«В ГОСТЯХ У БЕЛОСНЕЖКИ» (открытое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ)
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика структурное подразделение «Детский сад «Звездочка»
«В ГОСТЯХ У БЕЛОСНЕЖКИ»
(открытое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ)
Выполнила:
Воспитатель
старшей группы
Яковлева Н.А.
2015г.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. ТРИЗ. Активизировать мышление детей путем разрешения проблемной ситуации. Формировать умение определять линии развития объекта (дни недели). Учить пользоваться системным оператором с целью формирования системного мышления. Упражнять в использовании символов для характеристики объекта («символическая аналогия»). Продолжать учить конструировать логический ряд, развивать внимание и восприятие закономерностей, развивать творческое воображение.
Закрепить знания о последовательности чисел натурального ряда, получении следующего числа путем прибавления единицы. Закреплять умение сравнивать числа с использованием знака сравнения.
Закрепить знание цифр.
Продолжать формирование представлений о порядковом счете.
Закрепить практическое измерение длины с помощью условной мерки.
Закрепить у детей представления о геометрических фигурах.
Продолжать учить ориентироваться в пространстве.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ.
Презентация по сюжету сказки «Белоснежка и семь гномов», набор карточек-символов, геометрические фигуры, цифры, счетные палочки.
На каждого ребенка – условная мерка – счетная палочка, альбомный лист с нарисованными двумя дорожками (красной и зеленой) для измерения, простой карандаш.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: - Ребята, к нам в гости сегодня пришли гномики. Отгадайте загадку и вы узнаете, как их зовут:
Братцев этих ровно семь,
Вам они известны все.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
- Догадались, как зовут гномиков? Имена гномов – это названия дней недели.
На экране появляются гномы с числами от 1 до 7. Дети называют гномов по именам.
- Какой сегодня день недели? – четверг.
Почему он получил такое название? – Он четвертый по порядку
- Какой день был вчера? – среда.
- Какой день будет завтра? – пятница.
- Почему он так называется? – Потому что пятый по порядку.
-А как называется первый день недели? А как называются выходные дни?
Игра «Угадай-ка».
Воспитатель загадывает задачу про гномика. Какой номер у гнома, который находится между гномами 2 и 4?
- Дети, попробуйте и вы загадать задачу про своего гномика, а ребята отгадают ваш номер.
Вызываются 2-3 ребенка
- Ребята, гномики приглашают вас в гости и сказали, что к их домику ведут длинные дорожки.
- Перед нами две дорожки – красная и зеленая. Как узнать, какая дорожка длиннее? – Надо их измерить и сравнить количественные результаты измерения.
Практическое измерение длины дорожек с помощью условной мерки. Индивидуальная работа детей на альбомных листах.
- Сколько раз ваша мерочка укладывается на красной дорожке? – 4; на зеленой? – 3.
- Как вы считаете, какая дорожка длиннее? – Красная дорожка длиннее, потому что на ней мерочка укладывается 4 раза, а на зеленой 3 раза, а 4>3.
Динамическая пауза.
Игра «Ничего не говори, лишь руками покажи».
Задание. Покажи: высоко, низко, слева, справа, широко, узко.
- Итак, ребята, мы пришли к домику гномов.
На экране появляется картинка с изображением домика гномов. Гномы уходят на работу, а Белоснежка их провожает.
- Кто живет в домике с гномами? – Белоснежка.
- Ребята, вы знаете, что гномы очень трудолюбивые. Каждый день они ходят на работу, добывают под землей драгоценные камни, а Белоснежка прибирает в доме и готовит обед. Вот однажды, когда гномов не было дома, пришла ведьма, которую послала злая королева, чтобы та отравила Белоснежку яблоком.
На экране появляется картинка с изображением ведьмы с яблоками в корзине, в руке держит большое красное яблоко.
Яблоки зашифрованы под геометрические фигуры. Чтобы спасти Белоснежку, надо найти геометрическую фигуру, которая больше всего похожа на яблоко, и обезвредить его.
Декодирование информации.
Вниманию детей предлагаются четыре кодов, представленных с помощью символов величины, цвета и формы. Один из кодов – большой красный круг. Дети догадываются, что это код отравленного яблока.
- Молодцы, ребята! Вы спасли Белоснежку. Коснемся волшебной палочкой до отравленного яблока. Теперь она не отравится, а только заснет, и ее разбудит прекрасный принц.
Физкультминутка «Гаражи и машины»
По группе расставляются таблички с цифрами от 1 до 7. Детям раздаются карточки с кружочками 1-7. Ребенок должен посчитать кружочки на карточке и «поехать» в гараж, обозначенной по количеству кружков. Игра проводится несколько раз со сменой карточек.
- Гномики нашли много драгоценных камней и решили сделать Белоснежке подарок, но не знают какой.
Дети высказываются. Предлагают сделать для Белоснежки ожерелье или браслет или диадему из драгоценных камней. Воспитатель предлагает сделать ожерелье и научить гномов правильно составлять закономерность расположения камней в ряду.
Дети самостоятельно составляют из геометрических фигур логический ряд. Индивидуальная работа в тетрадях. Продолжить логический ряд из геометрических фигур.
- Ребята, вы сегодня трудились, как настоящие гномики. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности ОО «Познание» средней группы с использованием элементов технологии ТРИЗ-РТВ «Путешествие в Страну Веселых Человечков»
ЦЕЛЬ. Создать условия для формирования математических представлений. ЗАДАЧИ.Образовательные.Продолжать знакомить детей с цифрами, соотносить цифру с числовой карточкой. Составля...
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы с использованием элементов ТРИЗ "В гости к сказкам"
С элеметами ТРИЗ...
Открытое занятие в младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ "Путешествие в страну сказок"
В данном занятии использованы методы и элементы технологии ТРИЗ для развития речи у детей....
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе. «Поможем Доктору Айболиту»
Задачи:Образовательные:- закреплять знания о цифрах от 1 до 4, умение считать в пределах 4;- закреплять знания о геометрических фигурах;- продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;Разв...
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ «На помощь солнышку»
Совершенствование элементарных математических знаний у детей младшего дошкольного возраста с использованием элементов технологии ТРИЗ...