Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в сказочный лес»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в сказочный лес»
I. Программное содержание:
Обучающие задачи:
1. Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
3. Продолжать учить решать простые арифметические примеры на сложение и вычитание, делить целое на части.
- Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки «больше», «меньше», «равно».
- Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие задачи:
1. Создать условия для развития логического мышления, внимания, воображения.
2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_skazochnyy_les.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа»
Города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему:
«Путешествие в сказочный лес»
Выполнила: воспитатель
МБДОУ «ЦРР - №50 «Непоседа»
Льдинова Ольга Владимировна
Новочебоксарск
2014
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в сказочный лес»
I. Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
- Продолжать учить решать простые арифметические примеры на сложение и вычитание, делить целое на части.
- Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки «больше», «меньше», «равно».
- Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, внимания, воображения.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предшествующая работа:
- Дидактическая игра «Назови соседей».
- Игровое упражнение «Раздели целое на части».
- Дидактическая игра «Верно – неверно».
- Беседа «Времена года».
Методические приёмы:
- Сюрпризный момент (письмо).
- Игровое упражнение «Геометрические фигуры».
- Игровое упражнение «Сосчитай яблоки».
- Дидактическая игра «Назови соседей».
- Игровое упражнение «Поможем белочкам сравнить количество шишек»
- Физкультминутка.
- Игровое упражнение «Реши сказочные задачи».
- Игровое упражнение «Верно – неверно».
- Дидактическая игра «Помоги ежику найти свой домик».
- Игровое упражнение «Поможем Медведю разделить пирог на равные части».
- Анализ.
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки, «коврик-мостик».
Демонстрационный материал: «письмо», карта сказочного леса, полянка с геометрическими фигурами, картинки с яблонями, дидактическая игра.
Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, разноцветные круги из бумаги, карандаши.
Ход занятия
1. Приветствие.
Воспитатель:- Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Воспитатель: - Ребята, какой сегодня замечательный день! Солнышко светит и дарит нам свою улыбку! Возьмитесь за ручки парами и подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им. Отлично!
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром на столе я нашла конверт, на котором написано, что он адресован детям подготовительной к школе группы «Веселые нотки». Хотите мы его откроем? Какой тяжелый конверт! Ой, тут и правда письмо, да еще и какая-то карта. Интересно, от кого это письмо? Как вы думаете? Хотите мы его прочитаем?
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Медведь Миша. В моем сказочном лесу случилась беда. Проказница Маша играла в лесу и устроила ужасный беспорядок, а сегодня ко мне должны прийти гости. Маша заколдовала все в лесу, что мне самому не справиться, ведь я не дружу с математикой. Дорогие ребята, помогите мне навести порядок в лесу, чтобы я мог встретить гостей. Я вас тоже приглашаю ко мне в гости. Я отправляю вам волшебную карту, чтобы вы не заблудились в лесу».
Воспитатель: - Ребята, сделаем доброе дело? Поможем Медведю навести порядок в лесу?
Хотите отправиться в путешествие в сказочный лес? А как мы можем помочь Медведю?
Дети: Мы можем выполнить задания, которые придумала Маша.
Воспитатель: - Итак, отправляемся в сказочный лес. Ребята, а вот и волшебная карта.
1 задание: Как вы думаете, как нам дойти до домика Медведя?
Дети: Мы может идти по стрелочкам.
Воспитатель: - И вот перед нами «Волшебная поляна». Что растет на этой поляне? Какие-то фигуры? А как они называются?
Дети: Это геометрические фигуры.
Воспитатель:
- Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на полянке?
- Есть ли здесь одинаковые фигуры?
- Сколько фигур, которые не имеют углов?(1)
- Сколько красных фигур? (5)
- Сколько желтых фигур?(3)
- Сколько треугольников?(2)
- Сколько маленьких фигур? (2)
- Как называются одиночные фигуры? (трапеция и круг)
- Сколько не желтых фигур?(5)
- По каким признакам можно разделить все фигуры?
- На сколько групп можно разделить эти фигуры по цвету? Какие это группы?
- На сколько групп можно разделить эти фигуры по форме? Какие это группы?
- Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).
Воспитатель: - Молодцы, теперь на полянке порядок, мы можем идти дальше.
2-ое задание: По стрелочке мы идем дальше и встречаем на пути «Яблоневый сад». Здесь на деревьях растут волшебные яблоки, на каждом написано число и у каждого есть свое место. Только Маша сорвала по одному яблоку с каждого дерева, и остальные яблоки перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Разложите яблоки с числами по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи распечатанных цифр от 1 до 10, наклеенных на «яблоки»).
Воспитатель: - Миша, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил. Воспитатель:- Софья, попробуй посчитать по-другому - в обратном порядке, начиная с 10.
Воспитатель:- Илья, яблоко с какой цифрой сорвала Маша с твоей яблони?
Илья: Яблоко с цифрой 9.
Воспитатель:- Карина, яблока с какой цифрой не хватает на твоей яблоне?
Карина: Яблока с цифрой 7.
Воспитатель:- Дима, какой цифры нет на твоей яблоне?
Дима: На моей яблоне нет цифры 5.
Воспитатель: - Ребята, какое число вы поставили между числами 3 и 5?
-какое число вы поставили между числами 1 и 3?
- какое число вы поставили между числами 5 и 7?
- какое число вы поставили между числами 4 и 6?
Назовите соседей числа 5, 2, 7, 9.
Назовите число, которое больше числа 3 на 1.
Назовите число, которое больше числа 6 на 1.
