ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по математике по теме
Предварительный просмотр:
Тягненко Татьяна Ивановна
Воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУДСКВ № 67 "Умка" г. Нижневартовск
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. У специалистов большинства современных профессий должно быть достаточно развито умение чётко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Третье тысячелетие, согласно прогнозам ученых, ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. В этих условиях меняется характер человеческого труда. Налицо растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.
Вместе с тем на практике, усвоение математических знаний, где требуется выработка правильных умозаключений, на различных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Дети затрудняются в решении задач, выполнение упражнений требуют больших затрат времени и сил. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний.
Основной смысл педагогического поиска в современных условиях заключается в выявлении оптимальных условий для формирования логического мышления, т.е. подготовки мышления старших дошкольников к применяемым в математике способам рассуждений. Необходимым условием является развитие обучающих функций игровой деятельности. Обучение через логико-математические игры способствует постепенному переносу интереса и увлечённости с игровой на учебную деятельность.
Основные логические приемы умственных действий. Анализ педагогических исследований по проблеме развития логического мышления позволяет говорить о логических приёмах умственных действий как о логических приёмах мышления. Это сериация, анализ, синтез, сравнение, конструирование, обобщение и др.
Сериация – построение упорядоченных, возрастающих или убывающих, рядов. Классический приём сериации – матрёшки, пирамидки и др. Сериации детям дошкольного возраста представляются по размеру – длине, высоте, ширине, если предметы одного типа (куклы, ленты и т.п.). Если же предметы разного типа, то по «величине», которая характеризует их отличия (с указанием, что считать их «величиной»), например игрушки, отличающиеся по росту.
Сравнение – это мыслительное установление сходства или различения предметов по существенным или несущественным признакам.
Методика рекомендует сначала учить сравнивать два объекта, затем группу. Поэтому можно предложить такую последовательность:
1) задания на разделение группы объектов по какому-либо признаку (большие и маленькие, красные и синие), требующие сравнения;
2) игры (вида «Найди такой же), направленные на формирование умения сравнивать.
Анализ – выделение свойств объекта, или самого объекта из группы объектов по определённому признаку. Например, задаётся признак: все предметы кислые. Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, затем объекты выделяются и объединяются в сумму по признаку «кислые».
Синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как процессы, взаимодополняющие друг друга.
Классификация – это разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основание классификации». Классификацию проводят либо по заданному основанию, либо по поиску самого основания (этот вариант чаще используют со старшими детьми, так как он требует определённого уровня сформированности операций – анализа, сравнения, обобщения).
Классификацию можно проводить: по названию, по размеру, по цвету, по форме, по другим признакам нематематического характера.
Обобщение – оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения – формируется в дошкольном возрасте как умение выделять и фиксировать общий признак двух или более объектов. Дошкольники хорошо понимают этот процесс в том случае, если результат деятельности, например классификации, произведён ими самостоятельно: эти предметы все большие, эти все маленькие, эти все красные и т.п. формируя обобщение, педагог помогает детям строить предложение, подбирать нужные термины, словесные обороты.
Характеристика игрового математического материала, как средства развития логических форм мышления старших дошкольников.
Педагогическая ценность дидактического занимательного игрового материала заключается и в расширении возможности создания и решения проблемных ситуаций, открытии эффективных путей активизации умственной деятельности, способствовании организации общения детей между собой и со взрослыми.
Занимательный игровой материал относится к нестандартному, нетиповому математическому материалу. Решение каждой из таких задач осуществляется в процессе активного поиска, длительность которого зависит от накопленного опыта.
Столяр А.А. характеризовал занимательный математический материал как чрезвычайно разнообразный по содержанию, развивающему и воспитательному значению. Занимательный математический материал по своей структуре близок к детской игре: дидактической, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, драматизации. Как и дидактическая игра, он, прежде всего, направлен на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности. Познаваемое его содержание, органически сочетаясь с занимательной формой, становится действенным средством умственного воспитания, непреднамеренного обучения, наилучшим образом соответствуя возрастным особенностям ребёнка-дошкольника. Многие задачи-шутки, головоломки, занимательные упражнения и вопросы, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные дидактические игры.
