные формы сопровождения и поддержки в зависимости от потребностей воспитанников;

-обеспечить сопровождение взаимодействие детей с ЗПР и возрастной нормой;

-содействовать позитивным изменениям в сознании родителей и педагогов по отношению интеграции ребенка с ЗПР в общество.

Основная цель взаимодействия педагогов МБДОУ и представителей МГГУ предполагает совершенствование условий для интеграции детей с ЗПР в группу детей общеобразовательной направленности.                                                                                      Основные требования к содержанию совместной деятельности  детей с ЗПР и возрастной нормой.

На практике мы убедились, что содержание совместной деятельности должно:                                                                                                                                                      - быть интересно для обычных детей и детей с ЗПР;

-  способствовать социальному развитию каждого ребенка (навыки социального общения, проведения досуга, реальных взаимоотношений со сверстниками);                         - воспитывать культуру поведения и общения;

- быть направлено на достижение социальной адаптации и интеграции через обучение конкретным навыкам социального общения и взаимодействия в системе социального окружения, которое расширяет, обогащает жизненный опыт детей;                         - определяться особенностями общественной системой ценностей;

-активизировать социально инициативную деятельность детей по оказанию помощи, поддержки сверстникам с ЗПР.

В группе, которую посещает ребенок, с ЗПР необходимо выработать общие для всех правила поведения в игре, в труде, в общественных местах, в творческой деятельности и проводить цикл занятий по их усвоению.

Основной частью таких занятий является развитие коммуникативных способностей. Дети получают возможность выражать свои потребности и чувства, вступать в контакт с другими людьми.                                                                                    Условия интеграции в МБДОУ, индивидуальный маршрут.

Включение детей с ЗПР в общество сверстников, имеющих норму развития необходимо и полезно и тем и другим категориям воспитанников. Однако, как  сделать взаимодействие более эффективным в МБДОУ? Какие методы, приемы и формы работы использовать? Создание в ОУ атмосферы, способной воспитать положительное отношение к детям с ЗПР у других детей, родителей, педагогов - особенно актуальная задача в наше время. Специалисты доказали, что ключевой проблемой обучения детей с ЗПР является трудность восприятия информации, её переработки и применения полученных знаний в самостоятельной деятельности. Для преодоления этих трудностей необходимо создавать специальные  условия: обеспечить безбарьерную среду деятельности, использовать особые методы обучения, продумать специальную образовательную программу. Все это оказалось возможным в условиях  дошкольного учреждения.        

Безбарьерную среду в МБДОУ не нужно было создавать специально: так как учреждение является малокомплектным, то соответственно  дошкольники постоянно «пересекаются» в образовательном пространстве: у них общая раздевальная комната, группа детей с диагнозом ЗПР используется детьми других групп, в качестве музыкального зала, сцены для театральных постановок.  Результаты продуктивной деятельности воспитанников размещаются на общем «Вернисаже».  Дошкольники вместе посещают Плавательный бассейн, и даже инструктор по плаванию не всегда определит в воде ребенка с нормой в развитии и проблемным малышом. Творческая группа разработала план совместных экскурсий в Детскую библиотеку и Краеведческий музей. Дошкольники с удовольствием посещают все предложенные им мероприятия. Знают друг друга по именам, не делаю разницы между  детьми своей группы и соседней группы ЗПР. Им нравится играть вместе, они любят вместе заниматься интересными для них делами, обеспечивая, таким образом, комфортный режим  совместной деятельности. Мы стараемся создать ситуацию успеха для каждого воспитанника, предупреждая  переутомление, сохраняя их  психическое и физическое здоровье.                                                                                                                

Создание данных условий способствует активизации участия детей с ЗПР в общественной жизни, формированию разнообразных интересов.

С детьми-инвалидами воспитатели и специалисты работают согласно утвержденному индивидуальному маршруту. Создание и разработка индивидуальных планов, индивидуальных программ, образующих индивидуальные образовательные маршруты - достаточно сложная задача.

Цель реализации индивидуального маршрута - осуществление комплексной реабилитации детей с ЗПР. Это возможно при условии, когда вместе работают специалисты разного профиля.                                                                                                        При составлении индивидуальной программы учитываем:                                                                  а) потребности воспитанников, родителей;

б) возможности воспитанников .

Успех реализации индивидуального маршрута обеспечивается решением следующих задач:                                                                                                                                      1.Системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка для определения содержания и основных направлений деятельности.      2.Сочетание систематического изучения уровня развития ребенка с целенаправленным обучением.                                                                                 3.Организация практических занятий для педагогического состава.

Повышение уровня компетентности педагогов в ходе экспериментальной деятельности.

Процессы интеграции детей с ЗПР повышают требования к профессиональной компетентности специалистов. Анализ анкетирования «Какие трудности вы чаще всего испытываете при организации педагогического взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья», в котором участвовали все педагоги МБДОУ, показал, что наиболее распространенными трудностями оказались следующие:

- понимание причин поступков детей с особыми потребностями, своеобразие их поведения,

- организация взаимодействия с ровесниками,

-адаптация методов и приемов, которые педагоги традиционно используют для усвоения знаний детьми и др.

Для того, чтобы предупредить серьезные педагогические ошибки в нашем МБДОУ использовались как традиционные, так и инновационные формы обучения: семинары-практикумы, мастер-классы, просмотр с последующим анализом видеозаписей, выездные занятия в образовательные учреждения, проблемное представление своего педагогического опыта.

Педагоги в системе развивают свою профессиональную компетентность в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры по проблеме «Совершенствование специального (коррекционного) образования».                                                                                           Выводы:

Очень важно, чтобы ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, мог обучаться вместе со здоровыми детьми. Они учат друг друга не только конкретным знаниям, но и знанию жизни, навыкам общения, совместной деятельности. Ведь они живут в одном едином пространстве. Интегрированное обучение важно не только для ребенка с ЗПР, но и для любого другого ребенка и взрослого, потому что прививает гуманистические ценности.

В результате совместной деятельности МБДОУ и МГГУ наблюдаем эффективность совместного коррекционного обучения и воспитания. Если в 2009-2010 учебном году ЦПРПК г. Мурманска рекомендовало 77 % выпускников группы ЗПР обучение по программе 1 класса общеобразовательной школы, то в 2010-2011 учебном году их число выросло до 100%. Воспитанники стали ориентироваться в отношениях, научились включаться в них в соответствии с принятыми в обществе нормами. Дети, посещающие общеобразовательную группу, стали более ответственны, доброжелательны, толерантны.

Творческой группой МБДОУ продолжается работа по интеграции детей с проблемами в развитии в систему образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития, способы и пути интеграции в среду»

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе образования наметились тенденции к изменению тра...

Статья: "Познавательная активность в структуре особых образовательных потребностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста".

Познавательная активность в структуре  особых образовательных  потребностей детей с задержкой психического развития дошкольного возрастаНесмотря на распространенное использование в психолого...

Конспект ООД образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» Познание на тему: «Мы - цветоводы» Возрастная группа: 5– 6 лет для детей с задержкой психического развития

Конспект ООДобразовательная область «Социально - коммуникативное развитие»Познание на тему: «Мы - цветоводы»Возрастная группа: 5– 6 лет для детейс задержкой психического ...

Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развития

Особенности развития психических процессов у детей  с задержкой психического развитияДошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в ...

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в образовательном процессе ДОУ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, коррекции их развития, показаны направления повышения результативности учебного п...