Назовите число, которое больше числа 9 на 1.
Воспитатель: - Молодцы, вы отлично справились со 2-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
3-ое задание:
Воспитатель: - Итак, мы пришли к «Волшебному дереву», в дупле которого живет семья белочек. Ребята, белочки не могут сосчитать у кого из них больше шишек. Хотите помочь белочкам? А какие математические знаки могут нам помочь? (больше, меньше, равно). А зачем они нужны? Что показывают эти знаки? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно). У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.
4 5 | 8 8 | 3 4 |
7 8 | 6 7 | 9 10 |
Отлично, значит, математические знаки нужны нам, чтобы сравнивать и показывать какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Теперь белочки умеют сравнивать и знают, сколько у них шишек.
4-ое задание:
Воспитатель: - Устали, ребята? Хотите немного отдохнуть на лесной опушке. Подойдите, пожалуйста, все ко мне.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
5-ое задание:
Воспитатель: - Мы с вами по стрелочке пришли к высокому дубу, а на нем листочки с задачками:
- Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, “косой”,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог,
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел,
Он считать ведь не умел...
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех друзей! (6)
- Росли 4 березы.
На каждой березе по 4 большие ветки.
На каждой ветке по 4 яблока.
Сколько яблок на березе?(0)
- Сколько у трех мышей ушей?(6)
- Вышла курочка гулять,
Повела своих цыплят.
7 бежали впереди,
3 осталось позади.
Беспокоится их мать,
И не может сосчитать.(10)
- «Во дворе гулял павлин,
Подошёл ещё один,
2 павлина за кустами.
Сколько их? Считайте сами!» (4)
Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием.
5-ое задание:
Воспитатель: - Ребята, вот мы с вами дошли до речки, а через речку мост повис. Как можно перейти через речку?
Дети: Выполнив задание, мы сможем перейти по мостику.
Воспитатель: Чтобы перейти через мост, нам нужно пройти испытание в игре «Верно - неверно». Переходим мостик по одному. Если вы услышите правильное утверждение, хлопайте в ладоши, если же неправильное – топайте ногами. Кто правильно выполнит задание, переходит по мостику и ждет своих товарищей на другом берегу. А мы посмотрим, кто из вас самый внимательный.
- - утром солнышко встает;
- - нельзя умываться по утрам;
- - днем ярко светит луна;
- - утром дети идут в детский сад;
- - вечером люди обедают;
- - в неделе 7 дней;
- - за понедельником следует среда;
- - всего 5 времен года;
- – зимой очень холодно;
- – весной на деревьях распускаются листья.
Воспитатель: - Молодцы, дети, все были очень внимательными, справились с заданием и перешли речку.
6-ое задание:
Воспитатель:- Ребята, посмотрите на карту, мы с вами оказались в «Сосновом бору». Здесь живут веселые ежики. Эти волшебные ежики живут в сказочных домиках с волшебными цифрами, но Маша перепутала все цифры и теперь ежики не знают, в домике с каким номером они жили. Ребята, хотите сделать доброе дело и помочь ежикам?
Дети: Да!
Воспитатель: Для этого нам нужно решить примеры, и помочь ежикам найти свой домик.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, все справились с этим заданием. Ежики вам очень благодарны, вы сделали для них доброе дело.
7-ое задание.
Воспитатель: - Вот мы и пришли к домику Медведя. Медведь испек праздничный пирог, но он не знает, как правильно разделить его на равные части, если к нему придут 3 гостей. Ребята, поможем медведю?
Воспитатель: У вас на столах разноцветные круги – разделите свой круг на 2 равные части. Как вы это сделали?
Дети: Совместили края.
Воспитатель: - Как можно назвать каждую из частей?
Дети: ½
Воспитатель: - Как вы думаете, на сколько частей нужно разделить пирог, если придут 3 гостей?
Дети: На 4.
Воспитатель: Как теперь называется полученная часть круга?
Дети: ¼.
Воспитатель: - Молодцы, все гости смогут попробовать вкусный пирог! Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в сказочном лесу, сделали доброе дело. Медведь очень рад, что вы ему помогли и теперь он сможет встретить своих гостей.
Воспитатель: - Ребята, а вам понравилось наше занятие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
Воспитатель: - Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были Карина, Миша, Софья, Анжела.
Библиографический список
- Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 88 с.
- Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г. – 189 с.
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г. – 127 с.
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране «Математика».
Цели: Закреплять умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навык самоконтроля. ...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие в тридевятое царство"
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе. В целях поддержания произвольноог внимания дошкольников в течение 30 минут,на занятии использован сказочный сюжет. Предлагается много матем...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Умная линейка»
Конспект предназначен для воспитателей детских садов и предлагает один из способов совершенствования умений детей решать задачи на увеличение или уменьшения числа на несколько единиц, используя ...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие по стране Математика»
Воспитатель вместе с детьми путешесвтуем по математической стане, выполняя задачи, которые поджидают их на пути....
КОНСПЕКТ НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. (с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизнера) « Путешествие в сказочную страну»
Конспект НОД создан на основе знаний и умений детей старшего дошкольного возраста с использованием методов и приемов ТРИЗ....
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «В сказочной стране математики»
Развивать пространственные воображения, умение синтезировать и комбинировать, развивать логическое мышление с помощью дидактических игр с блоками Дьенеша, палочками Кюизинера....
КОНСПЕКТ ООД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКИ» ( С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ)
ЦЕЛЬ: Продолжать формировать у детей интерес к познавательному развитию через формирование элементарных математических представлений....