План-конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)» на тему: «Путешествие разноцветных конвертов» для детей старшей группы
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
В представленном конспекте НОД большая роль отводится развитию у детей старшего дошкольного возраста мыслительных операций, логического мышления и доказательной речи. Сверстники оценивают действия друг друга и работают в командах (интерактивная технология), самостоятельно делают умозаключения. Данный материал будет полезен педагогам и интересен родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
varshavets_e.e._plan-konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
НОД «Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)»
на тему: «Путешествие разноцветных конвертов»
для детей старшей группы.
Составитель: Варшавец Елена Евгеньевна, воспитатель ДС № 160 «Дубравушка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: закрепить содержание и устойчивость имеющихся на данный момент представлений в области познания (ФЭМП).
Задачи:
- Формировать познавательный интерес детей к точной науке математики.
- Закрепить счетные навыки в пределах 10, состав числа; актуализировать знания о геометрических фигурах.
- Способствовать развитию умения классифицировать предметы по заданному признаку (цвет, форма).
- Развивать внимание, сообразительность, устанавливать логическое умозаключение.
- Развивать монологическую речь, отвечать развернутым предложением на поставленный вопрос; совершенствовать связную речь; способствовать развитию умения придумывать загадку – вопрос по ключевому слову.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умения выслушивать товарища, инициативность, самостоятельность.
- Проявить творческий подход, фантазию при рисовании «Любимая цифра».
Методы и приемы:
Практические: работа с раздаточным материалом, с д/и «Блоки Дьенеша»; рисование любимой цифры.
Наглядные: рассматривание математических домиков, карточек с предметами.
Словесные: беседа, чтение стихов о цифрах; ситуативный разговор.
Материалы и оборудование:
- Волчок для определения игрового конверта.
- Цветные конверты по количеству заданий.
- Раздаточный материал: набор цифр от 0 до 10.
- Карточки – предметов.
- Д/и «Блоки Дьенеша».
- 3 обруча (красный, синий, желтый).
- Карточки «математические домики» по количеству детей, образец математического домика на доске.
- Образец игры «Поставь правильно точку».
- Дорожка – лента для сюрприза.
- «Умик» за правильный ответ – красный (отлично), зеленый (хорошо).
- Музыкальная запись «Путешественники» для физ. минутки.
- Бумага для рисования по количеству детей, различный изо.материал.
- Набор больших геометрических фигур.
- Наклейки для «дневников успеха» (сюрприз).
Взаимодействие с родителями.
Предложить родителям:
- Вместе с детьми вспомнить или заучить стихи про цифры.
- Поиграть в словесные и дидактические игры: «Считай, не ошибись», «Живые цифры», «Что может быть круглым, квадратным и т.д.».
- Оформить выставку из домашних библиотек книгами математического содержания.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физ.минутка «Путешественники». Динамическая пауза «Геометрические фигуры». |
Игровая | Игровые мотивационные ситуации: «внесение волчка и цветных конвертов»; внесение сюрпризной ленты, м/и «Поставь правильно точку»; «Считай не ошибись»; «Математические домики»; «Блоки Дьенеша». Творческая игра «Превращение детей в кошек». Словесная игра «Клубочек». Игра – проблема «Брошенный котенок». |
Продуктивная | Рисование «Любимая цифра». |
Познавательно - исследовательская | Решение задач и загадок на смекалку. |
Коммуникативная | Чтение стихов о цифрах, ситуативные разговоры, вопросы. |
Трудовая | Индивидуальные поручения по уборке игрового материала. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
I Вводная часть | |||
1 | Беседа. Воспитатель сообщает детям, что все люди в мире любят писать и получать письма. И письма путешествуют по всему свету. Демонстрация цветных конвертов, в каждом конверте задание, игра «Предложение отправиться в путешествие с цветными конвертами». | Дети вращают игровой волчок, выбирают конверт, который выпадет по стрелке. | Обогащение знаний детей. |
