Методический материал на тему "Использование проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников""
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Методическая разработка на тему:

«Использование проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников» (из опыта работы педагога).

 

       Наши дети живут в удивительное время. Современность -  это время сверхбыстрой информатизации окружающего пространства. Уже невозможно представить организацию профессиональной деятельности в городах без компьютеров и их разумных технических «помощников». С каждым годом повышаются требования к интеллектуальному развитию работников, готовых быстро и творчески решать возникающие задачи.

ФГОС показывает целевые ориентиры, которые предполагают развитие у детей любознательности, познавательных мотиваций, действий, сознания, развитие воображения, творческой активности. Эти выше названные  ориентиры связаны с развитием математических способностей у детей-дошкольников, которые в свою очередь строятся на познавательном интересе ребенка. Познавательный интерес изучали такие ученые, как Подъяков Н.Н., Эльконин Б. и др. Они доказывали необходимость его формирования в дошкольном возрасте. Одной из предпосылок для формирования познавательного интереса является использование проблемного обучения, а именно проблемной ситуации.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Под математическим развитием дошкольников понимают качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. В России в 50-60 годы целую систему формирования математических представлений была разработана А.М.Леушиной. Она разработала содержание, методику, средства и формы организации детей в данном направлении. Однако эта система носила более обучающий характер, где взрослый доминировал в познании ребенка, не позволяя ему самому задавать вопросы.

Использование проблемной ситуации в работе с дошкольниками связан с еще недавно новой парадигмой образования, суть которой заключалась не в предоставлении готовых знаний ребенку в процессе обучения, а в создании условий для его успешного самостоятельного решения различных проблемных ситуаций, где ребенок будет  ее важным субъектом.  Проблемная ситуация – это не беда, а искусственно созданное затруднение в любом виде детской деятельности, соответствующей его возрасту и возможностям. Эта психологическая ситуация, в которой ребенок может проявить свою психологическую готовность к встрече с ней, показать свой интеллект, а так же неординарность и своеобразие своей мыслительной деятельности. Зачастую в детском коллективе, например, в разновозрастной группе старшие дети, решая такие задач, не дают возможности  младшим проявлять свою познавательную активность, быстро отвечая на поставленные вопросы. Поэтому создание проблемных ситуаций педагогом, их выбор должен определяться наличием противоречий, с которыми дети часто справиться самостоятельно не могут.

 

 

 

 

В своей работе с детьми я использую следующие приемы и методы для создания проблемных ситуаций:

  1. Создаю приятную мотивационную обстановку;
  2. Объясняю вопрос;
  3. Предлагаю найти самостоятельно ответ;
  4. Выслушиваю предлагаемые решения;
  5. Предлагаю рассмотреть решения и их варианты;
  6. Прошу сделать обобщающие выводы;
  7. Показываю возникающую противоречивость ситуации;
  8. Ставлю несколько вопросов одновременно, которые могут противоречить друг другу;
  9. Помогаю с решением, если в этом есть необходимость.

Долгое время, работая в детском саду, я заметила, что не всегда дети, сталкиваясь с трудностями или проблемами, заинтересованы в нахождении путей ее решения. Зачастую отсутствие познавательного интереса, уход от задания в другие более простые виды деятельности, - вот то, с чем сегодня приходится сталкиваться педагогу. Все чаще мы слышим от детей: «Я не хочу», «Мне это не интересно» и т.д. Конечно, играть с планшетом и получать удовольствие от красивой и заманивающей игры гораздо легче, чем напрягаться интеллектуально. А вместе с тем, сред, которые давали бы ребенку демонстрацию его интеллектуальной успешности достаточно мало. Чаще всего игры в планшетах не направлены на интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника и решение им каких-либо противоречий, а скорее наоборот. Поэтому я считаю достаточно актуальным вопрос мотивации ребенка к мыслительной деятельности, поисковой, экспериментальной. И, конечно, ребенок должен всегда помнить и понимать, что ошибаться можно и нужно. Древние говорили: «Не ошибается тот, кто ничего не делает!».

Еще один важный фактор развития ребенка не только познавательного, но и нравственного – это уважение и интерес к чужому мнению, его принятие и обсуждение. Такое качество как толерантность должно быть присущим всем и во всем, а не только к «чужим», которых мы не понимаем. Уважение – качество, которое мы стараемся воспитывать с детства. И это качество в современном мире очень ценно, на нем будет базироваться дальнейшее сотрудничество со средой, людьми, временем и пространством.

