Использование проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников
статья (старшая группа) на тему
Актуальным направлением в обучении дошкольников математических навыков является ознакомление детей с рядом математических зависимостей и отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1doklad_no_1.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреева Т.Ю., воспитатель
ГБОУ нач.школа - дет сад № 662 Кронштадтский район
Санкт-Петербурга
Использование проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними, - уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить.
Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания и необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования детей. Исходя из этого, проблема развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста была и остается достаточно актуальной.
Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления - сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Логико-математические способности (дар оперирования числами, аналитического мышления) Эта способность связана с логикой, абстракцией, индуктивным и дедуктивным мышлением и числами. Хотя этот дар часто связывают с талантом к математике, программирования и другими операциями, связанными с логикой и числами, более точное определение ставит меньший акцент на традиционные математические способности, а больше подчеркивает научное мышление, исследования, умение проводить сложные расчеты, также способность аргументировать свою точку зрения и распознавать абстрактные модели и принципы.
Актуальность проблемы.
В период дошкольного детства особенно переломным, богатым новообразования есть старший возраст. Наиболее существенные изменения охватывают познавательную, волевую, эмоциональную сферы старших дошкольников. Они способны действовать произвольно, управлять своей психической деятельностью. Для их памяти характерна произвольность процессов запоминания и воспроизведения. Мышление, хотя и остается еще наглядно-образным, но постепенно становится словесным. С развитием мышления, неразрывно связано с развитием речи и воображения дошкольников.
Решающее значение для интенсивности новообразований дошкольного периода имеет математика. Без математической подготовки невозможны те качественные изменения, позволяющие ребенку перейти к систематическому школьному обучению.
Многие родители думают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и не сформированость собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был предварительно научный элементам школьной программы (счета, исчислением и т.п.). Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области очень скромные). Прежде разберемся в том, из чего состоит логическое мышление.
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное обучения. Развитие мышления проявляется в постепенно, расширением содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменения их в процессе общего формирования личности. Одновременно у ребенка просыпаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы. Однако основы развития логического мышления закладывается еще в дошкольном возрасте. Логическое мышление формируется на основе наглядно-образного и является высшей стадией мышления вообще.
Актуальным направлением в обучении дошкольников математических навыков является ознакомление детей с рядом математических зависимостей и отношений.
Особо следует выделить требования к формированию у детей определенных математических действий: наложение, приложения, отсчета, измерения и т.д. Именно овладение действиями осуществляет наибольшее влияние на развитие. В методике выделяются две группы математических действий: основные (счет, измерение, вычисление) и дополнительные, конструированные с дидактической.
Содержание математического развития отражено в Программе обучения, и условно его можно разделить на три направления: представления и понятия, зависимости и отношения; математические действия. Отобрать познавательный материал для изучения с возрастом его значимости и в соответствии с возможностями детей - дело непростое. В принципе содержание обучения, т.е. программа по формированию элементов математики разрабатывалась в течение многих лет.
Анализ различных (вариативных) программ по математике в Детском саду позволяет сделать вывод, что основным в их содержании достаточно широкий круг представлений и понятий: количество, число, множество, величина, мера, форма предмета и геометрические фигуры, представления и понятия о пространстве (направление, расстояние, взаимное расположение предметов в пространстве) и время (единицы измерения времени, некоторые его особенности). При этом важно подчеркнуть, что каждое логико-математическое понятие формируется постепенно, поэтапно.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому выводу. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблем, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребенка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т.д..
Каждое упражнений направлено на формирование логических мыслительных приемов. Например, упражнение , где мы учим ребенка сравнивать; упражнение сравнивать и обобщать, упражнение , которое учит анализу и сравнению; упражнение фактическая классификация по признаку.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Таким образом, за два года до школы можно повлиять на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.
Литература
1.Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М., 2002.
2.Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. - СП., 2004.
3.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников
Статьяпо использованию проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников...
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Современные требования к дошкольному образованию прямоуказывают на необходимость совершенствования познавательной деятельности дошкольников.На первый план выходят активные методы интеллектуального ...
Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей дошкольников
Консультация на тему: "Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей дошкольников"...
Статья Использование проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников
Использование проблемно-поискового метода в развитии математических способностей дошкольников...
Использование "Судоку" для развития математических способностей дошкольников
СУДОКУ – довольно древняя, но вменсте с тем до сих пор пользующаяся популярностью головоломка.РАЗГАДЫВАНИЕ СУДОКУ РАЗВИВАЕТ:Логическое мышлениеВниманиеПамятьУмение структурироватьУмение выстраив...
Интегрированная НОД «Использование кинезиологических методов для развития умственных способностей дошкольников» Тема: «Путешествие по зимнему лесу»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста через применение метода кинезиологии....
Методический материал на тему "Использование проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников""
Методическая разработка на тему:«Использование проблемных задач как условие развития математических способностей дошкольников» (из опыта работы педагога)....