Использование проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников
статья по математике (старшая группа) на тему
Статьяпо использованию проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_s.a._problemnoe_obuchenie.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников
Составитель: воспитатель Прищепова Светлана Андреевна
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольников не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Мы не можем использовать приёмы передачи готовых знаний детям, излагать им сведения и истины. Сегодня особую ценность приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.
Как научить маленького ребёнка думать? Очевидно, что научить ребёнка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Дети дошкольного возраста исследователи сами по себе. Они хотят новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляют желание экспериментировать, самостоятельно ищут истину. Процесс размышления начинается с проблемной ситуации, которая побуждает ребёнка к активному поиску новых средств и способов решения задач (ТРИЗ) и открытию мира.
Задача педагога найти пути «обучения» детей, чтобы это обучение было проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы, основываясь на научных изысканиях, и при самостоятельном детском творческом поиске.
В нашей практике - это очень сложный вопрос, т.к. мы стремимся дать детям готовые решения, отвечаем и объясняем за них, зачастую не даём детям подумать и поискать решение.
Сегодня ставится вопрос о том, чтобы дети с помощью педагога сами находили правильные решения на поставленные проблемы.
Наблюдаются 3 уровня реализации исследовательского обучения:
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику его решения. Само решение предстоит самостоятельно найти ребёнку.
- Педагог ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (могут быть и коллективные пути решения).
- Дети ставят проблему и решают её (высший уровень).
Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоят из следующих этапов:
- постановки, формирования проблемы;
- выдвижения предложений и гипотез;
- подведение итогов, вывод.
Для того, чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделить деятельность педагога и деятельность ребёнка.
Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельности детей, подведение итогов.
Деятельность ребёнка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведения итогов.
Организовать поисковую деятельность помогут различные приёмы решения проблемных ситуаций:
- система вопросов, переформулирование условия задачи;
- наводящие задачи или задачи-подсказки;
- цепочка наводящих вопросов;
- готовый вариант решения.
Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел, фигур и линий. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческие способности.
Показатели исследовательской активности детей:
- умение понять проблемную задачу и выдвинуть предположение о способах решения.
(подмена задачи материалом, замена задачи манипулированием);
- осуществление активного поиска с помощью комбинаторного перебора.
- проявление настойчивости в экспериментировании и достижении результата.
- интерес к следующим аналогичным видам деятельности (сохранение интереса).
В процессе решения проблемной задачи возможно:
- только практическое решение;
- вместо комбинаторного решения предлагают другое решение;
- выдвигают гипотезы вместе со взрослыми, а практический поиск осуществляют самостоятельно;
- гипотезы не выдвигаются (действия случайные, правильные и неправильные);
- гипотез нет, а дети совершают игровые действия.
Очень важно правильно найти форму организации детей:
- экспериментирование;
- игра-эксперимент;
- опыты;
- игровые ситуации;
- проблемно-игровые ситуации и их варианты;
- соединение игр (многовариантность);
- игры - проекты (специально конструируются).
В своей практической деятельности всю работу с детьми организую, исходя из вышесказанного, т.е. ставлю перед детьми задачу и предлагаю найти решение. В моей практике общения с детьми звучат вопросы: «Как ты думаешь? Твои предположения? А как думает Вова? У нас есть несколько версий по одному и тому же вопросу, давайте разберёмся, что верно, а что нет или совершенно ошибочно. Ваши суждения по данному вопросу или проблеме?»
Детям нравиться рассуждать, они с удовольствием решают ту или иную проблему, высказывают своё мнение, не боятся ошибиться, т.к. понимают, что все высказывания будут приняты, и мы найдём истину.
Например: Как вы считаете, зачем нам нужен ноль?
Ответы детей: Ноль нам не нужен, он ничего не обозначает. Он ничего не значит, ничего нет. Если взять ноль конфет, то у меня ничего нет. А Алёна сказала, что если мы пишем 10, там есть ноль. Дети берут цифры и составляют число десять. Убеждаются, что ноль очень важен при написании чисел. Экспериментируем дальше: Я предлагаю мальчикам взять 0 предметов (игрушек), а девочкам показываю цифру десять и предлагаю взять 10 игрушек. Ребята убедились, что ноль очень значим в математике и в жизненных ситуациях.
При постановке проблемы дети более активны, у них вырабатывается умение находить выход из сложных ситуаций в повседневной жизни, в игре, в отношении с друзьями и взрослыми. Сам процесс познания превращается в игру, т.к. мы становимся исследователями, умниками и умницами, а иногда превращаемся в « первооткрывателей и учёных».