Развитие математических способностей детей всегда было одной из задач целостного и гармоничного развития детей дошкольного возраста. Дошкольник много играет, рисует, поет, бегает, прыгает. Однако, в этих играх достаточно мало проблемных ситуаций, они скорее больше связаны с межличностным взаимодействием детей, их конфликтами. А нам необходимо развивать математические способности ребят. Это тоже определенное противоречие, которое должен решить педагог. Гальперин П.Я. считает что: только развивая присущую ребенку возможность овладения логическими операциями, мы можем помочь ему в этом направлении. Поэтому, опять игра! часто использую следующие игры:

  1. Игры-задания с цифрами и числами;
  2. Игры-путешествия во времени;
  3. Игры на ориентировку в пространстве;
  4. Игры на логическое мышление;
  5. Игры с задачками-шутками;
  6. Игры-тренажеры;
  7. Игры-сказки;

 

 

 

 

Помимо выше названных игр мною используются и другие технологии для развития математических способностей дошкольников такие, как:

  • Палочки Кюизинера;
  • Блоки Дьенеша;
  • Игры Б.П.Никитина и др.;

Этот материал весьма ценен, однако его использование затруднено большим количеством детей на занятиях, что предполагает его более частое использование в индивидуальной или подгрупповой работе.

Игра в жизни дошкольника, по моему представлению, должна приносить не только знания, но и радость. Ощутить ее помогают разные формы досугов и развлечений. Поэтому в плане нашей рабочей программы запланированы математические викторины, спортивные соревнования с математическими задачами, игровые досуги и театрализованные постановки. Все эти формы помогают детям практично использовать знания в разных видах совместного взаимодействия, а в будущем они помогут решать возникающие проблемы и справляться с жизненными трудностями, из которых и состоит наша прекрасная жизнь. Сотворчество взрослого и ребенка – вот главный принцип решения выше названных задач. Любите ребенка и дарите ему не только свою любовь и заботу, но и самостоятельность, тогда его развитие будет гармоничным, а значит успешным в будущем.

 

Литература

  1. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей детей // Дошкольное воспитание. 2000-№2.
  2. Михайлова З.А. и др. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПб.: «Детство-Пресс», 2010.
  3. Овчинникова Е.О. О совершенствовании ЭМП // Дошкольное воспитание. 2005-№8.
  4. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. Под ред. Подъякова Н.Н. Изд-во М.«Педагогика», 1992.

Документы

  1. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никаноренкова И.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №18 Невского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка на тему:

«Использование проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников» (из опыта работы педагога).

       Наши дети живут в удивительное время. Современность -  это время сверхбыстрой информатизации окружающего пространства. Уже невозможно представить организацию профессиональной деятельности в городах без компьютеров и их разумных технических «помощников». С каждым годом повышаются требования к интеллектуальному развитию работников, готовых быстро и творчески решать возникающие задачи.

ФГОС показывает целевые ориентиры, которые предполагают развитие у детей любознательности, познавательных мотиваций, действий, сознания, развитие воображения, творческой активности. Эти выше названные  ориентиры связаны с развитием математических способностей у детей-дошкольников, которые в свою очередь строятся на познавательном интересе ребенка. Познавательный интерес изучали такие ученые, как Подъяков Н.Н., Эльконин Б. и др. Они доказывали необходимость его формирования в дошкольном возрасте. Одной из предпосылок для формирования познавательного интереса является использование проблемного обучения, а именно проблемной ситуации.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Под математическим развитием дошкольников понимают качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. В России в 50-60 годы целую систему формирования математических представлений была разработана А.М.Леушиной. Она разработала содержание, методику, средства и формы организации детей в данном направлении. Однако эта система носила более обучающий характер, где взрослый доминировал в познании ребенка, не позволяя ему самому задавать вопросы.

Использование проблемной ситуации в работе с дошкольниками связан с еще недавно новой парадигмой образования, суть которой заключалась не в предоставлении готовых знаний ребенку в процессе обучения, а в создании условий для его успешного самостоятельного решения различных проблемных ситуаций, где ребенок будет  ее важным субъектом.  Проблемная ситуация – это не беда, а искусственно созданное затруднение в любом виде детской деятельности, соответствующей его возрасту и возможностям. Эта психологическая ситуация, в которой ребенок может проявить свою психологическую готовность к встрече с ней, показать свой интеллект, а так же неординарность и своеобразие своей мыслительной деятельности. Зачастую в детском коллективе, например, в разновозрастной группе старшие дети, решая такие задач, не дают возможности  младшим проявлять свою познавательную активность, быстро отвечая на поставленные вопросы. Поэтому создание проблемных ситуаций педагогом, их выбор должен определяться наличием противоречий, с которыми дети часто справиться самостоятельно не могут.

В своей работе с детьми я использую следующие приемы и методы для создания проблемных ситуаций:

  1. Создаю приятную мотивационную обстановку;
  2. Объясняю вопрос;
  3. Предлагаю найти самостоятельно ответ;
  4. Выслушиваю предлагаемые решения;
  5. Предлагаю рассмотреть решения и их варианты;
  6. Прошу сделать обобщающие выводы;
  7. Показываю возникающую противоречивость ситуации;
  8. Ставлю несколько вопросов одновременно, которые могут противоречить друг другу;
  9. Помогаю с решением, если в этом есть необходимость.