2 | Педагог вскрывает зеленый конверт (он выпал на стрелку), сообщает игровое задание. Этот конверт содержит загадки – разминки для ума. Педагог предлагает детям придумать самим загадки про варежки. | Дети отгадывают загадки. Загадки. 1. Дали братьям теплый дом, Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился И отдельно поселился. (Варежка) Варианты загадок от детей: - Сколько варежек ты берешь с собой на прогулку? - Сколько пальчиков живет отдельно от большого? - У кошки есть варежки? И т.д. 2. Во дворе поставлен дом. На цепи хозяин в нем. (Будка) Загадки – вопросы от детей. 3. Дом построен для певца- Без окошек, без крыльца. (Скворечник) | Проявление познавательного интереса, инициативности. Совершенствование связной речи. Умение придумывать загадку – вопрос по ключевому слову. Раздача «умиков» по итогам задания из зеленого конверта. |
II Основная часть | |||
3 | Педагог вскрывает красный конверт. Предлагает поиграть в игру «Считай, не ошибись». Задания: - «Назови последующее и предыдущее число»; - «Покажи цифру на 1, на 2 больше, меньше (3, 6,8…); - «Найди место в ряду …». | Дети проходят к столам. С помощью раздаточного материала (набор цифр от 0 до 10) раскладывают числовой ряд и выполняют задания, отвечая на вопросы воспитателя. | Мотивация на познавательную деятельность. Закрепление счётных навыков. Формирование умения выслушивать товарища. |
4 | Предлагает провести физ.минутку «Путешественники». | Выполняют движения в соответствии с музыкальной композицией. | Обеспечение оптимальной двигательной активности. Снятие мышечного тонуса. |
5 | Воспитатель вскрывает синий конверт. Д/игра «На что похожа геометрическая фигура». | Дети подбирают к геометрическим фигурам карточки с предметами похожей формы. | Закрепление геометрических фигур, умения их классифицировать по определённому признаку. Развитие абстрактного мышления. |
6 | Воспитатель вскрывает оранжевый конверт. Д/игра «Математический домик». Упражнение педагог предлагает выполнить на индивидуальных листах с изображением математического домика (состав числа). | Выполняют упражнение на состав числа, поселяют нужную цифру в нужный домик. | Развитие мыслительных операций; закрепление состава числа. |
7 | Педагог вскрывает фиолетовый конверт. Д/игра «Блоки Дьенеша». Предложение разделиться на три команды. У каждой команды дом – круг определенного цвета (красный, синий). Задание: Поселить определенные блоки в нужный дом-круг. | Выполняют задания и поясняют свои действия: ✓ В синий круг желтые прямоугольники и красные круги. ✓ В красный круг синие треугольники, желтые круги. ✓ В желтый круг желтые прямоугольники и синие круги. Оценивают свою деятельность (рассуждают, дискуссируют). | Проявление инициативности с опорой на имеющиеся знания; формирование умения самостоятельно классифицировать предметы по признакам (цвет, форма). |
8 | Воспитатель вскрывает «коричневый конверт» и поясняет: «Этот конверт содержит литературное задание «Прочти знакомые стихи о цифрах». | Дети с выражением читают стихи, которые учили в течение учебного года, или выучили дома с родителями. | Совершенствование выразительного чтения стихов, обогащение знаний между сверстниками. |
9 | Вскрывается «голубой конверт», предлагает решить логическую задачу «Поставь правильно точку». Задание: по инструкции расставить точки и назвать полученную геометрическую фигуру. | Дети выполняют задание по одному у доски. Другие дети оценивают правильность выполнения задания. | Актуализировать знания о геометрических фигурах, проявлять активность. Формирование умения выполнять задание поочерёдно, уважать мнение и действия сверстников. |
10 | Динамическая пауза «Геометрические фигуры» (гимнастика для глаз). | Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. | Снятие усталости глаз. |
III Заключительная часть | |||
11 | Педагог сообщает, что цветные конверты закончились и путешествие подошло - к завершению. Предлагает детям высказать своё мнение о путешествии. И подсчитать количество «умиков». | Дети оценивают свою деятельность. Сообщают о количестве «умиков». | Удовлетворенность собственных познавательных интересов, воспитание любознательности, инициативы. Мотивация на дальнейшую образовательную деятельность. Развитие дружеских взаимоотношений. |
12 | Предлагает творческое задание «Нарисуй любимую цифру». | Дети выбирают изоматериал по желанию. Воплощают свой замысел в рисунке, рассказывают, почему именно эта цифра нравится. | Умение оформлять совместную выставку рисунков «Моя любимая цифра». Умение составлять рассказ о «своей» цифре. |
13 | Сюрпризный момент. Воспитатель благодарит детей за участие в путешествии. За проявленные знания, любознательность, взаимопомощь. Предлагает пройти по сюрпризной ленте за сюрпризом. | Звучит музыка. Дети отправляются за сюрпризом. В сюрпризном мешочке детей ждут наклейки для «дневников успеха». | Эмоциональный отклик, удовлетворение от игровой ситуации. |
Приложение.