При использовании проблемного метода развития детей и экспериментирования в повседневной педагогической практике решаю одновременно несколько задач:
- развитие математических способностей;
- формирование умения мыслить логически и высказывать свои собственные суждения;
- развитие умения слушать и принимать суждения своих товарищей, а так же доказывать свои высказывания;
- воспитание коммуникации ребенка, его активной позиции, умения общаться со сверстниками и взрослыми;
- огромные возможности для развития речи (диалог, доказательность, рассуждение, грамматика, обогащение лексики, построения предложений);
При организации и проведении НОД по формированию элементарных математических представлений, а также в процессе всей деятельности с детьми, стараюсь общаться так, чтобы ребёнок имел возможность думать, рассуждать, экспериментировать, пробовать, решать и доводить начатое до логического завершения. И это даёт свои результаты. Дети нашей группы умеют общаться со сверстниками и взрослыми, с интересом занимаются разнообразными видами деятельности в течение дня, понимают и принимают организованные формы работы, а также умеют организовать себя и группу детей на игру и совместную деятельность в группе и на прогулке. Отрадно и то, что у нас нет детей, с которыми бы никто не общался. У детей вырабатывается стойкий интерес к познанию и все без исключения в подготовительной группе с большим нетерпением ждут, когда станут школьниками. В беседах с родителями выясняется, что нашим выпускникам в первом классе легко учиться, т.к. они умеют работать со школьными принадлежностями, умеют рассуждать и имеют практические навыки в получении материала путем экспериментирования, манипулирования с разнообразными материалами в рамках своих возрастных особенностей.
Важную роль отвожу оснащению познавательно-развивающей среды совместно с родителями, в которой каждый ребёнок имеет возможность реализовать себя, свой интерес через практическую деятельность, где скрытое обучение идёт через действие, опыт, через решение проблемных ситуаций, через игру.
В маленькой лаборатории первые удивления детей, их опытническая проблемно-поисковая деятельность, где практическим путём дети добывают знания. Материал, способствующий развитию математических способностей детей, присутствует во всех играх. Ребёнок ежедневно выполняет разнообразные действия: сравнивает, упорядочивает, систематизирует, измеряет, манипулируя с простыми предметами окружающей среды. Именно эти действия ведут к развитию математического познания. Постепенно и опосредованно, через предметы среды, ребёнок самостоятельно формирует математические понятия. Всегда в свободном пользовании групповая «математическая игротека», где дети по желанию, интересам играют в игры разной сложности: «Назови математический знак», «Маленький архитектор», «Танграм», «Сложи узор», «Кубики Никитина», «Рамки Монтессори», «Блоки Дьенеша» и др.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, требование современной действительности, я формирую и обогащаю объём развивающего материала по формированию математических представлений игровыми методами. Например: в сюжетной игре «Магазин» ребёнок пересчитывает предметы, записывает свои подсчёты, взвешивает, считает деньги, пользуется кассой, измеряет ткань и ленточки и др.
В игре «Транспорт» ребёнок устанавливает маршруты и рейсы самолётов, автобусов и других машин, вычерчивает схемы дорог, ориентируется в пространстве, учится пользоваться светофором и переходами, усваивает правила дорожного движения.
Итак, игры и игровые ситуации, эксперименты и манипуляции, проблемные вопросы и создание проблемных ситуаций в совместной деятельности с детьми являются важным эффективным средством, способствующим овладению счетными умениями, элементарными математическими знаниями, необходимыми для дальнейшего умственного развития детей и подготовке их к успешному обучению в школе.
Литература:
- Зак А., Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребёнку стать смышленым. - М.Д997Г.
- Журнал «Дошкольное воспитание».
- Михайлова З.А., Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.,2004г.
- Носова Е.А., Интеллектуальные игры и упражнения для дошкольников. - М., 1999г.
- Петерсон Л.Г., Раз - ступенька, два- ступенька. - М., 2005г.
- Соломенцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб., 2003г.
- Танникова Е.Б., Монтессори-группы в ДОУ. М.;ТЦ Сфера,2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников
Актуальным направлением в обучении дошкольников математических навыков является ознакомление детей с рядом математических зависимостей и отношений...
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Современные требования к дошкольному образованию прямоуказывают на необходимость совершенствования познавательной деятельности дошкольников.На первый план выходят активные методы интеллектуального ...
Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей дошкольников
Консультация на тему: "Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей дошкольников"...
Статья Использование проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников
Использование проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников...
Использование "Судоку" для развития математических способностей дошкольников
СУДОКУ – довольно древняя, но вменсте с тем до сих пор пользующаяся популярностью головоломка.РАЗГАДЫВАНИЕ СУДОКУ РАЗВИВАЕТ:Логическое мышлениеВниманиеПамятьУмение структурироватьУмение выстраив...
Интегрированная НОД «Использование кинезиологических методов для развития умственных способностей дошкольников» Тема: «Путешествие по зимнему лесу»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста через применение метода кинезиологии....
Методический материал на тему "Использование проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников""
Методическая разработка на тему:«Использование проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников» (из опыта работы педагога)....