Долгое время, работая в детском саду, я заметила, что не всегда дети, сталкиваясь с трудностями или проблемами, заинтересованы в нахождении путей ее решения. Зачастую отсутствие познавательного интереса, уход от задания в другие более простые виды деятельности, - вот то, с чем сегодня приходится сталкиваться педагогу. Все чаще мы слышим от детей: «Я не хочу», «Мне это не интересно» и т.д. Конечно, играть с планшетом и получать удовольствие от красивой и заманивающей игры гораздо легче, чем напрягаться интеллектуально. А вместе с тем, сред, которые давали бы ребенку демонстрацию его интеллектуальной успешности достаточно мало. Чаще всего игры в планшетах не направлены на интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника и решение им каких-либо противоречий, а скорее наоборот. Поэтому я считаю достаточно актуальным вопрос мотивации ребенка к мыслительной деятельности, поисковой, экспериментальной. И, конечно, ребенок должен всегда помнить и понимать, что ошибаться можно и нужно. Древние говорили: «Не ошибается тот, кто ничего не делает!».

Еще один важный фактор развития ребенка не только познавательного, но и нравственного – это уважение и интерес к чужому мнению, его принятие и обсуждение. Такое качество как толерантность должно быть присущим всем и во всем, а не только к «чужим», которых мы не понимаем. Уважение – качество, которое мы стараемся воспитывать с детства. И это качество в современном мире очень ценно, на нем будет базироваться дальнейшее сотрудничество со средой, людьми, временем и пространством.

Развитие математических способностей детей всегда было одной из задач целостного и гармоничного развития детей дошкольного возраста. Дошкольник много играет, рисует, поет, бегает, прыгает. Однако, в этих играх достаточно мало проблемных ситуаций, они скорее больше связаны с межличностным взаимодействием детей, их конфликтами. А нам необходимо развивать математические способности ребят. Это тоже определенное противоречие, которое должен решить педагог. Гальперин П.Я. считает что: только развивая присущую ребенку возможность овладения логическими операциями, мы можем помочь ему в этом направлении. Поэтому, опять игра! часто использую следующие игры:

  1. Игры-задания с цифрами и числами;
  2. Игры-путешествия во времени;
  3. Игры на ориентировку в пространстве;
  4. Игры на логическое мышление;
  5. Игры с задачками-шутками;
  6. Игры-тренажеры;
  7. Игры-сказки;

Помимо выше названных игр мною используются и другие технологии для развития математических способностей дошкольников такие, как:

  • Палочки Кюизинера;
  • Блоки Дьенеша;
  • Игры Б.П.Никитина и др.;

Этот материал весьма ценен, однако его использование затруднено большим количеством детей на занятиях, что предполагает его более частое использование в индивидуальной или подгрупповой работе.

Игра в жизни дошкольника, по моему представлению, должна приносить не только знания, но и радость. Ощутить ее помогают разные формы досугов и развлечений. Поэтому в плане нашей рабочей программы запланированы математические викторины, спортивные соревнования с математическими задачами, игровые досуги и театрализованные постановки. Все эти формы помогают детям практично использовать знания в разных видах совместного взаимодействия, а в будущем они помогут решать возникающие проблемы и справляться с жизненными трудностями, из которых и состоит наша прекрасная жизнь. Сотворчество взрослого и ребенка – вот главный принцип решения выше названных задач. Любите ребенка и дарите ему не только свою любовь и заботу, но и самостоятельность, тогда его развитие будет гармоничным, а значит успешным в будущем.

Литература

  1. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей детей // Дошкольное воспитание. 2000-№2.
  2. Михайлова З.А. и др. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПб.: «Детство-Пресс», 2010.
  3. Овчинникова Е.О. О совершенствовании ЭМП // Дошкольное воспитание. 2005-№8.
  4. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. Под ред. Подъякова Н.Н. Изд-во М.«Педагогика», 1992.

Документы

  1. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта работы педагога)"

      В данной статье говорится о том,  что процесс размышления  начинается  с  проблемной  ситуации,  которая  побуждает  ребёнка ...

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта работы педагога)

В статье обобщен педагогический опыт по использованию  современных образовательных технологий проблемного обучения детей в процессе формирования элементарных математических представлений у детей ...

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыты работы педагога)

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников (из опыты работы педагога) «Не подражать, открывать-вот, что такое образование», сказал Дж. Криш...

Решение проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников ( из опыта)

В статье я раскрываю понятие дошкольного возраста, характеризуя его через особенности развития психических процессов, через основной вид деятельности. Также раскрывается понятие математических с...

Решение проблемных задач, как условие развития математических способностей дошкольника

Решение проблемных задач, как условие развития математических способностей дошкольника...