Гимнастика для глаз «Геометрические фигуры»
Вот фигуры – непоседы
Любят в прятки поиграть
Так давайте их ребята,
Дудим глазками искать.
Будем глазками искать
К ним поближе подбегали
Дружно глянем все налево
Что так? Это же … квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат
Шагает прямо как солдат. /Дети шагают на месте/.
Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это – круг - …
И тебя мы отыскали
Нас встречай любимый друг.
Вокруг себя мы повернемся.
И на место вмиг вернемся. /Дети кружатся на месте/.
Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура
Называется овал.
Прыгай, руки поднимай
До овала доставай! /Дети прыгают с поднятыми вверх руками/.
Вниз глазами поведем,
Треугольник так найдем.
И на корточки присядем
Хорошо фигуры знаем! /Дети приседают/.
«Веселый счет» от одного до десяти
1. Вот один, иль единица
Очень тонкая, как спица.
2. А вот это цифра два
Полюбуйтесь, какова
Выгибает двойка шею
Волочится хвост за нею.
3. А за двойкой – посмотрите
Выступает цифр три
Тройка – третий из значков –
Состоит из двух крючков.
4. За тремя идут четыре
Острый локоть оттопыря.
5. А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула
Ножку круто изогнула.
6. Цифра шесть – дверной замочек.
Сверху крюк, внизу кружочек.
7. Вот семерка – кочерга
У нее одна нога.
8. У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
9. Цифра девять иль девятка
Цирковая акробатка,
Если на голову встанет
Цифрой шесть девятка станет.
10. Цифра вроде буквы «0» -
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький
Но не значит ничегошеньки.
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить
Потому что это – десять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП на тему «Часть и целое» для детей старшей группы.
Конспект ООД по ФЭМП на тему «Часть и целое» для детей старшей группы.Образовательная область: "Познание".Цель: Формирование понятий части и целого.Образовательные задачи:1. Закрепить навыки прямого и...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие на остров сокровищ» детей старшей группы (5-6 лет)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие на остров сокровищ» детей старшей группы (5-6 лет)...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познавательному и физическому развитию) На тему: «Путешествие по России» для детей старшей группы
Задачи: Формировать представления детей о России;совершенствовать навык сохранения равновесия на уменьшеннойи неустойчивой площади опоры;развивать фантазию детей;воспитывать уверенность в своих ...
КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности ФЭМП по теме «Путешествие в сказку» для детей среднего возраста
С вами мы уже в полёте.На ковре, на самолёте.Наш ковёр летит и мчится,Трудностей мы не боимся.В сказочный мир попадём,И героев позовём!...
Конспект НОД ФЭМП на тему: «Путешествие в страну Математику» в старшей группе
Конспект НОД ФЭМП на тему: «Путешествие в страну Математику» в старшей группе...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» На тему: «Путешествие на юг» для детей старшей группы компенсирующей направленности.
Конспект НОД ОО «Речевое развитие»На тему: «Путешествие на юг»Для детей старшей группы компенсирующей направленности....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП на тему «Математика-Царица наук» для детей старшей группы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП на тему «Математика-Царица наук» для детей старшей группы...