Проведённое теоретическое исследование не выявило единой общепринятой классификации игрового занимательного материала. Чаще всего какая-то задача или группа однородных задач получает название, в котором отражается либо содержание, либо игровая цель, либо способ действия, либо используемые предметы. Иногда название содержит описание задачи или игры в свёрнутой форме.
В педагогической системе предматематической подготовки детей посредством занимательных логических игр можно использовать самые простые их виды:
- геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного контурного образца или по замыслу.
Эти игры предназначены для развития пространственного представления (умения вызвать в памяти образы ранее воспринимаемых предметов), пространственного воображения (способность создать новый образ) пространственного мышления (умение мысленно оперировать имеющимися образами);
- игрушки-головоломки, состоящие из объёмных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определённым образом: «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие.
- собственно логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;
- задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?» и т.п.);
- задачи на поиск недостающей фигур, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребёнок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место.
У детей развивается умение анализировать (выделять присущие фигуре признаки), сопоставлять (видеть отличия в изображённых фигурах внутри ряда или столбца), обобщать (выделять закономерности, на основе которых построен ряд фигур).
- задания на выделение признака отличия – представлен двумя группами фигур (одна слева, другая справа), по шесть в каждой. Фигуры имеют много общих признаков, но есть и отличия (количество контурных и силуэтных фигур, их расположение, форма). Для решения задания необходим последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственных каждой из них. За анализом следует сравнение, сопоставление выделенных признаков, которое ведёт к решению. Поиск решения задачи развивает логику действий и рассуждений, формирует приёмы умственной деятельности: анализ, обобщение, абстрагирование.
- лабиринты – упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки;
- занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;
- занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, подобрать заплатку для коврика и т.п.);
- задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путём перекладывания указанного количества палочек);
Задачи данного типа можно объединить в три группы (по способу перестроения и степени сложности):
1. Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек.
2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования данной фигуры.
Такие задания требуют проявления у детей сообразительности и их нельзя решить на основе усвоенного ранее способа решения.
- загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения. Анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения («Два конца, два кольца, а посередине гвоздик», «Четыре ноги, а ходить не может»);
- стихи, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
- задачи в стихотворной форме;
- задачи-шутки – занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Приобщают детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными («Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на 2 ногах?»).
Педагогические требования к отбору математического материала как дидактическому средству:
1. Материал должен быть разнообразным. Это требование вытекает из основной его функции, заключающейся в развитии и совершенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, задача из нестандартной становится шаблонной, её развивающее влияние резко снижается. Разнообразить необходимо и формы организации работы с этим материалом: индивидуальные и групповые, а в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т.д.
2. Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определённой системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.
3. Организуя деятельность детей с игровым материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.
4. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребёнка. Это требование реализуется благодаря варьированию заданий, методических приёмов и форм организации.
5. Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементов логического мышления и предматематической подготовки в целом.
Педагогически целесообразный математический материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи. Вместе с тем занимательный математический материал обеспечил постоянную тренировку умения думать, воспринимать новые знания, принимать решения.
Список литературы.
- Береславский Л.Я. «Азбука логики». – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 160 с.
- «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. (под ред. Б.Б. Фильнкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет». 2001.
- Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по математике детей 5-7 лет. – М.: Издательство Гном и Д, 2007. – 64 с.
- Формирование математических представлений: конспекты занятий в старшей группе / авт.-сост, Е.А. Казинцева, И.В.Померанцева, Т.А.Терпак. – Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»
Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....
Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от ок...
Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы воспитателя...
Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и познает окружающий мир , познает окружающую действительность, накапливает знания и умения....
Консультация для родителей. Логические игры с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые развивают интеллект детей. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша....
Презентация: Занимательные логические игры как средство предматематической подготовки детей старшего дошкольного возраста.
Презентация: Занимательные логические игрыкак средство предматематической подготовкидетей старшего дошкольноговозраста....
Реферат слушателя программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования» Воробьевой Юлии Владимировны на тему «Театрализованная игра как средство коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста».
Материал предназначен для воспитателей и педагогов дополнительного образования для ознакомления и использования в работе....